Французский нос

Татьяна Александрова
Не знаю, были ли вы когда-нибудь на скачках? Я лично дома, в России, ни разу не была. А вот в Австралии ... Да-да, в Австралии! В Австралии довелось. У меня там дочка с зятем живут. Зять, конечно, австралиец. С одной стороны это хорошо,  видишь редко, меньше нервничаешь. А с другой – не очень. Я объясню, почему. У моей подружки Галки тоже зять имеется. Так она его строит постоянно, уму-разуму учит. А он ничего, терпит, только покрякивает в сторонку. А все, как теща сказала, так и делает. Мне кажется, что еще и потому зятю достается, что мужа у Галки давно нет. Так вышло. А то бы часть ученья мужу перепадала. Так я своего зятя и поучить особо не могу – словарного запаса не хватает, да и с временами английскими у меня проблемка. Но поразить его мне все же удалось.

Но все по порядку.

Не знаю, были ли вы когда-нибудь в Австралии. Если были, то несколько строчек можно пропустить. А если не были, напомню, что городов больших в Австралии всего два – Сидней и Мельбурн. Красивые города, большие, современные. Вообще-то, Австралия – страна этакого всеобщего расслабона. Народ неторопливый, вежливый, улыбающийся. А чего не улыбаться? Тепло, чисто, цветы круглый год цветут, океан плещется, по заливам яхточки снуют, Кейт Бланшетт с детьми по парку прогуливается.

А еще практически все австралийцы заядлые гейбломаны. Нет, не от слова “гей”, а от слова гейбл – игра. Их хлебом не корми, дай поиграть во что-нибудь азартное. Будь то автоматы игровые (везде понатыканы), рулетка, блэк-джек, баккара, ну и, конечно, скачки. Скачки – это у них от англичан, ведь они первые Австралию наводнили, если можно так выразиться. Ну и забаву свою главную сюда привезли. И до такой степени здесь развили, что самые знаменитые скачки мира происходят здесь, в Мельбурне. Называются Melbourne Cup ,  что в переводе означает Кубок Мельбурна. В этот день по всей стране жизнь деловая замирает. Все или на скачках, или по телевизору скачки наблюдают. Не обязательно быть на ипподроме в Мельбурне, потому что везде, во всех городах и поселках в ресторанчиках и кафе установлены экраны, на которых показывают забеги лошадей. И, конечно, принимаются ставки – здесь же, в кафе, или по интернету. Скачки эти происходят всегда в первый вторник ноября. Вот об этом дне мой рассказ.
 
Мои живут в Сиднее. Зять занимается организацией различных выставок и неплохо на этом зарабатывает. А поскольку в их фирме есть какой-то фонд на свои нужды, он сумел организовать нам привилегированное , с пригласительными билетами посещение, с местом для стоянки машины,что очень важно в этот день, так как машину негде приткнуть, потому что, еще раз повторяю, весь город на скачках.

Итак, машину поставили и по длиннющему туннелю вошли на ипподром. Народу тьма. Мужчины при галстуках, женщины в красивых платьях. И, конечно, в шляпках. Это у них тоже из Англии мода такая – на эти скачки шляпки обязательны. Я тоже принарядилась – платье новое надела, талию поясом наметила. А на голове – из перьев какой-то диковинной птицы красивая нахлобучка. В общем, великолепно выглядела. А Джерри – коллега моего зятя – сказал, что я выгляжу как жена моего зятя, а не как теща. Сказал он это со своим жутким ирландским акцентом ( а ведь сто лет уже в Австралии живет!), но я все поняла. Эти слова я приняла за комплимент, а зять, по-моему, немного обиделся. Но это его проблемы.

 Мы вошли в VIP-зал, по своим пригласительным билетам. На входе молодые люди с бокалами шампанского и вина.Я тоже, конечно, бокал шампанского взяла и выпила с удовольствием. Надо прямо сказать, их шампанское очень от нашего отличается. В лучшую сторону. Пригласили нас к одному из столов, который для фирмачей зятя был заказан. Стол оказался красиво сервирован и у каждого прибора книжечка положена, хорошо изданная, а там все забеги расписаны на этот день, включая здешние – сиднейские и мельбурнский кубок, конечно.
Обстановка царила чудесная, весь народ в легком возбуждении. Кругом огромные экраны, показывающие скачки, здесь же букмекеры, которые ставки принимают. Спрашиваю зятя, как, мол, ставки делать. Он отвечает – говоришь номер лошади и сколько хочешь поставить. Тебе дают бумажку,где указано, сколько получишь в случае выигрыша.

