Организация охраны стационарных объектов

Степан Байзон
   В первую очередь и в конечном итоге заказчиком, потребителем, исполнителем и объектом услуг (а также объектом воздействия) в сфере обеспечения безопасности является человек. Защита от посягательств на территорию, движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность или информационные ресурсы в свое время выступает в качестве определенной и очень важной задачи, решение которой осуществляется в интересах человека (в данном случае – заказчика). При этом соблюдая и защищая интересы других людей, имеющих к заказчику то или иное отношение (круг его близких и знакомых, деловых партнеров, сотрудников и подчиненных, потребителей товаров и услуг, чиновников и госслужащих, соседей и многих других) или посторонних. В свою очередь, источником подавляющего большинства различных угроз правам и интересам людей также являются люди. Баланс отношений (личных, деловых, хозяйственных, социальных), складывающихся в сфере жизни и деятельности заказчика, может служить довольно объективным показателем наличия или вероятности возникновения тех или иных угроз его правам и интересам, для защиты которых необходимо создать надежную систему безопасности, исключающую или сводящую до минимума любую возможность причинения ущерба в любой форме.
  Одним из главных факторов, способствующих реализации угрозы, является отсутствие препятствий для этого. Другими словами, если за реализацией той или иной угрозы стоит человек, то этот человек в большинстве случаев откажется от воплощения своего замысла, если, на его взгляд, достижение цели будет исключено или сопряжено с излишними затратами сил, средств и времени, при отсутствии гарантии успеха и возможности воспользоваться результатами своих действий. Мотивация на реализацию угрозы, в данном случае, с течением времени и при меняющихся обстоятельствах может ослабеть, и совершение тех или иных действий в отношении объекта охраны (ОО) будет восприниматься  как нецелесообразное или неактуальное усилие. Но в любом случае следует относиться к возможным угрозам максимально серьезно.

                Оценка состояния безопасности.

  При расширении деятельности, открытии новых объектов, внесении изменений в работу, подготовке ответственных решений, а также периодически в качестве профилактики рекомендуется проводить оценку состояния безопасности. Для этого руководителю предприятия следует привлечь независимого эксперта по соответствующему направлению либо группу экспертов. Если на предприятии функционирует собственная СБ, то вызов экспертов желательно возложить на ее начальника. Начальник СБ совместно с экспертами разрабатывают план проведения изучения обстановки, готовят варианты решения проблем и готовят отчет с выдвижением соответствующих рекомендаций. Данный отчет начальник СБ предоставляет руководителю предприятия, который совместно с заместителями по направлениям деятельности принимает окончательное решение о порядке принятия дополнительных мер, внесении изменений в существующее положение вещей, выделении необходимых ресурсов, частичном или полном отклонении предложенных вариантов или проведении дополнительной экспертизы.      
  Для принятия адекватных решений надо провести анализ реальных и возможных угроз, оценить вероятность их проявления, степень опасности, условия возникновения и источник происхождения, направление развития, а также рассчитать возможности их предотвращения и локализации последствий. При этом следует соотнести временные характеристики развития тех или иных событий с возможным временем реагирования на них при наличии тех или иных ресурсов и при условии наступления определенных последствий и изменений обстановки. С этой позиции производят экспертизу состояния безопасности для получения необходимых данных, на основе которых можно определить оптимальную стратегию и тактику защитных действий, способы, методы и порядок реализации принятых решений.
  В первую очередь эксперту надо получить ответ на вопрос, почему возникла потребность в изучении состояния безопасности. Возможно, у заказчика появились основания опасаться возникновения нежелательных последствий, проистекающих из сложившегося положения вещей. В сложной сети современных отношений бывает очень трудно разобраться даже их участникам, поэтому может оказаться, что источником (и даже виновником) возможных неприятностей является сам заказчик, что нередко случается в правоохранительной практике. В таком случае эксперту следует обстоятельно взвесить все «за» и «против», прежде чем принимать окончательное решение об оказании услуг данному заказчику, т.к. есть вероятность возникновения  сложных отношений с законом или иных тяжких последствий. Если же принято решение о продолжении отношений с заказчиком, то следует перейти к определению степени, характера и источников угроз, а также условий, способствующих их реализации.
  Под угрозой следует понимать любые факторы, которые при определенных обстоятельствах могут привести к причинению ущерба интересам заказчика или повлечь тяжкие последствия для общества, государства, окружающей среды. Исходной точкой проводимых исследований должен стать анализ угроз, исходящих от внешних и внутренних источников, основанный на объективном изучении всех постоянных и переменных факторов, влияющих на направление развития ситуации и изменение степени риска. С этой целью необходимо учитывать: 
  - все реальные и вероятные источники потенциальной угрозы;
  - условия превращения потенциальной угрозы в реальную опасность;
  - вероятные последствия реализовавшихся угроз. 
   Во избежание ошибочных выводов в оценке вероятных угроз и определении условий их возникновения следует руководствоваться принципами объективности, что может быть достигнуто путем:
  - изучения общих закономерностей развития событий в среде функционирования ОО;
  - анализа статистики происшествий в сфере интересов и деятельности ОО;
  - оценки обстановки на ОО и во внешнем окружении; 
  - активного и продуманного использования мирового и отечественного опыта защиты в аналогичных сферах деятельности при аналогичных условиях. 
  Также проводится изучение деятельности на исследуемых объектах и вокруг них, характера внутренних социальных и трудовых отношений, особенностей производимых работ и выполняющих их людей и т.д.
  Предварительная информация должна содержать следующие сведения:
  - название и место расположения исследуемых объектов;
  - границы территорий исследуемых объектов и их отдельных участков (с приложением схем расположения и планировки зданий и строений, ограждений, естественных и искусственных преград, мест пролегания сетей коммуникаций, мест и направлений проходов и проездов), а также фотографии объектов;
  - описание маршрутов, порядка и условий перемещения и транспортировки лиц и объектов особой важности;   
  - фамилии лиц, с которыми следует провести беседы, а также их адреса и телефоны;
  - описание деятельности, процессов и явлений, происходящих на каждом участке, в разное время, а также количество задействованных людей и сведения о них;
  - режим функционирования объекта и его отдельных участков;
  - данные лиц, выполняющих работы по технической эксплуатации помещений, транспорта и оборудования (время и особенности проведения этих работ), ответственных за соблюдение мер противопожарной безопасности и охраны труда, осуществляющих контроль использования транспорта, оборудования, помещений и территорий;
  - примерная денежная стоимость производимых работ, используемого или хранящегося оборудования и имущества на различных участках, а также расположение этих участков на территории;
  - расположение и описание участков, содержащих секретную информацию или оборудование для работы с ней;
  - расположение и описание мест хранения ценных или опасных веществ, материалов и изделий;
  - описание условий приема, хранения, обработки, отпуска, перемещения и транспортировки ценных или опасных веществ, материалов и изделий, с указанием данных должностных лиц, ответственных за соблюдение установленных условий;   
  - описание нештатных или нестандартных ситуаций как криминального, так и некриминального характера, произошедших в последние несколько лет;
  - перечень лиц, имевших то или иное отношение к этим ситуациям;
  - описание предпринимаемых мер по обеспечению безопасности с указанием должностных лиц, осуществляющих контроль их соблюдения.

  Отдельного и повышенного внимания требует ознакомление с введенными на исследуемых объектах режимно-охранными мерами, взвешенная оценка которых станет главной частью доклада о состоянии безопасности и послужит обоснованием для выдвижения соответствующих рекомендаций. Для этого следует провести следующие действия по сбору информации:
  - изучение режима функционирования исследуемых объектов; 
  - изучение порядка доступа на исследуемые объекты и перемещений по ним;
  - изучение условий допуска к проведению тех или иных работ на различных участках, использованию оборудования, документации, средств обработки информации, ознакомлению с секретной информацией, технологическими процессами и опытными образцами продукции;
  - изучение производимой продукции (предоставляемых услуг), используемого оборудования и отходов производства;
  - выявление и проверка возможностей несанкционированного проникновения на исследуемые объекты, бесконтрольного перемещения по ним или вблизи них, проноса (провоза) материальных ценностей или иных предметов, нецелевого использования оборудования, транспорта, информационных ресурсов, ознакомления с секретами, совершения диверсий, нападений и т.п.; 
  - оценка вероятности возникновения аварийных и иных критических ситуаций и интенсивности их развития;
  - определение расчетного времени и необходимых средств, сил и способов действий, требуемых для предотвращения, остановки развития и локализации последствий различных нештатных  ситуаций;
  - изучение состояния противопожарной безопасности, техники безопасности на производстве, экологической безопасности и т.п.; 
  - изучение состояния инженерно-технических сооружений с точки зрения их соответствия требованиям безопасности;   
  - оценка достаточности, работоспособности и эффективности использования систем сигнализации, связи и оповещения, наблюдения, контроля доступа;
  - оценка организации патрульно-постовой службы и контроля ее несения;   
  - изучение установленного порядка действий при возникновении нештатных ситуаций;
  - определение необходимости внесения изменений в установившееся положение дел.

