Marianna

Елена Миенко
- Что за песенку ты напеваешь? - спросил Тень у Марианны, как обычно, живущей под кроватью.

- Это песенка тысяч одетых в зелёное людей, - ответила Марианна. - Они сражались с этой песней за свободу и счастье для своей угнетённой страны - и проиграли. Больше в мире не осталось одетых в зелёное храбрых людей. А песня осталась.

- И вдохновляет на бой тысячи людей, одетых в разные цвета, - согласился Тень. - Чтобы они могли проиграть и исчезнуть из мира, борясь за идеалы страны, так никогда и не ставшей реальностью. Нет, я бы стал бороться только за свою трубку и шляпу, но уж никак не за идеал. И, заметь, ни разу бы не проиграл.

- А за меня ты бы стал драться? - в шутку спросила Марианна.

- А ты уверена, что ты реальна? - спросил Тень, и Марианна не нашлась с ответом.

А потом пошёл дождь.


Марианне и Тени не суждено было встретиться, но они встретились. У обоих за плечами была сила; у Марианны не было врага, а у Тени друга. И они переплелись нитями судьбы, неизвестно как, кем и отчего. Чувство, что поселилось между ними, тоже было сложно определить, скорее всего, его можно было назвать "привязанностью". Они никуда друг от друга не уходили, даже на воскресный вечер и на субботу, когда в парке пекли вкусные булочки. Марианна дважды делала вид, что уходит, но оба раза уходила в шляпе Тени - и приходилось возвращаться, чтобы вернуть её. Да так всё и оставалось.

Тень был изумительно противен сам по себе. У него был талант хватать прекрасные вещи и выворачивать их наизнанку. У Марианны был талант вещи описывать. Она рассказывала им, какие они красивые - и те расцветали, словно сциллы из-под снега.

Друг друга Тень и Марианна не трогали, с презрением и уважением глядя на работу другого. Друзья Марианны ненавидели Тень, враги Тени боготворили Марианну.

И всё же они сидели вместе каждый день в этой тихой комнате; Марианна под кроватью писала слова на тонких треугольниках из солёного теста, а Тень смотрел в окно, плёл тонкое полотно, похожее на паутинку, и пел старые народные песни глубоким баритоном. Кроме него, эти песни никто не знал.

Они ненавидели друг друга, но никуда не могли деться. Ведь им не суждено было встретиться - значит, не суждено было и расстаться. А второй раз против судьбы идти они не решались.


Однажды к Марианне зашёл её старый друг - и ей пришлось вылезти из-под кровати и переодеть чёрное платье на цветное. Другу неловко было садиться на кровать, а на единственном в комнате стуле сидел Тень. Тень и не подумал шелохнуться: он курил трубку и смотрел в окно на бродячих актёров. Он, разумеется, отлично понимал, что происходит. И Марианна тоже понимала, но не сказала Тени ни слова.

- Прости, конечно, - громким шёпотом сказал разозлившийся друг. - Но почему ты живёшь с ним, если он тебе противен?

- Я не живу с ним, - ответила Марианна. Ей немного неловко было быть в цветном платье и всё время хотелось обратно под кровать. - Он мой гость.

- Зачем тогда ты приглашаешь его в гости, если он тебе неприятен? - не унимался друг.

- Я не приглашаю, - удивилась Марианна. - Мы вообще редко разговариваем.

- Тогда почему бы тебе не выгнать его? - рассердился окончательно друг.

- Но зачем? - спросила Марианна.

- Да хотя бы, чтобы я мог сесть на стул и не испытывать неловкость! - закричал друг.

- Видишь, - обернулся Тень. - Между мной и тобой большая разница, парень. Ты пришёл сюда для того, чтобы сесть на стул. А я прихожу сюда ради неё. И не буду скандалить, где сесть, если мой стул будет занят. Поэтому этот стул - мой.

Марианна быстро распрощалась с другом, переоделась в чёрное платье и юркнула под кровать. Ей не хотелось ругаться с Тенью за то, что он, как обычно, испугал её друзей. В этот раз ей казалось, что он сказал что-то очень и очень важное. Она не могла понять, что, но ей отчего-то было тепло и уютно, как никогда.


Дождь шёл очень долго, почти бесконечно. Марианна даже вылезла из-под кровати, чтобы посмотреть, каким негладким стало стекло окна, вдохнуть в форточку жёсткий запах воды, удивиться разноцветным зонтикам.

- Мне всегда нравилось гулять в дождь до того, как я стала жить под кроватью, - призналась Марианна, водя по стеклу.

- Почему именно в дождь? - спросил Тень, набивая трубку табаком с запахом ройбуша.

- Люди в дождь не обращают внимания на других людей, - ответила Марианна. - В дождь всем важно просто добраться до тепла. Я могла гулять, и на меня совсем не смотрели. Это было очень мило с их стороны.

- Мне следует отвернуться? - весело спросил Тень.

- Зачем? - удивилась Марианна. - Я же живу под кроватью. Меня как будто нет в других местах, так что на самом деле никто меня не видит.

- Я вижу, - сказал Тень.

- Ты видишь, - согласилась Марианна.

Под дождём ходили люди с зонтами, а Тень и Марианна смотрели на них через капли дождя на окне.


- Видишь вон ту девушку, что сидит под дождём на лавочке? - спросил Тень у Марианны, которая в дождь выходила из-под кровати смотреть в окно.

- Она похожа на русалку, - сказала Марианна. - Я плохо её вижу.

- Она почти стала туманом, - сказал Тень. Он помолчал немного и добавил. - Она моя сестра. Я отпаивал её ромашковым чаем, но она шла внутри себя в озеро, и ей нет пути назад. Тогда я оставил её под дождём, и она уже почти вся - туман.

- Это было очень жестоко и с твоей стороны, и с её, - огорчилась Марианна. - Нет ничего хуже такой Смерти.

