Русским мороз - трын трава

Габдель Махмут
Русским мороз - брат родной (Отклик на одну публикацию)

Как-то пришлось ознакомиться с одной публикацией. Не суть важно, кто и для чего дал ее мне почитать…
То была статья из книги американских философов Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди о России. Первое впечатление, говорят, обманчиво для многих, но самое верное для критиков. Я не критик, и не критикан, но по прочтении же, помню, у меня возникло лишь одно чувство - чувство  большого личного возмущения. Как извергатели истины в последней инстанции, они поучали россиян, и пытаются убедить в этом весь мир, что и как надо сделать с сибиряками…

Своим нравоучительством из-за моря сии господа-философы вновь напомнили мне уже забываемого нами дядю Сэма. Сидит такой сытый господин в кресле посреди своего ранчо – нога на ногу на подставленном рабами спинке стула, в зубах сигара. Изредка вынимая ее, лениво указует-поучает смирно застывшего рядом новичка-управляющего плантацией. Он все за всех знает, он хозяин, и его слово непререкаемо: делай так и никак иначе.

А ведь таков нынче лозунг всех далеких от практики горе-теоретиков - от иностранных… до наших доморощенных «этустранцев»(это те, кто, говоря о своей стране - России, поминают ее не иначе, как «в этой стране»).

     …Для сытых американцев, оказывается, все беды у россиян от нашего родного холода. Если бы не мороз, ходить бы нам сейчас под монголами, французами, тем более, под гитлеровцами. И вот пересели-ка Сибирь в Крым, тут же родится здесь рыночная экономика с капиталистическим лицом. К такому вот выводу приходишь, ознакомившись с подобными публикациями, какую прочитал в статье «Сибирский холод. Как география России замедляет рыночные реформы».

       Забываются господа в истории, и уж вовсе плавают в географии. Не знаю, какие они там философы, а уж к экономике, как мне показалось, точно никаким боком. По мне, настоящие доктора-философы начали бы с общественного сознания в России, ее социальных аспектов, но эти философы (ну как же, ведь философия праматерь всем наукам, значит, сами философы везде как рыба в воде!) полезли в экономику без каких-либо серьезно ислледованных и проверенных расчетов. Во всей статье приводится лишь одна статистическая цифра в доказательство своей замороженной гипотезы.

Ну конечно, когда в мире не осталось новых философских критериев и оценок России, может, стоит в ее морозах покопаться. И подать, представить сибирский мороз единственной причинно-следственной теорией вековой отсталости России. Будет выглядеть научно-правдоподобно, если мысль эту подкрепить высосанной из пальца формулой «ТДН» - так назывемой «Температурой на Душу Населения»(во как загнули-то изобретатели!)… Значит, выходит, поэтому арабы в Эмиратах рождаются миллионерами, а черные африканцы поголовно все живут при светлом коммунизме…

       Увы, не доброму дяде из-за океана, а нашему поколению приходится выправлять все ошибки предыдущих отцов страны. Россия всегда была авторитарной страной, и только последние десять лет мы по-настоящему взялись за рыночно-демократические преобразования, но уже сегодня видны реальные дела. Нельзя не заметить, как растут наши города вширь и ввысь,  на глазах меняется их облик, в стране строительный бум, такого взлета стройиндустрии, таких темпов строительства в России еще не было. В последние годы подтянулось и выходит на уровень конкурентоспособности в мире производство пищевой, металлургической и других отраслей промышленности, не говоря о нефтегазовой, каменноугольной, лесоперерабатывающей отраслях. С каждым годом многократно растет компьютеризация, телефонизация. Простой житель отныне в городах и селах видит и слушает мир по сотням каналов спутникового телевидения. Возрождается культура народов(отдельный разговор, почему их нет на центральных каналах ТВ), кинематограф, растет туризм, процветает шоу-бизнес, издательское дело. Где тут видится фактор сибирского торможения развития России?! 

       Наш Ямало-Ненецкий автономный округ выдает 90% российского газа(где доля только нашего Надымского района 40%), 13%  нефти, приносит стране 25%  инвалюты. Если бы не бедные умы у региональных лидеров кое-где в средней полосе России, куда Москва переправляет прибыля сильных регионов, взятые в виде налогов, мы бы на своем стылом севере жили не хуже сингапурцев, малазийцев. Ямал очень даже самодостаточный регион!
       Но здесь живут патриоты своей страны. У старшего поколения северян малая родина там, на средней полосе (а средняя полоса, чтоб вы знали отныне, есть и у Сибири!). Именно это старшее поколение по ностальгическому зову имеет желание, выйдя на пенсию, переехать жить на Большой земле, в Сибири в том числе! Но и здесь у нас есть свой, проверенный, исследованный медицинской наукой опыт – мы переселяемся не в Краснодар, как предлагают философы из Америки, а ближе к нам по параллели, то есть в Ленинградскую, Кировскую, Тюменскую области и т.п. регионы, где легче перестроиться организму.