  Главная задача эксперта - определить достаточность и правильность применения мер безопасности с учетом возникавших ранее, имеющихся в наличии или потенциально возможных угроз, дать сравнительную оценку имеющейся ситуации, адекватности предпринимаемых мер и вероятных последствий, и на основе полученных данных вынести рекомендации по внедрению тех или иных решений.
  К основным способам получения информации о состоянии безопасности относятся: 
  - личные наблюдения;   
  - беседы с администрацией и персоналом (в т.ч. с сотрудниками охраны);
  - беседы с клиентами, проживающими поблизости людьми, работниками коммунальных служб, представителями правоохранительных органов и местной власти;
  - изучение отчетов и докладов о событиях, произошедших на исследуемых объектах или поблизости за последние несколько лет;
  На основании изучения вышеизложенных обстоятельств следует предложить заказчику наиболее приемлемые варианты разрешения возникших или возможных проблем, создающих препятствия нормальной деятельности и перспективам развития. Для этого составляется четкое описание существующих уязвимых мест и направлений, перечисляются выявленные недостатки и их влияние на состояние безопасности. Затем предлагается введение тех или иных мер, позволяющих повысить уровень безопасности и снизить степень риска и его негативных последствий.
  В зависимости от характера реальной или вероятной угрозы предъявляются требования к организации системы безопасности, эффективность которой будет зависеть от соблюдения ряда условий:
  - достаточное финансирование,
  - грамотная организационно-правовая и административно-кадровая работа,
  - информационное и материально-техническое обеспечение,
  - правильное распределение сил и средств и контроль их использования,
  - своевременность и адекватность предпринимаемых мер,
  - надлежащий уровень взаимодействия с различными подразделениями организации, правоохранительными и муниципальными службами,
  - способность адаптироваться к меняющимся условиям и др.
  Консультирование по введению мер безопасности не сводится к собеседованию и выдаче устных рекомендаций, но должно являться совместной деятельностью консультанта и заказчика по изучению ситуации и поиску путей решения возникших и возможных проблем, по выработке и внедрению соответствующих изменений в деятельности заказчика. Часто заказчик отказывается от введения изменений из-за нежелания нарушать ход работы, нести дополнительные расходы, тратить время или по иным причинам. Поэтому надо аргументированно обосновать необходимость введения этих мер, предложить оптимальные варианты их сочетания друг с другом и разъяснить способы их внедрения в структуру деятельности объекта без причинения ущерба интересам заказчика.
  Пути разработки системы безопасности могут находиться в прямой зависимости от того, в какой стадии развития и деятельности находится ОО – в стадии разработки проекта, создания (организации) или строительства, в процессе активной деятельности или расширения деятельности и развития новых отношений, в стадии прекращения своей деятельности. При этом оценка возможных угроз ОО производится по следующим направлениям: 
  - безопасность людей;
  - территориальная целостность и защита объектов недвижимости;
  - сохранность денежных средств, материальных ценностей, имущества, оборудования (при использовании, хранении, перемещении и транспортировке);
  - безопасность коммуникаций;
  - обеспечение соблюдения правил, установленных для произведения различных работ, и норм техники безопасности;
  - обеспечение противопожарной и противоаварийной безопасности, сохранности опасных материалов и изделий из них;
  - противодействие диверсионным и террористическим актам; 
  - безопасность информации, информационных носителей и средств обработки информации, обеспечение сохранности государственной и коммерческой тайны, а также интеллектуальной собственности;
  - обеспечение защиты экономических интересов от негативного воздействия определенных сил, процессов и явлений, существующих в сфере экономической, производственной, хозяйственной и иной деятельности ОО;
  - сохранность окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 
  Вынужденное определение приоритетов в вышеперечисленных направлениях зависит от того, в какой сфере социальных и деловых (производственных) отношений функционирует ОО, какие сферы государственной, социальной или международной деятельности затрагивает и как влияет на них. Наряду с вышесказанным,  следует учитывать заинтересованность криминальных структур, сил, склонных к установлению монополии в той или иной сфере деятельности, а также конкурентов. Всегда следует учитывать вероятность возникновения угроз как криминального, так и некриминального характера, источником которых является т.н. человеческий фактор, который может быть, в свою очередь, как причиной, так и следствием различных событий и процессов, происходящих на ОО и вокруг него. И никогда нельзя забывать о т.н. обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажор), которые трудно избежать, однако можно существенно снизить последствия их разрушительного или травмирующего воздействия, если четко следовать правилам техники безопасности и соблюдать меры предосторожности. 
  Стоит упомянуть о страховании рисков, предотвращение которых по тем или иным причинам невозможно или связано с возникновением других угроз и потерей контроля над обстановкой.
  Несмотря на различие возможных угроз по их видам, источникам, причинам, условиям и местам возникновения, направлениям и интенсивности развития, степени тяжести возможных последствий и др., создание необходимых защитных мер от каждой из них должно идти в комплексе со всей системой безопасности. Все создаваемые защитные механизмы на разных уровнях и направлениях должны взаимно дополнять и усиливать друг друга, создавая эффективную систему.

                Профилактические и превентивные меры
                по предотвращению преступлений               
                при охране стационарных объектов.

