Фаэнца в период синьории Манфреди Ранние Манфреди

Ковалева Марина 2
 Ковалева М.В. ФАЭНЦА В ПЕРИОД СИНЬОРИИ МАНФРЕДИ И ДО КОНЦА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Очерк содержится в монографии: Блейзизен С., Ковалева М.В., Киселева Е.П. Очерки по истории Италии эпохи  Возрождения.- Орел: ФГБОУ ВПО "Госуниверситет - УНПК", 2011.
По техническим причинам иллюстрации и сноски не воспроизводятся.

1. Ранние Манфреди и следы их эпохи

Фаэнца – небольшой итальянский город в провинции Эмилия - Романья. Он находится примерно в 100 км от Флоренции, 50 км  – от Болоньи, 45 км – от Римини. В эпоху Возрождения Фаэнца была городом - государством, принадлежавшим синьорам Манфреди.
Впервые имя семьи Манфреди прогремело на всю Италию в связи с преступлением Альбериго Манфреди, видного представителя партии гвельфов  и члена светского ордена Рыцарей Святой Марии (гаудентов). Во время ссоры со своим двоюродным братом Альбериго получил пощёчину. Притворившись, что ищет примирения, он 2 мая 1285 г. пригласил брата, Альбергетто, и его отца, Манфредо Манфре-ди, на роскошный обед. В конце пиршества хозяин громко произнёс: «Внесите фрукты!» Эта фраза была сигналом для убийц, в число ко-торых входили сын хозяина Уголино и его другой кузен Франческо Манфреди, которые, ворвавшись в зал, закололи гостей кинжалами.  Гнусность убийства подчёркивалась тем, что братья - гауденты, со-гласно уставу, были обязаны заниматься примирением  враждующих сторон и защитой обездоленных.
Елена Цуккини отмечает, что слух о «фруктах брата Альбериго» разошёлся столь широко, что Данте в 33 песне «Ада» не счёл необхо-димым даже объяснять историю преступления этого знатного горо-жанина. Брат Альбериго благополучно здравствовал, когда в 1300 г. поэт поместил его душу в Ад на страницах своей бессмертной «Боже-ственной комедии». Данте наказал злодея, приговорив его к заточению во льдах адской реки Коцит, где, неподвижный, он страдает от тяжести застывших на холоде слёз в глазных впадинах. Чтобы объяснить явно затянувшееся промедление со стороны божественного правосудия, поэт вкладывает в уста грешника речь, из которой вытекает, что сразу по совершении преступления его душа попала в Ад, а в тело, до конца его земного срока, вселился бес, который и создаёт видимость жизни в пустой оболочке.  Хотя откровения были получены в обмен на обещание освободить глаза Альбериго от гнёта льда, возмущённый поэт не сдерживает слова: «И было доблестью быть подлым с ним».
Кроме Манфреди, Данте обессмертил, поместив в Ад, ещё двух жителей Фаэнцы. Один из них, гибеллин Тибальделло де Замбрази, решил своеобразно отомстить некоему болонскому гибеллину, на-шедшему убежище в городе, который украл у него двух свиней. Он изготовил слепки с ключей от городских ворот и вручил их болонским гвельфам, которые, ворвавшись в ночью город, устроили в нём погром. Данте заставил предателя стоять вмёрзшим в лёд озера. Ещё один грешник, Магинардо Пагани да Сузиньяна, в 1300 г. синьор Фа-энцы, Форли и Имолы, жестокий и неустрашимый военоначальник, удостоился от поэта слов, что даже пресечение его рода по причине отсутствия мужских потомков отнюдь не обелит грязной славы его семьи в целом.
Род Манфреди шёл к власти, как и другие подобные ему семьи, через ожесточённую борьбу со своими противниками из семьи Пагани. Окончательно закрепиться у власти ему удалось в 1313 г., когда  Франческо Манфреди был избран на должность капитана народа, став главой городского ополчения. Франческо  был человеком храбрым, хитрым и жестоким. Правда, в «Трёхстах новеллах» Франко Саккетти мы неожиданно сталкиваемся с иной его характеристикой. В частности, там утверждается, что основатель династии был «правитель мудрый и достойный, лишённый всякого тщеславия и скорее соблюдавший нравы и скромную внешность именитого гражданина, чем синьора», а затем  рассказывается случай, где он проявил «великую справедливость и великую мудрость».   Елена Цуккини полагает, что этой смягчённой характеристикой Франческо был обязан  дружбе, которую питал писатель к его внуку Асторджо I, и которая водила его пером.  В  1327 г.  первый синьор Манфреди был свергнут собст-венным сыном Альбергеттино (казнён в 1329 г.), но смог восстановить контроль над городом. В 1333 г. он передал власть сыну Риккардо. Риккардо умер в 1340 г., и власть вновь перешла к его отцу. Год спустя сын Риккардо, Джованни, был избран капитаном народа. В этот период в руках синьоров Манфреди, кроме Фаэнцы, находилась и соседняя Имола.
От эпохи Данте и ранних Манфреди в Фаэнце сохранились крипта в многократно перестроенной церкви святых Ипполито и Лоренцо (VIII – XIII вв.), колокольня церкви Санта Мария ад Нивес (X – XI вв.), маленькие церкви Сан Бартоломео (XI – XII В.) и Санта Мария Маддалена делла Комменда (XII в.).  Последняя служила приютом для паломников, шедших в Святую Землю.
В середине XII в. уже существовали Дворцы подесты и капитана народа. В период правления Франческо Манфреди был заложен красивый мост с  двумя башнями через реку Ламоне (разрушен в 1842 г.), на которой стоит Фаэнца, а сам город начал всё более приобретать славу керамического центра. В нём получило широкое распространение изготовление кухонной утвари, особенно кувшинов и мисок. Они покрывались белым стекловидным покрытием и украшались росписями или процарапанным узором. Основными мотивами росписей были растительный и животный, а также геральдические знаки.  Преобладали зелёный и коричневый цвета. 
Из произведений живописи той эпохи в городской Пинакотеке хранится старинное распятие XIII в. Сам крест имеет чёрный цвет, но по краям обильно украшен золотом.  Вдоль тела Христа тянутся ленты с синим узором.

По обеим сторонам от раскинутых рук Сына Божьего расположе-ны маленькие фигурки скорбящих Богоматери и святого Иоанна Кре-стителя. К ногам, пробитым гвоздями, припадает крошечная фигурка заказчика распятия. В данном случае масштаб персонажей отражает их важность в мировой иерархии.
Ещё одна свидетельница давно ушедшей эпохи – икона работы Джованни да Римини. Она разделена на две части. В верхней части, на фоне красного занавеса с золотыми узорами, поддерживаемого ангелами, изображена Богоматерь, держащая на руках взыгравшего младенца. Интересно передано психологическое состояние персонажей. В то время как Мария неотрывно смотрит на своего сына с выражением глубокого страдания, младенец, ещё неразумное дитя, безотчётно отталкивает прижатую к нему щёку матери. В нижней части иконы расположены фигурки святого Франциска, Михаила Архангела, святого Августина и святых Екатерины и Клары. Фон покрыт золотом, символизирующим небесный свет.