Случай за рекой

Анатолий Копин
          Наверное, как и все мальчишки, я любил своего отца, и бегал за ним всюду, как «хвостик», как  говорила мама.  На селе  работа, в отличие от городских жителей   проходила на свежем воздухе, на природе.
         Кто- то на лошади по наряду, кто- то в  полеводческой бригаде, а  кто- то в совхозном саду  или на ферме.
        И малолетние ребятишки крутились  всегда где – то рядом с отцами.
Старались быть  полезными, и чему - то научится.
       Вот и я  старался  напроситься  к отцу, что – бы он меня с собою взял на работу.
      Интересно было мне, как лошадь запрягают, как ей  в кузнице  подковы прибивают.
      И мне всегда было жалко лошадь, потому, как я думал,  ей лошадке больно, когда ей обрезают «ногти» и забивают в копыта гвозди, когда прибивают подковы.
      И я всегда спрашивал у папани, не больно ли ей, на что он мне отвечал, что не больно.  Но я ему не верил, и всегда  жмурился при такой, как мне казалось  болезненной экзекуции.
      Работа у папани на лошади была  разнообразной. То  воду  с реки возил в столовую  в большой бочке, которая была крепко  привязана к телеге.  И я ему помогал ее наливать.
       Стоя в реке и зачерпывая воду, я подавал ему неполное ведро, (на полное у меня тогда еще не хватало силенок) а он, стоя в телеге, выливал ее в бочку.
     То свеклу  с совхозных полей возили на ферму, то зерно.  А зимой сено или силос из - за реки по льду. 
     И как водится эти «отцовские хвостики» попадали во всяческие передряги  по причине малолетства и  практической  неопытности.
     И вот однажды,  мы привезли с отцом,  целую телегу красной свеклы с поля на ферму, где были  телята.
     А через стену  фермы, через пробитое окно в стене, была оборудована кормовая дробилка, т.е.  ее приемное «жерло» (наклонный желоб).
      Как потом я ее «признал по картинке»,  учась в сельскохозяйственном институте, дробилка эта была марки - ДКУ.  (Дробилка кормовая универсальная).
    Вот в эту дробилку  папаня и стал закидывать руками свеклу, а она ее пожирала с огромной скоростью и выбрасывала ее  мгновенно уже  мелко порезанную, в  тачку,  которую надо было при наполнении  развести по телятнику и  раздать телятам.
    И вот отец, отлучившись с этой тачкой  в недра телятника, оставил меня одного. Один на один с этой  мощной и страшной  дробилкой.
   Она сильно при этом шумела, фыркала, брызгалась, когда  пожирала  свою свеклу.
     И словно всем своим нутром говорила:- «Мало мне, мало, еще,  еще давай, скорее».
    И вот, что бы  ни терять время  зря, я решил помочь папане и стал закидывать  по одной свекле   в жерло дробилки,   бешено вращающиеся ножи, которой были «отгорожены»  свисающим   прорезиненным толстым брезентом, (от транспортерной ленты)  разрезанным на  полоски.
   У меня  мало по - малу стало получаться.   Иногда,  свекла застревала, не проскакивала через  брезентовый занавес. И тогда я подталкивал ее руками, туда подальше, за брезент, что бы она провалилась.
     За этим занятием меня папаня и застал. И  остолбенел. Лицо его вмиг побледнело, на скулах надулись желваки, и округлились глаза. Я тут же догадался, что я что – то сделал не так. И прикук.
    Он  мгновенно подлетел ко мне,   отдернул меня за шиворот от  окна в стене и прокричал все матерные слова, которые только знал.
    Но, как мне тогда  показалось, ничего нового я не услышал.   
     Я и так уже их все знал, потому и звали меня матершинник.
     Смотри, что бы могло произойти, кричал отец. И взяв палку, сунул ее туда, за брезент.
      Через долю секунды от палки остался один огрызок. До меня  надо сказать дошло  моментально, что именно там прямо за брезентом и  вращались эти страшные ножи. 
      Да,  это действо, с палкой,  произвело на меня  убедительное  впечатление.  И с понурой головой  я был отправлен домой  «за провинность».
      Другой случай  произошел в кузнице, куда папаня  привез на телеге конный плуг, что бы кузнецы его  поправили и наточили лемех.
      После того, как работа должным образом,  кузнецами была сделана, папаня  сбегал в магазин  за  бутылкой водки, потому, как без нее никакая работа на селе не  делается.
      И приложившись вместе с ними к «горькой», папаня вместе с  кузнецами погрузил плуг на телегу,  и мы отправились восвояси.   
      Блестящий  лемех сверкал и переливался своими наточенными краями на солнце и  прямо таки завораживал и действовал на меня гипнотически.
      При этом я упросил отца сесть на отвал  лемеха сверху, на что папаня мне резонно  возразил, что я соскочу с отвала лемеха и распорю ягодицы. «Иди пешком, рядом с телегой» - говорил он.
      Но пешком идти не хотелось. «Нет, не распорю» - упрашивал я отца.   «Ну, садись - неслух» - сказал он.
