Рыбацкие истории на Ивана Купала

Юрий Жёлтышев
РЫБАЦКИЕ ИСТОРИИ НА ИВАНА КУПАЛА

Юрий Жёлтышев

          Ой, рано на Йвана, ой, рано на Йвана,
          Где Купала ночевала? Ой, рано на Йвана…

       Чарівною річкою, в чарівну годину
       Припливла  до мене чарівна дівчина...

  ...Было это накануне Ивана Купала. Сидели мы, как водится среди рыбачков, у костерка, на берегу речки, на огне булькал-закипал котелок с водой для чая. Уху-то мы уже поели, и по чарочке перехильнули, не без того,  так что настроение было самое что ни на есть подходящее. Помнится, странная была ночь, загадочная, таинственная. Когда высаживались на берег, а берег был крутой, я обратил  внимание, что в траве-мураве на откосе и в лесу что-то посверкивает, горит голубым огнем. Будто какой-то приманчивый голубой камушек-самоцветик светится в траве. Подошел разглядеть – чудо какое! – да это же светлячок. А там, глядишь, еще один, еще… Бывает ли такое? И почему раньше никогда не видал? Завороженный этот свет притягивал, примагничивал. Я и забыл, что бывают у нас живые фонарики - светлячки. Когда  подойдешь его рассмотреть, наклонишься над ним, он разом погасает, затаивается. Разве только при свете фонаря удается светляка отыскать в траве, и вот оказывается,  что это не жук – червячок! Вспомнилось, что у нас кое-где называют его  ивановым червем, потому что появляются светляки в конце июня, перед купальскими праздниками.
   В ночь на Ивана Купала, если  верить поверьям, какие только не совершаются чудеса! Ведь в эту ночь силы нездешние резвятся в лесу, бродят-колобродят лесные духи-оборотни, даже папоротник зацветает жар-цветом. Каких только историй не рассказывают у рыбацкого костерка, пока тлеют его угольки! Нашего брата-рыболова ничем не удивишь, а случается-то всякое. То голоса какие-то слышны между деревьев, будто кто-то хороводы водит, а ближе подойдешь – никого, то горят в глубине леса какие-то обманные костры. А  бывает, мерещится что-то нашему брату, то голова косматая выглянет из-за пня, то плеснет в омуте вроде как русалочий хвост.
   Заговорили о всяких диковинных случаях, странных происшествиях, которые нет-нет да и случаются на рыбалке. Не все, видать, можно объяснить научно даже в нашем рациональном мире, где рядом со звездами  кружатся в небе спутники, а на глади заводей распускается, как прежде, русалочий цветок – одолень-трава.
   Что ни говори, есть место иррациональному в  рыбной ловле. Силы природы велики и до конца не поняты, не все  можно объяснить разумом. Случается иной раз такое, что и расскажешь – не поверят. Вот такими загадочными рыбацкими историями мы и стали делиться, обстановка располагала.

   - Поверите или нет, - сказал один из рыболовов, назовем его Первый рассказчик, - но я  до сих пор про это никому не рассказывал. Боялся, что засмеют, но сегодня видно время пришло. Только не перебивайте, не задавайте глупых вопросов. Все это – чистая правда, врать я не умею, да и не люблю.
     Мы, само собой, заверили, что высмеивать никого не будем, а слушать – послушаем.
-  В прежние времена, - продолжал Первый рассказчик, - я много странствовал по рекам  без определенного маршрута, просто так,  из любви к странствиям. Берешь с собой рюкзачишко, удочку-спиннинг, горбушку хлеба, ну там сала шмат и флягу с водой,– и вперед, Находишь на карте интересное местечко, а то и просто наобум ткнешь пальцем в карту, рюкзак за плечи –  и в путь! Автобус или электричка добросит до какого-нибудь затерянного уголка, а дальше своим ходом - «Люби и знай родной свой край!». Был молодым, отчаянным, ничего не боялся: если гроза – переждешь в каком-нибудь дупле, если ночь застанет – переночуешь, завернувшись в плащ-палатку. Так вот, однажды оказался я на одной далекой  речке, названия уже и не вспомню, столько лет прошло, да и добирался до нее долго, а там не у кого было спросить. Места скажу я вам, самые что ни на есть первобытные, нехоженые-нетоптаные, каких мало за свою жизнь видел. Целый день идти можно было берегом – ни одной живой души не встретишь.
 Зато навидишься-перевидишься всякого-разного, одно слово - первозданная природа, не знаю, остались ли еще сегодня такие места. По-над самым берегом вековые дубравы, а среди тех дубрав кое-где озера, ну озера – не озера, а такие себе небольшие зеркала  черной воды в оправе  белых кувшинок. Заглянешь в такое озеро – а там глубина, интересно узнать водится ли в том озере рыба и какая? Вот и мне хотелось бы это знать. Потому по дороге, стоило мне  заприметить такое озеро, я к нему сворачивал,  пробовал забросить туда свою блесну, тогда я только на блесны и ловил.

