Не стогостью надо людей привлекать, а любовью

Татьяна Колосова
               Духовный наставник АНАНИЙ КИТОВ:
              "НЕ СТРОГОСТЬЮ ЛЮДЕЙ НАДО ПРИВЛЕКАТЬ, А ЛЮБОВЬЮ" 
 

Старофорштадская община г.Бобруйска на праздник Покрова Пресвятой Богородицы торжественно, с размахом отметила десятилетний юбилей восстановления храма. Юбилейные мероприятия проходили на течении трех дней.

Готовиться к празднику община начала заранее. Организаторы юбилея проделали долгую, кропотливую работу. Инициатором проведения торжеств стал настоятель храма о.Ананий Васильевич Китов, в этот же день, 14 октября отметивший свой личный юбилей. Когда разошлись по домам прихожане, а приезжие гости собирались к отъезду и на смену предпраздничному напряжению пришла приятная усталость от проделанной работы о.Ананий Васильевич охотно согласился ответить на вопросы.

- Ананий Васильевич, расскажите пожалуйста, о торжествах, которые ныне проходят в вашей общине.

- Спаси Господи за то, что вы приехали к нам в гости, что откликнулись на наш призыв, на нашу просьбу. И нам от этого большая польза. У нас продолжается празднование 10-летия Храма, который был построен взамен сгоревшего в 1957 году. Та моленная была деревянная. Сегодня это кирпичное здание. Благодаря приезду вашего хора и причетников Невской обители Санкт-Петербурга у нас на праздничное Богослужение собралось так много прихожан из всех общин города и окрестностей. У всех осталось много впечатлений, потому что такой службы давно не было. К нам также приехал представитель Российского Совета Древлепроваславной Поморской Церкви Алексей Безгодов, председатель ЦС ДПЦЛ РБ Петр Орлов, духовные наставники и председатели общин.

- Скажите, а история вашей общины далеко уходит своими корнями в прошлое?

- Старожилы уже и не помнят, когда это было. Но 150 лет назад моленная была точно. Люди помнят, что колокола в старой моленной были подарены Николаем II после объявления свобод для староверов. Колокола, к сожалению, расплавились при пожаре. Это была большая потеря для прихожан. Все собирались на кладбище в Троицкую субботу, когда услышали о пожаре. Ходили слухи, что пожар случился не сам по себе, заказное дело это было. В Белоруссии в советское время многие моленные попадали под уничтожение. Обвинили во всем пономаря. Молились потом в доме рядом с нынешним Храмом.

-Я слышала, праздник озвучивал колокольный перезвон.

- Да, три колокола. В 1991 году перед окончанием строительства Храма заказали колокола. А тут развал страны, подскочили цены. И наши прихожане прямо из-под рук перестройки выхватили колокола по старой цене. Спаси Господи Чистобаева Василия Яковлевича, который дал транспорт для перевозки колоколов.

- Ананий Васильевич, сколько же лет вы служите в этом Храме?

- 8 лет. Я приехал сюда в 1996 году на Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля. Был также на службе в день святых апостолов Петра и Павла. Потом приехал сюда с супругой своей – это был уже Спас Маковвей, заговены перед Успенским постом. Затем был период, когда я присматривался к людям, знакомился с общиной. 13 октября меня благословили Корсаков Савелий Иванович и Косолапов Григорий Иванович из Старой Руссы. На Покров освятили Храм, т.к. с 1993 года по 1996 год Храм был не освящен. Я служил под руководством наставника Лебедева Карпа Афанасьевича. 3 года назад его не стало. В начале я ничего не менял в общине. Позже стал вводить то, что когда-то было утеряно из-за возраста наставника. Еще не все восстановлено. Смог привлечь молодежь в Храм. В старообрядческом календаре за 2000-й год появился материал, который я смог собрать «вслепую» об истории нашей общины. В 2003 году там же помещен материал о моих молодых прихожанах.

- У вас работает воскресная школа?

- К сожалению нет. Вот вчера мы видели моего помощника Евгения. Он мой первый ученик. Иван Иванович Федоров из Борисова ныне служит в моленной в центре Бобруйска. Потом девчата проявили интерес. Занимаюсь с каждым индивидуально, ошибки должны быть искоренены сразу. Пению пока не учу. Ставлю перед ними книгу и говорю «смотрите и слушайте!». Даю все возможности попробовать себя. Иногда за это от старшего поколения получаю упреки.

- Говорят, что вы строгий наставник. На службу не опаздывать, в Храме не разговаривать, быть соответственно одетым. Это все вы переняли от предшественника?

- Как я уже говорил, многое было упущено.

- Как же прихожане отнеслись к таким «новшествам»?

