Лето-70. оркестр. рафаэль

Любаша Жукова
  Наверное, пару слов нужно  сказать и об эстрадном  оркестре Москонцерта под управлением Александра Ефремовича  Горбатых, оркестре, в котором много лет работал мой муж.
 
  В 60-70-х годах этот оркестр  был довольно известным, хорошо звучал, был востребован:  работал  в концертных программах  на самых крупных сценических площадках  со всеми звёздами  нашей  эстрады  и  гастролирующими звёздами  зарубежной эстрады того времени (Карел Готт, Лючия Альтиери, Анна Герман, Рафаэль и др.).

  Этот биг-бэнд часто использовался и на студийной работе: запись отечественной лёгкой и джазовой музыки  в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм. Его дирижёр был требовательным музыкантом и человечным Человеком, незаурядной личностью - таким его запомнили все, кто его знал.
   
  Оркестр   был задействован  в  различных  программах, таких,  как: «Товарищ кино», «Кабачок 13 стульев», «Всемирный фестиваль моды» (1967 г.), все новогодние «Голубые огоньки» на ЦТВ,  Ёлки в Колонном зале Дома Союзов, а позднее – в КДС.
 
  В этом  легендарном  оркестре в разное время работали многие известные, прославленные музыканты:  Лёня Чижик, Алик Аваков,  Юрий Маркин, Игорь Высоцкий, Роберт Сагаловский,  Ден Костаки,  Георгий Серопов,  Николай Панов, Виталий Шеманков, А. Сухих, Кулешов, Кукин, Шелехов и др. Музыкальным руководителем  и  прекрасным аранжировщиком  в оркестре  был  композитор Левон Мерабов.

  Прошу прощения за некое лирическое отступление от лета 70-го года,  мне хочется рассказать о гастролях в нашей стране знаменитого  испанского певца Рафаэля в сопровождении этого оркестра в 1972 году.

  Очень многие поклонники творчества  Рафаэля помнят его появление в СССР  вскоре после триумфального шествия кинофильма  "Пусть говорят" по всем экранам  от Дальнего Востока до Калининграда, от гор Кавказа до Белого моря.
   
  Это были вторые гастроли Рафаэля в нашей стране, и они прошли с оглушительным успехом! Многочисленные незабываемые концерты продолжались 40 дней - с 1 сентября по 10 октября 1972 года  в  крупнейших городах бывшего СССР :
  Баку – Тбилиси – Ташкент – Ленинград – Вильнюс - Киев - Москва
               
  «На этот раз он был не один! Всего полтора месяца  назад Рафаэль женился на испанской журналистке Наталье Фигероа, и это были его первые гастроли после свадьбы.
  Он приехал вместе с женой, глубоко обаятельной, интеллигентной, тонкой и умной женщиной, которая сразу пришлась по душе российской публике, покорив её своей скромностью и деликатностью. Рафаэль очень изменился: похудел, отрастил длинные волосы, и этот новый "имидж" удивительно шёл ему, подчёркивая природную пластику его движений. Но главное было даже не в этом. Романтический ореол невидимой дымкой окутывал эту гармоничную пару, придавая Рафаэлю необыкновенную внутреннюю одухотворённость, и это состояние души удивительным образом отражалось на его творчестве: на концертах он был еще более искренним, чувственным и проникновенным, чем обычно.

... Люди не спали ночами, дежуря у театральных касс, выстаивали огромные многочасовые очереди за билетами, приезжали на концерты Рафаэля из других городов, иногда за несколько тысяч километров.  В репертуаре Рафаэля появилась новая песня, которая называлась "Романтическая Москва". Взаимопонимание и тёплые чувства, возникшие между Рафаэлем и советской публикой во время его первого приезда, еще больше укрепились, и протянулась некая невидимая нить, духовно связавшая его с нашей страной на всю жизнь.

... Молодой и уже известный  не только в Испании и Латинской Америке певец Рафаэль обладал удивительно сильным и красивым голосом, он отличался необыкновенно выразительной эмоциональной манерой исполнения,  для которой характерны простота, искренность и темперамент, зкспрессия в голосе и жестах,  что для советского зрителя, привыкшего к однообразной статичной манере эстрадных певцов того времени, было подобно удару молнии.

Мы и не предполагали, что можно ТАК петь!

... Песни  Рафаэля, с его слов, - были «постоннно на одну тему. Это романтика. Самая высокая и чистая романтика, которой так не хватает людям в наш век. Своими песнями я стремлюсь доказать, что романтика, то есть любовь, стремление к красоте, благородному подвигу, безмерному мужеству, – всё это всегда будет нужно людям».

  Завершались его гастроли в Москве, в театре Эстрады. Я была на  последнем его концерте с  семилетней дочкой. Тот ажиотаж  зрителей, восторженные  несмолкающие аплодисменты, огромное количество  цветов -  вся  атмосфера радости, восхищения и преклонения перед талантом этого исполнителя - не могли не повлиять на эмоциональное восприятие впечатлительного ребёнка.  Когда она подошла к сцене, чтобы вручить Рафаэлю цветы, он наклонился к ней, посмотрев в глаза, что-то сказал  и  нежно поцеловал девочку. Как она могла не заболеть любовью и нежностью к нему, если его любили все! Если люди плакали, слушая его песни! Но чуткая душа ребёнка  уловила своим сердечком и восприняла тонкое, гениальное, потрясающее исполнение певцом мелодичного песенного репертуара. Конечно же, имело значение и то, что папа в оркестре работает вместе с НИМ!
 
