Советский ликбез

Валентина Майдурова 2
       В пятидесятые годы прошлого века, вероятно, по всему Советскому Союзу прошел  «новый призыв», или, как его называли у нас, «лозунг года». Кампания была связана с ликвидацией безграмотности населения. С  нашей любовью к сокращениям и эта  кампания получила сокращенное название «ликбез».
            Моя миниатюра о том, каким  я его запомнила.

           Часов в шесть вечера раздался тихий стук в дверь и  мама,  переложив малюсенькую Юлечку на кровать, открыла. За дверью стояла красивая высокая тетя с очень нерешительным, даже робким выражением на лице.
         – Вы Галина Ивановна? – тихо спросила она.
         – Я, а что?
         – Понимаете, гороно поручило мне с Вами позаниматься. Вы должны научиться читать, писать, знать немного математику.
        – Шо-шо-шо? Яку таки  маты и матыку? – перешла мама на свое любимое местное наречие.
         Я рассмеялась: «Нет, мама, не мат и матыка, а это такой предмет,  где тебя научат считать».
         – А шо считаты, гроши? Як бэ оны булы я их и так  росчитаю!
         Вероятно, уже поняв, что ученица ей попалась строптивая, молоденькая учительница начала объяснять, почему маме необходимо научиться читать, писать, считать.
         – Вот и дочка Вам поможет! Да? – обратилась она ко мне.
         – Конечно, помогу! – с готовностью ответила я. –  У нас и бумага есть, и от газеты папа всегда поля оставляет и пишет на них. Он у нас грамотный. 
         Учительница с облегчением вздохнула. Наверное, упоминание о грамотном  отце заронило в ее душу робкую надежду на положительный исход этого безнадежного дела. Договорились, что занятия с мамой будут проходить у нас дома два раза в неделю с пяти до шести вечера. Мама будет получать домашнее задание и готовить его самостоятельно в остальные дни.
            Насколько я помню, первый день занятий прошел без особых эксцессов. Учительница принесла тетрадочку на  шесть листочков, в которой были прописаны первые пять букв алфавита «Аа», «Бб», «Вв», «Гг» и «Дд»  прописью. Она позанималась с мамой, показала, как они пишутся, заучила с мамой их произношение, дала домашнее задание.
           Учительница ушла, а мама села с интересом писать буквы, произнося их вслух. Юлечке надоело изображать послушную куклу, и она во весь голос заявила о себе.
           Мама бросила занятия и занялась  трехмесячной дочкой, а я с любопытством посмотрела  мамины  корявые каракули и решила ей помочь. Все строчки домашнего задания были аккуратно прописаны моим каллиграфическим почерком. У нас в школе был специальный предмет «Чистописание», на котором нас учили писать красиво каллиграфически. Сегодня этого предмета нет в программе начальной школы. А жаль. Почерк современной молодежи  оставляет желать лучшего.
           Укачав дочку, мама вернулась к занятиям.
            – О-цэ ты так пышэшь? – она с интересом наклонилась к аккуратно выполненному заданию.  Какая-то мысль проявилась и исчезла на ее лице.
          Следующие задания, выполненные в режиме домашнего задания, были идеальны, а вот на уроках у мамы то рука болела, то зуб.   И она правой рукой поддерживала  распухшую щуку, за которую был заложен кусочек сырого картофеля для создания  припухлости.
          Трое детей и муж требовали большого внимания, и у мамы не оставалось времени на выписывание слов, на составление предложений. Учительница все удивлялась:
          – Ну, как же так, Галина Ивановна? Домашнее задание Вы выполняете всегда на пять, а со мной у Вас ничего не получается?
          – Так я ж ночью пышу. Мини ныкто нэ мишае, – хитро улыбалась мама, отсылая меня на улицу погулять во избежание  моего вмешательства в учебный процесс со своими пояснениями. Я маме часто выговаривала, что так не честно. Я делаю домашнее задание, а хвалят почему-то ее.
        Одолев азбуку, перешли к чтению. Тут я ее заменить не могла. И сколько ни билась с ней милая молоденькая учительница, за год мама дальше прочтения  азбуки не продвинулись.
        Программа была рассчитана на год. Он закончился,  и наступили   выпускные испытания,  или, как говорят сегодня,  итоговые экзамены. Мама ушла в школу  сдавать экзамены. А мы с папой остались на хозяйстве. Папа все ходил по комнате, качая Юлечку на руках  и, улыбаясь,спрашивал:
          – Ну, как ты думаешь?  Сдаст за тебя наша грамотейка экзамен?
          – Сдаст, папа, сдаст!  Я за нее всегда старалась красиво написать. Мы с нею выучили  фамилию подписывать, и имя, и отчество.
         Папа громко рассмеялся:  «А  читать ты ее научила?»
          – Нет! – приуныла я. – Читает она только азбуку,  и ту наизусть.
          – Как наизусть? – удивился папа.
         – А она Юлю качает, а я с ней учу страницу, потом она подметает, а я с ней уже вторую страницу учу. Так все и выучили.
         Долго смеялся папа, а я все понять не могла с одобрением или осуждением.
          Отсмеявшись, он погладил меня по моим белым вихрам и с неповторимой, только папиной, нежностью, сказал:
         – Учительница, ты моя милая.
         Папа умер на следующий год. А я и сегодня помню его теплую большую руку, нежно поглаживающую мою голову, его такого большого и сильного, возле которого я чувствовала  себя самой защищенной от всех невзгод. Только воспоминания. Остались только воспоминания…             
          Мама успешно сдала экзамен, «прочитав» из азбуки маленький отрывочек, с гордостью написала  на доске свою фамилию и имя  печатными буквами. Письменный шрифт она так и не освоила. Правда, вышел маленький казус. Имя она написала краткое ГАЛЯ, а прочитала ГАЛИНА. Экзаменаторы, по маминым словам, посмеялись, списали на ее волнение и выдали справку, что курс ликбеза  она прошла успешно. Сколько я ни читала эту справку, нигде не было написано, что курс она проходила вместе с восьмилетней дочерью. Вот так была ликвидирована  безграмотность в нашей семье.
           Всю оставшуюся жизнь мама всем хвасталась, что она грамотная, и в подтверждение  этого хватала карандаш и кусок любой бумаги и гордо выписывала семь букв своей фамилии – П О Д О Л Я Н.   Не крестики же ставить, если ты грамотная. Вот так!