Мой кот

Галина Савинкина
        Мой кот не стал ждать, когда я его найду, куплю или подберу. Он появился сам у моей двери, на четвёртом этаже среди бела дня. Загадка его появления так и осталась неразгаданной. Важно и немного снисходительно он принял моё приглашение войти. И почему-то остался. И заполнил собой всё пространство.
        Нет, кот не претендовал на звание хозяина. Он считал, что хозяев должно быть двое – по количеству жильцов.
        Пятнадцать лет мы присматривались друг к другу! И я так и не понял, как он ко мне относится.
        Я лелеял надежду, что он меня любит.
        Кошачья душа – потёмки! Но кот не дурак был поесть, и именно на этом я сыграл... Однажды я решился проверить степень его привязанности ко мне. Почти месяц я давал ему еду, которую и себе не всегда мог позволить! Покупал красную рыбу и сыр. Баловал его печёнкой и (ужас!) икрой. Кот громко хрустел своими любимыми чипсами, соря по всей кухне и урча. На его умильную, перемазанную сметаной морду нельзя было смотреть без смеха. Я стал закадычным другом этого поганца, его нянькой и папкой. Расчёсывал, гладил, убаюкивал и играл с ним, таская в зубах конфетные фантики!
        Месяц!! Сам удивляюсь, как я это вытерпел.
        Мне казалось, что сердце кота завоёвано, и он жизнь за меня отдаст в случае чего! А он взял и продал меня за хвост обглоданной селёдки, что сунул ему в зубы пьяница-сосед, зашедший ко мне выпить за своё здоровье. Забыть не могу, как кот взвыл на меня, когда я хотел этот хвост у него отобрать! Бандит чуть не оторвал мне руку! А когда хвост благополучно уплёлся, котяра явился ко мне и попытался нагло разлечься на моих коленях. А от морды его нестерпимо воняло селедочным огрызком. Ну, и шёл бы к соседу! Если моя сметана ему не по душе, лопал бы соседские обглоданные хвосты!
        Я был не просто зол. Я был оскорблён в моих лучших чувствах. Спихнул кота на пол и  вообще его больше не замечал. Что не помешало ему улечься спать в моей кровати и ночью вдруг цапнуть меня за большой палец ноги! До крови! Вот это было пробуждение! Я заорал громче, чем слон в зоопарке! И часа два пытался выудить эту сволочь из-под ванны! Так он ещё шипел на меня! Подлец.
        До утра я так и не заснул, нянчил всю ночь распухший палец, а кот смотрел на меня из-за косяка. Была у него эта  привычка -  смотреть на меня из-за косяка.  Видна половина морды и один глаз, как светофор. Что это значило? Чёрт знает что это могло значить!
        Неуютно, знаете!
        Мой эксперимент не удался. Кот доступно показал мне, что настоящий друг не покупается. Мне же ещё пришлось отвечать. Мало того, что я потратился на шикарную еду, так моего неженку ещё пришлось лечить. Кто ж знал, что этот селёдочный гурман имеет такой деликатный живот...

        Ночью любимым местом кота была кухня. Это была его территория, он не любил, чтобы я шастал там. В это время мне положено было спать сном праведных. И не мешать!
        Программу он придумал сам и никогда её не нарушал. Вечером котик заблаговременно укладывался в кресло. Туземное население (то есть я) ещё бодрствует, стало быть, на кухне делать пока нечего. И поэтому, когда я ложился, кот валялся, раскинув лапы, и храпел. Причём действительно храпел, со свистом и подвываниями. Казалось, его пушкой не разбудишь до утра. Ну да! Щёлкал выключатель, проходило ровно три минуты, – он, точно, умел считать! – бесшумно открывалась дверь… из комнаты в коридор, затем из коридора в кухню… Этот лунатик прекрасно открывал двери! Поддевал их снизу лапой, благо, двери были без замков. Наивно полагать, что, вскочив и врубив свет, можно застать его в пути! Никогда, ни разу! Даже тени не мелькало. Кот растворялся в воздухе. Можно было «закрыть» кухню на носовой платок, но у кота там была поилка. Пить даже из своей поилки в коридоре кот отказывался. Он считал себя культурным и ел и пил только на кухне. Значит, пришлось бы слушать его ор среди ночи… не дешевле ли оставить всё как есть?
        Поэтому кот бесконтрольно лазил по кухне в целях стибрить. Нет, он не опускался до воровства, он считал это охотой на дичь. Если он ничего не находил, то сваливал что-нибудь. Он делал это нарочно, я знаю. Ну, не от голода же! На ночь он наедался больше, чем за весь день! Но я срывал ему охоту, издевался над его инстинктами и глумился над ним, как над личностью. Он, естественно, мстил. Мне не хотелось ночью подметать осколки и слушать грохот, и я оставлял на столе (для правдоподобности!) какой-нибудь кусочек. Это была унизительная капитуляция, но ведь я имею право поспать!
        По-моему, кот догадывался, что приготовленный кусок – мерзкая подделка. Он этот кусок не ел, а играл им. Причём прямо в спальне. Прыгал, скакал и шарахался о косяки. Попробуй тут заснуть, когда огромного кота в темноте на скорости заносит на поворотах!
        Я злился и обзывал кота бродягой и заразой. Наконец, устав слушать лязг когтей, я  вскакивал и бежал за половой тряпкой. Кот ужасно её боялся. Если изловчиться и накрыть его мокрой тряпкой с головой, кот впадал в ступор. Его настигал паралич. Можно было брать тяжёлую тушу за шкирку и бросать на диван. Кот немедленно засыпал. Конечно, он не мог выдержать такого позора. Его – половой тряпкой!
        Во сне он хныкал и обиженно вздыхал. Я понимал его: королевская мантия подошла бы ему больше, чем мокрая тряпка. Этот подлец был обаятелен и красив до безобразия. И в этом крылась ошибка Природы. Подлец обязан быть уродом! Он должен быть тощим, блохатым и оборванным. А когда этот тип – бархатный чёрный франт с белым галстуком и лапами, к тому же нахально желтоглазый и донельзя усатый, то это уже не имеет названия! Недопустимое безобразие, вот что это такое.
        Внешностью он, конечно, меня обскакал… Ну, это я так, к слову…
 
