- Что за песенку ты напеваешь? - спросил Тень у Марианны, как обычно, живущей под кроватью.
- Это песенка тысяч одетых в зелёное людей, - ответила Марианна. - Они сражались с этой песней за свободу и счастье для своей угнетённой страны - и проиграли. Больше в мире не осталось одетых в зелёное храбрых людей. А песня осталась.
- И вдохновляет на бой тысячи людей, одетых в разные цвета, - согласился Тень. - Чтобы они могли проиграть и исчезнуть из мира, борясь за идеалы страны, так никогда и не ставшей реальностью. Нет, я бы стал бороться только за свою трубку и шляпу, но уж никак не за идеал. И, заметь, ни разу бы не проиграл.
- А за меня ты бы стал драться? - в шутку спросила Марианна.
- А ты уверена, что ты реальна? - спросил Тень, и Марианна не нашлась с ответом.
А потом пошёл дождь.
Марианне и Тени не суждено было встретиться, но они встретились. У обоих за плечами была сила; у Марианны не было врага, а у Тени друга. И они переплелись нитями судьбы, неизвестно как, кем и отчего. Чувство, что поселилось между ними, тоже было сложно определить, скорее всего, его можно было назвать "привязанностью". Они никуда друг от друга не уходили, даже на воскресный вечер и на субботу, когда в парке пекли вкусные булочки. Марианна дважды делала вид, что уходит, но оба раза уходила в шляпе Тени - и приходилось возвращаться, чтобы вернуть её. Да так всё и оставалось.
Тень был изумительно противен сам по себе. У него был талант хватать прекрасные вещи и выворачивать их наизнанку. У Марианны был талант вещи описывать. Она рассказывала им, какие они красивые - и те расцветали, словно сциллы из-под снега.
Друг друга Тень и Марианна не трогали, с презрением и уважением глядя на работу другого. Друзья Марианны ненавидели Тень, враги Тени боготворили Марианну.
И всё же они сидели вместе каждый день в этой тихой комнате; Марианна под кроватью писала слова на тонких треугольниках из солёного теста, а Тень смотрел в окно, плёл тонкое полотно, похожее на паутинку, и пел старые народные песни глубоким баритоном. Кроме него, эти песни никто не знал.
Они ненавидели друг друга, но никуда не могли деться. Ведь им не суждено было встретиться - значит, не суждено было и расстаться. А второй раз против судьбы идти они не решались.
Однажды к Марианне зашёл её старый друг - и ей пришлось вылезти из-под кровати и переодеть чёрное платье на цветное. Другу неловко было садиться на кровать, а на единственном в комнате стуле сидел Тень. Тень и не подумал шелохнуться: он курил трубку и смотрел в окно на бродячих актёров. Он, разумеется, отлично понимал, что происходит. И Марианна тоже понимала, но не сказала Тени ни слова.
- Прости, конечно, - громким шёпотом сказал разозлившийся друг. - Но почему ты живёшь с ним, если он тебе противен?
- Я не живу с ним, - ответила Марианна. Ей немного неловко было быть в цветном платье и всё время хотелось обратно под кровать. - Он мой гость.
- Зачем тогда ты приглашаешь его в гости, если он тебе неприятен? - не унимался друг.
- Я не приглашаю, - удивилась Марианна. - Мы вообще редко разговариваем.
- Тогда почему бы тебе не выгнать его? - рассердился окончательно друг.
- Но зачем? - спросила Марианна.
- Да хотя бы, чтобы я мог сесть на стул и не испытывать неловкость! - закричал друг.
- Видишь, - обернулся Тень. - Между мной и тобой большая разница, парень. Ты пришёл сюда для того, чтобы сесть на стул. А я прихожу сюда ради неё. И не буду скандалить, где сесть, если мой стул будет занят. Поэтому этот стул - мой.
Марианна быстро распрощалась с другом, переоделась в чёрное платье и юркнула под кровать. Ей не хотелось ругаться с Тенью за то, что он, как обычно, испугал её друзей. В этот раз ей казалось, что он сказал что-то очень и очень важное. Она не могла понять, что, но ей отчего-то было тепло и уютно, как никогда.
Дождь шёл очень долго, почти бесконечно. Марианна даже вылезла из-под кровати, чтобы посмотреть, каким негладким стало стекло окна, вдохнуть в форточку жёсткий запах воды, удивиться разноцветным зонтикам.
- Мне всегда нравилось гулять в дождь до того, как я стала жить под кроватью, - призналась Марианна, водя по стеклу.
- Почему именно в дождь? - спросил Тень, набивая трубку табаком с запахом ройбуша.
- Люди в дождь не обращают внимания на других людей, - ответила Марианна. - В дождь всем важно просто добраться до тепла. Я могла гулять, и на меня совсем не смотрели. Это было очень мило с их стороны.
- Мне следует отвернуться? - весело спросил Тень.
- Зачем? - удивилась Марианна. - Я же живу под кроватью. Меня как будто нет в других местах, так что на самом деле никто меня не видит.
- Я вижу, - сказал Тень.
- Ты видишь, - согласилась Марианна.
Под дождём ходили люди с зонтами, а Тень и Марианна смотрели на них через капли дождя на окне.
- Видишь вон ту девушку, что сидит под дождём на лавочке? - спросил Тень у Марианны, которая в дождь выходила из-под кровати смотреть в окно.
- Она похожа на русалку, - сказала Марианна. - Я плохо её вижу.
- Она почти стала туманом, - сказал Тень. Он помолчал немного и добавил. - Она моя сестра. Я отпаивал её ромашковым чаем, но она шла внутри себя в озеро, и ей нет пути назад. Тогда я оставил её под дождём, и она уже почти вся - туман.
- Это было очень жестоко и с твоей стороны, и с её, - огорчилась Марианна. - Нет ничего хуже такой Смерти.