  В качестве профилактических мер необходимо повысить безопасность самого здания, внутренних и отдельно расположенных (подсобных и иных) помещений, прилегающей территории и транспорта. Для этого проводится комплекс мер, целью которых является исключение или сильное затруднение возможности совершения действий, направленных на причинение ущерба зданию и находящимся внутри людям, имуществу, нарушение происходящих рабочих процессов и отношений (как на территории объекта, так и за его пределами). Также следует оказывать противодействие организации диверсионных и террористических актов, причинению ущерба окружающей среде и т.д. Для этого необходимо устранить факторы, благоприятные для подготовки и совершения преступлений или возникновения чрезвычайных ситуаций, и создать условия для организации и непрерывного проведения контроля обстановки, своевременного принятия защитных мер и локализации нежелательных последствий.
  Во избежание закладки взрывного устройства (ВУ) полезно устранить возможные места его скрытого размещения в элементах архитектуры и интерьера (например, в нишах и пустотах внешних и внутренних стен, в проемах окон, за выступающими рельефными участками, архитектурными украшениями, колоннами, перегородками, в различных емкостях и т.д.). Если по каким-либо причинам устранить указанные элементы нельзя, то следует проводить регулярное обследование таких мест с целью выявления любых подозрительных предметов, размещенных в них. Также следует выявить и устранить места, пригодные в качестве укрытия для осуществления наблюдения или совершения нападения из засады, для временного хранения оружия и различных средств совершения преступлений или похищенного имущества, либо исключить бесконтрольный доступ к таким местам. Аналогичные мероприятия должны проводиться и в отношении прилегающей территории. Особое внимание следует уделять местам складирования, мусоросборникам и урнам, различным конструкциям (гаражам, легким постройкам, ограждениям, памятникам, скамейкам, стендам), автотранспорту, пожарным ящикам, а также кустам и деревьям.   
  Кустарник и деревья целесообразно располагать на некотором расстоянии от стен здания и мест складирования ценных или опасных предметов и веществ, а также от маршрутов следования особо важных лиц и путей перемещения ценностей или важных грузов. Желательно периодически обрезать ветки на густорастущих участках, тщательно контролировать любые садоводческие, земельные, фасадные, ремонтные, погрузочные и прочие работы и лиц, производящих их.
  Места для сбора мусора следует проверять и освобождать как можно чаще, т.к. они являются наиболее удобными для незаметного размещения ВУ, временного хранения похищенного имущества или орудий и средств совершения преступлений. В местах, удобных для совершения покушения на особо охраняемых лиц, урны можно укрепить прочным материалом или удалить их вовсе. Также необходимо осуществлять контроль действий дворников и уборщиц, других людей, подходящих к мусорным контейнерам, при необходимости проверять положенные в контейнер предметы, не позволять кому-либо забывать или оставлять в непредусмотренных местах различные пакеты, свертки, коробки и др.
  Полезно заранее продумать планировку помещений, чтобы места ограниченного доступа находились в отдалении от входа, мест свободного доступа (холл, ресепшн, приемная, торговые и выставочные залы, буфет, санузлы и пр.) и путей перемещения основных масс посетителей и персонала (коридоры, лестницы, лифты). Это заметно облегчит проведение дополнительных мер безопасности.
  Помещения или места хранения информации, ценностей, подотчетных материалов и изделий, кабинеты руководителей, комнаты для проведения переговоров должны располагаться так, чтобы можно было надежно контролировать доступ к ним. Полезно еще на стадии планировки предусмотреть места расположения сейфов и схему защиты от несанкционированного проникновения, доступа к информации или установления прослушивающих устройств. 
  Для контроля входа (въезда), выхода (выезда), проноса материальных ценностей и грузов, за действиями сотрудников и посетителей, проведением  различных работ необходимо ввести охранно-пропускной режим и организовать контроль его соблюдения. С этой целью могут быть установлены технические средства контроля доступа, системы видеонаблюдения и сигнализация.
  Также с целью контроля доступа и действий людей на объекте может быть организовано патрулирование территории и обход помещений, встреча и сопровождение посетителей сотрудниками организации, тщательный контроль доступа в различные зоны объекта, проверка допуска посетителей и персонала к ознакомлению с информацией и образцами продукции, проведению работ, пользованию техникой и транспортом.
  В приемной и в холле желательно установить глубокие мягкие кресла для посетителей, что существенно облегчит наблюдение за ними и контроль их действий.      
  Хорошей мерой является организация гардероба и мест хранения вещей и сумок сотрудников и посетителей. Все входящие должны оставлять верхнюю одежду и сумки, а для проноса необходимых вещей и документов им выдаются прозрачные пластиковые пакеты. При перекладывании вещей и документов из сумок в пакеты появляется дополнительная возможность ознакомления с содержимым, не прибегая к досмотру. Для персонала, в отдельных случаях, может быть предусмотрена специальная одежда без карманов. Обычной в наше время стала и процедура досмотра, в т.ч. с применением технических средств. В этих случаях существенно уменьшается возможность проноса ВУ, оружия и прочих средств совершения теракта, диверсии или нападения, а также хищений и иных преступных действий. 
   Для уменьшения количества людей в зонах ограниченного доступа можно установить для посетителей правила предварительной записи по телефону, осуществляя пропуск согласно составляемым спискам. В некоторых случаях хорошо себя оправдывает т.н. «шлюзовая» система, когда посетитель оказывается в своеобразном тамбуре и не может бесконтрольно войти или выйти. 
 
  Чтобы помешать быстрому прорыву внутрь при совершении нападения, желательно, чтобы входные двери:
  - открывались наружу (в сторону правой руки),
  - имели значительный вес,
  - оснащались крепкими и тугими доводчиками или возвратными пружинами,
  - имели неудобные для плотного обхвата дверные ручки,
  - снабжались ограничителями, исключающими открывание двери шире, чем необходимо для прохода одного человека,
  - имели высокий порог или перед дверью должны быть ступеньки.

 

  На входных дверях следует устанавливать не менее двух замков разных систем на расстоянии не менее 30 см друг от друга, а с внутренней стороны - засов. Чтобы преступники не смогли разрушить замок путем впрыскивания внутрь химических средств, можно использовать замки без скважины (например, электронные). На наружной двери должен быть глазок перископического типа и видеокамера. Причем видеокамеру желательно установить на противоположной от двери стороне, чтобы видеть то, что происходит за спиной посетителей и по сторонам от двери. При необходимости установите двойные двери.
  Чтобы исключить возможность снятия с петель, все двери, ворота и окна надо оборудовать длинными петлями внутреннего крепления, со стороны петель сверху желательно приварить металлические козырьки, а также свести до минимума зазоры между створами дверей (окон) и дверными коробками (оконными рамами). Лучше всего, если дверные и оконные блоки изготовлены из металла или прочного полимерного материала.
  На балконах и окнах первого и верхнего этажей, а также вблизи козырьков, пожарных лестниц, высоких деревьев и примыкающих зданий и сооружений должны быть установлены ставни, жалюзи, металлические решетки или сетки. Стекла всех окон и балконов надо оклеить тонированной защитной пленкой. На окнах особо важных помещений и постов охраны следует установить пуленепробиваемые стекла. Также полезно уменьшить ширину и высоту дверных и оконных проемов до необходимого размера, а лишнее пространство накрепко заделать армированным бетоном или кирпичом. 
  Не должны быть оставлены без внимания и вентиляционные входы, слуховые окна и переходы подвалов и чердаков, пути коммуникаций, канализационные люки и иные проходы и отверстия, которые должны быть защищены металлическими решетками или сетками, а также должны  контролироваться системами сигнализации и видеонаблюдения и подвергаться периодическим проверкам. Также можно в различных местах, удобных для проникновения, скрытно установить микрофоны, которые дадут возможность обнаружить попытки бесшумно преодолеть или устранить преграду, установить ВУ либо совершить иные действия.   

  Подъезды и подходы к ОО должны легко контролироваться, а при необходимости и блокироваться. Самыми обычными мерами для этого являются ограждение периметра ОО или его отдельных участков, ворота и шлагбаумы на въездах на территорию или в здание (например, в подземный гараж, складское помещение и т.д.). 
  Чтобы не допустить прорыва транспорта на большой скорости, можно предпринять разные меры:
  - перед въездом должен быть поворот, 
  - сузить подъездные пути в определенных местах (например, установив клумбы),
  - использовать т.н. "лежачих полицейских",
  - создать ямы с подвижными мостами, установить систему блокировки ворот и т.д.
 
  Если возникла вероятность совершения нападения, желательно приобрести или изготовить специальные передвижные заграждения (например, «ежи» или игольчатую ленту) и постоянно держать их непосредственно у въезда на территорию.   
  При введении ограничений на проезд следует в обязательном порядке установить в зоне видимости специальные знаки и таблички, извещающие об условиях и порядке проезда.
  Хорошей мерой защиты входа в здание или въезда на территорию является создание коридоров, исключающих альтернативные пути перемещения и сужающих угол обзора с внешней стороны. Кроме того, прохождение такого коридора занимает определенное время, что снижает фактор внезапности.
 
  Для контроля железнодорожных подъездных путей необходимо:
  - место въезда на территорию ОО должно хорошо просматриваться,
  - установить ограждения вдоль путей и ворота в месте въезда на территорию и в здания (склад, депо),
  - установить переводные стрелки,
  - организовать диспетчерскую службу,
  - постоянно проверять состояние подъездных путей и подвижного состава силами обходчиков, 
  - переезды должны быть оборудованы шлагбаумами и блокирующими устройствами,
  - убирать с путей и прилегающей к ним территории лишние предметы и др. 
 
  В зависимости от ситуации, ограждение территории может быть обозначающим или защищающим, а по конструкции - глухим или просматриваемым. Обозначить границы можно легкой изгородью, различными предметами, знаками, столбиками, кустарником, высоким бордюром и т.д.
  Защищающее ограждение призвано остановить или задержать. И обозначающее, и защищающее ограждение может быть переносным или стационарным. Стационарные защитные ограждения бывают просматриваемыми и глухими. 
  Глухое ограждение полезно, если необходимо скрыть от посторонних взглядов то, что находится или происходит на территории ОО. В этом случае ограждение должно быть не только глухим, но и достаточно высоким. Глухое ограждение может быть кирпичным, каменным, бетонным или деревянным. Причем деревянное ограждение не может в должной степени выполнять защитные функции и является приемлемым в качестве временного сооружения. Для выполнения защитных функций ограждение должно быть из прочного материала, способного противостоять физическому воздействию столько времени, сколько потребуется для принятия адекватных защитных мер или подачи сигнала тревоги.         
  Для того чтобы контролировать обстановку на прилегающей территории, ограждение можно делать из часто расположенных вертикальных металлических прутьев, которые следует устанавливать на фундамент либо поверх капитальной стены, крепко вмонтировав нижние концы в бетон или цемент. Декоративное исполнение ограждения допускается, но оно не должно облегчать его преодоление. Кроме того, из металла можно сделать конструкции, существенно снижающие возможность преодоления ограждения. Характерным вариантом являются направленные вверх или вовне штыри.
 