- Я не верю в Смерть, - пожал плечами Тень. - И вряд ли кто-нибудь сможет мне доказать, что она существует. Её нечему противопоставить.

- Как ты можешь не верить в Смерть? - изумилась Марианна. - Если хочешь, я сейчас умру!

- И что? - усмехнулся Тень.


- А о чём твоя песня? - спросила Марианна у Тени, отрываясь от слова "Одуванчик" на треугольнике из солёного теста.

- Это песня о людях, которые слишком часто извиняются, - сказал Тень, довязывая седьмой красный шарф. - Они извиняются-извиняются, да всем и надоедают.

- Разве извиняться плохо? - удивилась Марианна.

- Когда ты извиняешься, ты говоришь человеку, что тебе важно его мнение о тебе, - Тень стукнул спицами. - Так что это почти признание в любви.

- А признаваться в любви часто нельзя? - спросила Марианна, так, на всякий случай, хотя и так знала, что Тень не знает.

- Признаваться в любви нужно столько, сколько это необходимо, - сказал Тень и вернулся к вязанию, а Марианна - к своим треугольникам.



- У кошек бывают глисты! - вдруг сказала Марианна.

Тень вынул изо рта трубку и вопросительно посмотрел под кровать.

- Я не знаю, почему я это сейчас сказала, - смутилась Марианна.



Марианна и Тень поймали маленького светлячка и посадили его в банку из-под варенья, выключили свет и стали смотреть ни о чём не думая.

- Светлячок похож на салат, - вдруг сказала Марианна.

Тень посмотрел на неё и ничего не сказал.

- Знаешь, - прошептала Марианна. - Иногда с некоторыми людьми хочется схватить их и трясти, и биться о них, только бы узнать, что они о тебе чувствуют, что о тебе думают, возможно ли, что не уходят только из вежливости?

- Некоторые вопросы не следует задавать вслух, - спокойно ответил Тень.

- А как же тогда их задавать?

- Так, чтобы получить ответ, - сказал Тень, и его трубка всего на секунду вспыхнула ярче светлячка.


- Я тебя ненавижу, - сказала Марианна. - Больше с тобой не могу. Я ухожу.

- Ты снова уходишь в моей шляпе, - сказал Тень.

Марианна молча положила шляпу на место и полезла под кровать.


- Я решила бросить эти треугольники и никогда больше на них не писать, - сказала Марианна однажды утром. Утро было серое и холодное. На окне сидели два нахохлившихся колибри.

Тень отложил вязание. Марианна поёжилась.

- И что ты, интересно, собираешься делать, если не писать слова? - ехидно спросил Тень.

- Я буду гулять по парку с другими детьми, - сказала Марианна. - Мы будем играть в резиновый мяч и жарить на железной штуке сосиски. У меня будут бежевые сандалии!

- Зачем? - спросил Тень, улыбаясь.

- Затем, что это всем весело! - растерялась Марианна.

- А зачем тебе это "весело"? - продолжал спрашивать Тень, и Марианна поняла.

- Чтобы написать "весело" на треугольнике из солёного теста, - обречённо прошептала она.

- Ты не такая, как другие дети, - кивнул Тень. - Ты никогда не будешь бегать с ними по парку в бежевых сандалиях и чувствовать просто "весело".

- Тогда я просто хочу бежевые сандалии, - пробурчала под нос Марианна.

- Да ради бога, - согласился Тень.


- Что это? - мрачно спросил Тень.

- Мои волосы, - обиделась Марианна.

- Твои волосы - светлые кудри, - покачал головой Тень. - А эти прямые и чёрные.

- Я изменилась, - гордо улыбнулась Марианна. - Теперь я люблю человека, что стоит под фонарём. Видишь?

- Вижу, - сказал Тень, не глядя в окно.

- Теперь я - влюблённая Марианна, и мои волосы такие же, как у него!

- Верни обратно, - устало сказал Тень.

- С чего бы это? - спросила Марианна.

- Да потому что не бывает влюблённой Марианны. Бывает только настоящая Марианна, одна, без сопутствующих слов, - сказал Тень. - И у неё светлые кудри.

- А как же человек под фонарём? - растерялась Марианна. - Как же быть с ним?

- Ну, он под фонарём, - отмахнулся Тень. - Не пропадёт уж. Там же целый круг света, и он в его центре.

- Я тебя ненавижу, - сказала Марианна, уходя навсегда через парадную дверь.

- Шляпу верни! - крикнул ей вслед Тень.


- Марианна, - сказал Тень.

- Тень, - сказала Марианна.

И они вздрогнули от отвращения.


Марианна и Тень сидели ночью на подоконнике.

- Меня никто не понимает, - печально вздохнула Марианна.

- Как же я тебя понимаю, - печально вздохнул Тень.


- К чему ты стремишься? - спросил Тень у Марианны, когда та в тринадцатый раз старалась написать предложение "Бог рисует узорами травы".

Марианна задумалась:

- Я стремлюсь к самосовершенствованию, - сказала она. - К тому, чтобы писать на треугольниках красиво, ново, без ошибок.

- Зачем? - спросил Тень, рисуя на стекле ёлочку.

- Чтобы в мире было больше красоты...

Тень что-то промычал в ответ. Марианна нахмурилась.

- А к чему стремишься ты? - спросила она у Тени.

- К четвергу, - спокойно ответил Тень.


- Кстати, я женился, - сказал однажды Тень.

- Что? - не поверила своим ушам Марианна.

- Я женился, - раздражённо повторил Тень.

- Но зачем? - огорчилась Марианна.

- Потому что всем нужно жениться. И потому что она - хозяйственная женщина. И я ей нужен. А теперь ты должна порадоваться за меня.

- Но я не хочу радоваться! - воскликнула Марианна. - Да и зачем?

- Потому что все радуются свадьбам, - наставительно сказал Тень.

- Но мы с тобой - не "все"!

