Книга первая. Глава III. Военизированное утро

Публий Валерий
                III

  У Фабии из числа её слуг недавно появилась новая фаворитка. Естественно, не в смысле наличия с ней интимной связи, а отличаемая и балуемая любимица. Уриана, которую для краткости госпожа называет Аной. Прежняя, ставшая лезть не в свои дела, была отправлена на полевые работы, где как раз теперь не хватало рабской силы. Стоит отметить, что Секстия любезно предоставила с десяток своих слуг для помощи в посевных и других весенних работах в Амагальтусе. Ана – верника, выросшая в рабской семье здесь, в галльском поместье. Пару лет назад Присцилла обратила внимание на красоту девочки и увезла её в Город в качестве домашней служанки, следящей за одеждой и помогающей госпоже при одевании. К тому же приказала старому педагогу Лахету обучить её чтению и письму. Теперь, продолжая исполнять обязанности вестиплики и порою писца, юная красивая невольница постоянно при госпоже и часто отдаёт необходимые распоряжения другим слугам.

  Фабия не заметила, как к тринадцати-четырнадцати годам вестиплика повзрослела, формы налились и округлились, пусть до изящнейшей стройности Веры ей и далеко. Кстати, подруга за ужином и обратила внимание хозяйки, как выгодно эти округлости служанки смотрятся рядом с несколько худощавой владелицей. «Слава Богам! – подумала тогда она. – Ана находится близко ко мне только дома. Запрещу ей прислуживать при гостях, пусть сидит в своей спальне. А то красивым лицом она и раньше успевала привлечь внимание моих любовников, едва мелькнув со столой, теперь же и телом, пусть невольно – она же ещё девственница – будет притягивать взгляды мужчин. Которые должны думать только о прекрасной Фабии. По крайней мере , у меня в доме».

  Уриана разбудила свою госпожу рано утром. Та сначала не поняла. Может, спросонья, а, может, зря они распечатали за ужином последнюю амфору чудесного напитка, дара лоз, что обильно растут в Амагальтусе. Пришлось вестиплике напомнить, в чём дело. Оказывается, вечером Присцилла велела будить себя, «едва начнёт светлеть на востоке небесный свод…»

   – О Геркулес, да! – вспоминает вслух молодая домина. – Я же хотела отомстить Шрамику за вчерашний мой испуг на пляже.

  Помолившись в ларарии, она с коварным планом возмездия приближается к отведённому подруге кубикулу, перейдя на крадущийся, на цыпочках, шаг. Раздвинув занавеси, входит в комнату. Как это часто бывает, любуется красотой Веры – покрывало лишь на левой ноге, прелестница мирно спит на спине. И тут вошедшая кричит, как умалишённая: «А-а-а-а-а! А-а-а-а-а-а!» Секстия вскакивает, ничего не поймёт, стоит, уставившись на уже смолкшую похитительницу сна.

  Прибежали бывшие поблизости слуги – портьер не видно из-за их голов. Таращат глаза. У мужиков в руках – в качестве оружия, надо думать – что попалось под руку. У одного бронзовая ваза, у другого факел, у третьего чья-то старая сандалия, четвёртый с каким-то колесом как со щитом… А ведь Фабия в одной тунике из почти прозрачного виссона, а её подруга, хоть и с одеялом в руках, но – спросонья или от испуга, а, быть может, и нарочно – не закрылась. Хозяйка командует:

  – Что, веларии и легионеры? Марш отсюда. Хватит глазеть, будто не видели никогда.

  Вера бросает покрывало и потягивается.

  – А я так сладко спала… Муция, хорошо, мы квиты – ты напугала меня изрядно. Перестань улыбаться и не говори, что у меня было очень забавное лицо.

  – Нет, сестрёнка, не забавное. А о-о-очень даже смешное!.. И весьма красивое. Поверь мне, даже после пробуждения ты достойна…

  – Возбуждения!

  – О Геркулес! Ты снова со своими рифмами! Вот как закричу опять!

  – Ой, боюсь-боюсь.

  – Правильно, бойся. Я тебя сейчас защекочу!

  – Ты полагаешь, я буду долго в долгу оставаться? Сама же первая запросишь пощады! Давай, иди сюда, я готова защищаться – не посмотрю, что ты Муция Сцевола!

  Фабия уже бросается к ней, собираясь не только щекотать, но и кусать, дабы поубавить смелость Шрамика, завизжавшей и упавшей на кровать, но в этот миг, на ходу спросив разрешения, в спальню, запыхавшись, вбежала Ана:

  – Госпожа! Госпожа!.. Там воин у ворот… грозный такой!.. Хатанида копьём ткнул!.. Малинку до смерти напугал!.. Ох, она до сих пор там лежит…Ужас, что делается!.. Ну что за напасть!.. О Добрая Веста, защити!..

