Русская матрица, словесность

Андрей Козлов Кослоп
Её можно назвать, обозначить, но лучше её изобразить во всей её конкретике.
Культурные матрицы разных частей цивилизации, культурной ойкумены различны. Это иллюзия, что у всех одинаково: вот наука, вот искусство.

Например, русская письменность, допустим, отличается от западной совершенно иным алфавитом, хотя между ними несложные аналогии (Ф=F). Но вот когда мы берём китайскую иероглифику, аналогии уже пропадают, мы даже говорим, что иероглифика очень не удобна. Конечно, последнее происходит из указанного предрассудка считать, что цивилизация во всех её частях выстраивается одинаково и только «кое-где у них что-то не очень удобно устроено». Латентный культурный расизм.

Приступим к разрезанию экуменического пирога.

Сначала действительно выделим цивилизационное кольцо, на котором проявились крупные государства  с богатыми культурами, с развитыми религиями, письменностью, разветвленным разделением труда, специальными просвещенными слоями, литературой, архитектурой.
На периферии  цивилизаций особенно на юге (но немножко и на крайнем севере живут люди , сохранившие традициональный быт).

«Традиционалисты устроены общинно и их мир удерживается в узко родственном единстве посредством своей уникально-экзотической традиции. В Новой Гвинее в соседней деревне говорят на своём языке.  Традициональные цивилизации очень не схожи, у них нет общего единства, их цивилизационный тип не объединяет их, а разъединяет. Это традиция, где мы повторяем  неизменно («тупо») то, что делали наши предки, и отстраняемся от традиций не «наших», простое «бредовое» повторение. Матрица этого дискурса, этой цивилизационного сегмента – повторение, консервация, традиция. На психологическом уровне такой дискурс можно характеризовать как бредовый.

В цивилизационном круге матрицы получают  универсальность. Традиция там накладывается не на сами культурные феномены, а на принципы и инструменты культуры.
Дальневосточная цивилизация – Иероглифы, и иные визуальные символы,  символ Ян-Инь, гексаграммы, образно-эстетическое. Слово «Хань», означающее к Китай также переводится как «прекрасный». 

Восток остальной - от Индии до Ближнего Востока – выстраивается на культуре, привязанной к константе писаний (в Индии это Веды, пураны, упанишады, Рамаяна, Махабхарата, на Ближнем востоке - Библия, Коран).

Но Европа имеет уже иной, очень инакий как от ближнего, так и от дальнего востока культурный базовый феномен: это логика, математика, рационализм. Нигде в древнем мире не появлялось такого явления как Эвклид, математика, логика с её конъюнкцией и дизъюнкцией, прочие субъект, объект, предикат, тождество. Некоторые элементы математики есть и в древней Индии, и в Китае, но только в Европе (у эллинов) математика и логика получают законченный вид и становятся «матрицей» культуры этого сегмента цивилизации.

Но запад представляет собой не один сегмент, а два. Наряду с эллинским, научно теоретическим полюсом, есть полюс технологический, правовой.  Римляне создают Римское право. И собственно когда говорится о праве, имеют в виду именно «римское право». Как когда говорят о математике, имеют в виду европейскую математику.

Если мы интересовались, знакомились с культурами разных регионов мира, мы сразу согласимся, что действительно всё так.  США технологичны в своей базовой ментальности: крайне сильно развиты правовые институты, изощренная финансовая система, передовые технологии. Колыбелью и сосредоточием науки является Европа (США импортирует большинство своих умов отсюда (либо из России, о которой речь дальше). Восток не мыслим без своих писаний. А Дальний Восток не только сохраняет свою визуально-символическую матрицу, но создаёт множество разных корейских, тайваньских, гонконгских и прочих чудес современной архитектуры, экономики, политики, робототехники, судоку, тамагучи,  ушу, кунфу, цигун, чайная церемония и так далее.

Русская или (как иногда принято говорить по географическому расположению этой цивилизации), евразийская  матрица не может быть сведена ни к одной из пяти выше названных.