- Я не верю в Смерть, - пожал плечами Тень. - И вряд ли кто-нибудь сможет мне доказать, что она существует. Её нечему противопоставить.
- Как ты можешь не верить в Смерть? - изумилась Марианна. - Если хочешь, я сейчас умру!
- И что? - усмехнулся Тень.
- А о чём твоя песня? - спросила Марианна у Тени, отрываясь от слова "Одуванчик" на треугольнике из солёного теста.
- Это песня о людях, которые слишком часто извиняются, - сказал Тень, довязывая седьмой красный шарф. - Они извиняются-извиняются, да всем и надоедают.
- Разве извиняться плохо? - удивилась Марианна.
- Когда ты извиняешься, ты говоришь человеку, что тебе важно его мнение о тебе, - Тень стукнул спицами. - Так что это почти признание в любви.
- А признаваться в любви часто нельзя? - спросила Марианна, так, на всякий случай, хотя и так знала, что Тень не знает.
- Признаваться в любви нужно столько, сколько это необходимо, - сказал Тень и вернулся к вязанию, а Марианна - к своим треугольникам.
- У кошек бывают глисты! - вдруг сказала Марианна.
Тень вынул изо рта трубку и вопросительно посмотрел под кровать.
- Я не знаю, почему я это сейчас сказала, - смутилась Марианна.
Марианна и Тень поймали маленького светлячка и посадили его в банку из-под варенья, выключили свет и стали смотреть ни о чём не думая.
- Светлячок похож на салат, - вдруг сказала Марианна.
Тень посмотрел на неё и ничего не сказал.
- Знаешь, - прошептала Марианна. - Иногда с некоторыми людьми хочется схватить их и трясти, и биться о них, только бы узнать, что они о тебе чувствуют, что о тебе думают, возможно ли, что не уходят только из вежливости?
- Некоторые вопросы не следует задавать вслух, - спокойно ответил Тень.
- А как же тогда их задавать?
- Так, чтобы получить ответ, - сказал Тень, и его трубка всего на секунду вспыхнула ярче светлячка.
- Я тебя ненавижу, - сказала Марианна. - Больше с тобой не могу. Я ухожу.
- Ты снова уходишь в моей шляпе, - сказал Тень.
Марианна молча положила шляпу на место и полезла под кровать.
- Я решила бросить эти треугольники и никогда больше на них не писать, - сказала Марианна однажды утром. Утро было серое и холодное. На окне сидели два нахохлившихся колибри.
Тень отложил вязание. Марианна поёжилась.
- И что ты, интересно, собираешься делать, если не писать слова? - ехидно спросил Тень.
- Я буду гулять по парку с другими детьми, - сказала Марианна. - Мы будем играть в резиновый мяч и жарить на железной штуке сосиски. У меня будут бежевые сандалии!
- Зачем? - спросил Тень, улыбаясь.
- Затем, что это всем весело! - растерялась Марианна.
- А зачем тебе это "весело"? - продолжал спрашивать Тень, и Марианна поняла.
- Чтобы написать "весело" на треугольнике из солёного теста, - обречённо прошептала она.
- Ты не такая, как другие дети, - кивнул Тень. - Ты никогда не будешь бегать с ними по парку в бежевых сандалиях и чувствовать просто "весело".
- Тогда я просто хочу бежевые сандалии, - пробурчала под нос Марианна.
- Да ради бога, - согласился Тень.
- Что это? - мрачно спросил Тень.
- Мои волосы, - обиделась Марианна.
- Твои волосы - светлые кудри, - покачал головой Тень. - А эти прямые и чёрные.
- Я изменилась, - гордо улыбнулась Марианна. - Теперь я люблю человека, что стоит под фонарём. Видишь?
- Вижу, - сказал Тень, не глядя в окно.
- Теперь я - влюблённая Марианна, и мои волосы такие же, как у него!
- Верни обратно, - устало сказал Тень.
- С чего бы это? - спросила Марианна.
- Да потому что не бывает влюблённой Марианны. Бывает только настоящая Марианна, одна, без сопутствующих слов, - сказал Тень. - И у неё светлые кудри.
- А как же человек под фонарём? - растерялась Марианна. - Как же быть с ним?
- Ну, он под фонарём, - отмахнулся Тень. - Не пропадёт уж. Там же целый круг света, и он в его центре.
- Я тебя ненавижу, - сказала Марианна, уходя навсегда через парадную дверь.
- Шляпу верни! - крикнул ей вслед Тень.
- Марианна, - сказал Тень.
- Тень, - сказала Марианна.
И они вздрогнули от отвращения.
Марианна и Тень сидели ночью на подоконнике.
- Меня никто не понимает, - печально вздохнула Марианна.
- Как же я тебя понимаю, - печально вздохнул Тень.
- К чему ты стремишься? - спросил Тень у Марианны, когда та в тринадцатый раз старалась написать предложение "Бог рисует узорами травы".
Марианна задумалась:
- Я стремлюсь к самосовершенствованию, - сказала она. - К тому, чтобы писать на треугольниках красиво, ново, без ошибок.
- Зачем? - спросил Тень, рисуя на стекле ёлочку.
- Чтобы в мире было больше красоты...
Тень что-то промычал в ответ. Марианна нахмурилась.
- А к чему стремишься ты? - спросила она у Тени.
- К четвергу, - спокойно ответил Тень.
- Кстати, я женился, - сказал однажды Тень.
- Что? - не поверила своим ушам Марианна.
- Я женился, - раздражённо повторил Тень.
- Но зачем? - огорчилась Марианна.
- Потому что всем нужно жениться. И потому что она - хозяйственная женщина. И я ей нужен. А теперь ты должна порадоваться за меня.
- Но я не хочу радоваться! - воскликнула Марианна. - Да и зачем?
- Потому что все радуются свадьбам, - наставительно сказал Тень.
- Но мы с тобой - не "все"!