- Что заставляет тебя так думать? - удивился Тень.


- Хорошо, - сказала, наконец, Марианна. - Хотя бы покажи мне свою жену.

Тень снял шляпу и вытащил из неё табакерку. В табакерке сидела маленькая суетливая женщина, которая сразу кинулась обнюхивать вещи.

- Сколько стоит этот торшер? - воскликнула она. - О-о, а это настоящий дуб? Какие шкафчики вместительные... А чай у вас китайский? Где брали? А что у нас за мусор под крова...

- Туда нельзя!!! - в голос воскликнули Марианна и Тень и переглянулись.

Тень взял свою жену за пуговицу и посадил обратно в табакерку, а табакерку убрал в шляпу. Марианна не отрывала от него взгляда.

- Хозяйственная, - вздохнул Тень и, словно бы про себя, пробормотал. - Больше не приведу её сюда.


- Чем я хуже твоей жены? - спросила Марианна, отложив треугольники.

- Ты хочешь, чтобы я вас сравнил? - уточнил Тень. Марианна пожала плечами. - Чтобы сравнить что-то с чем-то, нужно сначала найти в вас схожие места. Ты хочешь этого?

- Нет, - прошептала Марианна.

- Вот и отлично, - кивнул Тень и снова вернулся к газете.


Тень стал всё реже появляться у Марианны. Однажды он спросил:

- Если я пропаду насовсем, а потом появлюсь перед твоим домом в дождь, ты впустишь меня?

- Никогда, - спокойно ответила Марианна и изящно написала это слово на треугольнике. - Зачем тебе возвращаться туда, где ты уже был?

- Сложно возвращаться туда, где ты не был, - усмехнулся Тень.

А на следующий день он пропал насовсем.


Друзья Марианны сразу же пришли к ней в гости и стали сердечно поздравлять её, словно действительно видели только её улыбку, а не побелевшие костяшки вцепившихся в спинку стула пальцев. Марианна жила под кроватью, но не появлялась там: она была на стуле. Она почти всегда молчала, только слушала, как её друзья хвалят её. Потом увидела напротив хрупкую фигуру со светлыми волосами и в чёрном платье (Марианна была в цветном после встречи гостей) и поняла, что осталась одна.

- Человек может стать собой только если кто-то закрывает его беззащитную спину, - сказала Марианна в чёрном.

- У меня есть слова, треугольники и друзья, - ответила Марианна в цветном.

- Этого достаточно? - спросила Марианна в чёрном.

- Ты можешь положиться на меня, - сказал в один из следующих дней её друг. - Я буду тебя защищать.

- Но... - и Марианна поняла, что ей нужен кто-то ещё. Тогда она встала и вышла на улицу, чтобы искать Тень. Но все знали, кто она такая. Или же знали, кто такой Тень. И все показывали Марианне на другие дома. Под конец в городе остался только один дом, в котором она не была. Марианна устала, вымокла под начавшимся дождём, ей было плохо от людей, но она была Марианной. Настоящей. Она подошла к двери и постучала.

Из-за двери высунулась голова жены Тени.

- Милочка, вы безвкусно одеты, - сказала голова. - У вас ужасная причёска, и вы не ступите на порог моего дома.

- Мне нужен Тень, - сказала Марианна, слыша только знакомый запах табака из приоткрытой двери. Жена тут же забрала этот запах обратно.

- Что ты можешь предложить ему, милочка? - ехидно спросила жена. - Суп? Постель? Табак? Табак нынче дорожает, милочка.

- Я предложу ему ничего, - ответила дрожащая от холода Марианна. - И немного дождя за окном.

- Вы же враги, верно? Враждуете, милочка, - сказала жена.

- У меня нет никого ближе, чем он, - ответила Марианна и услышала, как в доме хлопнула дверь чёрного хода. И знакомые шаги.

- Его нет дома, - сказала жена. - Вот твой ответ.

Марианна пошла домой, и в каждой луже было её отражение, а её самой не было. Она дошла до дома, вошла в дом и захлопнула дверь в мир. Ей больше не нужны друзья. И люди - тоже. Ей нужно было одиночество и много носовых платков. Она села на стул и закрыла глаза. В дверь постучали.

- Нет, - сказала Марианна, не открывая глаз. Так тихо, что никто бы не услышал.

- Что "нет"? - спросил Тень из-за двери.

Марианна открыла дверь. Тень стоял под дождём и смотрел на неё.

- Ты впустишь меня? - спросил он снова.

Марианна оставила дверь открытой и пошла ставить чайник и доставать из буфета две чашки.


- Ты рада, что я вернулся,- довольно сказал Тень.

- Ни чуточки! - сказала Марианна.

- Всё, на что ты смотришь, начинает светиться, - сказал Тень. - Ты рада, что я вернулся.

- Закрыла глаза, закрыла! - засмеялась Марианна.

- Веки светятся, - через некоторое время хмыкнул Тень.


Тень и Марианна сидели на столе и пили кофе из одной чашки, когда к Марианне пришёл один её старый друг.

- Что ты делаешь? - воскликнул друг. - Я же пришёл брать тебя замуж, а ты сидишь на столе с ногами! Разве нормальный мужчина возьмёт в жёны девушку, которая сидит с ногами на столе?

- У тебя шнурок развязался, - сказала Марианна, и они с Тенью засмеялись.


- Что из всего в мире постоянно? - спросила Марианна, выписывая на треугольнике это слово. Слово всё время выходило кривым.

- Стремление людей сделать всё вокруг постоянным, - ответил Тень, вышивая крестом чёрную таксу. - Да и это тоже спорно. Ты не уточнила, "постоянно" в какой промежуток времени?

- Всегда, - удивилась вопросу Марианна. - Раз "постоянно" - значит, "всегда"?