Можно предположительно обозначить некоторые качества той ментальности, которая присутствует здесь на просторах России: соборность, «умом Россию не объять», «общинность» (как кровная, так и соседская), открытость, «всечеловечность». Но мы хотели выявить конкретную, осязаемую матрицу. Абстрактно это можно назвать как культурный каталог, историческая антология, светский культурный канон.
Исторические тексты наряду с историческими песнями вроде былин скорее всего составляли эту матрицу в древний период.

Конечно, кириллица не есть матрица русской ментальности, она лишь её логотип, лейбл. Соблазнительно   выделить в качестве матрицы русского Язык (более корректно в этом отношении слово «словесность»). Но язык определяет культуру любого народа пигмеев, папуасов, китайцев, индийцев, арабов, французов, американцев, а мы не выделяли их языки в качестве специфической цивилизационной матрицы (в качестве матрицы у них действует не язык и некоторые знаковые имманентные тексты).

Лосев в своей «Диалектике мифа» оперирует категорией «Имя». Объяснения Лосева не всегда ясны до конца, но имя это – миф, это нечто историческое, нечто реальное. От себя добавим, что это «имя» не является нарицательным, оно является собственным, имя указывает не некую понятийно абстрактную форму, а на ситуацию, привязанную к месту, времени, реальной исторической личности, определённому, а не всякому тексту. Русский каталог, а не просто комплексность, сложность, объемность, разнообразие текстов. Это определённый базовый курс  школы с её базовый содержанием: математика, русский язык, литература, история, биология, физика, химия, основы философии. Она не сводится к объёму учебников и хрестоматийного литературного канона (Фонвизин, Пушкин, Маяковский). Эта историческая матрица естественно очень подвижна относительно реперных тем истории, но есть священные, судьбоносные  темы и эта историческая матрица не замыкается на границах собственно российского мира, русская история расплывается в истории всемирной). От превращения предчеловеческой гоминиды в человека современного типа до Медведева Путина, Мао, Кастро, Хошимина,  Каддафи, американских президентов, европейских королей и премьеров, Лумумбы, Манделы, Махатмы Ганди,  тайн ЦРУ, ФРС, НАСА, НАТО…

Она конкретна, как камень, столб, треугольник.  Итак:

Кириллица.
100 тысяч слов русского языка.
Пословицы, поговорки (словарь Даля и т.д.)
Репка. Колобок. Теремок, Курочка ряба. Про Емелю (прочие сказки Афанасьева).
Былины.
Повесть временных лет («был един язык славенск, Кий, Щек, Хорив и сестрица их Лыбедь…») и прочие летописи.
Библия.
Жития святых.
Слово о полку Игореве. 
Татищев.
Ломоносов.

Русские историки: Карамзин. Соловьев. Ключевский.

Русские литераторы: Фонвизин. Крылов. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Тургенев. Некрасов.  Островский. Салтыков-Щедрин. Чернышевский. Достоевский. Кузьма Прутков. Толстой. Чехов. Горький. Блок. Маяковский. Есенин. Шолохов. Булгаков. Ильф-Петров. Платонов. Николай Островский. Бабель. Катаев. Аркадий Гайдар.  Александр Беляев. Александр Грин. Алексей  Толстой. Шолохов. Бажов. Маршак. Хармс. Михалков. Чуковский.  Барто. Твардовский. «Скромный гений» Шефнера. «Жизнь удалась» Попова. Пастернак. Немножко из Вознесенского, Евтушенко,  Сельвинского, Кирсанова, Заболоцкого, Слуцкого, Исаковского, Добронравова, Асадова и нек. др.. Ефремов. Стругацкие. Высоцкий. Фазиль Искандер. Шукшин. Митьки. Саша Еременко. Борис Рыжий. Акунин (сомневаюсь, но может быть, Сорокин, Пелевин, какой-нибудь Прилепин или Елизаров, но всё это уже псевдоклассика, полезная для чтения, но не матрица).