- Что заставляет тебя так думать? - удивился Тень.
- Хорошо, - сказала, наконец, Марианна. - Хотя бы покажи мне свою жену.
Тень снял шляпу и вытащил из неё табакерку. В табакерке сидела маленькая суетливая женщина, которая сразу кинулась обнюхивать вещи.
- Сколько стоит этот торшер? - воскликнула она. - О-о, а это настоящий дуб? Какие шкафчики вместительные... А чай у вас китайский? Где брали? А что у нас за мусор под крова...
- Туда нельзя!!! - в голос воскликнули Марианна и Тень и переглянулись.
Тень взял свою жену за пуговицу и посадил обратно в табакерку, а табакерку убрал в шляпу. Марианна не отрывала от него взгляда.
- Хозяйственная, - вздохнул Тень и, словно бы про себя, пробормотал. - Больше не приведу её сюда.
- Чем я хуже твоей жены? - спросила Марианна, отложив треугольники.
- Ты хочешь, чтобы я вас сравнил? - уточнил Тень. Марианна пожала плечами. - Чтобы сравнить что-то с чем-то, нужно сначала найти в вас схожие места. Ты хочешь этого?
- Нет, - прошептала Марианна.
- Вот и отлично, - кивнул Тень и снова вернулся к газете.
Тень стал всё реже появляться у Марианны. Однажды он спросил:
- Если я пропаду насовсем, а потом появлюсь перед твоим домом в дождь, ты впустишь меня?
- Никогда, - спокойно ответила Марианна и изящно написала это слово на треугольнике. - Зачем тебе возвращаться туда, где ты уже был?
- Сложно возвращаться туда, где ты не был, - усмехнулся Тень.
А на следующий день он пропал насовсем.
Друзья Марианны сразу же пришли к ней в гости и стали сердечно поздравлять её, словно действительно видели только её улыбку, а не побелевшие костяшки вцепившихся в спинку стула пальцев. Марианна жила под кроватью, но не появлялась там: она была на стуле. Она почти всегда молчала, только слушала, как её друзья хвалят её. Потом увидела напротив хрупкую фигуру со светлыми волосами и в чёрном платье (Марианна была в цветном после встречи гостей) и поняла, что осталась одна.
- Человек может стать собой только если кто-то закрывает его беззащитную спину, - сказала Марианна в чёрном.
- У меня есть слова, треугольники и друзья, - ответила Марианна в цветном.
- Этого достаточно? - спросила Марианна в чёрном.
- Ты можешь положиться на меня, - сказал в один из следующих дней её друг. - Я буду тебя защищать.
- Но... - и Марианна поняла, что ей нужен кто-то ещё. Тогда она встала и вышла на улицу, чтобы искать Тень. Но все знали, кто она такая. Или же знали, кто такой Тень. И все показывали Марианне на другие дома. Под конец в городе остался только один дом, в котором она не была. Марианна устала, вымокла под начавшимся дождём, ей было плохо от людей, но она была Марианной. Настоящей. Она подошла к двери и постучала.
Из-за двери высунулась голова жены Тени.
- Милочка, вы безвкусно одеты, - сказала голова. - У вас ужасная причёска, и вы не ступите на порог моего дома.
- Мне нужен Тень, - сказала Марианна, слыша только знакомый запах табака из приоткрытой двери. Жена тут же забрала этот запах обратно.
- Что ты можешь предложить ему, милочка? - ехидно спросила жена. - Суп? Постель? Табак? Табак нынче дорожает, милочка.
- Я предложу ему ничего, - ответила дрожащая от холода Марианна. - И немного дождя за окном.
- Вы же враги, верно? Враждуете, милочка, - сказала жена.
- У меня нет никого ближе, чем он, - ответила Марианна и услышала, как в доме хлопнула дверь чёрного хода. И знакомые шаги.
- Его нет дома, - сказала жена. - Вот твой ответ.
Марианна пошла домой, и в каждой луже было её отражение, а её самой не было. Она дошла до дома, вошла в дом и захлопнула дверь в мир. Ей больше не нужны друзья. И люди - тоже. Ей нужно было одиночество и много носовых платков. Она села на стул и закрыла глаза. В дверь постучали.
- Нет, - сказала Марианна, не открывая глаз. Так тихо, что никто бы не услышал.
- Что "нет"? - спросил Тень из-за двери.
Марианна открыла дверь. Тень стоял под дождём и смотрел на неё.
- Ты впустишь меня? - спросил он снова.
Марианна оставила дверь открытой и пошла ставить чайник и доставать из буфета две чашки.
- Ты рада, что я вернулся,- довольно сказал Тень.
- Ни чуточки! - сказала Марианна.
- Всё, на что ты смотришь, начинает светиться, - сказал Тень. - Ты рада, что я вернулся.
- Закрыла глаза, закрыла! - засмеялась Марианна.
- Веки светятся, - через некоторое время хмыкнул Тень.
Тень и Марианна сидели на столе и пили кофе из одной чашки, когда к Марианне пришёл один её старый друг.
- Что ты делаешь? - воскликнул друг. - Я же пришёл брать тебя замуж, а ты сидишь на столе с ногами! Разве нормальный мужчина возьмёт в жёны девушку, которая сидит с ногами на столе?
- У тебя шнурок развязался, - сказала Марианна, и они с Тенью засмеялись.
- Что из всего в мире постоянно? - спросила Марианна, выписывая на треугольнике это слово. Слово всё время выходило кривым.
- Стремление людей сделать всё вокруг постоянным, - ответил Тень, вышивая крестом чёрную таксу. - Да и это тоже спорно. Ты не уточнила, "постоянно" в какой промежуток времени?
- Всегда, - удивилась вопросу Марианна. - Раз "постоянно" - значит, "всегда"?