  По верхнему краю ограждения желательно установить колючую проволоку. При этом следует учитывать:
  - человек не должен быть в состоянии дотянуться руками до проволоки, стоя на земле,
  - колючую проволоку нельзя вывешивать с внешней стороны,
  - должна быть исключена возможность пролезть под колючей проволокой,
  - должна быть затруднена возможность сорвать, срезать или сдвинуть колючую проволоку без использования тех или иных инструментов,
  - использование специальных инструментов для удаления проволоки должно быть сопряжено с определенными неудобствами.
 
  Для предотвращения пролома ограждений и вышибания дверей или ворот пространство перед ними надо сделать неудобным для разгона, замаха, приложения силы или использования тяжелого инструмента.    
  Для обеспечения наблюдения за прилегающей к забору территорией и снижения фактора внезапности ограждение территории желательно делать прямым на большом протяжении или вогнутым вовнутрь.
 
  Пространство перед ограждением должно быть расчищено, а КПП следует расположить на достаточном для реагирования расстоянии от поворотов забора, чтобы исключить фактор внезапности при попытках нападения или прорыва.
   

  Отдельного внимания заслуживает организация безопасности автотранспорта и мест его парковки, а также подъезды к зданию (территории).
  Место перед входом в здание должно оставаться свободным, останавливаться там могут только автомобили руководства или служб экстренного вызова (пожарные, милиция, скорая помощь, аварийные службы), а также автомобили предприятия и СБ для выполнения своих задач. Надо предусмотреть также возможность проезда автомобилей экстренных служб в любое время суток.
  Парковку или стоянку на территории ОО желательно организовать не ближе 50-100 м от входа в здание, причем ближайшие места отвести для автомобилей сотрудников, а для автомобилей посетителей отвести более отдаленные места либо сделать отдельную парковку.
  Места парковки за территорией ОО следует огородить стационарными или переносными ограждениями, нанести соответствующую разметку и установить дорожные знаки, извещающие о наличии парковки для автомобилей сотрудников или посетителей ОО и запрещающие останавливаться посторонним автомобилям, а также вводящие ограничение скорости передвижения транспорта.
  Въезд на стоянку желательно оборудовать шлагбаумом либо закрывать места для парковки цепью.
 

  Полезно место стоянки автомобилей огородить по периметру решеткой и накрыть сверху крышей или металлической сеткой для предотвращения несанкционированного доступа к транспорту или забрасывания ВУ.
 
 
  Для обеспечения свободного пространства и предотвращения парковки автомобилей на тротуарах и в других местах желательно установить там стационарные или переносные ограждения.
 

  С помощью переносных ограждений или заменяющих их предметов (например, скамейки, цветочные клумбы, мусорные контейнеры и др.) можно обозначить направление движения транспорта по территории ОО и на прилегающей территории, а также предотвратить проезд или парковку в непредусмотренных для этого местах.

 

 

 
 

  Для поддержания порядка и оптимального использования площади на местах стоянки или парковки выделяются специальные сотрудники (парковщики). Парковщики должны быть одеты в униформу и иметь соответствующие значки или эмблемы. Права и обязанности парковщиков и владельцев транспорта должны быть изложены в документах, отражающих режим функционирования парковки и порядок использования территории. 

  Часто для организации парковки необходимо получить разрешение местных органов управления. При невозможности получения такого разрешения можно занять эти места транспортом, принадлежащим ОО и его сотрудникам, закрыть какими-либо предметами (например, имитируя выгрузку товара или ремонтные работы), установить рекламные щиты, в зимнее время в таких местах можно собрать снежные сугробы и т.д. В некоторых случаях автомобили СБ могут в обязательном порядке парковаться только в этих местах в качестве заграждения.
  Газоны желательно расположить на высоком бордюре либо огородить по периметру небольшим забором, невысоким кустарником или небольшими деревьями, не препятствующими обзору прилегающей территории.   
 
  Вышеперечисленные меры в значительной степени помогут:
  - контролировать обстановку и своевременно реагировать на ее изменения;
  - предотвратить несчастные случаи,
  - помешать хищению имущества, находящегося в транспорте, в вагонах или на платформах,
  - затруднить угон транспорта и подвижного состава,
  - создать серьезные препятствия попыткам преступников совершить диверсию, ворваться на охраняемый объект на заминированном транспорте для совершения террористического акта или нападения,
  - помешают преступникам быстро скрыться с места преступления.


  Для обозначения глубин и фарватеров, границ акватории, пристаней, подводных и надводных судов и объектов, береговой линии со стороны воды применяют специальные стационарные и плавучие сигналы и знаки. Для защиты водных и береговых объектов используются сигнальные тросы и сети, натянутые в разных направлениях и на разных уровнях (от дна до поверхности воды) и призванные обеспечить своевременное обнаружение попыток несанкционированного проникновения пловцов и подводных лодок под водой.
  Подъемные устройства (трапы, лифты, лебедки, краны и др.) должны быть убраны или заблокированы все время, когда по ним не осуществляется подъем или спуск людей, грузов или судов.
  Пришвартованные суда и плавучие объекты не должны даже при сильном волнении водной поверхности повреждать друг друга и конструкции пристани. Для уменьшения волнений воды строятся дамбы, молы и волнорезы.
  При поступлении штормового предупреждения или иного сигнала об опасности все грузы и механизмы должны быть надежно закреплены, суда должны быть выведены и поставлены на якорь на безопасном расстоянии друг от друга, чтобы не быть выброшенными на берег или не разбиться о другие суда, водные объекты и портовые сооружения. Шлюпки, лодки, плоты, небольшие яхты и катера следует закрепить на специальных конструкциях.   
  Диспетчерская служба должна обеспечивать четкое соблюдение правил и графика входа судов в акваторию порта (пристани) и выхода из нее, погрузки и разгрузки, размещения грузов на территории порта, перемещения людей и транспорта, работы маяков и портовых сооружений и механизмов.
  Береговая линия должна быть хорошо освещена, а для освещения акватории используют маяки и прожектора.       

  Территория ОО и подступы к ней должны быть хорошо освещены и оборудованы замкнутой системой видеонаблюдения и сигнализацией. При расположении видеокамер надо стремиться к тому, чтобы они обеспечивали наблюдение за всеми участками здания и прилегающей территории, ближайшими подступами, а также позволяли видеть другие видеокамеры. Частота и места размещения видеокамер должны позволять получать качественное изображение, обеспечивать возможность идентификации людей и предметов, видеть детали происходящих событий и действий людей (в т.ч. сотрудников охраны), а также места размещения видеокамер должны находиться вне пределов свободного доступа к ним. Оборудование систем наблюдения аппаратурой видеозаписи существенно повысит отдачу от внедрения технических систем безопасности (при условии регулярного просмотра, анализа и архивации видеоматериалов). Средства видеонаблюдения, как и любые технические средства, должны быть подключены к сигнализации, оповещающей о попытках несанкционированного доступа к ним, сбоях в настройке и работе, выходе из строя.
  Следует продумать, к кому будут поступать те или иные сигналы о возникновении пожара или задымления, выходе из строя технических средств, проникновении посторонних, возникновении опасности и других событиях. Как много будет времени для принятия адекватных мер и кто будет их принимать. Сигнал тревоги, например, может поступать на пост охраны и в милицию от датчиков или с тревожной кнопки, которая может быть стационарно установленной или размещаться на брелке или пульте ДУ. Сигнал о возгорании или задымлении должен поступать от датчиков противопожарной сигнализации на пост охраны, а оттуда – в пожарную часть.
  Проникновение посторонних может быть обнаружено за счет изменения объема при появлении в помещении габаритного тела, из-за нарушения электроцепи или прерывания луча при пересечении, из-за перемены веса, при фиксации движения и другими способами, лежащими в основе современных систем обнаружения. Сигнал от этих датчиков должен поступать на пульт охраны, а в случае отсутствия охраны – в милицию. По принципу действия датчики бывают инфракрасными, сейсмическими, микроволновыми, акустическими, телевизионными, температурными и комплексными. Соответствующая система сигнализация должна состоять из дублирующих друг друга замкнутых сигнальных систем (желательно с различным принципом срабатывания) и с обязательным контролем их работоспособности.   
  Установку технических средств желательно поручить солидной фирме, которая будет заниматься сервисным обслуживанием и ремонтом, а также поможет с обучением персонала правилам оптимального использования устанавливаемых систем.
   С целью обеспечения противопожарной безопасности необходимо установить пожарные щиты и краны на каждом этаже (на лестничных клетках или возле них), а также повесить огнетушители в местах складирования продукции и материалов, сбора мусора, стоянок автотранспорта, на КПП и в иных местах в зависимости от конструктивных особенностей и планировки ОО. Пожарные щиты, расположенные на улице должны иметь ящик с песком, лопату, багор и ведро, а также схему расположения других средств пожаротушения и телефоны служб экстренного вызова. Должны быть определены и отражены на схемах пути и направление безопасной эвакуации людей и места расположения противопожарных средств. Такие же схемы вывешиваются на каждом этаже, вблизи лестничных клеток, и возле выходов из зданий (помещений).  Категорически запрещается перегораживать пути эвакуации, затрудняя возможность перемещения людей. СБ совместно с администрацией предприятия должна обеспечивать возможность беспрепятственного проезда транспортных средств служб экстренного вызова.      
  Необходимо ввести жесткий контроль соблюдения установленных правил производства работ и эксплуатации оборудования, согласно утвержденным нормативам и технике безопасности.   