Переводная литература также содержится в этой матрице (Шекспир, Мольер, Сервантес, Данте, Рабле, Гофман, братья Гримм, Андерсен, Диккенс, Дюма, Вальтер Скотт, Артур Конан Дойль, Майн-Рид, Киплинг,  Жюль Верн, Золя, Флобер, Купер, Уитмен, Марк Твен, Джек Лондон, Уэльс, Бернард Шоу, Ибсен, Гамсун, Линдгрен, Фолкнер, Хемингуэй, Фицджеральд, Сэлинджер, Кафка, Гашек, Цвейг, Чапек, Вудхаус, Томас Манн, Ремарк, Бёлль, Гессе, Фриш, Лем, Брэдберри,  Саймак, Маркес, Борхес, Картасар, Павич, Кандезбуро Оэ, Кобо Абе, А. Рюноскэ).   

В этой матрице есть русская  и зарубежная музыка, живопись, кино, эстрада (Рублев, Венецианов, Суриков, Перов, Серов, Шишкин,…Дейнека, Петров-Водкин, Малевич, Неизвестный, Церетели… Леонардо, Рембрандт, Дюрер, Босх, Брегель, Ван-Гог, Дали…-  этот перечень не бесконечен и представляет некую мудрую середину между массовой популярностью и высокой или какой-то  даже снобистской оценкой артефактов и текстов профессионалами-специалистами). Отбор «канона»  в конце концов производит не заинтересованный изучать всё и вся академический гуманитарий, не представитель «руки рынка», а ответственная зрелая и заинтересованная часть самого народа-читателя-зрителя-слушателя, выступающая не в качестве потребителя или студента, готовящегося сдавать ЕГ, а в качестве строителя интеллекта и  культуры социума, строителя и хранителя развивающей цивилизационной матрицы (таковой «каталог» , в общем-то уже есть, не важно, что он не записан на скрижалях; язык-речь существуют и у бесписьменных народов). 

Философия -  конечно тоже. Но она в русской матрице перекошена на зарубежную. Платон, Аристотель, Декарт, Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Фейербах, Эмерсон, Торо, Маркс, Ницше, Кьеркьегор, Фрейд, Сартр, Фромм, Лао-цзы, Чжуан-цзы. Но всё-таки и странно путанный Чаадаев (гуру Пушкина и Ко), Федоров, Владимир Соловьев, Толстой, Ленин, Сталин, Лосев, не густо, но особенность русской парадигмы такова, что философия уходит то в религию (Федоров, Соловьёв, Бердяев, Шестов, Розанов, Ильин), то в публицистику (Белинский, Чернышевский), то в литературу (Достоевский).

Для русской  матрицы важны также психология, социология, этнография, семиотика, хотя их и нет в школьном курсе: Выготский, Поршнев, Лихачев, Пропп, Шкловский, Лотман, Бахтин, Налимов, масса имён, масса монографий, научных трудов, гениев, открывателей, ещё не вышедших из кафедральных и иных катакомб, многих ещё с ошибками, но с догадками и дерзкими мечтами.

С.Е. Куригнян заметил, что в наше время происходит надлом самой русской матрицы, как если бы у индусов отобрали Кришну-Вишну, у мусульман Коран, в Европе закрыли университеты научные организации, а американцев лишили Карнеги, Наполеона Хилла, Голливуда, возможностей делать бизнес,  запретили бы и Конституцию  и распустили все адвокатские конторы. 
Происходит прямая попытка заменить эту матрицу неким суррогатом американской, европейской, или даже религиозно-восточной матрицы или какой-то эклектичной беспорядочной смеси.   Эти попытки вызывают стихийное сопротивление, С.Е. Кургинян со своими единомышленниками пытаются выдвинуть  осознанное обоснование неприемлемости  такого обрушения русской матрицы, русской  парадигмы.  С.Е. Кургинян  справедливо показывает, что русская державность петровской и пост-петровской России, «народность» и иные проекты освободительного движения в 19 веке, СССР – одинаково являются проектами альтернативного русского развития. 