 Следующий забег был номер три. Посмотрела я в книжечке, две лошади приглянулись, на них и поставила на выигрыш и на место, то есть получу денежки, если лошадь придет первой, второй или третьей. Пошла к своему столу обратно. Мальчики ходят, вино и шампанское предлагают, пиво. Я, чтобы не смешивать, взяла снова шампанское. С шампанским-то все легче с деньгами расставаться. И вдруг слышу – объявляют лошадей на этот забег по телевизору. “Номер 9 – Master of Darkness ( Князь Тьмы по нашему). И показывают, как его в барьер запихивают. Меня как током ударило – первый придет!
Говорю зятю – первым будет, а я на него не поставила. Так ставь, говорит, еще успеешь. Я скорей к букмекеру. Ставку сделала, на место вернулась, шампанского выпила. Забег начался, лошади попеременно вырывались вперед. И! – Master of Darkness первый пришел! Я даже в ладоши захлопала! И вся компания за нашим столом обрадовалась. Якобы. Пошла я денежки получать за Князя Тьмы, и тут выяснилось, что выигрыш за место и за победу складываются. Супер! Зять тоже, вроде, рад и особенно перед товарищами своими приятно – глядите, мол, теща какова!

Перед следующим забегом решили поесть. Шведский стол очень вкусным оказался, не просто мясо и рыба навалены, а все с соусами да выкрутасами.
Однако, расслабляться было нельзя. Моя соседка по столу, богатая клиентка моего зятя, молодая женщина лет так 35-37-ми по имени Лиса, спросила меня, на кого ставить буду в этом забеге . Я в книжечку со списком лошадей заглянула и, не задумываясь, ответила – Unchain My Heart. Она спрашивает, из каких соображений, мол. А я честно отвечаю – название нравится. Она головой покачала, а я пошла ставку делать. Поставила на эту лошадь и думаю, на кого бы еще поставить. Пробежалась взглядом по именам, одно смешным показалось, и думаю, может на Tide еще поставить? Сказала букмекеру – столько-то на Тайд, взяла свои бумажки и к столу вернулась. Опять шампанское! Тут зять говорит, пойдемте посмотрим забег вживую.

Спустились мы на ипподром, подошли к забору, который беговое поле окружает. Народ волнуется, забег начался. На самом ипподроме здорово так – огромный экран расположен напротив трибун. Это замечательно, на экране видно бегущих лошадей, кто вперед вырвался, а кто отстает. Забег был довольно длинный – 2600 метров. Комментатор быстро рассказывает, кто в данный момент лидирует. Слышу имена лошадей, но моих двоих – ни Анчейн май Хаат, ни Тайд не слышно. Я немного приуныла, но виду не подаю. Забег приближался к финишу. Тут народ начал имена и номера своих лошадей выкрикивать, чтобы помочь им, наверное, приободрить. Я тоже как резаная кричала – Six, six! ( шесть – это был номер анчейна). До финиша считанные метры, комментатор замолкает, потому что и ему непонятно, кто где. Финиш!  Толпа вздохнула – кто с облегчением, кто с разочарованием. Я смотрю на экран – там написано : 1 – Unchain My Heart!  Я так обрадовалась, всех обнимать стала – и зятя, и Джерри, и Лису. А ей приговаривала – я тебе говорила ( на чистом английском), а она – знаю, знаю, не на ту поставила. Теперь, говорит, буду ставить, как ты.

Я заинтересовалась, кто там вторым и третьим пришел, ведь я еще на одну лошадь ставила. Смотрю на свой второй билет, на нем цифра 5 стоит, а я помню, что Тайд под третьим номером бежал. А зять говорит – Вторым номер 5 пришел. Я обомлела – тут тоже выигрыш. А под номером 5 лошадь со смешным именем, помните? Но почему у меня номер 5 , а не номер 3 на билете. И тут до меня дошло. Я со своим английским когда произносила Тайд, букмекер услышал файв – пять. Да потому что, когда ставки делают, никто имя лошади не говорит, а говорят номер.
Вот так я еще по ошибке выиграла!