- "Постоянно" значит "одно и то же", а не "всегда". Разве время может быть одним и тем же? Хорошо. Тогда я могу тебе ответить на этот вопрос что угодно. Даже лучше, если я дам тебе не имеющий значения ответ на не имеющий значения вопрос.

- Что из всего в мире постоянно?

- Всё.


- Цветистость консорциум! - сказал однажды поклонник Марианны. Марианна и Тень удивлённо посмотрели на него. - Колибрариум тентров!

- Прости? - спросила Марианна.

- Ну, вы всегда так непонятно говорите, я подумал, тебе понравится, если я тоже заговорю непонятно, - смутился юноша.

- Разве мы говорим непонятно? - удивилась Марианна.

- Словами, - пожал плечами Тень. - Никак иначе.

- Мы говорим словами, - повернулась к поклоннику Марианна.

- Но вы говорите ими не как люди.

Тень засмеялся.


В день рождения Марианны поклонник нарисовал огромную картину с ромашками и вывесил её над прудом. Целый день к Тени и Марианне приходили люди и поздравляли Марианну с днём рождения, и все говорили о картине, да как она хорошо смотрится над прудом.

Как только стемнело, Тень и Марианна зажгли фонари и пошли к старому пруду. В свете фонарей картина с ромашками странно и дробно отражалась в тёмной воде среди кувшинок.

- Зачем это? - спокойно спросила Марианна. - Он ведь хотел что-то этим сказать.

- Я думаю, он хотел, чтобы тебе понравилось, - неуверенно сказал Тень. - Впрочем, я не знаю. Ты живёшь под кроватью, а здесь так много ромашек снаружи... Было бы лучше, если бы он оставил только ту картину, которая в пруду.

- Я тоже так думаю, - кивнула Марианна.

- Кроме того... - Тень зажёг трубку от фонаря и посмотрел на картину сквозь колечки дыма. - Кроме того, он написал твоё имя с одной "н".

- Ты сразу сказал, что так и будет, верно? - согласилась Марианна. - Пойдём. Становится холодно.

На следующий день пошёл снег.


- Я ничего тебе вчера не подарил, - сказал Тень.

- Ты говоришь просто так? - спросила Марианна.

- Нет, - сказал Тень. - Это было предисловие. - и он протянул Марианне пару вязанных красных носков. - Держи. По полу дует из окна. Ты можешь замёрзнуть.

- Мне подарили кольца, брошки, картины, цветы, яркие платья и десять тысяч открыток, - сказала Марианна, надевая носки. - Но только ты подарил мне то, что мне нужно под кроватью.

- С днём рождения, - сказал Тень, раскрывая газету.


- О чём пишут в газете? - спросила Марианна.

- О том, что поезд сошёл с рельсов, и все погибли. О том, что наводнение уничтожило весь урожай, и все погибли. Разбился самолёт, и все погибли. Расстроились тысячи свадеб, убили себя триста людей, человек взорвал бомбу и убил всех, кто был в торговом центре. И ещё много всего.

- Зачем же ты читаешь такие ужасы? - воскликнула Марианна.

- Я и не читаю, - удивился Тень. - Ты спросила, что написано в газете. Я перечислил.

- О чём ты читаешь в газете? - поправилась Марианна.

- Я читаю объявления о продаже странных и ненужных вещей, - сказал Тень, утыкаясь в газету. - Они всегда страшно забавные. Недавно я узнал, что есть такая машинка, которая ходит за тобой и подбирает бумажки определённого размера.

- Но зачем тебе это? - спросила Марианна.

- Затем же, зачем другим нужно знать, сколько человек вчера разбилось при крушении самолёта, - ответил Тень. - Толку никакого, но кажется, будто это очень важно.


- Давай полетим на самолёте? - предложила Марианна, выглянув из-под кровати.

- Сегодня же четверг. Самолёты по четвергам летают в среду и в пятницу, а я не хочу потерять хоть клочок сегодняшнего четверга. Я люблю четверги, ты же знаешь. Они похожи на морковь, коврижку и деревянную панель.

- Но если ты полетишь в среду из четверга, значит, у тебя там будет ещё один четверг! - напомнила Марианна.

- Нет, - покачал головой Тень. - Четверги следует пить залпом, как гранатовый сок. И никогда не отказывайся от половины четверга в пользу целого, но другого.

- Но почему? - спросила Марианна.

- Это невежливо.


После картины с ромашками поклонник Марианны надолго пропал. Потом однажды он появился со стихами.

- Что это? - спросила Марианна, когда увидела в руках поклонника листок бумаги.

- Это тебе, Марианна, - краснея и запинаясь, сказал поклонник. - Я долго не решался признаться тебе в своих чувствах, но теперь сей час настал...

- "Сей час", - пробормотал про себя Тень и надел очки, чтобы было, что слышать.

- Я очень так люблю тебя,

Больше, чем себя.

Я долго, долго шёл

И, наконец, тебя нашёл.

Ты в сердцевине моей одна,

Моя душа, Мариана!

- В сердцевина? - испуганно переспросила Марианна.

- Я хочу увезти тебя за даль вод! - сказал поклонник. - И мы будем жить там под пение птиц. Ты изменила меня! Я стал другим человеком! Я стал стремиться! Я люблю прекрасное в обычном! Прошу, поедем со мной!

Марианна растерянно посмотрела на Тень.

- Пожалуй, стоит согласиться, - шепнул ей Тень. - Иначе он напишет что-нибудь ещё.

- Если я поеду, он тоже напишет, - шепнула ему Марианна.

- Суровая неизбежность, - согласился Тень.

- Если ты не поедешь, я... Я выпрыгну из окна! - взвизгнул поклонник.

- Нет проблем, - сказал Тень, наставляя на поклонника револьвер. - Это первый этаж, но я помогу тебе умереть. Нельзя давать пропадать такому стремлению ничего не познавать.

- Ты хочешь убить его? - ужаснулась Марианна.

