Ковчег один на всех

Геннадии Полубесов
Предисловие:

Настоящие заметки появились, как результат упорных споров с представителями основных мировоззрений: верующих и атеистов.
Корень противоречий лежит в путанице и подмене понятий атеизм и антиклерикализм с одной стороны и вера и церковь с другой (идеология и организация).
Конфронтация между ними выгодна недобросовестным политикам и функционерам. Тогда как единение не просто возможно, а необходимо для противостояния глобальным экологическим вызовам и ползущей угрозе экстремизма и фундаментализма.
Вера - это не обязательно мракобесие, а атеизм вовсе не синоним вседозволенности.

Нужно ли платить по счетам истории? Что лучше? - быть правым или быть мудрым?
Во имя чего можно пожертвовать миром в доме?
-------------------

КОВЧЕГ ОДИН НА ВСЕХ

Ну, понятное дело, я Землю имею в виду.

"Пока Земля ещё вертится,
Пока ещё ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет.
Умному дай голову..." /Окуджава/

Возможно, когда-то Земля и перестанет вертеться, возможно, солнце погаснет или наоборот, взорвётся.

Успеет ли наша мысль найти способ сохранить культуру, цивилизацию или хотя бы память, свидетельства о них?
Можно верить в это, а можно надеяться. Хотя оснований ни для того, ни для другого нет.(*)
Они сами для себя основания, не более и не менее.

А пока впереди долгий путь. Жизнь же отдельного человека короче. Как её прожить?

- В непрерывных, непримиримых, яростных идеологических спорах, где каждая сторона заведомо знает, что ни на йоту не уступит своих позиций, и в лучшем случае лишь отшлифует свои аргументы, а в худшем выльет ушаты грязи на оппонентов? Отнимая время от сна или от любимого занятия. Всё более уподобляясь в выборе средств противной стороне.
Шансов на приведение позиций к единому знаменателю нет: "Разве я могу быть неправ?!"
Тут наблюдается самый поразительный парадокс.
В 1775 году французская Академия отказалась от рассмотрения проектов вечных двигателей. Очень короткий эпизод в школьной программе отводится этому факту. Но почему-то этого хватило для того, чтобы этот фундаментальный и нетривиальный вывод в обществе закрепился. Вероятно, кто-то где-то кому-то и сейчас пытается впарить проект очередного варианта вечного двигателя, но происходит это сравнительно редко. Общественный резонанс ничтожен.
А вот простые факты, которые ежедневно нам себя предъявляют, - они нами игнорируются, отвергаются, выталкиваются нашим сознанием, заблокированным, зашоренным, "заточенным" под другие "истины". Хотя их истинность зачастую обусловлена лишь тем, что они первыми "расселись" в нашем мозгу, как первая мелодия к песне не "впускает" вторую.
В итоге подавляющее большинство людей уверенно и с апломбом демонстрируют поразительное невежество, неспособность признать за другими достоинства, в которых себе самим они не отказывают. На этой человеческой слабости, на этом тщеславии цинично играют властолюбивые лидеры, сея предрассудки, вбивая клинья между сообществами и культивируя взаимное недоверие.
 
Ведь и так, стихийно, многие, очень многие атеисты считают, что верующими становятся те, кому не хватило образования, у кого не развита способность к самостоятельному критическому мышлению, осмыслению. С этаким геном покорности.
Многие, очень многие верующие отказывают атеистам в признании их полноценно нравственными людьми. Считают их погрязшими в заблуждениях, полпредами сатаны.(**)

Есть, наверное и такие, и сякие. Но они с равной частотой присутствуют в каждой из этих глобальных групп. Ведь не погрешишь - не покаешься. Добро - неизменный, неизбежный спутник зла. Их явления отчётливей и заметнее на фоне друг друга.
Ни одна из групп не имеет монополии на абсолютную истину или абсолютную нравственность.
Но нам крайне трудно примириться с этим фактом. Нам гораздо ближе и понятнее та общность, к которой мы принадлежим. Её мы и наделяем всеми достоинствами в ущерб той, другой общности. Ведь надо же психологически оправдать свой выбор, погреться в отражённых лучах этих добродетелей. Действительность и история фильтруются и тенденциозно подгоняются в угоду этой идеологической установке. Принадлежность к общности, которую мы всем этим наделили позволяет каждому из нас автоматически гордиться этими добродетелями, как своими собственными, даже если персонально мы не перетрудились на этой ниве. Как горды бывают фанаты и болельщики своих кумиров.
 
Соревнуясь за право называться гуманистами, недопустимо уничижать своего оппонента, безжалостно срывая маски и доказывать ему, что сон его разума породил или вот вот породит чудовищ. Этим вы растите врага рядом с собой.
Когда вы перестанете унижать своего оппонента, когда перестанете железной рукой прогибать его к "истине", позволите ему уютно существовать с его заблуждениями, а вам с вашими, у вас (у нас) появится шанс, несмотря на разные позиции в вопросах эволюции и космогонии, объединить свои усилия во всех остальных сферах, включая и борьбу с экстремизмом, и отдалённую проблему выживания ковчега Земля или сохранения в вечности памяти о существовании удивительного и невероятно редчайшего феномена во Вселенной - разумной жизни.