  – Ана, хватит причитать! Чтобы сейчас же была готова квадрига! Мигом, я сказала! Вера, одевайся, поедем смотреть, что стряслось.

  Фабия берёт свой кинжал, надевает пояс с тоже драгоценными ножнами и встречает в коридоре свою подругу в том же вооружении. У колесницы толпятся рабы. Одни начинают впрягать лошадей, другие с мотыгами, вилами, ещё какими-то палками беспорядочно крутятся около, все беспокойно галдят.

  – Тихо! – прикривает прокуратор. – Слушайте госпожу!

  – Десять человек немедленно к воротам, бегом. Галик, собери быстро ещё две декурии и туда же. Пока эти копуши закончат, наконец, с квадригой. Марс Златошлемный, помоги нам!

  – Правильно, Муция! И мои слуги пригодятся. Эй, вы слышали?..

  И вот подруги едут в колеснице. Правит Вера. Фабия тревожится. Мятежный Виндекс разгромлен, но, возможно, кто-то из бежавших дезертиров – или просто негодяев-смутьянов, любителей ловить рыбку в мутной воде – разбойничавших, как она слышала, на севере Лигурии, добрался и сюда.

  Впереди показались ворота. Точнее, новая, законченная прошлой осенью, арка. Не дойдя до неё с полстадия, стоит посланный «авангард». Уже вместе с ним квадрига приближается к арке. Сквозь проём видно, что сразу за ней стоит солдат, по виду центурион, в полном вооружении и кавалерийском плаще. Облаков почти нет, поднимается солнце – Феб во всей своей красе – отчего ярко сверкают начищенные доспехи и шлем с опущенным забралом. В его отряде с полдюжины всадников в дорожной одежде и колесница, в которой возница отвернулся, глядя на дорогу за собой. Один из конных кричит басом:

  – Жители Амагальтуса, приветствуйте светлейшего Александра, пришедшего к вам с требованием вина, провианта и гостеприимства!

  Тут Секстия шагом направляет квадригу вперёд, а Фабия, собрав всё своё мужество, левой рукой вцепившись в борт, правой в рукоять кинжала на поясе, старается без дрожи в голосе отвечать:

  – Ваше полное имя, из какого вы легиона, кто командир?

  А Вера, обернувшись, приказывает слугам:

  – Стройся в линию!

  Центурион поднимает свой щит и направляет остриё копья в грудь одной из надвигающихся лошадей, топает левой ногой. Последнее служит знаком верховым, они по трое обходят арку с обеих сторон, подъезжая к Терминам.

  Но вот воин опускает щит, ставит копьё, поднимает забрало и говорит:
  – Всем отбой!

           Фабию Присциллу и Секстию Веру
           Приветствуют доблестные Парис и Елена!

  Возница оборачивается:

  – Мир вам, подруги!

  Это Геллия, она уже слезает с колесницы. Девушки спрыгивают со своей и бегут к «центуриону», снявшей шлем.

  – Ребилия!

  – Парис!

  Все четверо обнимаются, целуются, смеются. Фабия счастлива!

  Геллия, сдерживая смех, замечает:

  – О Талия! Сестрёнки, ну и устроили мы тут комедию! А мы-то с Парис собирались напугать вас штурмом! Но хозяйка и вправду дочь славных Фабиев – подтянула войска, чуть не целую центурию, строит их для битвы, сама впереди, на боевой колеснице!

  Вера играючи бьёт её в плечико:

  – Про меня забыла, что ли? Мы вместе держим оборону нашей крепости! Захватчицы, вы просчитались: ныне гарнизон Амагальтуса усилен отрядом Секстии Веры! К тому же я только что поднабралась военного искусства у бравого полководца Гальбы, моего дяди!

  – Стойте-ка! А я что, по-вашему, не похожа на воина?!

  – Парис! Ну что ты, сестрёнка! Извини! Просто и так все мы знаем, что ты самая мужественная, самая воинственная! О Геркулес! Недаром Квинт прозвал тебя Пентесилеей. Не скрою, я испугалась, увидев тебя сейчас.… Скажи, Шрамик, как это ты направила квадригу вперёд, буквально в самую гущу боя, а?

  – Признаюсь, не успела ничего сообразить, как-то само получилось…

  Почти все слуги уже ушли на виллу, в том числе уехали и конные, сопровождающие Ребилию и Геллию. А четыре подруги всё ещё стояли, веселясь. Вдруг в кустах неподалёку кто-то зашевелился, и женский голос произнёс:

  – О Милостивые Боги! Где я?.. Что я?.. О Всевышние! На нас же напали!

  Оттуда выходит Хатанид, осторожно пригибаясь и озираясь:

  – Малинка очнулась. А как увидела, что солдат стал меня убивать, так и упала сразу. Сынок её пустился со всех ног бежать, а я еле отбился от того, нападавшего, и в засаду. Спрятался, потом и Малинку перетащил туда…Госпожа, сначала я не боялся. С самого утра мы втроём работали здесь, на поле; гляжу, пыль, скачут. Я в арку, хочу остановить, мало ли что. А этот копьём давай меня убивать! Вот.