     И не проехав   двух десятков метров я, как и следовало ожидать, от тряски сполз с  отвала лемеха  по острому краю и действительно располосовал  обе ягодицы.    
      Кровищи  и моего  крику  было ровно столько, сколько бывает,  когда режут   молодого поросенка, ничуть не меньше.
      Как бабушка моя  сказала, когда  меня забинтовывала: - «Ох,  Толька с тобою и смех и грех».
     И до сих пор на вопрос любознательных, что это у меня  за шрам на ягодицах, я всегда рассказываю анекдот, как я прокатился   пятой точкой,  по отвалу лемеха плуга.
     Другая история, ради которой собственно и затевался рассказ, позволит объяснить и заголовок к нему.
     А именно,  однажды летом, когда был сенокос, и все  население и жизнь деревенская  перетекала  туда  в луга за реку, оставаться в деревне было невыносимо скучно.   
       И не смотря на мой еще малый возраст, я все - таки уговорил отца взять меня на сенокос. 
     Работал он на конной косилке.  И   посадив меня на свои колени, мы колесили с ним по просторам  заливных пойменных лугов.
     Ровно стрекотали ножи косилки, срезая еще  сочную и  вовсю цветущую  луговую траву, в ровные бороздки, пахнущие  свежестью скошенной травы и  луговыми цветами.
     Я смотрел то на траву, то на птичек сопровождавших нас,  то на небо,  по которому тихонечко плыли облака.
     То на лошадь, тяжело фыркающую, и,  которая  размашисто мотая головою из стороны в сторону, отгоняла  слепней, досаждающих  ей.
     От жары  и безветрия меня  разморило и  сильно захотелось пить.  Я запросился  сбегать на реку попить воды.
     Отец не отпускал,  потому, как плавать я еще не умел и он боялся, как бы чего не вышло.
     «Терпи казак» - подбадривал  он меня, - «Атаманом будешь, немножко осталось».
      Но терпеть мне не хотелось, а хотелось  сильно пить. И я все - таки  уговорив отца,  побежал на реку.
    Прибежав  к реке, пологого спуска я не  нашел, он был очень далеко, а был обрывистый берег,  крутой, илистый.
     И вот выбрав более - менее подходящее местечко для спуска, я  потихоньку  ползком,  вниз головой,  приблизился  к воде. При этом ноги мои оставались много выше головы.
      И опершись руками о край,  граничащий с водою,  который оканчивался уступом примерно пятнадцать сантиментов,  я подумал, как же я буду пить вниз головой.
     Но природный инстинкт мне подсказал, что надо втягивать воду, сложив губы, как бы  трубочкой и глотать.
    Я опустил голову в реку, я стал втягивать в себя воду, и жадно глотать. Как вдруг сзади, за моей спиной, там наверху,  раздался отчетливый, незнакомый, голос, который меня окликнул.
    «Толя!» - шумнул этот голос.
     Я вздрогнул, и чуть было не соскользнул  в реку, прямо вниз головой. Но все- таки удержался.
   А повернув голову, никого  сзади не обнаружил. И когда, так же ползком, я вылез наверх на берег, то так – же никого не обнаружил.
     Оставаясь в недоумении я, прибежав к отцу,    все ему рассказал. Он призадумался, потом пожал плечами, и сказал: - «Кто ее знает, что это было. Ни ходи больше один на реку».
    Ага, «щас - вот», не ходи.  Меня прямо - таки так туда и тянуло постоянно.   
     Река, как бы меня манила к себе, и звала. И я постоянно убегал туда, за  что неоднократно от мамы получал  по заду, мокрым полотенцем.
     Видя мое пристрастие  к реке, папаня после достижения мною шестилетнего возраста решил меня обучить плаванию. И, как - то раз, вместе с соседским  мальчишкой по кличке «мясо», который был  шустрее и  крепче меня, мы поплыли  с папаней за реку, на дойку, на  совхозной  лодке.
     И не доплыв метров, пять или семь до берега, он сказал нам: - «Ну,  давайте прыгайте и плывите, учитесь».
    Ну, мы и попрыгали с лодки.
    И, как он потом нам рассказывал мы стали бултыхать руками  и уходить под воду, то один, то другой, по очереди, как поплавки.
     А я,  говорит, и не знаю,  кого  первого хватать, то один вынырнет, другой уйдет под воду, то другой.
    А когда мы, вдоволь  нахлебавшись  воды, кое - как доплыли до берега, то он уже  вовсю смеялся над нами.
    Но ничего раз, другой, третий,  наглотавшись воды, плавать я все - таки научился, и уже ходил на реку  без страха, и без разрешения. И река Ока меня приняла.
    И я ее уже не боялся. И заходил далеко  вверх против течения и долго  мог плыть, прямо посередине реки.
    Мог по нескольку раз в день переплывать реку туда и обратно, и вообще жить на реке.
    Но это,  наверное, у всех ребятишек так, чье детство связано с рекой  и с деревенской жизнью.
    А вот, что это за голос был, за моею спиною, я  по-прошествии лет так и не смог  себе объяснить.
 Может у читателя  найдется  какое - то объяснение этому случаю. Тогда поделитесь.

 26.11.2011г.
А.И.Копин