                Создание рубежей защиты и зон безопасности.
   
    В основе разработки системы безопасности лежит создание последовательных рубежей защиты и зон безопасности, в которых проявление, развитие и распространение различных видов угроз должно быть своевременно обнаружено и остановлено.
    Создание таких рубежей и зон должно начинаться с определения и создания достаточных условий для:
    - защиты важных объектов;
    - своевременного реагирования и принятия адекватных мер при изменении обстановки;
    - выявления и дополнительной защиты уязвимых мест и направлений;
    - создания препятствий для возникновения и развития тех или иных угроз на ранних этапах;
    - предупреждения возникновения условий, благоприятных причинению любого ущерба охраняемым интересам.          
    В качестве примера можно рассмотреть приведенную ниже схему расположения зон безопасности и их рубежей защиты:
               
 
 
  зона особого доступа
   
  зона ограниченного доступа
 
  зона свободного доступа
 
                внешнее окружение объекта охраны.


  Внешним окружением считается:
  - окружающая среда,
  - районная и городская инфраструктура,
  - сфера деятельности, в которой происходит функционирование ОО с его внешними связями и отношениями,
  - весь окружающий мир (в т.ч.и не имеющий непосредственного отношения к деятельности на ОО).         
  Зоной свободного доступа считаются помещения, участки и территории ОО, проход в которые ничем не ограничен в течение времени их работы. Сюда же можно отнести пути эвакуации людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.    
  Зоной ограниченного доступа считаются помещения и территории, доступ в которые разрешен по пропускам, временным разрешениям, спискам, устным или письменным распоряжениям соответствующих должностных лиц, с целью выполнения определенных работ и строго на время, отведенное для этих работ. Обычно в зону ограниченного доступа входят:
  - производственные, складские и офисные помещения,
  - транспорт,
  - гаражи и стоянки для транспорта,
  - другие помещения и территории, для предоставления доступа в которые нужны определенные основания (например, территории и помещения, вход в которые является платным),
  - пути пролегания коммуникаций и систем жизнеобеспечения.
  Зона особого доступа предполагает, что доступ в нее разрешен только ограниченному и четко определенному кругу лиц, строго в пределах предоставленных им полномочий, и только на время исполнения возложенных на них обязанностей. Такой зоной может быть:
  - хранилище денежных средств и материальных ценностей,
  - места хранения ценных и/или опасных материалов и изделий из них, 
  - центры хранения и обработки информации,
  - места проведения секретных или особо важных работ,
  - места проведения аварийно-спасательных и специальных операций,
  - транспорт, предназначенный для важных перевозок,
  - места жительства и работы особо важных лиц, их личный транспорт и т.п.   
  Для прохода (проезда) в зону безопасности в определенных местах создаются контрольно-пропускные пункты (КПП), оборудованные системами контроля доступа (СКД), наблюдения, средствами связи и оповещения, охранно-пожарной сигнализацией и необходимыми средствами контроля (металлодетекторы, газовые анализаторы и т.п.).
  На КПП и вдоль рубежей защиты для осуществления контроля над обстановкой может быть организовано несение патрульно-постовой службы силами сотрудников СБ. Места расположения постов и маршруты патрулирования должны иметь освещение, достаточное для осуществления визуального контроля. Для удобства места проезда транспорта обычно располагаются там же, где вход на территорию.   
 
  В других случаях въезд на территорию осуществляется в специально отведенных и оборудованных местах, расположенных отдельно от путей движения людского потока. Например, пути проезда транспортных средств, осуществляющих важные перевозки, или железнодорожные пути.
 
  Для предотвращения несанкционированного проникновения в зоны безопасности на их границах (обычно по периметру) создаются рубежи защиты, оборудованные различными инженерно-техническими сооружениями, системами обнаружения, наблюдения и контроля, сигнализации и оповещения, средствами пожаротушения и аварийной защиты.



   В реальности зоны безопасности могут не иметь явных границ. В некоторых случаях в одной зоне безопасности может быть создано несколько рубежей защиты без изменения уровня доступа. Так, внешнее окружение на ближних подступах к ОО должно находиться под наблюдением с целью своевременного обнаружения изменений обстановки и реагирования на возможные угрозы безопасности объекта, для чего прилегающая территория может быть напичкана средствами наблюдения и оповещения, вокруг внешних стен может проводиться патрулирование, однако любой прохожий может подойти вплотную к ОО. С другой стороны, уровень доступа может меняться в пределах одного помещения. Так, помещение, в котором в данный момент находится охраняемое лицо, может являться местом свободного доступа (например, зал ресторана), но подходы к занимаемому столику будут доступны не всем.
  Уровень доступа определяется не только положением, но и предоставленными для выполнения работы полномочиями. Например, никто из руководства охраняемого объекта не может без специального разрешения начальника охраны войти в оружейную комнату караульного помещения, посмотреть журнал дежурной смены, попросить охранника сходить в магазин и т.п. В свою очередь, люди, имеющие допуск в зоны особого доступа, могут не иметь права на ознакомление с определенной информацией, а управляющие банков не имеют доступа к содержимому банковских ячеек. Для получения доступа к проведению определенных работ помимо допуска в место их проведения часто требуется специальный допуск, получение которого зависит от уровня квалификации, состояния здоровья и других причин.               
    В повседневной деятельности уровень доступа и степень ответственности не всегда находятся в должном соответствии с требованиями безопасности. Например, ознакомление с содержимым корзины для мусора под столом руководителя обычно запрещено даже его заместителю, а уборщица спокойно берет эту корзину и может делать с ее содержимым все, что хочет. Члены ревизионной комиссии могут получить доступ к сведениям, не предназначенным для посторонних. Жена директора часто может пройти в помещения, недоступные его заместителям, а также давать поручения подчиненным своего мужа, отвлекая их от работы. Сотрудник с правом доступа в любое помещение на объекте может быть не допущен даже на КПП в непредусмотренное время. Для проведения корпоративной вечеринки могут выбрать подходящее по размеру помещение, которое может находиться в зоне ограниченного доступа. И при самой совершенной системе безопасности в определенное время жизнь самой важной персоны может зависеть исключительно от водителя, который не должен входить даже в приемную без вызова начальника. Подобные моменты постоянно возникают в процессе функционирования ОО, что требует грамотного, внимательного и творческого подхода к вопросам распределения полномочий и обязанностей, а также организации контроля по их соблюдению. 
 
                Охранно-пропускной режим.

  Охранно-пропускной режим - это совокупность мероприятий, определяющих и позволяющих контролировать порядок движения людей, транспорта или грузов через установленные границы, а также соблюдение условий допуска к производству различных работ, пользованию оборудованием и осуществлению иных действий. В зависимости от поставленных целей охранно-пропускной режим вводят на различное время:
  - постоянный (не прекращающийся до особого распоряжения);
  - периодический (на установленные временные интервалы); 
  - выборочный (краткосрочный и нерегулярный, действующий до определенного времени либо до достижения определенных целей).
  В соответствии с поставленными задачами пропускная система может состоять из одного или нескольких рубежей защиты и уровней доступа. Рубежи защиты определяют границы зон с различным уровнем доступа (на территорию, к проведению работ, использованию технических средств, получению информации и др.). Различают зоны свободного, ограниченного и особого доступа.
  Создание нескольких рубежей защиты значительно повышает эффективность пропускного режима. Обычно рубежи защиты определяются границами территорий или помещений:
  - прилегающая территория, внешнее ограждение, периметр здания;
  - входы в здание, въезды на территорию;
  - представительские и общие помещения (выставочные и торговые залы, холлы, буфет, кассовые и расчетные залы и т.д.);
  - кабинеты сотрудников, приемная, комнаты для переговоров;
  - места обработки информации, лаборатории, производственные цеха, транспорт;
  - кабинеты руководства;
  - склады, хранилища, сейфы.
  В определенных случаях вводят различные степени доступа и к проведению тех или иных работ (с информацией, ценностями, опасными веществами и т.п.). Уровень доступа отражает степень возможностей тех или иных лиц по реализации определенных функций и ограничен предоставленными им полномочиями, возложенной ответственностью, условиями деятельности и соображениями безопасности. Кроме того, уровень доступа может меняться в соответствии с постановкой и решением определенных задач и быть ограниченным во времени.    