  – Вот негодный врун, клянусь Марсом! – восклицает Ребилия. – Да я чуть древком его толкнула, он и упал. Мигом вскочил, да и притрусил в кусты. Полюбуйтесь – бесстрашный Ахиллес!

  – Так и было, – подтверждает Геллия. – А мы, проголодавшись в дороге, решили слегка позавтракать возле арки. Поели, посидели, собрались было уже ехать к дому, но тут показалась первая ваша «манипула»…

  – Ладно, без знамени ещё! – вставляет Парис.

  – Да, а сразу за ней и командование гарнизона!.. Хозяйка, проводи нас в дом, - взяв за руки Фабию, просит Клементина, - мы ведь совсем ненадолго  в гости.

  На двух квадригах четыре подруги, или, как они ещё себя называют, квартуорфеминат, поехали на виллу.
-----------------------
[На иллюстрации, разумеется, Ребилия Фелиция (Парис). Картинка найдена в Сети относительно недавно (конец августа 2012), и скорее подходит к моменту, к действию, нежели к описанию внешности.]


Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2011/11/13/382


-----------------------
1) вино – главным образом пили разбавленное, чистое употреблялось значительно реже. Далее, если нет особого упоминания, речь идёт именно о разбавленном вине. Воду часто добавляли подсоленную, кроме неё мёд, ароматические добавки.
2) верника – рабыня, верн – раб, рождённый в рабской семье того же хозяина, а не где-то извне приобретённый.
3) вестиплика – служанка (т.е. рабыня), наблюдавшая за одеждой, помогавшая при одевании-раздевании.
4) стола – длинное просторное платье, отличительная одежда р. матроны; напоминает длинную юбку, только её «пояс» надевается выше груди. Матрона – взрослая р. гражданка, слово с оттенком уважения, от лат. mater – мать.
5) ларарий – домашнее святилище, в к-ром находились образы Божеств, предков (к-рым также поклонялись), жертвенник, лампады, где совершалось большинство домашних религиозных ритуалов.
6) занавеси, портьеры – внутри дома дверные проёмы часто вместо дверей (или перед дверьми) занавешивались.
7) виссон – тонкое хлопковое полотно обычно белого, иногда пурпурного цвета, ценилось практически на вес золота. Из виссона шилась большая часть косских одежд (лат. coa vestis).
8) веларий – раб, раздвигавший занавеси.
9) Веста (гр. Гестия) – Богиня – покровительница р. государства и домашнего очага.
10) квадрига – колесница, запряжённая четвёркой лошадей (см., например, сторублёвую (образца 1997 года) купюру с квадригой Аполлона).
11) прокуратор – здесь: управляющий крупным имением, иногда раб, иногда свободный. Управляющий поместьем вообще называется вилик.
12) декурия – здесь: десяток рабов; декурион – раб-надсмотрщик, начальник над декурией.
13) Марс или Градив, (гр. Арес, Эниалий) – Бог войны, хранитель Рима (ещё и защитник посевов). Эпитет: Златошлемный.
14) Виндекс – Гай Юлий Виндекс – наместник Лугдунской Галлии, в марте 68 г. восставший против императора Нерона, был разбит рейнскими легионами, сохранявшими верность последнему.
15) стадий – мера длины, расстояния, 184,98 м; см. таблицу 6: Линейные меры.
16) центурион – командир центурии или манипулы. Центурия – войсковое подразделение численностью при полном комплекте сто тяжеловооружённых воинов (легионеров пехоты). Манипула – включала в себя две центурии, т.е. манипула, порою выступавшая как самостоятельная боевая единица, насчитывала двести тяжеловооружённых пехотинцев.
17) Термин или Терм – Божество-охранитель границ и межей, изображался в виде столба с человеческой головой; такие изображения устанавливались вдоль границ.
18) Талия – одна из Муз, покровительница комедии (и азартных игр). Всего муз, покровительниц искусств и наук, дочерей Юпитера и Мнемосины, девять. Эвтерпа, Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эрато. Терпсихора покровительствует танцам, Урания – астрономии. О других далее.
19) Пентесилея – царица амазонок, отважно сражавшаяся с самим Ахиллесом.
20) Ахиллес, или Ахилл, Пелид – сын царя Пелея и морской Богини Фетиды, великий, непобедимый гр. (ахейский) герой, неукротимый и бесстрашный. Главный герой «Илиады» Гомера, поэмы об осаде могущественного города Трои (троянская война) коалицией ахейских (греческих, данайских) войск.
21) квартуорфеминат – лат. (буквально) «(союз) четырёх женщин», по аналогии со словами дуумвират (союз двух мужей), триумвират (союз трёх мужей), децемвират (союз десяти мужей).