- Если честно, то да, - вздохнул Тень. - Но ведь наши с ним конечные цели совпадают, так что смотри с таким же ужасом и на него.

Поклонник закричал и, как и обещал, выпрыгнул из окна, убежал и больше не появлялся.

- Выпрыгнул из окна, - сказал Тень. - Придётся тебе с ним не ехать.

- Очень смешно, - сказала Марианна и отобрала у Тени свой игрушечный револьвер.


- До краёв заполнена ванна.

В ванне клён лишь и Марианна, -

продекламировал другой поклонник Марианны.

- Тень, - сказала Марианна.

- Что? - невинно спросил Тень, довязывая очередную маргаритку и выбрасывая её в форточку.

- Хватит сочинять стихи моим поклонникам! - рассердилась Марианна. - Эти стихи ужасны!

- Их собственные были не лучше, - хмыкнул Тень. - Мои хотя бы разнообразны. И потом, они искренне верят, что мои стихи ты сразу полюбишь. Я просто не могу им отказать.

- Ты ужасен, - вздохнула Марианна.


- В форточку взвилась лиана.

Между рамами ты, Марианна, -

продекламировал третий поклонник.

- Тень!!!


- Мне почему-то очень печально на душе, - сказала Марианна, водя пальцем по пыли под кроватью.

- Отлично. Тогда печалься, раз печально.

- Я не буду делать то, что ты говоришь! - разозлилась Марианна.

- Тогда веселись, - пожал плечами Тень.

- Теперь всё ещё больше запуталось, - огорчилась Марианна.


- Я – носитель культуры! – сказала подруга Марианны, закуривая длинную сигарету. – Я – передовик масс! Я – эксклюзив!

- Вы будете чечевичную лапшу? – спросил Тень.

- Но у нас нет чечевичной лапши, - напомнила Марианна.

- Простите, я думал, мы все играем в какую-то игру, - сказал Тень. – Но вы продолжайте. Будем считать, что я не понял правила.

- В какую игру? – спросила подруга.

- Ну, в которой все предлагают друг другу что-то… необычное, - сказал Тень.


- Мне очень нравится Тень, - по секрету сказала подруга Марианне.

- А мне не нравится, - сказала Марианна. – Он противный и гадкий, обижает моих друзей и ест солёное тесто для моих треугольников.

- Речь не о тебе, дорогая, - сказала подруга, закуривая длинную сигарету. – Нет ничего удивительного в том, что ты не можешь понять его тонкую душевную организацию, ведь ты не так развита и мудра. Посмотри только, какой изящный у него красный шарф, и какая щёгольская шляпа, и как он набивает трубку… Ах, он прекрасен, прекрасен…

- Хочешь, поживи с ним два часа вместо меня, - улыбнулась Марианна. – А я пойду погуляю: на улице дождь.

- Марианна! – крикнул Тень.

- Что? – спросила Марианна.

- Мой чёрный зонт у камина. Возьми его: на улице дождь. Да, я забыл сказать… Он нужен мне через полчаса.

- Бешеной собаке семь вёрст не крюк, - сказала Марианна, взяла зонт и вышла.


- Итак, вы – философ, - сказала подруга Марианны.

- Нет, я вяжу спицами, - ответил Тень.

- Ах, сколько мудрой простоты в ваших словах! – всплеснула руками подруга. – Сколько статичной экспрессии!

- Статичной экспрессии? – переспросил Тень.

- Да, - восхитилась подруга. – Вы словно поезд и перрон в одно и то же время!

- О-о, - сказал Тень. – Ну, вы определённо только поезд.

- Какая метафора! – воскликнула подруга.

- Что вам больше нравится, подоконник или постель? – подруга покраснела.

– Видите, для вас нет разницы, вы сразу сочли оба понятия за одно: постель. Отчего? Я бы выбрал подоконник. Туда удобнее ставить чашку кофе, а ещё оттуда видно дождь.

- Вы когда-нибудь любили? – спросила подруга, пододвигаясь к нему.

- Не уверен, - сказал Тень, отодвигаясь от неё.

- Я могла бы научить вас, - сказала подруга, пододвигаясь к нему.

- Я не умею считать до двадцати трёх на греческом и охотнее бы выучился этому, - сказал Тень, отодвигаясь от неё.

Хлопнула дверь.

- Я принесла твой зонт ровно через полчаса, - сказала Марианна. – Я могу идти?

- Скажи, пожалуйста, - язвительно спросила подруга. – Что тебе больше нравится: постель или подоконник?

- Подоконник, - сказала Марианна, снимая перчатки. – Можно ставить чашки кофе, а ещё оттуда видно дождь.

Тень усмехнулся. Подруга ушла и больше не возвращалась.


- Знаешь, когда я действительно уйду от тебя? – спросила Марианна.

- Когда? – спросил Тень.

- Когда ты не заметишь, что я уйду, - сказала Марианна. – Не заметишь совсем никогда.

Тень встал и пошёл к двери.

- Куда ты? – испугалась Марианна.

- Купить ещё кофе, - сказал Тень. – Мы здесь надолго застряли.

Марианна засмеялась.


- Если бы тебе от падения в пропасть нужно было спасти слезу ребёнка или миллион монет, что бы ты спасла? - спросил Тень. – Миллион или слезу ребёнка?

- Слезу ребёнка, - пожала плечами Марианна. – Почему ты спросил?

- Я отгадываю кроссворд в газете, - сказал Тень. – Здесь семь букв, а на «слеза ребёнка» мне нужно двенадцать и пробел.

- Дорисуй клеточки, как обычно, - пожала плечами Марианна. – И впиши наш ответ.

- Но здесь уже дорисованы клеточки с нашим ответом на «самое большое зло в мире».

Марианна вылезла из-под кровати и посмотрела ему через плечо.

- Смени слово «добро» на слово «всё», - посоветовала она. – Тогда всё поместится.

