Наследие Богов - 2. Часть 3. окончание

Сергей Матросов
Часть 3.

Идущий за Солнцем.

Глава 19.
                Князь очнулся от того, что мягкая и тёплая ладонь легла на его лоб. Сна не было, а было забытьё, в которое он время от времени погружался. Тело горело огнём, а дышать с каждым разом становилось всё труднее, как будто кто-то перетягивал верёвками шею. Открыв глаза, он увидел сидящую рядом Ефанду. Она улыбалась, а с её глаз текли слёзы. Рурик улыбнулся ей в ответ и взял её за руку.
- Почему ты плачешь? От твоих слёз мне становится ещё хуже. Не нужно родная, скоро всё наладится.
Промокнув слёзы вышитым платком, Ефанда поднялась со скамьи и подошла к окну.
- Конечно же, всё будет хорошо. Я в этом не сомневаюсь, а слёзы катятся из глаз от радости, что тебя вижу и разговариваю с тобой.
За головой князя послышалось кряхтенье. Шаркающими шагами перед его глазами возник Антип с чашкой в руке.
- Пора пить, князь. – Он протягивал Рурику эту чашку, из которой поднимался пар, разнося по всей комнате страшное зловоние. – Самое время.
Рурик с обречённостью посмотрел в глаза старому ведуну.
- Отравить меня хочешь? Сколько же мне ещё твои зелья пить? Сил уже нет.
- Если бы не мои отвары, лежать бы тебе князь уже давно в сырой земле. – Антип аккуратно вливал содержимое чашки в рот князю. – Мне травить тебя незачем. Тебя князь вперёд меня уже отравили.
Вытерев губы рукавом рубахи, Рурик сказал:
- Знать бы кто, на кол бы посадил.
- Тут и гадать нечего. – Ефанда повернулась к нему лицом. – Кто-то из твоих приближённых. Больше некому. Чужих, здесь не бывает.
Князь вздохнул.
- И то верно. Когда Сытник со Следаком вернутся, тогда и ясно будет кто враг, а кто друг.
- Сколько времени прошло, а их всё нет. – Ефанда подошла к постели князя и села рядом. – Боюсь не дошли они до места, а ты всё душу терзаешь и ждёшь.
- Не говори так! Они дойдут! Сытник всегда возвращался и сейчас вернётся! Чует моё сердце, что вернётся. Вот только когда? Мне их дождаться нужно! Нельзя умирать. Дождаться нужно.
Последние слова он повторял, как заклинание уже в бреду. Ефанда посмотрела на стоящего рядом Антипа и расплакалась.
- Скажи Антип, сколько ему ещё эти муки терпеть?
- Он жив надеждой, княгиня. Пока ждёт, будет жить. Его вере и крепости духа, можно только позавидовать. Это его пока и держит.
Ефанда поднялась и собралась уходить, когда князь открыл глаза и спокойным голосом сказал:
- Одного боюсь, что не дождусь их, тогда всё будет плохо. Враги давно ждут моей смерти, что бы разорить Новгород и все земли русские. Княжич ещё слишком мал, что бы его признали правителем, а тебе Ефандушка не совладать с хитрыми боярами, да врагами бесчисленными. Слишком многие хотят поживиться за счёт руси. Здесь рука нужна твёрдая, крепкая.
Он хотел ещё что-то сказать, но в этот момент, разметав в стороны полы тяжёлых портьер, с криком и спиной вперёд влетел приказчик Власий. Следом за ним в комнату вошёл, потирающий ушибленный кулак Сытник.
- Прости, князь, но этот смерд не пускал меня к тебе. Говорил, что болен ты.
Рурик от неожиданности привстал с кровати и с удивлением смотрел на вошедшего купца, не в силах, что либо вымолвить. Ефанда от радости бросилась Сытнику на грудь и обняла его, как спасителя князя.
- Неужели это ты? Живой! – Она отстранилась от неожиданного гостя и улыбнулась. – Мы с князем уже все глаза проглядели. А где же Следак?
Сытник не успел ответить.
- Ты дошёл до места? – Князь с тревогой смотрел на Сытника. – Говори, не молчи!