        Коты, как и кошки, тоже гуляют сами по себе. Или сами с собой. Иногда кот ходил по квартире, делая вид, что меня вовсе не существует. А может, совершенно искренне не замечая меня. Он бродил из угла в угол и думал… Хотелось бы мне знать, о чём? Походка отражала ход его мыслей. Он то неслышно касался лапами пола, то тяжело ступал на каждую ногу и стучал когтями. Останавливался, глядя в никуда… Если я звал его, не реагировал. Если я начинал докучать ему, уходил. Или запрыгивал на шкаф и ходил там кругами.
        Я пробовал сколотить коту компанию. Чтобы ему было с кем пообщаться. Приносил котов. Первого мой котик гонял всю ночь по квартире и догонял до того, что бедный гость сам запросился на улицу, кидаясь на дверь и дико вопя. Ко второму, маленькому котёнку,  мой кот не мог применять столь радикальные методы. Он просто оккупировал оба тазика. Караулил днём и ночью. Котёнок был очень хорошенький, как игрушка… но всё равно ходил в туалет. Где попало. Пришлось его отдать.
        Больше я никого не приносил. Зарёкся. Я, правда, очень любил птиц… Но именно потому, что я их любил, я их и не заводил. О хомячках и крысах смешно даже говорить. 
        Белую лилию мне подарила моя тётя. Красоты она была необычайной. Не тётя, а цветок красоты необычайной. Поначалу кот изредка пробовал на зуб листья, но, в общем, они – кот и цветок – соседствовали довольно мирно. И вдруг в один прекрасный день кот справедливо заподозрил меня в излишней любви к лилии. Ну и… Ночью она была казнена.
        Два дня я с ним не разговаривал! Кот сделал выводы… и объявил мне бойкот. Он победил. Мне пришлось подлизываться и унижаться, потому что этот убивец не ел. А мне одному жевать было стыдно. Кусок в горло не лез!

        Были, были, конечно, у моего кота и симпатичные черты. Что это я так разошёлся… Я за справедливость! Не мог кот столько лет разменивать себя только на пакости.
        Он, например, любил забираться ко мне на колени, когда я ел. Это ужасно умиляло моих гостей. Мне, правда, было неудобно так есть, так как  кот  время от времени ударял лапой по ложке, когда я подносил её  ко рту. Но…если это всех  восторгало… Ещё коту очень нравилось сидеть под зонтом. Раскрытый зонт сох, упираясь ручкой в пол, а котик под ним сидел, лежал, спал, играл – в общем, проводил время. И не терпел, когда зонт убирали. Правда, с зонтом, тем более раскрытым, в комнате становилось  тесно, но… это была милая картинка. Согревала сердце.  Стоило потерпеть.
        Если я болел, кот жалел меня. Укладывался спать прямо у меня на голове и дышал мне в нос. Естественно, я должен был очень это ценить.
        Считается, что коты и собаки не любят друг друга. Я не знаю, как мой кот относился к собакам, он мне этого не говорил. Да и видел он их только из окна. Тем более странно, откуда у кота могла появиться одна собачья привычка. Или замашка. У него была игрушка: тугой бумажный шарик, обмотанный нитками. Когда ему приспичивало поиграть, он совал мне этот шарик в руки. Я шарик кидал, а кот приносил обратно, причём обязательно в мои подставленные ладони. Если мне надоедало, а ему нет, он ходил за мной со своим бумажным мячиком во рту и тыкал в меня этим мячиком. Отвертеться  было никак нельзя - бесполезно. Если кто-то скажет, что «нечего возиться с кошкой – хлопнуть или вышвырнуть за дверь», я буду считать этого человека не очень умным. Я против битья котов, да и вообще такое отношение обязательно имело бы последствия… И я покорно подыгрывал ему, а если весь этот баскетбол затягивался, запирался в ванной или уходил на улицу. Здесь мой котяра был бессилен, лестницу он ненавидел до паники, носа туда не высовывал, а попытка выволочить его за дверь вызывала дикий вой…

        С недавнего времени обкусанный бумажный шарик покоится в ящике моего стола. Над столом, кроме прочих фотографий, прибавилась ещё одна. Умопомрачительный красавец смотрит на меня странно: будто издалека. Зрачки огромные, и глаза вместо жёлтых кажутся чёрными. Чёрные глаза на чёрном «лице». Мне нельзя долго смотреть на эту фотографию. Нельзя. Она почему-то начинает расплываться перед глазами…
        Я знаю, он очень хочет спросить: ну, как ты там? Без меня?
        Я старею… Я становлюсь сентиментальным…


 * фото автора