Он меня выбрал. Святочный рассказ

Нина Осокина
Морозный декабрьский вечер. Стою, мёрзну - жду автобуса после работы.
Пёс  возник возле меня словно ниоткуда.
Такой же чёрный, как темень, сгустившаяся в глубине остановки.  Настроен вроде бы дружелюбно, виляет хвостом, тычется носом мне в шубу и даже как будто улыбается.
 Подошел автобус – не мой, и при свете фар более внимательно разглядела пришельца. Кудлатый, похожий то ли на крупную чёрную болонку, то ли на терьера средних размеров.  И действительно улыбается – по крайней мере, его пасть с высунутым языком изображала почти человеческую улыбку.

(Именно такую собаку мне всегда хотелось иметь в далёком детстве, да родители не разрешали... Вернее, "против" была мама - ярая приверженица  чистоты в доме.
Потом и я, сама став мамой, точно так же не разрешала своим дочерям…  До тех пор, пока муж не вернулся однажды домой с Вилькой на руках.
Вилькой, или Вильямом (в честь Шекспира)  мы назвали его потом, только спустя месяц.
 А поначалу, увидев десятидневного щенка (больше похожего на крысёнка), категорически высказала мужу всё что думала - включая и то, что поздно вернулся, да еще подшофе...
Завершила упрёки ультиматумом - чтоб завтра отвёз непрошенный живой подарочек обратно. Обратно – это на институтскую турбазу, куда он ездил в составе проверяющей комиссии, и где ему на прощанье всучили щенка. Почти как взятку...
(Про взятку - это уже мои домыслы, но вслух я с издёвкой спросила:   «Почему не борзыми?")
Мой добрый муж, не поняв криминального смысла, но давно привыкший к литературным цитатам, по любому поводу приводимыми мною, продолжал объяснять, что у сторожа базы - заядлого охотника - неожиданно ощенилась престарелая  гончая . Сразу шестерыми щенками. Что стольких матери не прокормить – молока на всех шестерых не хватит. И что такого породистого гончара - самого крупного из всего помёта -  у него запросто возьмут друзья-охотники.
«Если ты так уж сильно  не любишь собак», - добавил он под конец, и дочери взглянули на меня с упрёком...
Это было веским аргументом для того, чтобы  Вилька у нас остался.
Он быстро вырос, превратился в большущего пса чепрачного окраса. Не знающего, что такое охота, добродушного, чересчур упитанного, болезненного и потому очень избалованного. Особенно мною.

И всё же это был выбор мужа, а не мой…)

...Кудлатый пёс, почувствовав  моё расположение,  или нюхом почуяв «собачницу», завилял хвостом.
Не снимая варежки, потрепала его по загривку.
Он, мгновенно  среагировав на ласку, встал на задние лапы и попытался лизнуть меня в лицо.
Это мне не слишком понравилось. Мало ли что! Вдруг  бездомный, блохастый, да инфекций полно всяких...  Впрочем, мысль о том, что пёс  дикий, быстро отпала:   услышав мое строгое «Фу!», он сразу же среагировал – сел как вкопанный.
Две тётки, стоявшие неподалёку, прервали свой разговор и с интересом стали наблюдать за нами.  Решив, что кто-то из них – хозяйка,  вежливо кивнула им  и отвернулась.

В этот момент  подошла  долгожданная «тридцатка».
И вдруг… пёс одним прыжком оказался в автобусе чуть раньше меня. Беспомощно оглянулась на тёток («Странно, почему они не реагируют?»), крикнула с подножки:
- Заберите свою собаку, а то она увязалась за мной!
- А это не наша собака!
- Как не ваша?

Но двери уже захлопнулись, автобус тронулся.  Кондукторша тут же стала возмущаться непрошенным пассажиром, а псина разлеглась у моих ног, дышит тяжело, высунув язык. На меня посматривает снизу вверх - преданно. 
«Будь что будет», - решила я. Ехать мне всего две остановки, потом пересадка на другой автобус.  Сейчас выйду, а он пусть себе катается... Может, еще к кому-нибудь  привяжется…
    Вот автобус повернул на оживленный проспект, всё – сейчас мне выходить. Поспешно спрыгнула со ступеньки, побежала к переходу, радуясь, что избавилась от непрошенного спутника.  «Не нужна мне чужая собака, у нас дома уже есть Вилька, и вообще, наша квартира – не зверинец, всех бездомных собак в неё не вместить!» - эти мысли помогли мне успокоиться. Уффф! Пронесло!
Как бы не так! Краем глаза увидела - этот паршивец  бежит рядом, справа от меня.  Нога к ноге,  очень воспитанно, точь-в-точь, как если бы Вилька сейчас бежал рядом со мной на прогулке… Вместе перешли  дорогу...
На этой остановке транспорта гораздо больше. Автобусы и троллейбусы  подходят один за другим, все набитые до отказа. До моего микрорайона можно доехать почти на любом, поэтому решила дождаться более-менее свободного – не люблю толкучку в транспорте.  Как всегда, возвращаясь домой, думаю о предстоящих домашних делах, что приготовить на ужин… Сегодня, пожалуй, надо  пожарить рыбу…