- "Постоянно" значит "одно и то же", а не "всегда". Разве время может быть одним и тем же? Хорошо. Тогда я могу тебе ответить на этот вопрос что угодно. Даже лучше, если я дам тебе не имеющий значения ответ на не имеющий значения вопрос.
- Что из всего в мире постоянно?
- Всё.
- Цветистость консорциум! - сказал однажды поклонник Марианны. Марианна и Тень удивлённо посмотрели на него. - Колибрариум тентров!
- Прости? - спросила Марианна.
- Ну, вы всегда так непонятно говорите, я подумал, тебе понравится, если я тоже заговорю непонятно, - смутился юноша.
- Разве мы говорим непонятно? - удивилась Марианна.
- Словами, - пожал плечами Тень. - Никак иначе.
- Мы говорим словами, - повернулась к поклоннику Марианна.
- Но вы говорите ими не как люди.
Тень засмеялся.
В день рождения Марианны поклонник нарисовал огромную картину с ромашками и вывесил её над прудом. Целый день к Тени и Марианне приходили люди и поздравляли Марианну с днём рождения, и все говорили о картине, да как она хорошо смотрится над прудом.
Как только стемнело, Тень и Марианна зажгли фонари и пошли к старому пруду. В свете фонарей картина с ромашками странно и дробно отражалась в тёмной воде среди кувшинок.
- Зачем это? - спокойно спросила Марианна. - Он ведь хотел что-то этим сказать.
- Я думаю, он хотел, чтобы тебе понравилось, - неуверенно сказал Тень. - Впрочем, я не знаю. Ты живёшь под кроватью, а здесь так много ромашек снаружи... Было бы лучше, если бы он оставил только ту картину, которая в пруду.
- Я тоже так думаю, - кивнула Марианна.
- Кроме того... - Тень зажёг трубку от фонаря и посмотрел на картину сквозь колечки дыма. - Кроме того, он написал твоё имя с одной "н".
- Ты сразу сказал, что так и будет, верно? - согласилась Марианна. - Пойдём. Становится холодно.
На следующий день пошёл снег.
- Я ничего тебе вчера не подарил, - сказал Тень.
- Ты говоришь просто так? - спросила Марианна.
- Нет, - сказал Тень. - Это было предисловие. - и он протянул Марианне пару вязанных красных носков. - Держи. По полу дует из окна. Ты можешь замёрзнуть.
- Мне подарили кольца, брошки, картины, цветы, яркие платья и десять тысяч открыток, - сказала Марианна, надевая носки. - Но только ты подарил мне то, что мне нужно под кроватью.
- С днём рождения, - сказал Тень, раскрывая газету.
- О чём пишут в газете? - спросила Марианна.
- О том, что поезд сошёл с рельсов, и все погибли. О том, что наводнение уничтожило весь урожай, и все погибли. Разбился самолёт, и все погибли. Расстроились тысячи свадеб, убили себя триста людей, человек взорвал бомбу и убил всех, кто был в торговом центре. И ещё много всего.
- Зачем же ты читаешь такие ужасы? - воскликнула Марианна.
- Я и не читаю, - удивился Тень. - Ты спросила, что написано в газете. Я перечислил.
- О чём ты читаешь в газете? - поправилась Марианна.
- Я читаю объявления о продаже странных и ненужных вещей, - сказал Тень, утыкаясь в газету. - Они всегда страшно забавные. Недавно я узнал, что есть такая машинка, которая ходит за тобой и подбирает бумажки определённого размера.
- Но зачем тебе это? - спросила Марианна.
- Затем же, зачем другим нужно знать, сколько человек вчера разбилось при крушении самолёта, - ответил Тень. - Толку никакого, но кажется, будто это очень важно.
- Давай полетим на самолёте? - предложила Марианна, выглянув из-под кровати.
- Сегодня же четверг. Самолёты по четвергам летают в среду и в пятницу, а я не хочу потерять хоть клочок сегодняшнего четверга. Я люблю четверги, ты же знаешь. Они похожи на морковь, коврижку и деревянную панель.
- Но если ты полетишь в среду из четверга, значит, у тебя там будет ещё один четверг! - напомнила Марианна.
- Нет, - покачал головой Тень. - Четверги следует пить залпом, как гранатовый сок. И никогда не отказывайся от половины четверга в пользу целого, но другого.
- Но почему? - спросила Марианна.
- Это невежливо.
После картины с ромашками поклонник Марианны надолго пропал. Потом однажды он появился со стихами.
- Что это? - спросила Марианна, когда увидела в руках поклонника листок бумаги.
- Это тебе, Марианна, - краснея и запинаясь, сказал поклонник. - Я долго не решался признаться тебе в своих чувствах, но теперь сей час настал...
- "Сей час", - пробормотал про себя Тень и надел очки, чтобы было, что слышать.
- Я очень так люблю тебя,
Больше, чем себя.
Я долго, долго шёл
И, наконец, тебя нашёл.
Ты в сердцевине моей одна,
Моя душа, Мариана!
- В сердцевина? - испуганно переспросила Марианна.
- Я хочу увезти тебя за даль вод! - сказал поклонник. - И мы будем жить там под пение птиц. Ты изменила меня! Я стал другим человеком! Я стал стремиться! Я люблю прекрасное в обычном! Прошу, поедем со мной!
Марианна растерянно посмотрела на Тень.
- Пожалуй, стоит согласиться, - шепнул ей Тень. - Иначе он напишет что-нибудь ещё.
- Если я поеду, он тоже напишет, - шепнула ему Марианна.
- Суровая неизбежность, - согласился Тень.
- Если ты не поедешь, я... Я выпрыгну из окна! - взвизгнул поклонник.
- Нет проблем, - сказал Тень, наставляя на поклонника револьвер. - Это первый этаж, но я помогу тебе умереть. Нельзя давать пропадать такому стремлению ничего не познавать.
- Ты хочешь убить его? - ужаснулась Марианна.
