Учитель по призванию

Айза Барзанукаева
                Учитель по призванию

Известное выражение «Учителями не становятся – учителями рождаются» в полной мере можно отнести к учителю математики гимназии №13 города Аргун Рамнат Бадаловне Когермановой. Такого мнения о ней её коллеги, с которыми она ежедневно общается по долгу службы.

Рамнат Когерманова окончила в 1981 году Мескер-юртовскую среднюю школу Шалинского района, причём без единой «4», и сразу же поступила на только что открытый факультет ЧИГПИ – «Общетехнические дисциплины и труд». Набор студентов того года стал в 1985 году первым выпуском этого факультета. Училась Рамнат очень хорошо, имела не обычную для всех студентов, а повышенную стипендию. Технические предметы ей давались легко, а «технологию машин и механизмов» - чисто «мальчиковый» предмет - был одним из её любимых. По окончании вуза по распределению она попадает в свою родную школу и начинает в 1985 году трудовую деятельность.

«Конечно,- говорит Рамнат Бадаловна,- поначалу робела: шутка ли -  работать в одном коллективе на равных со своими вчерашними учителями? Но, как говорится, глаза боялись, а руки делали. Вспоминала их уроки, как они учили меня, и старалась подражать им и  в подаче учебного материала, и в методике. Моё счастье, что мне очень повезло на хороших учителей, истинных служителей народному образованию».

По словам Р.Когермановой, отношение ученика к любому предмету зависит, прежде всего, от личности учителя. В том, что она будет учителем, у Рамнат не было никакого сомнения: в другой сфере она себя и не представляла. Но то, что она смыслом своей жизни выберет преподавание математики, - и думать не думала. Сейчас она с благодарностью вспоминает учителя  математики Салмана Джабраиловича, который высоким уровнем профессионализма и личным обаянием «влюбил»  учеников в свой предмет. Повезло ученикам этой школы и с учителем биологии Асет Салмановной Дакаевой, которая свой предмет знала «от» и «до» - на уровне преподавания в университете. Не полюбить и не понять химию мог только очень ленивый ученик: преподавала её обаятельнейшая  и очень молодая учительница Разет Салмановна Салатаева, у которой была какая-то особая, утончённая манера поведения и высокая культура. Уроками нравственности стали для учеников уроки русского языка и литературы, которые вёл Султан Лом-Алиевич Магомадов. Знакомство с идеалами  гуманиста  Достоевского, светлым миром любовной лирики Бунина и Пастернака, удивительными героями Куприна, разнообразные конкурсы – всё способствовало тому, чтобы учитель из своих  учеников сделал ЛИЧНОСТИ. Он учил их иметь свою точку зрения, уметь высказывать свое  мнение.
 
Нынешний учебный год - двадцать седьмой год в «послужном» списке Рамнат Бадаловны. За годы работы с детьми и с их родителями она  пришла к выводу: с детьми должны работать только те, кто имеет право сказать  и кто умеет сказать слово, т.е. «Ала дош долуш». Смысл этих слов поймет только тот, кто хорошо знает ментальность чеченцев. Только личным примером возможно воздействовать на «трудного» ученика, и никакие увещевания и окрики не подействуют здесь  на нерадивого.