Как Ленин перекрыл своими идеями, подтянув за собой в русскую парадигму Маркса-Энгельса, также и С.Е. Кургинян своим блоком идей сверхмодерна и т.д. взял и ему это удаётся миссию заполнить в современной российской парадигме все философские (метафизические)  лакуны, переломы, разрушения и зияния. Проект Кургиняна производит восторг и благоговение – столь велика задача воскресить великий народ, его великую парадигму.
Зачем говорить о том, что очевидно на столько, что даже и не понятно, как рыбе непонятна сущность океана – вода везде. Но сейчас мы выходим из своего русского океана в открытый космос мировой культуры.  Русская парадигма самая сложная, самая всечеловеческая ( и не только по сложности её матрицы) и самая хрупкая. Этой матрице, этой русской мудрости сложно обучиться в университете или в общении с просветленным гуру или в каком-то хитроумном мозговом штурме, тренинге с обученными специалистами. Эта парадигма весь народ, вся культура, она – максимальность. И слова Ленина об усвоении «всех знаний, выработанных человечество» - тоже об этом. Чтобы стать «коммунистом по-русски» нужно связаться с природой этой «шестой» парадигмы. 

Начертанный нами «каталог» РУСCКОЙ МАТРИЦЫ, состоящий из четырех  частей:
1) Багаж социалистической идеологии, опыт социализма в СССР и во всем мире,
2) Метафизика русского православия,
3) Канон русской светской культуры (Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Маяковский, передвижники, Кандинский, Петров-Водкин, Филонов, Дейнека, Шестакович, Дунаевский…)
4) «Прогрессивная» зарубежная культура, уже усвоенная Россией (Рембрандт, Ван-Гог, Хокусай, Шекспир, Моцарт, Бетховен, Гёте, Твен, Гашек, Платон, Лао-цзы, Маркс, Вебер, Фромм).
5) Собственно «новым» в конструкции предлагаемой идеологии является светская «красная» метафизика  или «левая религия».

В каком-то смысле эти пять пунктов и есть «русская матрица». Но она порядком подразрушена и даже существует тенденция её усечения, сокращение, её десакрализации. Теперь же надо разными интенсивными и экстенсивными способами её, эту русскую матрицу сакрализировать. 
Они эти чакры русской матрицы с одной стороны есть мифологемы, имена нашей цивилизационной мандалы.
А культивирование, их обязательность, хрестоматийность, их обязательность, и постулирование узловых имён Кирилл и Мефодий, Владимир, Иван  Грозный, Петр Первый, Пушкин, Ленин, Сталин. Циолковский, Вернадский, Гагарин. 
Это  несколько сакральных антропонимов русского мира.

Внутренние сакральные топонимы:
Киев, Великий Новгород, Москва, С-Петербург, Сталинград, Севастополь, Брестская Крепость, Бородино, Казань, Урал, Сибирь, Днепр, Дон, Волга, Байкал, Кавказ, Северный полюс.

Внешние сакральные топонимы:
Куба, Вьетнам, Джамахерия, КНР, КНДР, Венесуэла, СНГ. 

Сакральные хрононимы:
Создание Рюриками государства Русь со столицей в Киеве.
Крещение Руси Владимиром.
Куликовская битва.
Объединение русских земель вокруг Москвы.
Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.
Перяславская рада.
Полтавская битва.
Война с Наполеоном.
Оборона Севастополя.
Октябрьская Революция.
Великая Отечественная Война.
Покорение Космоса.

Внешние сакральные хрононимы:
Происхождение человека.
Антропология гоминид и древнего человека.
Древние государства Междуречья, Египта, Индии, Китая, Греции, Рима (весь охват мировой истории с учётом миросистемного подхода, наиболее важные темы связаны происхождение и крушением цивилизаций, религий, социальных и культурных революций, политических переворотов, промышленных и научных революций, войн, жизни финансовых механизмов, история науки и высоких технологий).