Он тут же упал на подушки, и широко открыв рот, начал хватать им спасительный воздух. Сытник с горестью посмотрел на князя и перевёл взгляд на Ефанду.
- Вот оно значит как. Нам ещё в Ладоге говорили, будто князя отравили и что при смерти он. Значит, не врали люди.
- Плохо ему. Тебя всё выглядывал, тем и держался.
- Ни чего. Всё теперь будет хорошо. – Восстановив дыхание, Рурик вытер рукавом выступивший на лбу пот и посмотрел на что-то говорившего Сытника. Тот продолжал:
- Я не один пришёл.
Только теперь князь с княгиней обратили внимание на высокого облачённого в богатые доспехи воина. Он  тихо стоял позади Сытника у порога, потому его сразу ни кто не заметил. Медленно этот воин подошёл к постели князя и поклонился ему и княгине.
- Здравствуй князь, и ты будь здрава княгиня. Не узнал меня?
Олег снял с головы островерхий шлем. Удивление не сходило с лица Рурика.
- Олег! Ты? Я уж не чаял тебя увидеть.
Князь на мгновение осёкся и жестом показал, что бы внимательно слушающий его Власий и дед Антип, покинули комнату. Те мгновенно выскочили из княжеских покоев. Рурик схватил за руку Олега.
- Как вы там в Китеже? Как Род? Как Атеон?
- Атеон велел кланяться, а Род сейчас далеко. В Китеже было всё спокойно, пока там не появился Сытник. Кстати, мы его давно ждали. Твой обоз, князь, который ты послал до этого, был захвачен. Людей убили, а все телеги свалили в теснине, подальше от глаз людских.
Рурик стиснул зубы.
- Кто же эта погань? Знал бы, давно удавил.
Олег кинул взгляд на Сытника.
- А ты чего молчишь? Аль нечего князю сказать?
- Почему нечего? Вы мне рта не даёте открыть.
- Говори, нашёл убийц? – Князь приподнялся на локте. – Кто? Кто подле меня воду мутит?
- Пошли, князь дружинников за боярином твоим Калиной. Пусть он сам тебе всё расскажет.
- Калина? Ты не ошибаешься?
Сытник закачал головой.
- Нет, князь. Его имя мне назвал перед смертью Фрост, который служил ему, и обоз тот уничтожил.
- Вот, значит, как? Калина предатель. Власий!
Тут же в комнате появился приказчик.
- Иди и позови Крута. Пусть воевода, не медля, ко мне идёт.
Власий поклонился и исчез.
- Что решили вы там в Китеже? – Рурик опять обратился к Олегу. - Что делать нам? Как от врага отбиваться будем?
Олег усмехнулся.
- Есть чем отбиваться, князь. Атеон принял решение пока откупиться от норманн, что бы не мешали, а мы тем временем Киев возьмём. Разорим гнездо вражье и под руку твою поставим.
Рурик кивнул головой.
- Об этом я и думал, только не говорил этого до времени. Воевать с норманнами нам сейчас не с руки. Крепче они нас, а вот Киев взять – давно пора пришла. – Он пристально посмотрел в глаза Олега. – И делать это будешь ты.
- Почему я? Вместе будем врага бить.
Князь замотал головой.
- Нет, Олег. Я уже не боец и не правитель то же. Силы мои на исходе. Чую как тает жизнь во мне. Не много мне осталось.
Олег хотел возразить, но князь его остановил.
- Игорь мал, что бы править. Ты на моё место встанешь. У Игоря приемником будешь, пока не повзрослеет. Уму-разуму его научишь. Боле некому. Ни кому не верю, кроме тебя. Вместе начинали русь строить – тебе продолжать. Я стар уже и болен, а ты совсем не изменился с тех пор. Правду мне Род тогда говорил, что пещеры те не простые. В них время останавливается. Не верил я ему, как такое может быть? Теперь вижу, что прав был старик. Ты, наверное, уже во всех галереях побывал? Многое узнал и понял.
Сытник с интересом слушал открытый разговор двух великих людей. Про пещеры он вообще слышал впервые. Значит, помимо несметных богатств, есть ещё и какие-то тайные пещеры. Олег кивнул князю в ответ.