- Общественные кроссворды безнравственно безвариантны, - сказал Тень. – Передай мне корректор, пожалуйста.


- Марианна! – не выдержал один из друзей Марианны. – У тебя так много замечательных друзей! Почему же ты проводишь время с этим чудовищем?!

- Сынок, - сказал Тень, откладывая газету. – Послушай меня. У оленя есть рога, у улитки они тоже есть. Семь вёсен заточены в каменный подвал, а у мыши четыре лапы. Ты следишь за моей мыслью?

- Э-э… Нет, сэр… - озадаченно ответил друг Марианны.

- Ты это специально?! – рассердился Тень.

- Нет… Я… Я просто…

- Именно, - спокойно сказал Тень, раскрывая газету. – А я не слежу за твоей специально.


- Марианна, почему ты живёшь под кроватью? - спросил близкий друг Марианны. - Ты ведь не всегда жила под кроватью.

- Нет, - согласилась Марианна. - Раньше я жила среди людей и творила для них чудеса. А потом однажды меня окликнули и сказали: "Ты сотворила столько чудес, что ты больше не человек, тебе не место среди людей. Теперь чудеса будут твориться для тебя". И я стала жить под кроватью. Там очень... По себе, - близкий друг нервничал. - Ты хочешь спросить ещё что-то? Спрашивай.

- Марианна, почему Тень живёт?


- Когда ты в последний раз залезала на дерево? - спросил Тень у Марианны.

- Я не помню, - ответила Марианна. - Но я помню, как босые ноги касаются коры.

- Выходи, - сказал Тень. - Мы идём залезать на дерево.

- Я ещё не закончила с треугольниками! - воскликнула Марианна.

- Ты никогда с ними не закончишь, - Тень залез под кровать и стал выталкивать оттуда Марианну. - Вылезай! Как здесь пыльно... Вернёмся, подарю тебе щётку с сюрпризом.

- Что за сюрприз? - спросила Марианна, упираясь всеми ногами и руками.

- Намёк, - ответил Тень и выпихнул её из-под кровати. - Снимай свои красные носки. Мы полезем босыми.

- Но на улице холодно! - воскликнула Марианна.

- Живое дерево - это всегда тепло, - ответил Тень.


Три часа и тридцать четыре минуты Марианна ходила за Тенью и смотрела на разные деревья в парке. Тень подходил к дереву, дотрагивался до него открытой ладонью, качал головой и шёл к следующему дереву.

- Что мы ищём? - спросила Марианна.

- Дерево, на котором будет уютно.

- Вот скамейка, - сказала Марианна. - Она из дерева.

Тень фыркнул и ничего не сказал.


- Каждое. Моё. Слово. Имеет. Значение, - внятно произнёс Тень, когда они с Марианной лезли на дерево. - Повтори.

- Каждое моё слово имеет значение, - повторила Марианна.

- Именно. Даже если ты зацепилась за сучок и порвала подол платья, пожалуйста, помни, что каждое твоё слово имеет значение и отражается в мире, разбиваясь на тысячи кусочков. Ты не можешь быть уверена, что твои слова не принесут зла, но на всякий случай попытайся говорить только хорошее.

- Хорошее или правду? - спросила Марианна.

Тень остановился и посмотрел на неё.

- В следующий раз я покажу тебе в толковом словаре что-то новое, - сказал он. - Значение слова "молчание". Каждый раз, когда ты не будешь уверена в том, что твоя правда достаточно хороша для мира, ты сможешь применить это слово.

- Но промолчать всю жизнь, должно быть, очень тоскливо, - сказала Марианна и вздохнула украдкой.


- Посмотри, сколько вокруг окон, - сказала Марианна, когда они сидели на ветке дерева. - И почти в каждом окне горят огни, а в некоторых не горят, но это тоже важно. Знаешь, почему я это говорю?

- Ты заметила, что вокруг стемнело? - предположил Тень.

- Нет, - улыбнулась Марианна. - Просто каждый огонёк - это человек, с которым я знакома или незнакома. И этот человек живёт своей жизнью, в которую мне никогда не проникнуть...

- Как я устал от этого, - вздохнул Тень. - Не люблю, когда говорят одинаковые вещи. Потом ты скажешь мне про луну, фонарь, ночь, мост, город, похожий на живое существо, чудеса... А ведь это триста лет уже передают из уст в уста наши запахнутые в плащ предки, забираясь к даме сердца по плющу с зажатой в зубах розой... Почему бы тебе не воспевать траву, Марианна?

- Траву?

- Траву, кору дерева, к которой ты сейчас прикасаешься своими бледными шершавыми ладонями, запах прелых листьев, неуловимый и неумолимый, знаменующий скорое приближение зимы, меня, в конце концов, с моим красным шарфом и острым носом, и то, как тихо в этом парке и холодно...

- Но такое тоже было, - пожала плечами Марианна. - Видеть простое в простом.

- Ты не понимаешь, - покачал головой Тень. - Ты смотришь на окна и видишь весь мир с его людьми, вне времени, вне расстояния, в своём философски-игровом "там", верно?

- Да. И что? - заинтересовалась Марианна.

- А то, что ты не видишь сами окна. Здесь и сейчас, - сказал Тень. - Оглянись. Это осенний вечер, мы сидим на тёмной ветвистой иве, я сейчас поднимаю руку и обматываю хвост своего красного шарфа вокруг твоих замёрзших плеч. Пока я говорю эти очевидные вещи, которые ты не заметила бы, отсутствуя в пользу общего и вне частного, ты краснеешь, и даже твои уши немного розовеют... Это никогда не повторится. Одновременно рождающийся и угасающий момент.

- Я поняла, - прошептала Марианна и украдкой провела мизинцем по мягкой ткани красного шарфа.


- Будущего нет, - сказал Тень. - Прошлого тоже нет.

- А что у нас есть? - спросила Марианна.