Думаю, точно мой день! И еще думаю – как бы не сглазить, ведь впереди забег года, самый главный – Melbourne Cup в три часа дня. Опростоволоситься нельзя, как зятю тогда в глаза смотреть, не оправдала, мол, его ожидания.
Пошла  денежки получать за анчейна и лошадь со смешным названием, на которую я по ошибке поставила. Букмекер мне говорит, мол, счастливый день у вас. Да, говорю, удачный день, а сама денежки подсчитываю. И что-то не сходится. Спрашиваю, что-то маловато. А он мне, простите, мол, еще сорок пять центов. Я удивленно кручу деньги,не отхожу, а уже другие за деньгами толпятся. Я отошла к столу своему с недоуменным лицом. Зять спрашивает, что, мол, случилось. А я ему – букмекер нечестный, не все деньги отдал, только за место, а за выигрыш нет. Все поохали, а я решила, что на главный заезд к другому пойду.
Надулась, сижу. И тут до меня дошло – это я не права. За этот номер 5 он и должен был мне только за место заплатить, а за анчейна и за место и за победу. Стало мне так стыдно, кошмар! Но ничего никому не сказала. А следующие ставки пришлось все равно к другому букмекеру идти, не отступать же! Пить, конечно, меньше надо, надо меньше пить...

Перед главным заездом сладкого поели, десерта – клубника всякая и т.п., шампанского выпили. А что делать – надо!

Накануне я газеты почитала про лошадей, которые должны бежать. Во всех главных газетах написано, какие лошади где побеждали, кому принадлежат, кто тренер, кто жокей, сколько килограммов повесят на кого, в какие цвета жокеи одеты, кто у лошадей отец и мать, как их звали, какой масти лошадь, вплоть до того, есть ли пятна на лбу. И комментарии имеются разных специалистов. Я все прочла, но с мнениями специалистов не согласилась. Мне лично приглянулась французская лошадь по имени Донаден.  Утром зятю сказала – он будет первым. И еще там немец один был – Лукас. Решила, что и на него поставлю. Перспективным и  Морайан показался ...

Пошли с  Лисой к букмекеру. Посмотрела я на список лошадей – а Морайан-то не бежит, сняли с забега, что-то случилось. Я так разнервничалась, что забыла, сколько на кого поставить хотела. Ну, что делать, поставила на Донадена и Лукаса...

На экранах крупно показывают, как лошадей в барьер загоняют. Некоторых несколько человек запихивают, так не хотят в эту загородку идти. И тут я увидела Лукаса – черный огромный красавец! Этот может 3200 м выиграть!

Началось! Все кругом сначала тихо, а потом все громче номера своих лошадей повторяли. И я твердила – найн, найн,найн (девять – номер Лукаса). Почему-то не номер 3 – номер Донадена. Наверно, была уверена, что он и без меня выиграет.
Внезапно все затихли. Мой мозг, затуманенный шампанским, не понимал, что происходит. Оказывается, первые две лошади вместе пересекли финишную черту и понадобился фотофиниш. Диктор произносит имя лошади, которую я даже не рассматривала -  Ред Кадо. Кто это? Мы так не договаривались!.
И вот он фотофиниш! На экране огромным крупным планом – Ред Кадо вырывается вперед за несколько метров до финиша... Его буквально в последние секунды достает ... Кто бы вы думали? Донаден! Пересекают финишную черту вместе! Но кто же первый?!  Крупно – две лошадиные морды. И вот оно – на половину носа Донаден раньше! Что значит французский нос против английского! Подлиннее будет!
А кто у нас третий? Лукас!!!

Тут мы начали обниматься с Лисой. Она, наконец-то, поставила ,как я. И что-то выиграла!
 - Теперь буду всегда тебя спрашивать,  - сказала она.

Народ за нашим столом был потрясен. Зять ликовал. Он ведь и раньше мной хвастался, что я выигрываю. Но то все слова. А теперь на деле всем стало ясно, как ему повезло с тещей.А ведь я была на волосок от проигрыша, на долю секунды! А вернее , - на длину носа французского коня ...

Можете меня спросить, сколько же я выиграла. Утешу вас – немного, несколько сотен. Я ведь, конечно, осторожничала, понемногу ставила. Перед всеми фасон держала.
До сих пор только думаю, почему Марайан не бежал? И кто такой этот Ред Кадо?.. Значит, интуицию мне надо еще оттачивать!

Ноябрь 2011, Сидней, Австралия,