  Для разработки и организации пропускного режима необходимо провести ряд мероприятий:
  - изучить характер деятельности предприятия, его организационную структуру, взаимное расположение и планировку зданий и территории;
  - определить интенсивность движения людей, транспорта и грузов через границы предприятия и на его отдельных участках;
  - определить степень важности контроля использования и сохранности различных предметов, веществ, грузов, ценностей, оборудования, оценить возможные последствия их утраты или порчи;
  - разделить по степени важности различные участки предприятия, транспорт, оборудование и имущество, находящиеся на территории ценности и грузы, а также проводимые работы;
  - определить рубежи безопасности, отделяющие зоны более ограниченного доступа и защищающие от несанкционированного проникновения в них; 
  - выявить потенциальные возможности для бесконтрольного доступа или совершения различных действий, могущих причинить ущерб, и разработать меры по их устранению и по усилению системы безопасности;
  - оборудовать рубежи безопасности и КПП системами контроля доступа, наблюдения, сигнализацией, иными инженерно-техническими системами безопасности;   
  - определить основания для предоставления допусков; 
  - определить необходимый уровень и порядок допуска к проведению тех или иных работ, к ознакомлению с информационными ресурсами, использованию оборудования и транспорта, на соответствующие участки и в помещения, а также время действия пропусков, разрешений на проведение работ, на ознакомление с информацией и др.;
  - установить перечень лиц, имеющих право такого доступа, а также право вывоза материальных и иных ценностей, оборудования, хранимых материалов и веществ за территорию предприятия, право ввоза их на территорию, а также их перемещение и хранение в пределах предприятия;
  - определить возможность и условия осуществления надежного контроля соблюдения норм допуска и требований безопасности;
  - определить оптимальный режим работы предприятия в-целом, и на его отдельных участках в-частности, утвердить правила пользования имуществом и оборудованием, условия и порядок производства различных работ, с учетом норм техники безопасности; 
  - строго определить и утвердить список должностных лиц, уполномоченных выдавать те или иные разрешения, пропуска, распоряжения в соответствии с предоставленными им полномочиями; определить пределы их компетенции, а также четко определить порядок внесения изменений в действующие положения и должностных лиц, имеющих право на принятие таких решений;
  - определить лиц, ответственных за назначение сотрудников в ту или иную должность, наделение их соответствующими полномочиями, принятие иных административных решений; 
  - ввести в действие разработанные нормы допусков и контроля за их соблюдением, для чего необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующую организационно-правовую структуру, регулирующую деятельность предприятия.
  Практическая реализация разработанных решений регламентируется соответствующим положением об охранно-пропускном режиме, определяющим порядок организации доступа, контроль его соблюдения, ответственность за его нарушения в соответствии с действующим законодательством. Данное положение должно быть оптимально включено в имеющуюся систему безопасности, призвано повышать ее эффективность и, вводя определенные ограничения, не создавать препятствий деятельности предприятия в-целом.

  КПП должны располагаться в местах, позволяющих наиболее эффективно реализовывать контролирующие функции без ущерба для деятельности предприятия в-целом, иметь в своем распоряжении помещения и/или территории, достаточные для проведения проверочных процедур и размещения требуемого для этого оборудования, транспорта и т.д., и могут быть оборудованы различными инженерно-техническими сооружениями и средствами:
  - шлагбаум, система блокировки дверей (ворот), турникет и т.п.;
  - площадки для осмотра автомобилей и грузов;
  - весы для взвешивания автомобилей и грузов;
  - помещение для проведения досмотра личных вещей и проносимых предметов;
  - металлодетекторы, газовые анализаторы, дозиметры, иные сканирующие устройства;
  - системы пожаротушения;
  - технические и иные средства обнаружения признаков подделки документов, печатей, бланков, пломб;
  - системы наблюдения, связи и оповещения, сигнализации;
  - гардероб (с выдачей посетителям прозрачных пакетов или проволочных корзин для проноса личных вещей взамен временно изъятых сумок, кейсов и т.п.);   
  - камера хранения, сейф для хранения временно изъятого оружия;
  - караульное помещение, оружейная комната, бюро пропусков;
  - холл или приемная, оборудованные глубокими креслами, помещение для содержания задержанных и др.


                Организация пропускной системы.               
               
                Порядок пропуска людей.
      