- Побывал, князь, но только в двух. К третьей Атеон меня пока не пускает. Говорит, что ещё не готов.
- Они с Родом и мне это говорили, но ты уже был и во второй. Значит, ты знаешь будущее? Какое оно будущее, Олег?
- Как нибудь, я тебе расскажу об этом, а сейчас нужно дело делать.
- И то, верно. Я дал указание Синеусу подготовить ладью, что бы плыть к норманнам. В Изборске всё должно уже быть готово. Езжай сам и сам разговаривай с Эйриком. Думаю, что при виде золота, он остановит свой поход на наши земли. Это сейчас самое главное. Киевом потом займёшься.
Его перебил, вошедший воевода Крут:
- Звал, князь?
- Звал. – Рурик откинулся на подушки. Было видно, что ему становится говорить всё труднее и труднее. – Проходи воевода и слушай меня внимательно. Сейчас возьмёшь с десяток дружинников и навестишь боярина Калину. – Князь замолк, потом отдышавшись, продолжил: - Там может быть его охрана. Если будут сопротивляться – перебейте всех. Калину свяжите и доставьте сюда. Сам буду с ним говорить.
Крут удивлённо переводил взгляд с князя на Сытника, а с Сытника на Олега.
- Чего стоишь воевода? – Олег твёрдым голосом привёл Крута в чувство. – Аль не слышал, что князь сказал?
- Слышал, не глухой. Всё сделаю, князь, но не ошибаешься ли ты? Калина почитай твоя правая рука.
Рурик усмехнулся в ответ.
- Вот мы эту правую руку и отсечём, что бы другим неповадно было.
Крут повернулся и в задумчивости направился к выходу. Неожиданно князь его остановил.
- Погоди воевода. Главного тебе не сказал. Боюсь, не успею потом.
Крут остановился и повернулся к князю.
- Слушаю тебя.
Видя, что начинается серьёзный разговор, до этого стоявшая у изголовья князя Ефанда, наклонилась и поцеловала мужа в щёку.
- Пойду я князь. Игорь поди заждался.
Рурик перехватил её руку и остановил.
- Погоди, радость моя. Принеси Игоря сюда.
- Сюда? Зачем?
- Неси, я сказал. Пока силы есть, хочу свои дела земные закончить.
- Что ты такое говоришь?
Князь повысил, насколько смог, голос.
- Неси, говорю, не медли! А ещё меч мой прихвати. Он в оружейной, в сундуке лежит.
Растерянная Ефанда, оглядываясь на князя, пошла в свои покои за малышом. Рурик тем временем, отдышавшись, продолжил говорить, обращаясь ко всем присутствующим:
- Чувствую, что не много мне осталось, а потому слушайте все мою последнюю волю.
Голос князя стал тише и находящиеся в покоях князя мужчины подошли к нему ближе. Рурик переведя дыхание, продолжил:
- Повелеваю тебе Олег, после моей кончины занять место приемника княжеского, пока княжич молодой самостоятельно не научится государством нашим править. – Он  обвёл взглядом всех перед ним стоящих. – Вы все клянитесь в верности Олегу. Клянитесь, что будете до конца преданы ему и делу нашему. Ты, Сытник подле Олега всегда будь, а ты, Крут теперь его волю исполнять будешь, как мою.  Клянитесь, что исполните всё, что я сейчас сказал. А ты Олег, клянись, что воспитаешь моего сына, как своего собственного и в дальнейшем преданным ему будешь, как мне, так и всем людям русским и землю нашу защищать будешь не жалея живота своего.
Все поклонились князю и ответили:
- Клянёмся Великий князь.
Олег добавил от себя:
- За сына своего не беспокойся. Уберегу и воспитаю, как своего. За землю нашу, если понадобится, голову сложу. Клянусь, что земли русские преумножу, и людей зазря обижать не стану. Только рано ты князь разговоры за это завёл.
В покои вошла Ефанда, неся на руках завёрнутого в пелёнки маленького княжича. Следом за ней шёл Власий, держа на вытянутых руках боевой княжеский меч в дорогих, усыпанных самоцветами ножнах. Увидав малыша, Рурик улыбнулся.