...Судя по отзывам зарубежной прессы, по сей день время и слава не снизили его требовательности к себе.

  Спустя пятьдесят лет сценической деятельности, отвечая на вопрос: «Что Вы чувствуете, выходя на сцену?»  -
Рафаэль говорит:
  «Я всегда выхожу на сцену так, как если бы это было в первый раз. И для меня это всегда очень впечатляюще. Вот, я выхожу на сцену. И впереди меня ничего нет. И, с другой стороны, есть всё.  И - ничего, и - всё!  И, когда зажигается свет, и все люди встают и приветствуют стоя, это очень волнует, это потрясает! Это вот то видение, которое возникает у артиста в отношении публики – вот в этот первый момент. И это просто ни с чем не сравнимо! Например, в конце концерта, понятно, что люди хлопают тебе, потому что они благодарят тебя за проделанную работу. Но! Когда ты выходишь только на сцену в начале концерта, и люди встают и хлопают – то это потрясает! На презентации моего последнего диска в Испании, одна журналистка сказала мне: «Что Вы чувствуете? Когда, буквально в ту же минуту, что Вы появляетесь на сцене, все встают и аплодируют стоя?» А я ответил: «Ну, не в ту же минуту…»  А она ответила, что они аплодируют, может быть, не минуту, а даже пять минут. А я сказал ей: «Нет, это не минута, не пять, не десять минут, а это продолжается вот уже пятьдесят лет!» Они как бы выражают мне благодарность за всю мою творческую карьеру.»

...«Я люблю вашу страну, - продолжает Рафаэль,- Что касается Москвы, то там  во время первых гастролей со мной произошел случай, который я не забуду никогда в жизни. Я сидел в своём «люксе» в «Метрополе» и играл на пианино. Вдруг заходит мой знакомый импресарио испанского цирка, приехавший в Москву заключать контракты. «Ты видел, что происходит?» – спрашивает он с порога.– «Нет». – «Выгляни в окно». Я выглядываю и вижу толпы людей, некоторые стоят с плакатами. «Ну и что? – говорю я. – Наверное,  демонстрация,  люди чего-то требуют от властей». – «Какая демонстрация! На плакатах же всё написано. Они пришли поздравить тебя с днём рождения!»  Я потерял дар речи. Сам-то я забыл про свой день рождения.

Помню, как на мои выступления в Москве приходил Брежнев. Он всегда садился во втором ряду, а после концерта шёл за кулисы, чтобы меня поприветствовать. Одновременно появлялась огромная корзина цветов, что было мне, конечно, приятно. С ним приходили какие-то люди, но никто не говорил ни по-английски, ни по-испански, ни по-французски. Мы обменивались несколькими фразами через переводчика, Брежнев жал мне руку и уходил. Так было семь раз...»
 
...И  вот, мне с дочерью посчастливилось  побывать на таком концерте. Должна вам сказать, что это был, действительно, аншлаг! Действительно, это был ураганный успех! Рафаэль был весь в цветах. Публика стояла. И, вы знаете, люди самых разных возрастов одинаково восторженно его принимали!  Подобное  у нас бывало только на выступлениях  Муслима Магомаева.

  После концерта мы с дочкой поднялись в артистическую, где музыканты складывали свои инструменты и переодевались, и ждали папу. Кто-то внёс  в комнату огромную охапку цветов, можно сказать, целый сноп цветов, которые Рафаэль  распорядился раздать  всем участникам. Когда мы выходили  из служебного входа, там  стояла огромная толпа поклонниц певца. Я двумя  руками прижимала к груди большущий букет,  за которым лица моего  не было видно, и  вдруг услышала:  «Девчонки, кажется, жена Рафаэля выходит!» ...
   
  Как знать! Может, именно с этого дня зародилось в душе нашей дочери  поначалу неосознанное,  но  непреодолимое желание  стать артисткой.  Много лет спустя она окончила ГИТИС и реализовала свою мечту.

  Но вернёмся в Одессу,  в  лето 70-го года.

  Всё складывалось замечательно.  Впереди ещё неделя работы, а затем, с середины августа - долгожданный отпуск здесь,  на  берегу Чёрного моря!  Будет ещё  достаточно времени, погрузившись в неповторимую атмосферу  языкового колорита одесситов,  познакомиться с городом,  его достопримечательностями,  набраться впечатлений, отдохнуть, загореть, накушаться фруктов и овощей...

  Но ...  не всему этому суждено было сбыться!

***

(продолжение следует)


Фотография из семейного альбома.

Ссылки:

http://www.my-raphael.com  -  Сайт Рафаэля.
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2388707/49637751.html  - Диана Берлин
http://www.liveinternet.ru/users/1594558/post137158325  - здесь звучат песни Рафаэля.