- Если честно, то да, - вздохнул Тень. - Но ведь наши с ним конечные цели совпадают, так что смотри с таким же ужасом и на него.
Поклонник закричал и, как и обещал, выпрыгнул из окна, убежал и больше не появлялся.
- Выпрыгнул из окна, - сказал Тень. - Придётся тебе с ним не ехать.
- Очень смешно, - сказала Марианна и отобрала у Тени свой игрушечный револьвер.
- До краёв заполнена ванна.
В ванне клён лишь и Марианна, -
продекламировал другой поклонник Марианны.
- Тень, - сказала Марианна.
- Что? - невинно спросил Тень, довязывая очередную маргаритку и выбрасывая её в форточку.
- Хватит сочинять стихи моим поклонникам! - рассердилась Марианна. - Эти стихи ужасны!
- Их собственные были не лучше, - хмыкнул Тень. - Мои хотя бы разнообразны. И потом, они искренне верят, что мои стихи ты сразу полюбишь. Я просто не могу им отказать.
- Ты ужасен, - вздохнула Марианна.
- В форточку взвилась лиана.
Между рамами ты, Марианна, -
продекламировал третий поклонник.
- Тень!!!
- Мне почему-то очень печально на душе, - сказала Марианна, водя пальцем по пыли под кроватью.
- Отлично. Тогда печалься, раз печально.
- Я не буду делать то, что ты говоришь! - разозлилась Марианна.
- Тогда веселись, - пожал плечами Тень.
- Теперь всё ещё больше запуталось, - огорчилась Марианна.
- Я – носитель культуры! – сказала подруга Марианны, закуривая длинную сигарету. – Я – передовик масс! Я – эксклюзив!
- Вы будете чечевичную лапшу? – спросил Тень.
- Но у нас нет чечевичной лапши, - напомнила Марианна.
- Простите, я думал, мы все играем в какую-то игру, - сказал Тень. – Но вы продолжайте. Будем считать, что я не понял правила.
- В какую игру? – спросила подруга.
- Ну, в которой все предлагают друг другу что-то… необычное, - сказал Тень.
- Мне очень нравится Тень, - по секрету сказала подруга Марианне.
- А мне не нравится, - сказала Марианна. – Он противный и гадкий, обижает моих друзей и ест солёное тесто для моих треугольников.
- Речь не о тебе, дорогая, - сказала подруга, закуривая длинную сигарету. – Нет ничего удивительного в том, что ты не можешь понять его тонкую душевную организацию, ведь ты не так развита и мудра. Посмотри только, какой изящный у него красный шарф, и какая щёгольская шляпа, и как он набивает трубку… Ах, он прекрасен, прекрасен…
- Хочешь, поживи с ним два часа вместо меня, - улыбнулась Марианна. – А я пойду погуляю: на улице дождь.
- Марианна! – крикнул Тень.
- Что? – спросила Марианна.
- Мой чёрный зонт у камина. Возьми его: на улице дождь. Да, я забыл сказать… Он нужен мне через полчаса.
- Бешеной собаке семь вёрст не крюк, - сказала Марианна, взяла зонт и вышла.
- Итак, вы – философ, - сказала подруга Марианны.
- Нет, я вяжу спицами, - ответил Тень.
- Ах, сколько мудрой простоты в ваших словах! – всплеснула руками подруга. – Сколько статичной экспрессии!
- Статичной экспрессии? – переспросил Тень.
- Да, - восхитилась подруга. – Вы словно поезд и перрон в одно и то же время!
- О-о, - сказал Тень. – Ну, вы определённо только поезд.
- Какая метафора! – воскликнула подруга.
- Что вам больше нравится, подоконник или постель? – подруга покраснела.
– Видите, для вас нет разницы, вы сразу сочли оба понятия за одно: постель. Отчего? Я бы выбрал подоконник. Туда удобнее ставить чашку кофе, а ещё оттуда видно дождь.
- Вы когда-нибудь любили? – спросила подруга, пододвигаясь к нему.
- Не уверен, - сказал Тень, отодвигаясь от неё.
- Я могла бы научить вас, - сказала подруга, пододвигаясь к нему.
- Я не умею считать до двадцати трёх на греческом и охотнее бы выучился этому, - сказал Тень, отодвигаясь от неё.
Хлопнула дверь.
- Я принесла твой зонт ровно через полчаса, - сказала Марианна. – Я могу идти?
- Скажи, пожалуйста, - язвительно спросила подруга. – Что тебе больше нравится: постель или подоконник?
- Подоконник, - сказала Марианна, снимая перчатки. – Можно ставить чашки кофе, а ещё оттуда видно дождь.
Тень усмехнулся. Подруга ушла и больше не возвращалась.
- Знаешь, когда я действительно уйду от тебя? – спросила Марианна.
- Когда? – спросил Тень.
- Когда ты не заметишь, что я уйду, - сказала Марианна. – Не заметишь совсем никогда.
Тень встал и пошёл к двери.
- Куда ты? – испугалась Марианна.
- Купить ещё кофе, - сказал Тень. – Мы здесь надолго застряли.
Марианна засмеялась.
- Если бы тебе от падения в пропасть нужно было спасти слезу ребёнка или миллион монет, что бы ты спасла? - спросил Тень. – Миллион или слезу ребёнка?
- Слезу ребёнка, - пожала плечами Марианна. – Почему ты спросил?
- Я отгадываю кроссворд в газете, - сказал Тень. – Здесь семь букв, а на «слеза ребёнка» мне нужно двенадцать и пробел.
- Дорисуй клеточки, как обычно, - пожала плечами Марианна. – И впиши наш ответ.
- Но здесь уже дорисованы клеточки с нашим ответом на «самое большое зло в мире».
Марианна вылезла из-под кровати и посмотрела ему через плечо.
- Смени слово «добро» на слово «всё», - посоветовала она. – Тогда всё поместится.