- Вот наследие моё. Берегите его, как жизнь свою. Верю, что от него расцвет всего государства нашего пойдёт.
Он принял от княгини младенца, слегка прижал его к себе и поцеловал в маленький лобик.
- Прости сын, что не дано мне радоваться, как растёшь ты и сил набираешься, но эти люди, - князь обвёл взглядом всех стоящих у его постели, - позаботятся о тебе, а когда вырастешь настоящим правителем станешь, не чета своему отцу.
Все поклонились маленькому княжичу, но неотрывно наблюдали за Руриком. Его силы таяли на глазах. Громкий голос перешёл в шёпот. В покоях стояла тишина. Ни кто не осмеливался перебивать князя. Его внимательно слушали.
- Вот Олег, - князь передал младенца княгине и взял в руки меч – мой меч. Если ты помнишь, этот меч когда-то принадлежал тебе. После победы над Карачуром, ты передал его мне и сказал, что больше к нему не притронешься. Не сбылись твои желания. Этому мечу равных нет по крепости. Настоящий умелец его готовил. Вспомни, как ты разрубил им напополам самого Талгая. Это был знак всем, что мы одержим победу там, при Руссе. Я только облёк его в дорогие ножны. Пусть он тебе теперь служит верой и правдой.
Князь протянул меч Олегу.
- Возьми этот меч – кладенец, как символ будущих наших побед и память о первом русском князе.
Олег встал на одно колено и протянул руки к княжескому подарку, однако меч, выскользнув из рук Рурика, и сам упал в руки Олега. Рурик откинулся на подушки, и всё его тело пронзила страшная боль, от чего грудь князя выгнуло дугой. Через мгновение боль отступила, и князь, сделав последний вздох, затих, недвижим. Ефанда, прижав к себе младенца, вскрикнула. Ещё ни чего не понимая, все смотрели на резко побледневшее лицо Рурика. Князь был мёртв. В нависшей тишине все поклонились телу князя.
- Упокойся с миром князь. – Олег поднялся с колена, держа в руках княжеский меч. – Всё, что ты нам передал, будет исполнено.
Он оглядел всех присутствующих и остановил взгляд на Круте.
- Завтра князя оплакивать будем, а сейчас нужно дела неотлагательные сделать. Поспеши воевода. Предателя к княжеским конюшням приведёшь. Нечего детинец его присутствием поганить.
Крут развернулся и быстро вышел из покоев.
- Вот такие дела.
Олег толкнул в плечо оторопевшего от всего случившегося Сытника.
- Пойдём, не будем мешать, княгине с князем прощаться.
Они низко поклонились, плачущей Ефанде, и медленно покинули княжеские покои. На крыльце детинца Сытник остановил Олега.
- Погоди… - Он запнулся, не зная, как продолжить. – Даже не знаю, как к тебе теперь обращаться.
Олег усмехнулся.
- Положено теперь меня князем величать, но ты зови меня по имени, как и звал.
- Как скажешь. Разговор к тебе есть Олег.
- Раз есть, то говори, не томи. Я давно вижу, что с тобой что-то не то происходит. О чём думаешь? Кому мысли свои направляешь?
- Где-то подле Новгорода дочь мою прячут. Сколько уж лет её искал. Товарищ мой помог. Я говорил тебе о нём. Пропал он, когда в Китеж шли. Узнал он что-то, и помочь в поисках обещал, но видимо не судьба. Не могу я плыть с тобой к норманнам, пока дочь свою не найду. Вот, что сказать хотел. Не гневись князь, у меня сейчас душа не на  месте. Не помощник я тебе.
Олег нахмурился.
- Вот значит как? Дело князя для тебя пустое. Тебе срочно дочь понадобилось искать. Сколько говоришь с тех пор лет прошло? Может, её в живых давно нет?
Сытник так взглянул на Олега, что тот поторопился исправить свою ошибку. Сам понял, что только благодаря случайности сам нашёл единокровного брата.
- Не кипятись. Не то сказал.