  Подтверждением права доступа на территорию, на проведение тех или иных работ, на перемещение материальных ценностей, важных грузов и т.д. является пропуск, выданный в соответствующем порядке, либо прохождение соответствующих идентификационных процедур, удостоверяющих правомерность допуска лица на территорию, к проведению работ, проносу (провозу) материальных ценностей и т.д. Для разных уровней доступа должны быть введены различные пропуска и идентификационные процедуры.
  Проход посетителей на охраняемую территорию осуществляется либо по разовым пропускам, либо по спискам, составленным администрацией предприятия, либо в сопровождении ответственного должностного лица (или сотрудника организации, к которому прибыл посетитель). В отдельных случаях для прохода посетителя может быть необходимо соблюдение одновременно нескольких вышеперечисленных условий.
  Разновидностью пропусков являются билеты и абонементы, обладатели которых могут пользоваться предоставляемыми услугами при условии соблюдения установленных норм и правил.
  Разовый пропуск состоит из двух частей: собственно пропуск и контрольный талон. На пропуске должны быть указаны данные посетителя, дата и время посещения, данные должностного лица, принимающего посетителя, либо помещение (территория), куда посетитель имеет право доступа, время выдачи пропуска и подпись выдавшего его лица. Те же сведения отражаются в контрольном талоне.
  Основанием для выдачи пропуска является заявка на пропуск, составленная в письменном виде уполномоченным сотрудником предприятия, в отдельных случаях допускается выдача пропуска на основании устного распоряжения руководства предприятия, переданного оперативным дежурным и зафиксированного в книге регистрации посетителей. Заявка на пропуск должна содержать следующие сведения:
  - Ф.И.О. посетителя, его паспортные данные;
  - цель, дату, время и продолжительность посещения;
  - данные должностного лица, принимающего посетителя;
  - подпись и дата составления заявки;
  - подпись должностного лица, ответственного за соблюдение охранно-пропускного режима на предприятии.
  Лицо, получающее пропуск, должно быть под роспись ознакомлено с правилами и условиями пребывания на объекте и предупреждено об ответственности за пребывание в непредусмотренных пропуском местах, за утерю или порчу пропуска, а также о возможном задержании его в случае отсутствия пропуска.   
  Проход разрешается после проверки подлинности пропуска и идентификации личности посетителя. При проходе посетителя на охраняемую территорию контрольный талон остается на КПП, а при выходе пропуск и контрольный талон сличаются друг с другом (при предъявлении удостоверения личности посетителя) и в них проставляется время ухода посетителя.
  При входе и выходе посетителя делается соответствующая отметка в книге учета посетителей, в которой отражаются личные данные посетителя, время прихода (ухода), куда прибыл, основания для допуска (номер пропуска, Ф.И.О. сопровождающего и др.). При уходе посетителя пропуск и контрольный талон остаются на КПП.
  При отсутствии у посетителя пропуска или удостоверения личности при выходе с охраняемой территории он (посетитель) подлежит задержанию до установления его личности и проверки обстоятельств посещения им охраняемого объекта (куда заходил, что делал, с кем контактировал и т.п.). По факту задержания и проверки обстоятельств его пребывания на охраняемом объекте составляется акт, в котором отражаются:
  - данные посетителя;
  - данные сотрудника, принимавшего посетителя;
  - данные сотрудников охраны, проводивших задержание и проверочные действия;
  - время прохода и выхода  посетителя;
  - время, место и обстоятельства его задержания;
  - время составления акта и подпись ответственного должностного лица, проводившего расследование деятельности посетителя в период его пребывания на охраняемом объекте. 
  Акт задержания составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю СБ, а второй направляется в территориальный орган внутренних дел. После составления акта задержанного посетителя отпускают или, в зависимости от обстоятельств, передают в территориальный орган внутренних дел.
  Лица, проходящие на охраняемую территорию по спискам, составленным администрацией предприятия, должны предъявлять удостоверение личности, в т.ч. и при выходе с охраняемой территории.
  Посетители, проходящие в сопровождении сотрудников предприятия, могут покинуть охраняемую территорию только в аналогичном порядке. В противном случае они подлежат задержанию до выяснения личности и обстоятельств пребывания. Сотрудники, не сопроводившие до выхода своих посетителей, несут установленную на предприятии ответственность, а в случае наступления по вине своего посетителя тяжких последствий могут подвергнуться уголовному преследованию.
  Временный пропуск предоставляется лицам, работающим по контракту на временной основе, привлеченным для проведения определенных работ, командированным или проходящим испытательный срок (стажировку), и выдается на срок, отведенный для выполнения работ, но не более 6 месяцев с начала текущего года. Такой пропуск выдается по распоряжению уполномоченного представителя администрации с указанием срока действия пропуска и времени для исполнения работ, Ф.И.О. работника, и подписывается лицом, ответственным за соблюдение охранно-пропускного режима. Без предъявления удостоверения личности такой пропуск считается недействительным. Продление временных пропусков не допускается. Пропуск с истекшим сроком изымается в установленном порядке, а взамен него выдается новый. При окончании деятельности до истечения срока годности пропуска его владелец сдает свой пропуск и получает справку об этом в установленном порядке.
  Постоянный пропуск выдается лицам, состоящим в штате организации (предприятия), с учетом исполнения их обязанностей. Такой пропуск должен иметь фотографию владельца, удостоверенную печатью организации и подписью лица, ответственного за выдачу пропуска. Срок действия постоянного пропуска не должен превышать 1 год с начала текущего года, с последующим продлением. Постоянный пропуск может храниться у владельца либо каждый раз при уходе сдаваться в бюро пропусков. В последнем случае пропуск без предъявления удостоверения личности выдавать не полагается. При прекращении деятельности на предприятии или изменении уровня допуска сотрудник обязан сдать свой пропуск и получить справку об этом.      
  При использовании автоматизированных систем контроля доступа (СКД) вся процедура прохода через пропускные устройства совершается без участия сотрудников охраны, функция которых сводится к наблюдению за соблюдением правил пользования пропускными устройствами и пресечению попыток нарушения установленных процедур. (О видах и особенностях использования СКД см. раздел «Системы контроля доступа»).
  Часто в качестве пропуска (либо в дополнение к пропуску) используются визитные карточки, имеющие определенную степень защиты от подделок, подлежащие ношению на внешних элементах верхней одежды, и призванные демонстрировать обоснованность пребывания на охраняемой территории. Для различных категорий пребывающих на охраняемой территории лиц (посетители, сотрудники, администрация, охрана и др.) изготавливаются карточки разного цвета с обозначением статуса носителя карточки: "посетитель" (guest, visitor), "персонал" (staff, personnel), "консультант" (consulter), "администратор" (manager), "охрана" или "служба безопасности" (security) и т.п. Такие карточки выдаются посетителям под роспись согласно имеющимся спискам или заявкам на пропуск при предъявлении ими удостоверения личности. На выходе пропуск (карточка) у посетителя изымается и в книге учета посетителей ставится время ухода и подпись, удостоверяющая возврат пропуска. При обнаружении на охраняемой территории лица без такой карточки следует принять меры к его задержанию, выяснению личности и обстоятельств его проникновения и пребывания на охраняемой территории. Те же меры принимаются в отношении лиц, не сдавших карточку при выходе. По факту задержания составляется акт, аналогичный приведенному выше.
  Помимо сроков действия, пропуска могут различаться по уровню допуска, предоставленному их владельцам. Так, бывают пропуска общего, ограниченного и особого уровня допуска, предоставляющие их владельцам право доступа в соответствующие помещения и зоны охраняемого объекта, а также к проведению определенных работ, ознакомлению с документацией, информационными ресурсами, продукцией и т.п., в соответствии с исполняемыми обязанностями и в пределах своей компетентности.
  Все пропуска и разрешения выдаются по мере необходимости выполнения определенных задач, в соответствии с решениями руководства охраняемого объекта. Форма, вид и защитные свойства пропусков, а также содержащаяся в них дополнительная информация, зависят от степени важности предоставляемых ими прав.
  Утраченные (а также испорченные) пропуска объявляются недействительными. По факту их утраты назначается служебное расследование с привлечением лица, виновного в утрате, к ответственности решением руководства, в соответствии с законодательством и внутренними нормативными актами.

                Порядок перемещения материальных ценностей
                через границы и по территории объекта.

  Любые перемещения материальных ценностей по территории охраняемого объекта осуществляются в разрешительном порядке и под охраной. Основанием для выдачи соответствующего разрешения служит распоряжение руководства материально ответственному лицу на отпуск (прием) или перемену места хранения материальных ценностей.
  Вывоз (вынос) материальных ценностей за пределы охраняемого объекта осуществляется только через КПП материально ответственным лицом, взявшим материальные ценности под отчет, если предъявлены следующие документы:
  - доверенность на получение материальных ценностей на охраняемом объекте, выданная материально ответственному лицу;
  - пропуск на вывоз (вынос) материальных ценностей за пределы охраняемого объекта с указанием наименований предметов, количества мест, типа упаковки, Ф.И.О. материально ответственного лица, даты и времени отпуска со склада;
  - накладная установленной формы, подтверждающая выдачу материальных ценностей со склада охраняемого объекта по доверенности материально ответственному лицу.
  Если материальные ценности перевозятся в закрытом транспортном средстве в опечатанном виде, то в материальном пропуске должна быть проставлена отметка "груз досмотру не подлежит". В случае отсутствия такой отметки груз подлежит проверке на предмет соответствия сопроводительным документам.
  Контрольные талоны материальных пропусков сдаются лицам, выдавшим их, под расписку в книге регистрации материальных пропусков.
  В случае нарушения правил вывоза материальных ценностей нарушитель, груз и транспортное средство должны быть задержаны для выяснения обстоятельств и передачи в милицию.






                Порядок пропуска транспортных средств.

  Все транспортные средства, пересекающие КПП охраняемого объекта, можно условно разделить на две категории:
  - транспортные средства охраняемого объекта;
  - прочие транспортные средства.
  Транспортные средства охраняемого объекта подлежат регистрации в службе охранно-пропускного режима. Данная регистрация удостоверяется выдачей постоянного пропуска на транспортное средство. Данное транспортное средство вправе пересекать границы охраняемого объекта, если имеется:
  - пропуск на транспортное средство;
  - пропуск на имя водителя;
  - технический паспорт транспортного средства;
  - путевой лист, заполненный по установленной форме, с отметкой начальника гаража об исправном техническом состоянии транспортного средства.
  При пересечении КПП транспортное средство подлежит досмотру: кузов, салон, багажник, документация осматриваются дежурным по КПП.
  Въезд и выезд транспортных средств обычно осуществляется в рабочее время, а в нерабочее время разрешается по распоряжению руководства охраняемого объекта или оперативного дежурного, при этом регистрируется в специальном журнале.
  К категории прочих транспортных средств относятся: транспорт сотрудников, партнеров, клиентов, правоохранительных органов и служб экстренного вызова.
  Указанные транспортные средства вправе въезжать на территорию охраняемого объекта:
  - по списку, после осмотра;
  - по разовому пропуску, после осмотра;
  - в сопровождении сотрудника СБ;
  - при управлении сотрудником СБ.
  - по удостоверениям сотрудников правоохранительных органов и служб экстренного вызова (скорой помощи и т.п.).
  Все транспортные средства (кроме транспортных средств правоохранительных органов) подлежат досмотру. В случае нарушения правил въезда (выезда) водитель, транспортное средство и груз (если есть) задерживаются для выяснения обстоятельств и передачи в милицию.
  Транспортные средства правоохранительных органов въезжают на территорию охраняемого объекта без досмотра в любое время суток и передвигаются по территории в сопровождении ответственного представителя или сотрудника СБ. О факте прибытия представителей правоохранительных органов необходимо уведомить оперативного дежурного и руководство охраняемого объекта.

