566 километр. Баку. Странности с водой

Виктор Ковтуненко
 Основной проблемой почти всех точек системы ТРРЛ "Север" была... вода. Точнее ее получение. Не морозы, не ветра, к этому приноравливались. Получение же воды было ежедневной проблемой. Летом немного проще. Водовозка, ГАЗ-66 или ЗИЛ 130 ехала к ближайшему ручью или речке, бойцы набирали воду ведрами, такая вот нехитрая технология.
Зимой, а зима начиналась у нас в сентябре, в Заполярье - в августе, оставался только одни источник воды - снег. Особенно тяжелым было время, когда морозы ударили, а снега почти нет. Но даже, когда снега было валом, получение воды было каторжным трудом. Дневальный шел к ближайшему большому сугробу слежавшегося снега, пилил его на бруски, затем рота, вместо зарядки и вечерней прогулки, заносила эти брусочки. Это с виду снег легкий. Реально вес брусков был порядка 10 килограммов. Добавьте холод и ветер. Между зданиями скорость ветра резко возрастала. Иногда, во время сильных порывов ветра ноги скребут по снегу, а ты не только вперед не движешься, но и медленно съезжаешь назад, потом попытка повоторяется.
 Был случай, когда долго не было пурги, вблизи роты снег закончился. Пришлось носить из под сопки. На улице -30 с "небольшим" ветерком. Пока проходишь 200 метров дистанции - щеки белеют. А носили мы снег в полушубках, воротники подняты, видны только глаза. Скидываешь груз, растираешь щеки, отогреваешься и в новый рейс.
 Для банного дня приходилось напрягаться особо. Бруски снега относили в льдотаялку в дизельной. Льдотаялка представляла собой огромный бак с установленной там батареей отопления. Снег таял, всплывающий мусор вылавливался сачком, затем вода пропускалась через песочные фильтры и в конце через установку обеззараживания. Установка обеззараживания - труба с помещенной внутри кварцевой ультрафиолетовой лампой, убивающей бактерии и устраняющей запах.
 Учитывая, каких трудов стоило получить воду, за ее расходованием был установлен жесточайший контроль. Молодое пополнение, транжирившее воду, немедленно получало от "дедушек" на любых точках. Даже уставных. Уже вернувшись домой я воду включал тоненькой струйкой. Привычка.

  В середине зимы с водой произошло что-то странное. У нее появился странный привкус, суп отдавал орехами, чай был пугающе черным, компот вообще стал мерзким. Долго искали причину, самым странным было то что в льдотаялке вода была нормальной, а дальше с ней происходили фатальные изменения. Ларчик открылся просто. Прокорродировала батарея в льдотаялке и вода из системы отопления с добавками щелока попадала в воду. Причем эта вода опускалась вниз. Именно поэтому вода в льдотаялке при пробах была нормальной.

  Но был и положительный момент в этой истории. Замполит Галунин настоял, что бы вода для приготовления пищи теперь получалась только из льда, который кололи на ручье под сопкой. Раньше такой привилегией пользовались только офицеры и члены их семей.

Вспоминает Юрий Зиновьев, служивший на "Амуре"(Тикси):
Я помню на"Амуре" как-то снег чистил, свежий, вот только поднадуло. Я в сугроб зарылся, а снег внутри, в глубине аж голубой, почти светится от чистоты !!!
Я же приехав домой, тосковал по тем снегам - дома банька была, а снега мало, с корочкой-настом, грязный и на улице от силы -5 - Ну куда из пара выйти ?!?!?!

На снимке: занос снега на "Баку в 2001 году. Слева-котельная, дальше - дизельная куда и носили снег. Нам снег приходилось носить от казармы. Во время сильного ветра именно в районе котельной  идти было тяжелей всего.