Так, а где же мой знакомец?   Нигде не видно. Кажется, я вообразила невесть что - на самом деле бродяжному псу было страшно одному пересекать проспект, вот он и прилепился ко мне на переходе. Скорее всего, побежал сейчас дальше по своим собачьим делам.
Вот остановился троллейбус, не слишком заполненный, я шагнула навстречу  распахнувшимся дверям… и тут из-за фонарного столба показался он. Метнулся ко мне, в глазах немой вопрос: «Наш?» Мне стало вдруг смешно,  и я  вслух произнесла:
- Нет, этот - не наш!   
Как ни странно, но он понял и снова вернулся к столбу. Задрал ногу возле него, пометил ("Кобель", - машинально подумалось мне), перебежал к другому столбу, опять пометил. Не скрою, мне хотелось уехать на том троллейбусе, но что-то меня удержало.  Не то, чтобы было стыдно обманывать доверчивое животное, нет, мне просто захотелось  поставить эксперимент.
Несколько раз повторила этот трюк. Подходит автобус, я делаю вид, что хочу войти в него, и пёс мгновенно подбегает ко мне. Я говорю, что не наш, и он снова отбегает от меня в сторону.
Спустя некоторое время я опомнилась («Что я делаю, глупая!») и решила спасаться от навязчивой собачки   бегством.
Тут, как назло, подошел слишком переполненный троллейбус, но я решительно протиснулась  внутрь и, оборачиваясь, с трудом втянула за собой сумку.
Троллейбус медленно тронулся с открытыми дверями. Бросаю прощальный  взгляд на остановку - и что же я вижу? Пес стремглав мчится следом.  Догнал! Каким-то чудом успел запрыгнуть на крохотный кусочек свободного пространства между ногами пассажиров, прополз дальше и забился под сиденьем.
 Мысли мои смешались, однако вскоре здравый рассудок победил смятение. «Скоро мне выходить, а он, лежа под сиденьем, не заметит этого – ведь ему видны только ноги пассажиров», - убеждала я саму себя за все то время, пока  ехала.
 
Ну вот, наконец, и моя остановка. Выбираюсь из «душегубки» первой и вздыхаю с облегчением - слава богу, добралась. Еще раз вздыхаю (на этот раз с сожалением) – жалко пёсика, но что поделать! 
А народ все еще продолжает выходить, слышится перебранка (кто-то кого-то задел, кому-то отдавили ногу…). 
Неожиданно раздался  детский крик: «Мама, осторожней, на собачку не наступи!» Потом  кондукторша истошно завопила шоферу: «Вася, не захлопывай двери, собака от хозяйки отстала!»

Ну конечно, это он! Живой и невредимый! Уже сидит  на снегу возле меня, ждет, куда дальше идти. А я, еще не покорившись судьбе, упрямо не обращаю на него внимания. Стою, поглядываю на  светофор. Он тоже сидит рядом, и почти по-человечески, чуть заискивающе поглядывает на меня. Загорелся зеленый свет, пошли (держится рядом, опять нога к ноге).  Как только пересекли улицу, трусцой побежал впереди. Пробежав несколько метров, сел, подождал меня. Потом снова вырвался вперед, снова подождал.
Вот показалась парикмахерская, от которой  надо повернуть налево, а дальше до моего дома  -  каких-нибудь метров пятьдесят.
И вот тут он ускорил свой бег. Не оглядываясь и не останавливаясь, добежал до подъезда и уселся у двери, ожидая меня. (Неужели по запаху вычислил, какой именно подъезд?) 
Вот я открываю подъездную дверь.  Он вбегает  первым и дальше почти летит вверх по ступенькам. Забыв про лифт (голова занята поиском оправдательных слов для домочадцев), покорно бреду следом. 
Поднялась на свой четвертый этаж и,  нисколько не удивляясь тому, что пёс  уже сидит возле нашей двери, решительно звоню.

…Хорошо помню изумление в глазах домочадцев:
- Что это на тебя нашло? А куда Вильку денем?
Наш Вилька, естественно, не желал, чтоб его куда-то девали, и грозно рычал на пришельца. А тот испуганно жался ко мне.
Сжалилась над гостем младшая дочь:
- Какой хорошенький! Только очень грязный – надо его срочно помыть!
(Пес, услышав слово «помыть», навострил уши и направился к  двери ванной. )
- Мама, он все понимает! Наверное, и команды знает! Пёсик, лежать!
(Пес улегся.)
- Дай лапку!
(Пес вежливо подал Ире лапу.)
- Скажи: «Голос»!
(Пес тихонечко залаял.)