                Принципы проведения досмотра личных вещей и транспорта.
 
  Предупреждение о возможном досмотре.
  Соблюдение норм законности и этики.
  Проведение досмотра на территории охраняемого объекта в специально отведенных для этого местах.
  Проведение досмотра с согласия посетителя.
  Использование технических средств (сканеров, детекторов, газовых анализаторов), собак и др. с соблюдением соответствующих правил и норм безопасности.

                Порядок документирования фактов нарушений режима.

  Лица, совершившие нарушения правил режима на охраняемом объекте, а также транспортные средства, материальные ценности и грузы, следующие через границы охраняемого объекта с нарушением установленного порядка, подлежат задержанию службой охраны с последующей передачей нарушителей правоохранительным органам.
  По факту нарушения режима вызывается ответственный по охранно-пропускному режиму, в присутствии которого выясняются обстоятельства нарушения и причастные к нему лица. В отношении нарушителей составляется акт, в котором должны быть отражены время и место совершения нарушения, изложение его характера и описание предпринятых мер для устранения нарушения и задержания нарушителей, участники событий, очевидцы и сотрудники охраны, задержавшие нарушителей, дата и время составления акта.

                Обязанности дежурного по охранно-пропускному режиму.

  Четко знать и всегда помнить свои задачи, права и обязанности.
  Тщательно проверять пропуска у всех, проходящих (проезжающих) через КПП:
  - проверить соответствие пропуска имеющимся образцам,
  - сравнить фотографию на пропуске с внешностью предъявителя,
  - сравнить личные данные в пропуске и в удостоверении личности предъявителя,
  - проверить наличие и четкость печати и подписи должностного лица и их соответствие образцу, срок годности пропуска,
  - проверить отметку о посещении лица, к которому прибыл посетитель,
  - сравнить отметку о времени ухода со временем предъявления пропуска. 
  При пользовании автоматическими СКД следить за соблюдением правил пользования ими и пресекать попытки нарушения установленных идентификационных процедур;
  Проверять соответствие наименований и количества проносимых предметов с данными материальных пропусков и товарных накладных;
  Проверять соответствие транспортных пропусков с данными транспортного средства (марка, модель, цвет, государственный регистрационный номер), проверить наличие техпаспорта и пропусков на имя водителя и всех лиц, находящихся в транспортном средстве.
  Своевременно делать соответствующие отметки в журнале (книге) посетителей;
  Аккуратно сохранять пропуска и контрольные талоны и своевременно сдавать их ответственному за них должностному лицу.
  Знать правила пользования техническими средствами охраны, спецсредствами, оружием и т.д.
  Производить досмотр подозрительных лиц, их личных вещей, автомобилей и грузов.
  Следить за соблюдением общественного порядка и правил пожарной безопасности.
  Сообщать по установленной форме о лицах, допустивших нарушения режима или вызвавших подозрения.
  Постоянно поддерживать себя в готовности к действиям в экстремальной ситуации, проявлять бдительность, принимать меры предосторожности при исполнении своих обязанностей.
  Замечать и уметь правильно оценить изменения в обстановке.
  Знать признаки подготовки и способы совершения посягательств на охраняемую собственность.
  Знать и уметь применять способы защиты охраняемой собственности от посягательств, а также от повреждений в случае возникновения различных нештатных ситуаций.
  Уметь грамотно задержать правонарушителя (или подозрительное лицо), провести досмотр, сдать задержанного представителям правоохранительных органов, составить акт по факту происшествия.
  Знать правила охраны места происшествия.
  Максимально использовать свои возможности для повышения эффективности охранно-пропускного режима.

                Организация патрульно-постовой службы.

  Выбор мест расстановки постов и маршрутов патрулирования, определение количественного состава и потребностей в материально-техническом обеспечении зависит от особенностей расположения, строения, состояния и функционирования ОО, находящихся на его территории и подлежащих охране ценностей, денежных средств, материалов, информационных ресурсов и др., а также от имеющихся инженерно-технических возможностей и наличия уязвимых мест. Во многом тактика защиты от различных посягательств определяется вероятными способами совершения этих посягательств, характером и степенью опасности возникающих угроз, тяжестью возможных последствий.
  В-целом, количество и схема расположения постов должны обеспечивать:
  - контроль над обстановкой на ОО, прилегающей территории и (хотя бы частично) на соседнем посту;
  - возможность связи и взаимодействия различных постов и патрулей между собой и с оперативным дежурным;
  - возможность своевременного обнаружения опасности, подачи сигнала тревоги и совершения адекватных действий;
  - определенную степень защищенности находящихся на посту охранников.
  Расположение и оснащение постов должно обеспечивать полный контроль соблюдения охранно-пропускного режима и состояния общественного порядка, давать возможность своевременного и адекватного реагирования на изменения обстановки. В частности, посты могут быть выставлены:
  - вокруг ОО, для осуществления наблюдения за обстановкой на ближних и дальних подступах;
  - на КПП, для контроля соблюдения охранно-пропускного режима и общественного порядка;
  - у входов в складские и производственные помещения и территории (с наблюдением за окнами и уязвимыми участками), для предотвращения хищений и несанкционированных проникновений;
  - в местах доступа к системам коммуникаций и жизнеобеспечения ОО, для предотвращения несанкционированного доступа к ним;
  - в местах пребывания и на маршрутах следования особо важных лиц, в местах хранения и на пути перемещения ценных или опасных грузов, денежных средств, в местах хранения и обработки информации, с целью усиления их защиты от различных посягательств;
  - в местах возможного нарушения периметра, для предотвращения или пресечения преступлений против охраняемых интересов;
  - в других местах, согласно изменениям обстановки.
  При невозможности выставить нужное количество постов, с целью осуществления постоянного контроля над обстановкой внутри и вокруг особо важных мест и уязвимых участков организуется видеонаблюдение, с периодической проверкой состояния безопасности силами подвижного поста (патруля).
  В задачу патруля входит:
  - контроль обстановки на постах и территории ОО;
  - охрана общественного порядка;
  - усиление постов при необходимости;
  - проверка состояния инженерно-технических средств охраны;
  - своевременное выявление признаков подготовки преступлений против охраняемых интересов;
  - проверка уязвимых мест;
  - сопровождение по территории ОО особо важных лиц, перемещаемых ценностей и денежных средств, важных или опасных материалов и грузов;
  - предотвращение и пресечение преступных посягательств.
  Также рекомендуется с помощью патруля проводить смену охранников на постах. Считается грубым нарушением требований безопасности перемещение сменяющих и сменяемых охранников в-одиночку, бесконтрольное передвижение охранников по территории ОО, а также даже кратковременное оставление поста при смене охранников. В оптимальном варианте патруль сопровождает сменяющих и сменяемых охранников в процессе очередного обхода территории ОО. Охранники, свободные от несения постовой службы, должны находиться в караульном помещении в распоряжении и под контролем старшего смены (оперативного дежурного).   
  В составе патруля должно быть не менее двух человек. При большой протяженности маршрута патрулирования следует использовать транспорт или создать несколько патрульных групп, закрепив за каждой определенный участок и организовав систему связи и взаимодействия групп между собой, с постами, старшим смены и оперативным дежурным.
  Существует ряд способов совершения осмотра (обхода) охраняемой территории:
  - несколько охранников движутся шеренгой (цепью) в одном направлении, а потом - обратно;
  - охранники движутся навстречу друг другу, после чего снова расходятся;
  - охранники движутся по-спирали от центра ОО к периферии и обратно;   
  - последовательный осмотр отдельных участков по сложной траектории, в зависимости от планировки;
  - выборочный осмотр отдельных участков и элементов, в зависимости от их важности, уязвимости;
  - постоянная смена маршрутов и времени патрулирования, с целью затруднения определения порядка охранных действий, а также для предупреждения нападения на патрульную группу;
  - осмотр уязвимых и важных участков из скрытых точек наблюдения.
  Рекомендуется использовать специальные технические средства, регистрирующие время и место прохождения патруля для контроля добросовестного исполнения охранниками своих обязанностей. Отчасти с этой же целью следует регулярно изучать материалы видеонаблюдения.
  Правильно выбранная схема организации патрульно-постовой службы с оптимальной частотой и плотностью обходов территории, использование технических средств и собак, профессионализм охранников и их готовность к активным действиям в значительной степени обеспечивают должный уровень безопасности.