Вы (мы) всё равно погрязли в компромиссах. Уж давайте в этом будем последовательны.
Ведь обычно мы, лёжа на операционном столе, не задаём хирургу вопроса: атеист он или верующий. Не задаём вопроса пожарному, который бросается в огонь, чтобы вызволить ребёнка или старуху.
Поднимаемся на борт лайнера, не узнав о мировоззрении капитана и не врываемся в его рубку, чтобы доказать ему, что он не прав. Оставим их. Пусть они хорошо справляются с земными проблемами.
Во имя мира в доме надо перестать извлекать на свет прошлые преступления и требовать покаяния за них с нынешнего поколения. Фрида спросила у отца, какое условие счастливой семейной жизни. Он ответил: "Короткая память".

Задумайтесь, какой финал спора удовлетворил бы вас?
Достижим ли этот финал без концлагерей и газовых камер, без угнетения инакомыслящих, без надменного, высокомерного их унасекомливания?
Процесс познания устроен так, что каждая жизнь начинается с чистой страницы.
Может быть в неравной пропорции, но условия для формирования всё новых атеистов и новых верующих воспроизодятся ежедневно, ежесекундно.
Атеисты и верующие были, есть и будут. И с этим придётся считаться.
Ну так что? "Будем лечить или пусть их живут?"

А пока что история доказала и крупнейшие мыслители (***) обратили наше внимание на такие факты, как те, что ни атеизм, ни вера в равной мере не являются гарантами нравственности, одинаково не дают преимуществ для научных достижений или профессионального совершенства. Во всём этом мы равны, и верующие, и атеисты. Не будем делать лоботомию, встраивать чипы инакомыслящим, промывать им мозги "для понуждения" их к единомыслию.

Свобода совести - дело интимное.

Бороться надо против сращивания государства с церковью, против тоталитаризма и фундаментализма. Не надо путать личные убеждения с программой и целями организаций. Веру и церковь.
Речи и призывы функционеров и вождей всегда замешаны на интересах определённых кругов.
И поэтому им нужно собирать нас в храмах или на площадях, мобилизовать нас на борьбу с теми, кто не считает нужным им поклоняться ("...Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть...").
Ну, а нам надо научиться удерживать их рвение в рамках закона.
Нам нужно осознать наше право:
- возводить храмы или музеи по нашему усмотрению и доброй воле
- посещать их по настроению и личной потребности
- делегировать ответственность пастырям или же нести её самим в зависимости от уровня самосознания, а не будучи повязанными и понуждаемыми ритуалами и регламентами.

"Пока Земля ещё вертится
И это ей странно самой,
Покуда ещё хватает
Времени и огня..."

------------------------
(*)Потому и нет оснований, что никто не возьмётся предсказать, успеет ли родиться спасительная идея того, как противостоять грядущим катаклизмам космического масштаба. Но ведь и идея - это не всё. Её ещё воплотить нужно. Можно спрожектировать, как остановить цунами, но на практике это нереализуемо.
Сколько "исчерпаемых" ресурсов энергии могло бы понадобиться на создание агрегата для управляемого высвобождения энергии из "неисчерпаемых" ресурсов, если бы мы знали, как его создать, если вообще такое возможно? Но и этого сегодня никто не знает, а ресурсы всё убывают быстрее их воспроизводства. Что наступит раньше? Заполыхает ли нам на благо невиданный реактор, или он останется недостроен к моменту исчерпания известных "традиционных" ресурсов? Будет ли победитель в этом марафоне, или человек сойдёт с дистанции? Ведь новая вавилонская башня может оказаться снова недостроенной из-за "человеческого фактора", тотального взаимного непонимания, разрозненности усилий, грызни, распрей, где все и каждый считают себя лучшими, единственно достойными, нравственными, умными, избранными по сравнению с иными?
(**)Для понимания ошибочности этих взаимных заблуждений, мифов, необходимо вырваться из колеи стереотипных, шаблонных представлений, навязанных нам средой нашего взросления, некритично впитанных в семье, во дворе, навязанных вкрадчивыми гуру, въевшихся с назойливой и всеобъемлющей официальной пропагандой. Здесь интеллект и логика бессильны, так как всё определяется широтой экспериментальной базы, личным опытом и доступными историческими фактами, от которых эта логика отталкивается. А  при недостатке критического мышления, жизненного опыта, личных наблюдений и при тенденциозно отфильтрованной истории логика даст не больше, чем гадание и в целом результат будет предопределён господствующей пропагандой, либо реферрентной группой.
(***) Пьер Бейль, Иммануил Кант, В.Л.Гинзбург, Нобелевский лауреат Далай-лама XIV

О позиции Патриарха Кирилла:
http://proza.ru/2010/06/05/186
http://proza.ru/2011/10/23/197