Баллада о доблестном рыцаре

Лариса Кучерова
Кто из нас в юности не зачитывался рыцарскими романами? Не спорю, есть и такие индивидуумы. Но их не так уж и много. Во всяком случае, очень хотелось бы в это верить.
Большинство же из нас взахлеб зачитывались историями об отважном Айвенго, благородном Тристане, храбром Ричарде с львиным сердцем, великодушном Ланселоте…

 А уж сколько девичьих сердец заставили трепетать легенды о неземной любви рыцарей к своим прекрасным дамам… Сколько слезинок украдкой упало на книжные страницы. Сколько томительных девичьих вздохов всколыхнуло ночную тишину. Сколько белых пушистых жаб сдавило нежные девичьи грудки… Не всегда нежные. Не всегда девичьи. И, что естественно, не всегда те жабы были белыми и пушистыми. Иногда очень даже зелеными и противными.

А чего вы хотите?.. Значит, в те далекие времена дам любили красиво. Ах, как же красиво  любили... Им-де, тогдашним, и подвиги, и сонеты, и стихи при луне. 

А мы? А как же мы?.. Мы же лучше!Мы и умнее. И красивее. И что?! И где же наши благородные вздыхатели? Где турниры в нашу честь? Поединки? Подвиги? Где все это?.. В лучшем случае - стикер в вайбере... Букетик в Фэйсбуке... Несправедливо!

Здесь я бы остановилась и передохнула. А затем более пристально присмотрелась и к самим рыцарям. И к их подвигам. И к их жизни. Так ли уж все это было замечательно, как нам рассказывают рыцарские романы?
Отнюдь. Лично я после внимательного изучения предмета перегорела и успокоилась. Чего и вам желаю.

А теперь, подробности в студию!

Как известно, изначально рыцарями называли светских воинов благородного происхождения. В умных книгах это называется военной аристократией. Однако я постараюсь больше не злоупотреблять специфическими историческими терминами.

Рыцарь – это прежде всего идеологически выдержанный вояка. Казалось бы, древность несознательная, а уже с идеологией. И центром этой самой идеологии была идея верности своему господину. Сюзерену. Покровителю.

Начало рыцарского пути ознаменовывалось обрядом посвящения. Клятва в верности своему сюзерену, шлепок мечом по спине, пожатие руки и поцелуй… Так или что-то около того выглядел процесс приобщения к этому благородному сословию.

В почете - храбрость, щедрость и благородство. Стремление к первенству и к славе. Самый тягчайший грех – предательство. Что может быть страшнее? Только вероломство.

Их удел - война. Поле битвы, кровавые схватки во славу господина, защита его интересов. Со временем это приобрело более широкое значение. Рыцари стали отождествлять себя с защитой справедливости в целом. Этакие покровители всех слабых и униженных. Благородные – до жути. Хоть плачь. Даже совестно об этом писать сидя.

Но тут стоит заметить, что у этих самых поборников стандарты в отношении защищаемой ими справедливости были достаточно расплывчатые. Двойные стандарты-то были, как ни крути. Слабых и униженных крестьян они и сами гоняли, точно зайцев. Не гнушались и охоту на них устроить. Делов-то: разве  это люди… Так, пыль придорожная – не более того.

…Идем дальше. Истинный рыцарь должен быть прекрасно образован. В совершенстве владеть искусствами. Ублажать слух окружающих игрой на музыкальных инструментах (например, лютнях и тому подобных архаизмах). Поощрялось пение сонетов, желательно собственного сочинения. Еще владение несколькими иноземными языками.  Чем больше, тем лучше. В идеале предполагалось освоение диалектики. Умение разбираться в тонкостях грамматики, премудростях арифметики и геометрии, глубинах астрономических знаний. Ну а если  при этом он еще и партию в шахматы без труда сыграть мог и имел манеры безукоризненные - цены ему в базарный день не имелось.

Вот они какие - настоящие рыцари. И жили они в замках прекрасных. И мысли имели благородные. И образ жизни такой же. Так было в… идеале.

Что же в действительности? На деле все было несколько печальнее. Попроще были их будни при детальном-то рассмотрении.

Хочется сразу оговориться, что некоторые весьма уважаемые рыцари к образованию оказались… Как бы это помягче сказать… О!Равнодушны! СВ жизни они были сильными брутальными рубаками. Жизнь свою особо не ценили. Чужую  и того меньше. И все эти «охи», вздохи, поэтические строки, рифмы, письмена, музицирование… Это не про них писалось. Не про большинство.

Более того: определенная часть рыцарства и грамотой-то не всегда владела.  Военное ремесло, его тонкости, хитрости, нюансы - это да. Это то, чего требовала их суровая рыцарская душа. Их работа. Их жизнь. Все остальное  в хлам. На свалку за ненадобностью.

Некоторые историки, не мудрствуя лукаво, открыто и честно говорят: мол, были они невежественны и грубы. Четко и лаконично. Хотя многие с этим не согласны. И в качестве примеров своего несогласия вспоминают короля франков Карла Великого, английского короля Ричарда Львиное Сердце, бургундского герцога Карла Смелого, французского короля Франциска I, еще одного британского монарха Генриха VIII… И много еще кого.