- Меня упрекали, что я никого не слушаю. В один из праздников я обратился к прихожанам. Показал им две книги - Евангелие и Апостол. Зачитал поучения наших святых отцов. Больше нам не у кого учиться. Постепенно стал вводить, то, что написано в Евангелие. Привыкли. За мою строгость стали уважать, появилось доверие ко мне. Было так, что мне наговаривают про одного человека, а к нему идут с наговором обо мне. Я сказал, что если не оправдывают действительности, то и не обращайтесь ко мне. Старики говорили: не так оделся, не так поклонился. Да ведь сами-то не научили, не подсказали. Сказал всем, если есть проблема – обращайтесь ко мне, я со всеми провожу беседу. Наша община до 1975 года была федосеевского толка, не всем разрешалось молиться. Лишь после указанного года, при духовном наставнике Петре Внифантьевиче Маслове, начали молиться вместе. За молодежью в Храм потянулись их родители.
Вот и вся моя строгость…. Знаете, когда я учился в Риге, не помню сейчас кто это сказал, но не строгостью людей привлекать надо, а любовью. И люди стали узнавать истину Божию.

- Вы упомянули Ригу. Что вас связывает с этим городом?

- В 1990 году я переехал в Белоруссию – в город Борисов. И тогда решил пополнить свои христианские знания в Риге. Меня еще раньше, когда я жил в Литве, спрашивали, когда я пойду учиться на батюшку? У меня даже прозвище было «поп – старая голова». Мне интереснее было общаться с людьми пожилыми, нежели с молодежью. И вот на Успение Богородицы я поехал в Ригу, уже на самом развале Союза. Проучился 3 месяца. Неожиданно Алексей Каратаев предложил мне службу в Гребенщиковской общине. Феодор Павлович Бехчанов обучал меня теории, а Алексей Фаллилеевич Каратаев – практике. Григорьев Евгений Арсеньевич обучал песнопению, солевой грамоте. Решил он записать на магнитофон «Отдание праздника Введения». Попросил он наставников помочь, а те отказались. Кто-то предложил мою кандидатуру. Меня ведь до Риги никто не учил. Бабушка моя водила меня изредка в моленную, но постоянно я начал посещать службы только с 16 лет. Умел читать «Часовник» и «псалтырь». А вчера на службе наш 16-летний мальчишка свободно «Канон» читал. Записал Григорьев «Отдание», потом приходит и говорит: «А ты соображаешь!» И с тех пор я начал служить: вначале в малом Храме. Но однажды председатель общины вызывает меня и говорит, что я должен вести вечернюю службу. По окончании службы я увидел, что и Каратаев и Миролюбов находятся тут же в Храме. С тех пор я уже считался как на практике. Вот такие у меня отношения с Ригой.

- Расскажите о себе

- Я родился тридцать лет назад в Каунасе, в семье глубоко верующих староверцев. По дедушкиной линии мы связаны со знаменитым староверским родом Китовых, о котором как-то рассказывалось в статье об Екабпилсской старообрядческой общине. Здоровьем я оказался слаб, обнаружился врожденный порок. Когда надо было стать на военный учет, меня послали на медицинскую проверку. Врачи удивились, как я хожу с таким диагнозом. Бог помогает. Все восемь лет в школу меня дедушка сопровождал. У деда до войны в Литве была своя кузница, а потом пришлось вступить в колхоз со всем своим имуществом. Так дедушка проработал всю жизнь кузнецом. После восьмого класса меня попытались устроить в бухгалтерский техникум, но не получилось. И стал я вместо бабушки, без официального оформления развозить почту. Доставлял деньги адресатам. Жалоб не было. И после 18 лет меня оформили официально.
В 1985 году пришел на клирос в Каунасский старообрядческий Храм, там наставником был тогда Никитин. Помню, в первый раз и слабости не было, лишь холодный пот по спине. Духовный наставник спросил: сколько мне лет. Мне тогда было 16. «Лет через 12 будешь сам наставником». И вот я во главе Прихода.

- Ананий Васильевич, вчера мы заметили у вас интересную традицию – подавать нищим, больным. Мы часто говорим, что уходят от нас староверы, иные даже в секты. А все от нашего невнимания к людям, к друг другу.

- Впервые я такое увидел в Каунасе, там подавали деньги наставнику. И здесь эта традиция заведена до меня. Подают больным, нищим людям. Впервые приходящим на клирос подают. Иногда в Храм приезжают люди из далека или ко мне кто приедет. Их тоже не обходят вниманием.

- Засиделись мы с вами, Ананий Васильевич. (Наш разговор несколько раз прерывался телефонным звонком). Наверное, матушка вас заждалась?

- Матушки только в монастырях! У нас или супруга или хозяйка. Моя Елена Никитична соблюдает все христианские заповеди. Но жить ей придется по гражданским законам. Наша община не может финансировать наставника. Поэтому моя жена собирается пойти учиться на курсы, а потом устроиться на работу. Я не хочу нагружать свою жену проблемами нашей общины.

 

14.10.2004
г.Бобруйск (Белоруссия)