- Пойми, Олег, что поклялся я сам себе, что как только вернусь, найду мою девочку. Один я на всём белом свете. Не уж-то так и помру, как тварь дикая один – одинёшенек?
Олег положил свою руку ему на плечо, успокаивая.
- Почему один? Ты уже не один. – Сказал и осёкся. Тут же добавил: – Раз веришь, что найдёшь дочь, значит ты уже не один. Надежда с тобой и удача. Главное верить, что всё будет хорошо.
- Спасибо тебе на добром слове.
- Хорошо. Оставайся. Справлюсь без тебя.
Сытник улыбнулся. К нему возвращалось хорошее настроение, хотя и особых поводов к этому не было.
- Спасибо Олег - другого, я от тебя и не ожидал. За службу мою не беспокойся – отработаю.
- Конечно, отработаешь – куда ты денешься?
Со стороны кривой улочки послышался стук копыт. Через мгновение из-за поворота показался отряд из десяти всадников во главе с Крутом. Братья прекратили свой разговор, наблюдая за быстро приближающимися дружинниками. На полном скаку воевода резко натянул поводья, и его конь встал, как вкопанный. Спрыгнув с седла, он подошёл к ним, не скрывая досады на своём лице. Все поняли, что что-то случилось. Олег ждал объяснений, не задавая лишних вопросов.
- Ушёл, гад. – Крут вытер рукой текущий по лбу пот. – Видимо, кто-то его предупредил.
Подъехавшие следом дружинники, спешивались и отводили коней к княжеским конюшням, где были предусмотрены стойла для коней, несущих стражу отрядов.
- Однако, дела у вас тут творятся. – Олег в задумчивости смотрел куда-то в сторону. – Это ж сколько гнили разгребать придётся?
Он перевёл свой взгляд на Сытника.
- Теперь я и сам буду настаивать, что бы ты в моё отсутствие здесь остался. Будешь не только дочь свою искать, но ещё и тех, кто смуту подле князя наводил.
- Что дальше делать прикажешь, князь?
Крут всем своим видом показывал, что готов, не медля, двинуть все дружины на злополучный Киев.
Видя его порыв, Олег придержал воеводу.
- Погоди мечом махать. Для этого время ещё не настало. Сейчас вместе с Сытником, будете предателей искать. Думаю, что тут их не двое или трое. Тут их целый клубок змеиный. Вот вы этот клубок, пока я у норманн гостить буду и размотаете.
- Не лёгкую ты нам работёнку нашёл, князь. – Сытник с сомнением смотрел на воеводу. – Справимся ли мы с ней? Что скажешь, Крут?
Крут пожал плечами и ответил:
- Раз надо, значит справимся.
Олег улыбнулся.
- Вот такой ответ мне по душе. Верю, что справитесь – иначе и быть не может.
- Как мне сейчас Следака не хватает. – Сытник горестно вздохнул. – Мы бы с ним быстро управились. Мастак он на такие дела.
Олег с интересом посмотрел на брата.
- Это ты о пропавшем напарнике говоришь?
- О нём и говорю.
Что-то припоминая, Олег сузил глаза, затем опять задумался. Наконец он вспомнил разговор с Волхемом о каком-то раненом у озера воине. Не уж-то это и есть пропавший друг Сытника? Волхем очень хотел оставить его у себя, однако, если парень шустрый, не будет он пыль с истуканов сдувать. Наверняка, убежит он от колдуна.
- Если он такой шустрый, как ты о нём говоришь, - Олег улыбнулся -  думаю, что скоро он найдётся сам.
- Это как найдётся? Ты что-то о нём знаешь?
- Пока не уверен, что знаю, но время покажет.
Олег развернулся и направился к дому Сытника. На ходу обернулся к удивлённому брату.
- Чего стоишь? Пошли домой. Там, наверное, мои орлы порядок тебе навели такой, что долго отмывать потом придётся.
После этих слов, удивление на лице Сытника стало перерастать в гневную маску. Дом для него был священным местом. Махнув рукой озабоченному воеводе, он почти бегом кинулся за новоиспечённым князем.
Полная версия повести на Литрес, Озон, Ридеро