Возвращение дождей

Сергей Владимирович Жуков
                Возвращение  дождей


           «Когда-нибудь вернутся все дожди…»  Елена Митина
               

           «Шумит, не умолкая, память-дождь»   Давид  Самойлов

    Вчитываясь в эти строчки, думаешь - что общего между дождями и памятью? Вода,  как известно, основа органической жизни на Земле. В то же  время память служит  духовной основой человека.

   Дожди… Они все такие разные: проливные и моросящие, холодные и  теплые.
Какие бы они  ни  были,  все  они  льются,  струятся,  словно куда-то стремятся.
Непостоянные, преходящие эти потоки имеют странное родство с нашей памятью, такой прочной и в то же время хрупкой, словно переливающейся, могущей едва ли не испариться.

   Дожди похожи на реки, текущие с неба на землю. Казалось бы, что за событие  такое - дождь, однако помнятся именно они - дожди детства.

   Хоть целую неделю льют, а дети все рано готовы скакать по лугам и накрикивать: «Дождик, дождик, пуще, дам тебе я гущи!»

   И ещё звучало во дворе: «Дождик, дождик, перестань, я поеду в Берестань. Этим  присказкам, а вернее, припевкам, нас учили бабушки.
Значит, и здесь дождь с памятью связан. Не чего-нибудь, а именно дождей ждут в засуху крестьяне. Жди - дожди. Ожидать, дожидаться можно лишь чего-то известного, и в то же время извечного. Чего-то вроде дождей или памяти.

   Но бывают дожди и нежданные. В памяти нашей тоже есть такое, что нам и не  снилось. У земледельцев дождь - забота. Как бы не перелил!
Ах, какой дождище хлынул однажды над сибирской степью, а точнее, над маленькой толикой Великой Степи, затерянной среди горных цепей Кузнецкого Алатау и Восточного Саяна.
Такой проливень случился, что потом ноги проваливались по лодыжки в чернозём.

   Чулымо-Енисейская, а также Минусинская котловины, - это чернозёмный острова   среди Сибири наряду с Алтаем и Барабинской степью.
Крестьянам радость, а солдатам - лишняя забота. Сапоги чистить, а дневальным полы  отмывать. Зачем же это я приземляю дождь, такой небесный, возвышенный, даже сященный?

   Случайно ли старославянское «дай» произносится как «даждь»?
Как похоже на дождь. И в язычестве Славянском тоже есть бог Даждьбог.
Значит, дождь само воплощение удовлетворенной просьбы, исполненной памяти.
«Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу, который творит дела великие  и неисследимые, чудные без числа, дает дождь на лице земли и посылает воды на лице  полей». Иов.

                Сергей Жуков. 9.10. 1996.