Упомянутых выше уважаемых мужей действительно сложно упрекнуть в невежестве. Грамоте были обучены, науки любили,языки знали, покровительствовали людям искусства… Однако, начнем с того, что все они были венценосными особами. Уж им-то было, как говорится, по должности положено знать, владеть, уметь, ценить, быть объектом для примера и подражания… Хотя, если быть до конца объективной, не в профессии было дело...   Тот же французский король Генрих I, за которого пошла замуж дочь киевского князя Ярослава мудрого Анна, был безграмотен... На высочайших документах чертил свой высокородный монарший... крестик. Зато воякой был отменным. Кровавые схватки любил. Драться умел и делал это на зависть врагам и в пример подданным.

Но вернемся к образованному меньшинству...
Если присмотреться поближе и повнимательнее, то у каждого из них можно найти парочку тараканов, а то и целый табун оных. Тому же Генриху VIII, на которого ссылаются защитники рыцарских добродетелей, знание четырех языков, нежная любовь к театру и умение вышибать слезу игрой на лютне не помешали отправлять своих прекрасных дам, жен по совместительству, на эшафот…

Согласитесь, что это довольно пикантный элемент куртуазности. Нестандартный подходец. Я бы даже сказала, креативный. Но, им, рыцарям, виднее…

Правда, надо отдать должное: в средневековой литературе… (Здесь я особо хочу подчеркнуть, что именно в средневековой, то есть написанной в средние века, а не в вариациях на средневековые темы, созданных значительно позднее.)

Так вот, в этой самой средневековой литературе встречается довольно много душещипательных примеров вечной любви и преданности, трогательных историй о большом и светлом чувстве. Написано об этом красиво.  До слез, до зеленой зависти.

Но, как говорится, излишние знания обременяют. И на любое твое «ах» тут же найдется парочка «увы»… Любая красивая история имеет свой подвох. Либо описываемый случай настолько не был характерным для своего времени, настолько выбивался из строгого ряда стандартных представителей этой благородной популяции, что возбудившиеся пииты тут же увековечивали сей факт в назидание потомкам. Либо мы имеем дело с довольно грамотной пиар-кампанией. Говоря современным языком, созданием положительного имиджа.

Ну о каком преклонении перед прекрасными дамами может идти речь, если на пресловутых рыцарских турнирах эти самые дамы выступали в роли… почетного кубка. В качестве награды победителю. Трофея… И никто не спрашивал при этом, приятно ли этой самой даме целовать триумфатора или, того хуже, выходить замуж за толстоватого, кривоногого, не первой молодости, рябоватого, да и еще и с выбитыми в сечах зубами благородного рыцаря да еще с неприятным до жути душком изо рта... А все потому, что этот "красавчик" на отдельно взятом турнире оказался пронырливее и удачливее других.

Скажете, страшненьким у меня наш герой получился? А чего вы хотите! Это в романах рыцари все молоды и прекрасны. А в жизни, повторюсь, все было не так красиво…

Теперь поговорим о местах непосредственного рыцарского проживания. О замках. Нашему женскому, избалованному бытовыми технологиями организму в тех условиях было бы довольно не комфортно. Даже очень.

«Это в замках-то не комфортно?», - спросите вы. Именно в замках. Ведь рыцари  народ служивый. В своем подавляющем большинстве подневольный. А защита славного сюзерена  не самое прибыльное в материальном плане дело, в какую эпоху ни глянь.

Я, впрочем, не беру в расчет знатных рыцарей, которым подфартило продолжить знатный род и стать счастливыми правопреемниками богатого наследства, в кое входили роскошные замки, изобильные поля, многочисленные крестьяне, богатые зверьем лесные угодья, виноградники… Список этот можно развивать до бесконечности. Так вот, в их-то замках условия были еще терпимые. Хотя тоже не фонтан.

А если у тебя в пользовании только небольшой замок, да еще затерянный в провинциальной глуши, и небольшая горстка вассалов - дело твое швах… Воспетые в романах подвиги, военные походы и турниры стабильных доходов, увы, не приносили. Да и нестабильных тоже. Дело это было хлопотное, но не прибыльное. Кушать же хотелось всегда и всем. И рыцарям тоже.

Неслучайно в средневековых архивных источниках встречаются упоминания о рыцарских бандах, куртуазно названных отрядами, которые для обеспечения сносного существования грабили округи. Тем и жили. Простенько так,бесхитростно нашли применение своим основным навыкам и умениям. Явление это было не массовое, возможно, и не слишком характерное. Однако подобные  факты имели место быть.

Жизнь в замках была не сахар. Сомневаетесь? Судите сами.
Летом, когда  тепло, зелено и солнечно, в замках жилось еще относительно терпимо. Серые каменные залы давали в душный день спасительную прохладу. Свежо и приятно.