       Конечно, хорошо бы чтоб удовлетворились мечты всех желающих, притом, сегодня же, потому что трудящееся старшее поколение все еще занимает рабочие места, необходимые для молодых. А это их дети, которые родились и выросли здесь. О переезде молодые надымчане  не думают, потому как другой родины малой у них нет! Вот о чем не додумаются заморские учителя. В Надыме вот уже десять лет не меняется состав населения. В 1990 году в городе и районе проживали 84 тысячи человек, а с 1995 по настоящее время стабильно 74 тысячи.
 
       Население Сибири всегда, вот уже четыреста-пятьсот лет, гордится тем, что они – сибиряки! Нам мороз никогда не был помехой. Наших детей не загонишь домой, когда из-за мороза отменяют занятия. А сами мы приехали сюда добровольно - за романтикой, «за туманом», чтобы оставить добрый след на земле, чтобы изменить застоявшуюся жизнь свою и страны(!). А в Сибири, кстати, никогда не было застойных лет, мы всегда трудились производительно - с огоньком и задором в искрящихся глазах строили промыслы, газопроводы, компрессорные станции, а ныне добываем свет и тепло для страны.

       Никакие деньги, никакие начальники не заставляли лезть механизатора в ледяную воду, чтобы успеть зацепить трос на тонущую технику. Американец бы в такой ситуации вызвал спасателей по «девять-один-один» и ждал, а наш сварщик Александр Рыжков взял и полез в трубу выручать товарища, хотя знал, что может и сам задохнуться от метана…

       Даже на стройках ГУЛАГа русский человек проявлял чудеса выдержки и героизма, выполняя три-четыре нормы, чтобы скостить свой срок. О строителях «мертвой дороги», на которую кивают авторы книги, ходят много домыслов. Но вот в Надымском архиве есть воспоминания бывшего узника 501-ой стройки Аполлона Кондратьева, который утверждал, что «порядки здесь были такие, что я свободно передвигался по лагпунктам - зимой на собачьих, летом на оленьих упряжках. У нас были свои бригады рыбаков и охотников, которые  вдобавок к лагерной пище, обеспечивали нас белой рыбой – муксуном, нельмой(!), и олениной». Он прожил в Надыме до 99 лет, и даже когда обьявились родственники, в начале девяностых, не поехал ни в благополучный Бостон(США) к племяннице, ни в теплый украинский Тернополь к сыну. Другой узник «пятьсот веселой» стройки 73-летний Иван Марманов, все еще ценный работник Надымдорстроя, в своей книге «Северные были» разоблачает миф о том, будто под каждой шпалой трупы строителей… Когда явно представилась возможность удрать, они с друзьями на своих руках принесли в лагерь раненого своего конвоира…

       Знаете, уважаемые господа, вы, как философы, непростительно упростили свою формулу, упустив самую существенную ее составляющую – это русский феномен (подразумевается – российский). А это бы на многое открыло вам глаза по-новому. Никакие морозы не останавливали Антанту, зажавшую было Россию в годы Гражданской войны до размеров Московской области. Но собрался русский люд в один кулак, раскинул интервентов по сторонам света, и стал строить новое общество, вселявшее тогда большие демократические надежды… 

       Вы, иностранцы, обычно сравниваете нас с медведем. Можно и согласиться, это ведь такой зверь, который спит всю зиму, но потом, проснувшись, быстро все наверстывает. Русский человек, можно сказать, это и былинный Илья Муромец, сидевший на печи тридцать лет и три года, зато когда пришла нужда стране, встал, распрямил плечи, и свернул горы. Вот такая задача легла на плечи нынешнего поколения. И мы свернем дремучие горы российских проблем, преобразим Родину в короткое – на нашем веку – время, и лет через двадцать вы забудете о морозе, как факторе торможения и нерентабельности Сибири. 

       Господам Хилл и Гэдди помочь бы нам в другом. Видя, как позорит Америку и американскую культуру и народ, поставляемая нам низкопробная голливудская  и прочая кинопродукция, призвать бы к совести нацию, что же мы, дескать, делаем, господа - если хотим добра россиянам, давайте остановим этот вал чернухи и бандитских боевиков. А уж они-то разберутся, к кому, за какой помощью обратиться в экономических вопросах…      
 
Есть такой анекдот от наших российских юмористов. В чем принципиальное отличие русского от американца? Американец страстно и от всей души обожает свою страну и свой народ, и обижается, если кто-либо из иностранцев не разделяет его чувств. Русский точно так же от всей души ругает свою страну и свой народ, но страшно обижается, если какой-нибудь иностранец его чувства разделяет…

Да простят меня авторы-американцы за горячность. Одно дело, когда мы сами себя корим, как это здорово и задорно преподносит Задорнов, и совсем другое – когда в душу лезут чужие. А грамотную критику нашей жизни и добрые советы любой россиянин воспримет с удовольствием...
                30 июля 2004 г.