- У меня - настоящее, - сказал Тень. - А у тебя - ненастоящее.


Марианна и Тень сидели на дереве и смотрели на город, пока мир не начал светлеть. Тогда их время превратилось в обычное серое утро, они слезли с дерева и пошли домой. По дороге им встречались только зябко кутающиеся в воспоминания о тепле утреннего сна, спешащие на работу люди.

- Их день восьмичасовой, - сказала Марианна. - А у нас в сутках двадцать четыре часа.

- Вполне возможно, что у них есть что-то такое, чего у нас нет, - философски заметил Тень.

- Проблемы? - предположила Марианна.


- Внутри персика - косточка, - вдруг сказала Марианна.

Тень вздохнул:

- Перестань говорить "вдруг", сядь и подумай.

- Мне кажется, во мне столько слов, - пожаловалась Марианна. - И, если я не успеваю их написать, то те слова, что стоят с краю, просто... Вываливаются. Вдруг.

- Так сделай что-нибудь! - простонал Тень. - Это ужасно!

- Нет, - сказала Марианна. - Ужасно будет, если слова однажды закончатся.


Однажды Тень увидел, как Марианна неверно пишет слово "знания".

- Как же ты можешь писать слова, если даже не знаешь, как они пишутся?! - рассердился Тень. - Если не знаешь, возьми сначала листы и узнай об этом слове!

- Каждый раз, когда я пишу слово, для меня это путешествие, - возразила Марианна. - Мне не будет так интересно путешествовать по местам, которые я отлично знаю.

- Может быть, тогда тебе следует разучиться писать слова? - усмехнулся Тень. - Так, возможно, тебе станет ещё интереснее... Разве ты не понимаешь, что "знать" и "интересоваться" пишутся по-разному? Мы каждый день с тобой сидим в этой комнате. Ты знаешь эту комнату. Разве тебе от этого менее интересно быть в этой комнате?

- В этой комнате я многого ещё не знаю.

- Многого? - удивился Тень. - Да чего же?

- Тебя.


- Человек привыкает к постоянству с детства, - сказал Тень очередному поклоннику Марианны. - Либо ему оставляют что-то насовсем, и он боится это потерять, либо у него всё отбирают, и он всю жизнь бежит от желания что-то себе оставить. У тебя осталось что-нибудь от детства, мальчик?

- Может быть, игрушки? - предположила Марианна.

Поклонник покачал головой.

- Листки с картинками? - предположил Тень.

Поклонник покачал головой.

- Старый дом с вишнями?

- Зелёное скрипящее кресло?

- Твоё имя на подоконнике?

- Рецепт домашних булочек с маком?

- Хрустальный шарик с запахом маминых духов внутри?

- Белая полоска на коленке?

- Ничего нет! - воскликнул поклонник. - Почему вы задаёте такие странные вопросы?! Разве это имеет значение?! Ведь я же безгранично люблю Марианну!

- С другой стороны, - сказал Тень Марианне, - когда он тебя выбросит, там уже будут старый дом с вишнями, игрушки, листки с картинками, зелёное скрипящее кресло, рецепт, пустой шарик и имя маленького мальчика на подоконнике.

- Кажется, тебя зовут на улицу погулять одному, - сказала поклоннику Марианна.

- Кто зовёт? - растерялся поклонник.

- Я, - в голос сказали Тень и Марианна.


- Мне нужен начальник, - сказала Марианна.

- Зачем? - удивился Тень.

- Не знаю, - сказала Марианна. - Но почти у всех есть начальник, я тоже хочу одного.

- Возьми лучше варежку! - Тень протянул ей варежку.

- Спасибо, - сказала Марианна и надела варежку на левую руку. - Красивая варежка.


Однажды к Тени и Марианне пришли воры. Марианна и Тень спрятались за дверью и обокрали воров, пока те рассматривали спицы Тени и солёное тесто Марианны.

Потом воры ушли, и Марианна и Тень с интересом смотрели в окно, как те крались к другому дому.


- Это очень печальная песня, - сказала Марианна, когда Тень закончил петь. - О чём она?

- Она о двух лучших друзьях, которые всегда смотрят в противоположные стороны, но видят только друг друга.

- Но ведь это хорошо, - не поняла Марианна. - Почему же песня грустная?

Тень задумался, зажёг трубку, немного подымил и, наконец, сказал:

- Да дураки они. Ругаются постоянно.

- Как мы? - спросила Марианна.

- Мы не ругаемся, - сказал Тень. - Мы ненавидим друг друга.

- А они?

- Не ненавидят.

- Тогда это очень глупо с их стороны.

- И я о том же. Передай мне ножницы, пожалуйста.


Однажды к Тени и Марианне пришла кошка, села на подоконник и стала смотреть на них через окно. Марианна и Тень тоже немного посмотрели на неё, а потом перестали смотреть. Кошка не уходила.

- Мне её жалко, - сказала Марианна. - Из самой глубины души. Пусть она будет не за стеклом.

Тень посмотрел на Марианну, кивнул и открыл форточку. Кошка прыгнула и принесла в комнату мартовский ветер. Потом прыгнула на кровать, свернулась клубком и замурлыкала.

- Какой ужас, - сказал Тень. - Теперь у нас есть настоящий дом, и мне не хочется уходить. Что же ты наделала!

- Давай назовём её Кофейник? - спросила Марианна. - Она такая приятно-коричневая, с чёрными полосками...

Тень посмотрел на кошку и улыбнулся совсем не так, как улыбался обычно.

- Ну, пусть будет Кофейник, - сказал он.

Так в комнате появилась Кофейник.


- Здравствуйте, - сказал гость Марианны. – Здравствуйте, здравствуйте, здра!...

- Не садитесь, там кошка! – в который раз за день воскликнули Тень и Марианна и переглянулись.


- Ты умеешь вязать, - сказала Марианна. – А ещё петь, говорить правильные слова, играть на хрустальных стаканах и злить людей. Зачем тебе столько?