- Общественные кроссворды безнравственно безвариантны, - сказал Тень. – Передай мне корректор, пожалуйста.
- Марианна! – не выдержал один из друзей Марианны. – У тебя так много замечательных друзей! Почему же ты проводишь время с этим чудовищем?!
- Сынок, - сказал Тень, откладывая газету. – Послушай меня. У оленя есть рога, у улитки они тоже есть. Семь вёсен заточены в каменный подвал, а у мыши четыре лапы. Ты следишь за моей мыслью?
- Э-э… Нет, сэр… - озадаченно ответил друг Марианны.
- Ты это специально?! – рассердился Тень.
- Нет… Я… Я просто…
- Именно, - спокойно сказал Тень, раскрывая газету. – А я не слежу за твоей специально.
- Марианна, почему ты живёшь под кроватью? - спросил близкий друг Марианны. - Ты ведь не всегда жила под кроватью.
- Нет, - согласилась Марианна. - Раньше я жила среди людей и творила для них чудеса. А потом однажды меня окликнули и сказали: "Ты сотворила столько чудес, что ты больше не человек, тебе не место среди людей. Теперь чудеса будут твориться для тебя". И я стала жить под кроватью. Там очень... По себе, - близкий друг нервничал. - Ты хочешь спросить ещё что-то? Спрашивай.
- Марианна, почему Тень живёт?
- Когда ты в последний раз залезала на дерево? - спросил Тень у Марианны.
- Я не помню, - ответила Марианна. - Но я помню, как босые ноги касаются коры.
- Выходи, - сказал Тень. - Мы идём залезать на дерево.
- Я ещё не закончила с треугольниками! - воскликнула Марианна.
- Ты никогда с ними не закончишь, - Тень залез под кровать и стал выталкивать оттуда Марианну. - Вылезай! Как здесь пыльно... Вернёмся, подарю тебе щётку с сюрпризом.
- Что за сюрприз? - спросила Марианна, упираясь всеми ногами и руками.
- Намёк, - ответил Тень и выпихнул её из-под кровати. - Снимай свои красные носки. Мы полезем босыми.
- Но на улице холодно! - воскликнула Марианна.
- Живое дерево - это всегда тепло, - ответил Тень.
Три часа и тридцать четыре минуты Марианна ходила за Тенью и смотрела на разные деревья в парке. Тень подходил к дереву, дотрагивался до него открытой ладонью, качал головой и шёл к следующему дереву.
- Что мы ищём? - спросила Марианна.
- Дерево, на котором будет уютно.
- Вот скамейка, - сказала Марианна. - Она из дерева.
Тень фыркнул и ничего не сказал.
- Каждое. Моё. Слово. Имеет. Значение, - внятно произнёс Тень, когда они с Марианной лезли на дерево. - Повтори.
- Каждое моё слово имеет значение, - повторила Марианна.
- Именно. Даже если ты зацепилась за сучок и порвала подол платья, пожалуйста, помни, что каждое твоё слово имеет значение и отражается в мире, разбиваясь на тысячи кусочков. Ты не можешь быть уверена, что твои слова не принесут зла, но на всякий случай попытайся говорить только хорошее.
- Хорошее или правду? - спросила Марианна.
Тень остановился и посмотрел на неё.
- В следующий раз я покажу тебе в толковом словаре что-то новое, - сказал он. - Значение слова "молчание". Каждый раз, когда ты не будешь уверена в том, что твоя правда достаточно хороша для мира, ты сможешь применить это слово.
- Но промолчать всю жизнь, должно быть, очень тоскливо, - сказала Марианна и вздохнула украдкой.
- Посмотри, сколько вокруг окон, - сказала Марианна, когда они сидели на ветке дерева. - И почти в каждом окне горят огни, а в некоторых не горят, но это тоже важно. Знаешь, почему я это говорю?
- Ты заметила, что вокруг стемнело? - предположил Тень.
- Нет, - улыбнулась Марианна. - Просто каждый огонёк - это человек, с которым я знакома или незнакома. И этот человек живёт своей жизнью, в которую мне никогда не проникнуть...
- Как я устал от этого, - вздохнул Тень. - Не люблю, когда говорят одинаковые вещи. Потом ты скажешь мне про луну, фонарь, ночь, мост, город, похожий на живое существо, чудеса... А ведь это триста лет уже передают из уст в уста наши запахнутые в плащ предки, забираясь к даме сердца по плющу с зажатой в зубах розой... Почему бы тебе не воспевать траву, Марианна?
- Траву?
- Траву, кору дерева, к которой ты сейчас прикасаешься своими бледными шершавыми ладонями, запах прелых листьев, неуловимый и неумолимый, знаменующий скорое приближение зимы, меня, в конце концов, с моим красным шарфом и острым носом, и то, как тихо в этом парке и холодно...
- Но такое тоже было, - пожала плечами Марианна. - Видеть простое в простом.
- Ты не понимаешь, - покачал головой Тень. - Ты смотришь на окна и видишь весь мир с его людьми, вне времени, вне расстояния, в своём философски-игровом "там", верно?
- Да. И что? - заинтересовалась Марианна.
- А то, что ты не видишь сами окна. Здесь и сейчас, - сказал Тень. - Оглянись. Это осенний вечер, мы сидим на тёмной ветвистой иве, я сейчас поднимаю руку и обматываю хвост своего красного шарфа вокруг твоих замёрзших плеч. Пока я говорю эти очевидные вещи, которые ты не заметила бы, отсутствуя в пользу общего и вне частного, ты краснеешь, и даже твои уши немного розовеют... Это никогда не повторится. Одновременно рождающийся и угасающий момент.
- Я поняла, - прошептала Марианна и украдкой провела мизинцем по мягкой ткани красного шарфа.
- Будущего нет, - сказал Тень. - Прошлого тоже нет.
- А что у нас есть? - спросила Марианна.