И в этот момент Вилька горестно взвыл и бросился на соперника. Мы же все бросились на Вильку, с трудом его оттащили и заперли в самой дальней комнате, где тот  продолжал  безутешно выть.
Под это завывание происходила санитарная обработка нового фаворита.
Его вымыли собачьим шампунем от блох, расчесали свалявшуюся шерсть, потом накормили.  Когда шерсть высохла, пёс превратился в красавца. Вот тогда душа у меня дрогнула, вспомнила о своей детской мечте – иметь точно такого пёсика, Тишку –  такую кличку я ему дала мгновенно. Повторила вслух:
- Тишка, Тишка...
В ответ - радостный лай.
 - Ой, а ему, похоже, нравится это имечко!
Муж засомневался:
- Да он на любое сейчас откликнется, лишь бы заиметь тебя хозяйкой... А не подумала о том, как  бедный Вилька  перенесёт соперничество?
Как будто услышав эти слова, Вилька взвыл с новой силой. Дверь спальни распахнулась (хлипкий замок не выдержал сильного толчка), и наш гончар стрелой помчался на кухню. Словно в лесу за зайцем погнался. (Как наши бедные соседи выдержали этот шум, не представляю!  Грохот опрокинутых табуреток, звон разбитых стаканов, наши крики, собачий лай…)
…Когда снова заперли Вильку в карцере - нашей спальне (Тишка к тому времени спрятался в детской комнате под кроватью),  стали держать семейный совет…
Проблема оказалась нешуточной: два медведя в одной берлоге не уживутся. Или два кобеля в одной квартире…

Идея возникла внезапно. И осенила первой Иру:
- А давайте позвоним на телевидение! В «Стол находок». Номер я хорошо знаю – тридцать, тридцать, тридцать.
Пока мы недоверчиво обдумывали предложение, инициативная дочка уже набрала номер и отвечала на вопросы оператора:
- Черный, кудрявый, средних размеров. Да, нашли недавно. («Мама, где ты его нашла?») Нашли возле остановки «Стройгаз». («Мама, он – кто? Кобель?») Да, кобель. Отличительные приметы? Хорошенький! («Мама, у него есть отличительные приметы?») Есть! Он хорошо воспитан, знает собачьи команды,  и еще у него белое пятно на груди – как галстук!

Спустя полчаса очаровательная диктор Марина Ливанова проникновенным голосом перечисляла все приметы Тишки…
А спустя еще несколько минут наш телефон надрывался от звонков. Поражаясь тому, как много домашних собак пропадает на свете, мы терпеливо отвечали несчастным хозяевам:
- Нет, он чёрный, а не белый.
- Простите, но найденный пёс – не сучка.
- Сочувствуем, но  мы нашли его в ста километрах от вашего города.
- Нет, это не бульдог (не овчарка, не колли, не ризеншнауцер… и т.д.)

Самый смешной звонок оказался от одной девочки, в семье которой пропала  шотландская овчарка. Ира ей терпеливо объяснила, что найденный пёс - не той породы, и что он – мальчик.
Оказалось, девочка не знала, к какому полу относилась их собачка:
- А как это узнать?
- Очень просто. Девочки приседают, когда писают, а мальчики  -задирают ногу.
- Ой,  у нас девочка, девочка! Она всегда приседает!
Ира поспешно завершила консультацию.

Звонки продолжались до позднего вечера… Но после того, как объявились возможные  хозяева («Да, это на сто процентов наш – черный, кудлатый, с белым галстучком!»), мы перестали подходить к телефону и с трепетом стали ждать гостей... За Тишкой приехали вся семья: папа, мама и  дочка-подросток. Но уже с порога их ждало разочарование: найдёныш был гораздо крупнее.. Хотя и очень напоминал пропавшего любимца.
Услышав, что их собачка пропала более полугода назад, я неуклюже пошутила: «Однако во время пути собака могла подрасти…»
Отклика на шутку не получила, но решила не сдаваться.
- Раз она у вас так давно пропала, то шансов найти её мало. Может, возьмёте этого, а? – И умоляюще добавила:
 - Смотрите, какой он милый!
 Тишка как будто понял мои слова, присел на задние лапы, вежливо тявкнул. Женщина неуверенно взглянула на мужа, но тот отстранённо молчал, глядя в потолок прихожей.
Выручила меня их дочка:
- Мамочка, давай возьмём! А если наш Чапа всё-таки найдется, то они станут братишками!

Уже прощаясь и закрывая за гостями  дверь, спохватилась и спросила их номер телефона. На всякий случай – а вдруг найдутся истинные хозяева….

…Спустя неделю, за день наступления Нового года, позвонила по этому номеру. 
Трубку взяла женщина.
На  мой вопрос, как поживает  Тишка, очень сухо ответила, что «хорошо, и вообще-то  он теперь - не Тишка, а  Чапа».

Я с облегчением вздохнула. Надо как-то вежливо завершить разговор...
- Ну что ж, тогда...
Но тут меня перебили:
 - А почему вы позвонили?  Что, нашлись настоящие хозяева?
- Да, нет, я просто так позвонила. Вот поздравить хочу вас с наступающим Новым годом. И Тишку поздравить… то есть Чапу…

Интонация в голосе собеседницы мгновенно стала радостной:
- Ой, и мы вас поздравляем! С Новым годом! И спасибо большое за Чапу!

Я медленно положила трубку.
История оказалась со счастливым концом. Можно сказать, новогодняя сказка.  Но почему-то у меня остался легкий  осадок на самом дне души…

Ведь он же МЕНЯ выбрал…