566 километр. Баку. Заманчивое предложение

Виктор Ковтуненко
   В конце марта 1988 года началась моя стажировка на начальника расчета. Офицеров начальников расчетов и смен не хватало, вместо них ходили солдаты и сержанты. Сначала я ходил одну неделю за радиста, другую за начальника расчета, но вскоре лейтенанта Чайку перевели начальником расчета на "Дракон", а "Деревянный капитан" успешно закосил на больничку по поводу язвы. Из офицеров остались только начальник первой смены Зуев и начальник четвертого расчета по прозвищу Мастер. В результате я сам себе по субботам смену сдавал и принимал. Так уж сложилось, что мое хождение на дежурство длилось с конца марта по середину июля. Почти 4 месяца без выходных, по 12 часов в день.

   Статус начальника расчета давал некоторые преимущества, да и на сменах можно было себе побольше позволить. Но и ответственность была немалая. А командир и зампотех после первой проверки боялись и на воду дуть. В результате, после дембеля весенников на точке не осталось ни одного сержанта. Одни ефрейтора. Но и это еще не все. Обычно человек, ходивший за начальника расчета, занимал должность техника и получал хоть и небольшую, но прибавку к скудному солдатскому жалованию. Наше хитромудрое или излишне простое начальство побоялось потасовать штатное расписание. В результате на должности техника числился человек мягко говоря дубоватый в связи и в остальном мышей не ловивший. Так он еще и дежурным по роте ходил в наряды. Я же за свои труды получал 7 рублей солдатских и рубля 4 добавки за классность.
 
    В один прекрасный день командир капитан Егоров пришел в техздание на еженедельную оперативку, а после нее завел задушевный разговор. Я ему выложил свое недоумение по поводу сложившейся ситуации. В ответ началось, мол "у тебя строевая подготовка слабовата и то да се... и на сержанта не тянешь и работаешь хорошо, но медленно...", ага строевая слабовата, а что порядка у меня на смене было побольше чем у многих офицеров это не считается. В общем понятно. И тут следует продолжение разговора "но вот было бы неплохо, если бы ты был более откровенен по поводу того что происходит в роте...". Надо пояснить, после увольнения "весенников", в особенности обер-стукача Арсюши, и других личностей калибром поменьше, у командования образовался жутких дефицит осведомителей. Далее пошел разговор "... вот сотрудничал бы ты с нами, тогда и вопрос с должностью и званием, а там гляди и отпуском решился бы положительно..." Такие вот заманчивые предложения, от которых "невозможно отказаться". Но, увы, пришлось. Слишком уж мерзко все это. Егоров был очень разочарован. А вечером я со смехом рассказывал друзьям и сослуживцам о "секретном разговоре". Скорее всего об этом было доложено командиру. Так что расположения с его стороны мне не добавилось. Беда-то какая. Но это жизнь. Стукачество и подлость во все времена ценились больше чем честная работа.