- У меня - настоящее, - сказал Тень. - А у тебя - ненастоящее.
Марианна и Тень сидели на дереве и смотрели на город, пока мир не начал светлеть. Тогда их время превратилось в обычное серое утро, они слезли с дерева и пошли домой. По дороге им встречались только зябко кутающиеся в воспоминания о тепле утреннего сна, спешащие на работу люди.
- Их день восьмичасовой, - сказала Марианна. - А у нас в сутках двадцать четыре часа.
- Вполне возможно, что у них есть что-то такое, чего у нас нет, - философски заметил Тень.
- Проблемы? - предположила Марианна.
- Внутри персика - косточка, - вдруг сказала Марианна.
Тень вздохнул:
- Перестань говорить "вдруг", сядь и подумай.
- Мне кажется, во мне столько слов, - пожаловалась Марианна. - И, если я не успеваю их написать, то те слова, что стоят с краю, просто... Вываливаются. Вдруг.
- Так сделай что-нибудь! - простонал Тень. - Это ужасно!
- Нет, - сказала Марианна. - Ужасно будет, если слова однажды закончатся.
Однажды Тень увидел, как Марианна неверно пишет слово "знания".
- Как же ты можешь писать слова, если даже не знаешь, как они пишутся?! - рассердился Тень. - Если не знаешь, возьми сначала листы и узнай об этом слове!
- Каждый раз, когда я пишу слово, для меня это путешествие, - возразила Марианна. - Мне не будет так интересно путешествовать по местам, которые я отлично знаю.
- Может быть, тогда тебе следует разучиться писать слова? - усмехнулся Тень. - Так, возможно, тебе станет ещё интереснее... Разве ты не понимаешь, что "знать" и "интересоваться" пишутся по-разному? Мы каждый день с тобой сидим в этой комнате. Ты знаешь эту комнату. Разве тебе от этого менее интересно быть в этой комнате?
- В этой комнате я многого ещё не знаю.
- Многого? - удивился Тень. - Да чего же?
- Тебя.
- Человек привыкает к постоянству с детства, - сказал Тень очередному поклоннику Марианны. - Либо ему оставляют что-то насовсем, и он боится это потерять, либо у него всё отбирают, и он всю жизнь бежит от желания что-то себе оставить. У тебя осталось что-нибудь от детства, мальчик?
- Может быть, игрушки? - предположила Марианна.
Поклонник покачал головой.
- Листки с картинками? - предположил Тень.
Поклонник покачал головой.
- Старый дом с вишнями?
- Зелёное скрипящее кресло?
- Твоё имя на подоконнике?
- Рецепт домашних булочек с маком?
- Хрустальный шарик с запахом маминых духов внутри?
- Белая полоска на коленке?
- Ничего нет! - воскликнул поклонник. - Почему вы задаёте такие странные вопросы?! Разве это имеет значение?! Ведь я же безгранично люблю Марианну!
- С другой стороны, - сказал Тень Марианне, - когда он тебя выбросит, там уже будут старый дом с вишнями, игрушки, листки с картинками, зелёное скрипящее кресло, рецепт, пустой шарик и имя маленького мальчика на подоконнике.
- Кажется, тебя зовут на улицу погулять одному, - сказала поклоннику Марианна.
- Кто зовёт? - растерялся поклонник.
- Я, - в голос сказали Тень и Марианна.
- Мне нужен начальник, - сказала Марианна.
- Зачем? - удивился Тень.
- Не знаю, - сказала Марианна. - Но почти у всех есть начальник, я тоже хочу одного.
- Возьми лучше варежку! - Тень протянул ей варежку.
- Спасибо, - сказала Марианна и надела варежку на левую руку. - Красивая варежка.
Однажды к Тени и Марианне пришли воры. Марианна и Тень спрятались за дверью и обокрали воров, пока те рассматривали спицы Тени и солёное тесто Марианны.
Потом воры ушли, и Марианна и Тень с интересом смотрели в окно, как те крались к другому дому.
- Это очень печальная песня, - сказала Марианна, когда Тень закончил петь. - О чём она?
- Она о двух лучших друзьях, которые всегда смотрят в противоположные стороны, но видят только друг друга.
- Но ведь это хорошо, - не поняла Марианна. - Почему же песня грустная?
Тень задумался, зажёг трубку, немного подымил и, наконец, сказал:
- Да дураки они. Ругаются постоянно.
- Как мы? - спросила Марианна.
- Мы не ругаемся, - сказал Тень. - Мы ненавидим друг друга.
- А они?
- Не ненавидят.
- Тогда это очень глупо с их стороны.
- И я о том же. Передай мне ножницы, пожалуйста.
Однажды к Тени и Марианне пришла кошка, села на подоконник и стала смотреть на них через окно. Марианна и Тень тоже немного посмотрели на неё, а потом перестали смотреть. Кошка не уходила.
- Мне её жалко, - сказала Марианна. - Из самой глубины души. Пусть она будет не за стеклом.
Тень посмотрел на Марианну, кивнул и открыл форточку. Кошка прыгнула и принесла в комнату мартовский ветер. Потом прыгнула на кровать, свернулась клубком и замурлыкала.
- Какой ужас, - сказал Тень. - Теперь у нас есть настоящий дом, и мне не хочется уходить. Что же ты наделала!
- Давай назовём её Кофейник? - спросила Марианна. - Она такая приятно-коричневая, с чёрными полосками...
Тень посмотрел на кошку и улыбнулся совсем не так, как улыбался обычно.
- Ну, пусть будет Кофейник, - сказал он.
Так в комнате появилась Кофейник.
- Здравствуйте, - сказал гость Марианны. – Здравствуйте, здравствуйте, здра!...
- Не садитесь, там кошка! – в который раз за день воскликнули Тень и Марианна и переглянулись.
- Ты умеешь вязать, - сказала Марианна. – А ещё петь, говорить правильные слова, играть на хрустальных стаканах и злить людей. Зачем тебе столько?