- Ты умеешь ходить, дышать, говорить, чувствовать… Зачем тебе столько? – спросил Тень.

- Но ведь это другое!

- Отчего же?


- Мои друзья читают то, что я пишу на треугольниках из солёного теста, - сказала Марианна. - Ты один не читаешь.

- Я не твой друг, - сказал Тень.

- Ну и что? - обиделась Марианна.

- Я знаю тебя, - сказал Тень. - Что выражает твой взгляд, что означает движение рук, из чего складывается твоё настроение. Твои друзья знают, что ты интересная. Для них треугольники - это шаг к тебе. Но если я сделаю этот шаг, то окажусь не у тебя, а позади тебя.

Марианна посмотрела на него, вылезла из-под кровати, перевязала ему шарф поудобнее и залезла обратно.


- Похоже, я люблю тебя – сказала Марианна.

Тень засмеялся.

- Чего здесь смешного? – обиделась Марианна.

- Да то, что я, похоже, тоже тебя люблю, - смеясь, сказал Тень.

Они посмеялись и вернулись к своим делам.


- Мне кажется, - сказал один друг Марианны, - что в вашей комнате всё крутится вокруг кровати.

- В нашей комнате нет абсолюта, - возразил Тень.

- Что? – не понял друг.

- Ну, у нас нет такой совокупности вещей, которую можно бы назвать словом «всё», - объяснил Тень. – Разве что тебя в детстве так называли друзья.

Марианна только покачала головой.


- Я хочу задать тебе серьёзный вопрос, - сказал Тень. – И не делай вид, что не слышишь. Бояться серьёзных вопросов так же глупо, как бояться темноты. Ведь темнота – это всего лишь природное явление.

- Я слышу, - вздохнула Марианна.

- Тебе хотелось когда-нибудь распустить хвост? – спросил Тень.

- Чей? – удивилась Марианна.

- Перед кем, - поправил её Тень.

Марианна задумалась.

- Да, время от времени. А тебе хотелось?

- Да. Пару раз.

Они печально помолчали.

- Именно в такие минуты вспоминаешь…

-… что эволюция отобрала у тебя хвост.


- Ты изменилась, - сказал Тень. - Сегодня ты не вылезла из-под кровати, когда к тебе пришёл друг. А остальным пяти просто не открыла. У тебя что-то болит?

- Посмотри, что я нарисовала - сказала Марианна.

Тень взял треугольник и нахмурился.

- Знак бесконечности?

- Это две рыбы, связанные хвостами. Они рвутся в разные стороны, но они связаны хвостами, всего одной точкой, крепко-крепко. И им так хочется в свою сторону, что нет сил оглянуться и посмотреть, что же мешает им двигаться. Поэтому они так и вынуждены будут всю жизнь стоять на месте.

- И что? - спросил Тень.

- Кто-то должен уступить, - сказала Марианна. - Либо рыба, тянущаяся к свету, либо рыба, стремящаяся в темноту, - Тень молчал. - Как тебе кажется?

- Мне кажется, что больше похоже на каракатицу, - серьёзно сказал Тень.


- Когда у тебя умирает тот, кого ты любишь, ты видишь всех остальных тоже немного мёртвыми, - сказала Марианна.

- А почему? – спросил друг Марианны.

- Потому что ты сам немного умираешь, - ответил Тень. – А мёртвые не верят в жизнь.


- А о чём эта твоя песня? - спросила Марианна.

- Она о конце всего и начале другого всего, - сказал Тень. - Произойдёт это в том году, который записан цифрами.

- Но любой год можно записать цифрами! - заметила Марианна.

- Вот и мне слова этой песни показались подозрительными, - пробормотал Тень.


- А теперь давайте сыграем в игру! - сказал друг Марианны. - Все вставайте в круг, пусть каждый возьмёт за руку того, кто вам больше всего нравится в этой комнате.

Все друзья кинулись хватать за руку Марианну, а Марианна испугалась и спряталась за Тень.

- Что ж, - вздохнул Тень, сжимая руку Марианны. - Игра получилась. С кругом немного сложнее.


- Если бы я ушла и ты ничего не смог бы сделать, ты бы печалился?

- Всегда можно что-то сделать.

Марианна помолчала.

- Не всегда, - сказала она.


- Эту песню я слушала, когда была маленькой! – воскликнула Марианна.

- Очень глупая песня, - заметил Тень. – Я случайно её выучил.

- Я сидела на окошке, а её включали на радио… - сказала Марианна.

- Ни текста, ни мелодии, - покачал головой Тень.

- Тени ложились на соседний дом, и солнце заходило, и мне было так больно в груди, что, казалось, сердце сейчас разорвётся, - сказала Марианна.

- Разучили три аккорда и пишут, что в голову придёт, - проворчал Тень.

- И хотелось, чтобы этот момент никогда не заканчивался… - Марианна вздрогнула. – Ох, наверное, это так глупо.

- Вовсе нет, - сказал Тень.


- Ну, всё, - сказала Марианна.

- Ну, всё, - сказал Тень.

- Судьба нас отпускает, - сказала Марианна. – Я это чувствую. Это время расходиться.

- Спасибо за чай, - сказал Тень, надевая шляпу. – Мы неплохо посидели, пусть даже я человек, а ты нет.

- Не знаю, что сказать.

- Не нужно. Мы уже разошлись, - сказал Тень и вышел.

Марианна стояла и смотрела на дверь. Тень вошёл обратно.

- Я забыл шляпу, - сказал он.

- Шляпа на тебе, - заметила Марианна.

- Значит, забуду, - сказал Тень.

Они помолчали.

- Чаю? – улыбнулась Марианна.

- Спасибо, это было бы к месту.


Шёл дождь. Марианна, Тень и Кофейник сидели на подоконнике и смотрели в окно.