Петровна

Галина Кошель
                Стояло знойное лето, и даже ночь не приносила спасительной прохлады.
                Петровне не спалось… В квартире невыносимо душно, ни сквознячка, воздух был тяжелый, несмотря на открытое окно. И немудрено, ведь в комнате спали ещё пять человек. Они лежали на полу, потому что комната была небольшая, и в неё нельзя было поставить дополнительные спальные места в виде диванов или кресел.
                Петровне недавно исполнился 81 год.
                - Вроде и пожила немало, но уходить ещё рано, как Лизонька без меня останется, - думала она, слушая сонное дыхание спящих мужчин.
                - Господи, дай мне силы, отпусти мне ещё несколько годочков, - мысленно взывала она к Богу.
                Петровна пустила жильцов, а это были казахи, торгующие на рынке, в свою однокомнатную квартиру, так как пенсия у неё была небольшая. Одной ей пенсии и хватило бы на жизнь, пусть и без разносолов, но нужно было помогать внучке, даже не столько внучке, сколько правнучке Лизе.
                - Лизонька, - улыбнулась Петровна, представив себе малышку, которой шел пятый год.
                Сына Петровна схоронила давно, его жена уехала из города, как только внучке исполнилось восемнадцать лет, и вот уже сколько времени нет от неё ни слуху, ни духу. Внучка вскоре после отъезда матери вышла замуж, родила Лизоньку. Да вот беда – муж у неё попался выпивающий, а вскоре и сама внучка тоже частенько стала прикладываться к рюмке. 
                Они оба пытались работать, но подолгу нигде не задерживались, так как мало кто мог терпеть их прогулы и пьянку в рабочее время. 
                Во время получения пенсии внучка исправно появлялась у Петровны, чтобы забрать деньги.
                - Тебе на жизнь дают твои постояльцы, - говорила она. А нам дочь надо поднимать. Одежда вот ей  на осень нужна.
                И хоть знала Петровна, что в основном её пенсия уходит на спиртное, против этих доводов она ничего не могла сказать, так как безмерно любила свою Лизоньку и знала, что ей действительно нужно купить и новую курточку и сапожки. Вот только жаль, что она так редко видит её.
                - Лизонька, приходи ко мне почаще, я тебе шанежек с творожком настряпаю, ты ведь их любишь, - говорила она правнучке, утирая платочком свои повлажневшие глаза.
                - Ну, Бабанька, я всегда зову мамку, а она говорит, что некогда, что пойдем, когда денежки у тебя будут, - отвечала девочка. 
                Неделю назад, когда в очередной раз принесли пенсию, внучка пришла одна.
                - Давай сюда скорее деньги, меня муж ждет на остановке, - сказала она с порога.
                - А где Лизонька, почему ты её не захватила с собой? Я так соскучилась за ней,  – сказала Петровна.
                - Дома она, где же ещё ей быть, - раздраженно ответила внучка.
                - Не дам я тебе денег, сама схожу и куплю ей всё, что нужно, - сказала Петровна. Вы все деньги спускаете на водку, а ребенок и конфетки не видит.
                Разозленная внучка совсем вышла из себя. Этот день Петровна никогда не забудет. Помимо брани, которая посыпалась на неё в тот момент, внучка налетела на старушку и ударила её кулаком в лицо. А потом выгребла все деньги и ушла.
                - Боже, как ты допускаешь такое? – подняв глаза к небу, воззвала Петровна. Это что же с людьми такое сотворилось? Не стало у них ничего святого… 
                Слёзы градом катились у неё из глаз, но она не замечала этого. Как жить дальше? Что будет с Лизонькой при таких родителях? Как ей помочь девочке? Как остановить внучку и вернуть её на путь истинный?
                В тот раз после ухода внучки она долго сидела на лавочке возле подъезда и думала свою невесёлую думу. Мимо тяжело шла пожилая женщина и, остановившись возле лавочки с Петровной, присела передохнуть. Неторопливо завязался разговор. Видя печаль в глазах Петровны, женщина спросила, не может ли чем-нибудь помочь.
                - Никто не может мне помочь, даже Господь, похоже, отвернулся от меня, хотя я молила его о помощи, - заплакала Петровна и сама не заметила, как поделилась своей бедой с незнакомой женщиной.
                - Да, это беда, да ещё какая. Но я все-таки вот что вам бы посоветовала, - сочувственно вздохнув, сказала  женщина. - Нужно идти в церковь и помолиться у иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», попросить помощи, исцеления. Я слышала, что это помогает при пьянстве…
                Женщина встала и, пожелав добра, пошла дальше по своим делам. Петровна долго глядела ей вслед, пока та  не скрылась из вида, и вдруг почувствовала, что тяжесть, лежавшая у нее на сердце, потихоньку начинает отступать, растворяться... 
                Да, это был выход и Петровна решила, что нельзя терять времени ни минуты. Торопливо собравшись, она пошла в церковь, благо та была недалеко. Когда Петровна вошла в храм, там было тихо, прохладно, горели свечи…  Время службы ещё не настало.  Она попросила показать ей икону  Божией Матери «Неупиваемая чаша» и подошла к ней. Как она молилась, Петровна не помнила, но сердце её почему-то обрело надежду.
                Помолившись, она купила такую же иконку, акафист к ней и пошла домой. Прошло несколько дней. Петровна каждый день с мольбой читала этот акафист. 
                Однажды внучка пришла вместе с Лизонькой  к Петровне. Увидев внучку на пороге, Петровна похолодела.
                - Так пенсию-то ещё не принесли, только через неделю будет, - с тревогой сказала Петровна, поцеловав свою правнучку. 
                - А мы навестить тебя пришли, - вдруг неожиданно улыбнулась внучка.
                - Бабанька, я люблю тебя! А шанежки у тебя есть? – обнимала Петровну Лизонька.
                - Сейчас что-нибудь соберу, угощу, немного обождите, - засуетилась она.
                - Бабуль, прости меня, если сможешь,- сказала вдруг внучка.
                Петровна только махнула рукой, украдкой вытирая слезы.



Фото из Интернета.