- Ты умеешь ходить, дышать, говорить, чувствовать… Зачем тебе столько? – спросил Тень.
- Но ведь это другое!
- Отчего же?
- Мои друзья читают то, что я пишу на треугольниках из солёного теста, - сказала Марианна. - Ты один не читаешь.
- Я не твой друг, - сказал Тень.
- Ну и что? - обиделась Марианна.
- Я знаю тебя, - сказал Тень. - Что выражает твой взгляд, что означает движение рук, из чего складывается твоё настроение. Твои друзья знают, что ты интересная. Для них треугольники - это шаг к тебе. Но если я сделаю этот шаг, то окажусь не у тебя, а позади тебя.
Марианна посмотрела на него, вылезла из-под кровати, перевязала ему шарф поудобнее и залезла обратно.
- Похоже, я люблю тебя – сказала Марианна.
Тень засмеялся.
- Чего здесь смешного? – обиделась Марианна.
- Да то, что я, похоже, тоже тебя люблю, - смеясь, сказал Тень.
Они посмеялись и вернулись к своим делам.
- Мне кажется, - сказал один друг Марианны, - что в вашей комнате всё крутится вокруг кровати.
- В нашей комнате нет абсолюта, - возразил Тень.
- Что? – не понял друг.
- Ну, у нас нет такой совокупности вещей, которую можно бы назвать словом «всё», - объяснил Тень. – Разве что тебя в детстве так называли друзья.
Марианна только покачала головой.
- Я хочу задать тебе серьёзный вопрос, - сказал Тень. – И не делай вид, что не слышишь. Бояться серьёзных вопросов так же глупо, как бояться темноты. Ведь темнота – это всего лишь природное явление.
- Я слышу, - вздохнула Марианна.
- Тебе хотелось когда-нибудь распустить хвост? – спросил Тень.
- Чей? – удивилась Марианна.
- Перед кем, - поправил её Тень.
Марианна задумалась.
- Да, время от времени. А тебе хотелось?
- Да. Пару раз.
Они печально помолчали.
- Именно в такие минуты вспоминаешь…
-… что эволюция отобрала у тебя хвост.
- Ты изменилась, - сказал Тень. - Сегодня ты не вылезла из-под кровати, когда к тебе пришёл друг. А остальным пяти просто не открыла. У тебя что-то болит?
- Посмотри, что я нарисовала - сказала Марианна.
Тень взял треугольник и нахмурился.
- Знак бесконечности?
- Это две рыбы, связанные хвостами. Они рвутся в разные стороны, но они связаны хвостами, всего одной точкой, крепко-крепко. И им так хочется в свою сторону, что нет сил оглянуться и посмотреть, что же мешает им двигаться. Поэтому они так и вынуждены будут всю жизнь стоять на месте.
- И что? - спросил Тень.
- Кто-то должен уступить, - сказала Марианна. - Либо рыба, тянущаяся к свету, либо рыба, стремящаяся в темноту, - Тень молчал. - Как тебе кажется?
- Мне кажется, что больше похоже на каракатицу, - серьёзно сказал Тень.
- Когда у тебя умирает тот, кого ты любишь, ты видишь всех остальных тоже немного мёртвыми, - сказала Марианна.
- А почему? – спросил друг Марианны.
- Потому что ты сам немного умираешь, - ответил Тень. – А мёртвые не верят в жизнь.
- А о чём эта твоя песня? - спросила Марианна.
- Она о конце всего и начале другого всего, - сказал Тень. - Произойдёт это в том году, который записан цифрами.
- Но любой год можно записать цифрами! - заметила Марианна.
- Вот и мне слова этой песни показались подозрительными, - пробормотал Тень.
- А теперь давайте сыграем в игру! - сказал друг Марианны. - Все вставайте в круг, пусть каждый возьмёт за руку того, кто вам больше всего нравится в этой комнате.
Все друзья кинулись хватать за руку Марианну, а Марианна испугалась и спряталась за Тень.
- Что ж, - вздохнул Тень, сжимая руку Марианны. - Игра получилась. С кругом немного сложнее.
- Если бы я ушла и ты ничего не смог бы сделать, ты бы печалился?
- Всегда можно что-то сделать.
Марианна помолчала.
- Не всегда, - сказала она.
- Эту песню я слушала, когда была маленькой! – воскликнула Марианна.
- Очень глупая песня, - заметил Тень. – Я случайно её выучил.
- Я сидела на окошке, а её включали на радио… - сказала Марианна.
- Ни текста, ни мелодии, - покачал головой Тень.
- Тени ложились на соседний дом, и солнце заходило, и мне было так больно в груди, что, казалось, сердце сейчас разорвётся, - сказала Марианна.
- Разучили три аккорда и пишут, что в голову придёт, - проворчал Тень.
- И хотелось, чтобы этот момент никогда не заканчивался… - Марианна вздрогнула. – Ох, наверное, это так глупо.
- Вовсе нет, - сказал Тень.
- Ну, всё, - сказала Марианна.
- Ну, всё, - сказал Тень.
- Судьба нас отпускает, - сказала Марианна. – Я это чувствую. Это время расходиться.
- Спасибо за чай, - сказал Тень, надевая шляпу. – Мы неплохо посидели, пусть даже я человек, а ты нет.
- Не знаю, что сказать.
- Не нужно. Мы уже разошлись, - сказал Тень и вышел.
Марианна стояла и смотрела на дверь. Тень вошёл обратно.
- Я забыл шляпу, - сказал он.
- Шляпа на тебе, - заметила Марианна.
- Значит, забуду, - сказал Тень.
Они помолчали.
- Чаю? – улыбнулась Марианна.
- Спасибо, это было бы к месту.
Шёл дождь. Марианна, Тень и Кофейник сидели на подоконнике и смотрели в окно.