Осенью, в распутицу, сразу становилось тоскливее. Дороги размывало. Общение с внешним миром замирало. Ну а зима превращалась в сплошную борьбу за выживание. Дрова безумно дороги. Протопить огромные каменные залы считалось непозволительной роскошью для большинства бедных рыцарей. Насладиться ею могли только весьма зажиточные феодалы. Остальным приходилось довольствоваться скудным теплом единственного горевшего очага в каминном зале.

Мерзли зимой все одинаково. И доблестные обладатели замков, и их безродная челядь. Удовольствие, согласитесь, малоприятное. А если еще учесть, что, кроме холода, в сырых каменных мешках, пусть даже и именуемых замковыми залами, практически всегда царил сумрак, граничивший с темнотой, то радости от обитания в них становилось еще меньше.

Почему темно? Рыцарям попроще да победнее, то есть простым рыцарским трудяжкам, застекление окон было не по карману. Как вариант  их затягивали кто бычьим пузырем, кто телячьей кожей. Сами понимаете, что яркость освещения оставляла желать лучшего. Да и у более состоятельных рыцарей, носителей громких аристократических титулов, в залах с застекленными окнами было ненамного светлее и теплее. Зимой окна наглухо закрывались ставнями, в залах царил густой сумрак. Ситуацию несколько улучшали масляные лампы, свечи да смоляные факелы.

А теперь представьте себе, как принимать ванну в такой обстановке. Да еще когда каждое полено на счету и воды не нагреть… А колодца в замке нет, потому как далеко не каждый замок имел в своем дворе оный. И воду надо еще наносить. И расстояние до источника воды порядочное. Конечно, рыцари, пусть и самые захудалые, не сами носили ее в замок. Для этого существовала специально обученная челядь - водоносы. Но все таки это была проблема. Каждая кубышка была на счету. Особенно, повторюсь, в захудалых провинциальных замках.

Посему, мылось рыцарство редко. По большим праздникам. Зимой  и того реже. Да и сколько там той зимы!.. Резковатое амбре  - издержки милой деревенской рыцарской жизни. Правда говорят, что в ходу у рыцарей были щетки и зубочистки и мыло имелось. Не знаю, насколько оно было душистое, но то, что было - факт.

Известные по рыцарским романам ушаты, которые якобы все благородные рыцари перевозили с собой, чтобы в редкие минуты отдыха от ратных подвигов и воспевания любви к прекрасной даме предать свое уставшее тело благодатному омовению, появились значительно позже.

Лишь во времена крестовых походов, когда западная термостойкая и не избалованная водными процедурами культура столкнулась с восточной, особо почитающей чистоту и благоухание человеческого тела, европейское рыцарство вкусило прелести банных омовений. Вкусив же, полюбило их, переняло и постепенно превратило в рядовую составляющую своей повседневности. Но все это было потом…

Народец, обживавший раннее Средневековье, к этому относился попроще. За что со временем и поплатился. Слишком дорого. Слишком… Нахлынувшая в XIV веке чума выкосила треть французского населения. В итальянских городах и королевствах и того больше - около половины. Такую же страшную дань заплатили и жители Англии. «Черная смерть» - проклятие небес… Не скажу, что отсутствие еженедельных банных дней стало основной причиной,  но свою лепту это, безусловно, внесло.

Ну а то, что богатая знать, живавшая в крупных городах, воротила свои изнеженные носы от «имеющих острый запах» (а если попросту говорить, дурно попахивавших) провинциальных рыцарей,  также факт общеизвестный. Брутальная деревенщина платила им, рыцарям из числа аристократической ухоженной элиты, не меньшим пренебрежением. Если не большим.
Да и с паразитами, уж извините мой моветон, у рыцарей проблемы были. И не только у благородных особ мужского пола, но и у не менее благородных прекрасных дам. Вши и блошки стали для многих вечными спутниками. Наказанием. Бичом, если хотите.

Не буду углубляться в подробности, напомню только знаменитую картину Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», на которой изображена прекрасная сеньора с милым пушным зверьком. Эти милые зверьки были весьма распространены среди женского населения. Особенно их чучела. Это считалось последним писком моды!.. Да и галантные кавалеры не брезговали оным.

Однако у этого новомодного писка была вполне приземленная причина. Помимо декоративных функций, подобные изыски имели вполне практическое значение. Чучела милых зверушек выполняли при вельможных особах функции… блохоловок. Досаждавшие людям насекомые, почуяв шерсть животного, быстренько перебирались, к вящей радости хозяев, на новые жизненные пространства. Конечно, название «Дама с блохоловкой» звучит недостойно для великого живописного шедевра… Зато более приближено к действительности.

Так они, рыцари, и жили. Не тужили. Добро наживали. Средневековье обживали. Хочется вам туда? Не думаю.

Так что, милые дамы, вздохнув над романами, давайте обратим свои ясные взоры на тех, кто сегодня с нами рядом. Глядишь, и найдем своего единственного и неповторимого, заблудившегося во времени Тристана или Айвенго. Поверьте, их и сегодня хватает.
Надо только присмотреться.
Поискать.
А кто ищет, тот, как известно, всегда находит.
Это тоже факт. Неоспоримый.