В  беседе с Рамнат Бадаловной невольно забываешь, что перед тобой учитель математики, а не русской литературы: настолько она сведуща и в вопросах, и в новинках  литературы. А о своих предметах – алгебре и геометрии – говорит словами А.С.Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».  Своё педагогическое кредо Р.Когерманова выразила в словах Аристотеля: «Заблуждаются те, кто утверждает, что математика ничего не говорит о прекрасном или благом. На самом же деле она говорит прежде всего о нём и выявляет его. Ведь если она не называет его по имени, а выявляет его свойства и отношения, то это не значит, что она не говорит о нём. А важнейшие виды прекрасного – это слаженность, соразмерность и определённость, математика больше всего и выявляет именно их». И поэтому, считает  учитель, цель её – показать им красоту предмета, ведь о культуре и эстетике человечество размышляло всегда. Если функция математики – владеть математическими  знаниями, то функция педагога – передать эти знания учащимся. И именно с этой функцией Рамнат Когерманова справляется очень хорошо. Это видно из анализа её  уроков, посещенных администрацией школы: « Учителю удается создавать необходимый психологический микроклимат урока и условия для взаимного уважения и ответственности. Темп работы учителя заставляет учащихся добиваться прочных знаний, умений и навыков и поддерживает устойчивое  внимание учащихся. Учитель хорошо знает предмет и владеет методикой его преподавания. С учётом индивидуальных возможностей учащихся осуществляет дифференцированный процесс обучения. Педагогическая культура, такт учителя и его внешний вид, а также умение вести диалог с аудиторией способствуют общей мобилизации класса для выработки навыков умственного труда».  Автор этих строк сама неоднократно бывала на уроках Рамнат Бадаловны и получала моральное удовлетворение от умения учителя достигать поставленной ею цели урока. Здесь очень уместны слова Адольфа Дистервега, сказавшего: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить!» Что можно добавить сюда? Как говорится, комментарии излишни. Но тем не менее добавим один факт.
9-ого сентября представительная комиссия из ЧИПКРО (Чеченский институт повышения квалификации работников образования)  осуществляла проверку учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования города Аргун. Более того – были посещены уроки учителей буквально с первого урока первой смены. Комиссия, как говорится, осуществила свою задачу и вынесла бескомпромиссный вердикт: одних поблагодарила за добросовестный труд, другим же сделала замечания. А об уроках математики учителя гимназии №13 Р.Б.Когермановой  отозвалась очень хорошо, дав высокую оценку  профессионализму и  педагогическому мастерству учителя.

Р.Б.Когерманова, помимо учительской – обучающей -  функции, осуществляет ещё и воспитательную функцию: она является классным руководителем 10 «б» класса. Не ошибусь, если скажу, что о своих учениках она знает получше некоторых родителей – у кого какие проблемы, как с каждым из них говорить, какой подход иметь. И не только  со «своими» учениками. Она не может позволить равнодушие, безразличие к кому бы то ни было из учащихся. Слушаешь Рамнат – и удивляешься  мудрости её суждений и тому, что она не устаёт от груза добровольно взваленных на себя забот и опеки по отношению к детям «не из её класса».  «Как можно?- почти риторически вопрошает она,- делить детей на «своих» и «чужих», ведь учитель – это воспитатель, наставник. Как сказал поэт, нести ученику дар мудрости и знанья, и доброты своей сердечный свет – нет на земле ответственней призванья, почётнее и радостнее нет. В этом-то и заключается   гражданское, человеческое предназначение учителя». В этих  её словах – её сущность - и педагога, и  матери,  и просто  порядочного человека.

За многолетнюю и плодотворную работу в деле воспитания и обучения подрастающего поколения Рамнат Когерманова неоднократно награждалась Почётными грамотами министерства образования и науки ЧР, Мэра города Аргун, Совета депутатов г.Аргуна и администрации гимназии №13. В 2008-ом году она стала лауреатом премии Президента ЧР в области образования.

Рамнат  - счастливый человек: она занимается любимым и очень благородным делом. А ещё она  - счастливая женщина: с мужем Якъубом Хаидовым они воспитали троих детей. Дочь учится на 4-ом курсе, станет юристом. Два  сына  – на 3-ем и 5-ом курсах. Станут,  соответственно, строителем и архитектором после окончания ими нефтяного университета.

Закончить рассказ о  Рамнат Когермановой – учителе по призванию – хочется словами известного  педагога В.А.Сухомлинского, автора книги «Сердце отдаю детям», который с середины  прошлого века получил известность своим неординарным подходом  ко многим педагогическим вопросам, когда работал директором знаменитой Павлышской школы на Полтавщине: «Педагогическую профессию выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности, так как они занимаются формированием духовного мира человека. …Основой успеха учителя    является духовное богатство и щедрость души учителя, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры…»
Такое чувство, что эти слова адресованы именно ей – Рамнат Когермановой.

                Айза БАРЗАНУКАЕВА 
                Почетный работник общего образования
                Российской Федерации