   Так вот, слушайте, что приключилось. Углядел я между деревьев, как я уже сказал, то были вековые дубы, одно заманчивое озерцо. Стал к нему пробираться, что было нелегко, потому что лесистый берег с моей стороны был весь в цветах в человеческий рост. Знаете, такие цветы с белыми зонтиками, что растут по топким местам. Сквозь них надо дорогу пробивать ножом-мачете, как где-нибудь в дебрях Амазонки. Вот я дорогу сквозь эту цветочную стену прорубил, раздвигаю последние цветы – и вижу…Вот тут пожалуйста, без всяких шуточек, а то я вас знаю…Открывается мне зеркало абсолютно черной воды, а у другого берега лежат на этом зеркале белые кувшинки. Склонились над водой по другому берегу старые дуплистые вербы, а на самом урезе воды – старый  челн-долбленка. А в том челне – хотите верьте, хотите нет! – лежит девушка, просто настоящая русалка с распущенными темными волосами. Лежит, загорает. Знаю я, как рыболовы относятся к подобным историям, - ну, раз русалка, значит, все ясно – заливает! Или пальцем у виска покрутят. Вот и я тогда подумал, чудится мне что ли, может наверно перегрелся. Представьте, целый день почти шел по самым что ни на есть безлюдным местам,  какие тут могут быть купальщицы? Сюда и туристы-одиночки вроде меня забредают раз в году. А тут вроде как  городская девушка, возможно ли такое? Тогда еще автомобилисты до таких мест не добирались, туда и сейчас вряд ли доберешься на автомобиле. Стал я протирать глаза, а загорающая моя русалка вроде как тоже очнулась, увидела меня, нисколько не испугалась, а мне даже показалось, улыбнулась и вроде как сделала мне знак – мол, плыви сюда. Я ей еще рукой махнул в ответ, что  мол, сейчас я к вам подойду, не бойтесь. Хватило у меня ума не перебираться через это озеро вплавь. Как видите, остатки здравого смысла у меня все же были.

   Стал я обходить озеро по периметру, вначале попробовал обойти слева. Как вы уже поняли, пробираться среди цветов ростом с меня не так уж просто. Обходить – обхожу, да только вижу, что мне тут не пробраться. Разлилось тут самое настоящее болото, какой-то топкий кочкарник, сперва прыгаешь с кочки на кочку, а потом уже одна  трясина, ржавая вода. Тут я понял, что лучше обойти это озеро справа, со стороны реки. Пришлось вернуться, только и здесь тоже  пробираться было нелегко.  Видимо, была тут весной протока, которой озеро соединяется с речкой, а сейчас протока, конечно, высохла, но грязи по колено. Пришлось мне искать дорогу, пока не  перебрался по дереву, упавшему через протоку. Дальше – опушка леса, заливной луг, а вот и знакомые дуплистые вербы. Подхожу к вербам – сердце трепыхается: где же моя русалка? И что бы вы думали? Русалки моей и в помине нет, будто и не было! Вот и челн долбленый на месте – и ни одного следа вокруг, вот что удивительно! Только увидел: лежит на борту челна  белая кувшинка на длинном стебле, еще свежая. Я эту кувшинку машинально взял в руки, и стал искать следы пребывания моей наяды. Никаких следов, хоть бы трава где-то была примята! Не может же человек вот так пропасть бесследно, как сквозь землю провалиться, не в самом же деле канула в воду…Посмотрел я в глубину озера – а там вода черным-черна… Вот так как хотите, так и понимайте эту историю.
  Слушатели переглянулись – и это все? Чем же закончилось? Договаривай уже до конца!
  - Да что еще рассказывать? Стало мне не по себе. Бросил я ту кувшинку в воду…Полдня потом выбирался из этой местности, еле дорогу нашел, ни одной живой души по дороге не встретил.
  - А рыбу-то поймал тогда? – спросил кто-то.
  - Да нет, ничего не поймал, мне как-то и ловить перехотелось. Да и не в рыбе  дело. Дело в этом наваждении или колдовстве, не знаю как назвать,  вот в чем вся петрушка…

- А вот вам еще похожая история, тоже связанная с колдовством, – сказал Второй рассказчик. – Только тут дело обошлось без русалки, зато была колдунья. Будете слушать? Только сразу предупреждаю, что я не мастер рассказывать, всяких художественных деталей от меня не дождетесь. Тут дело в самом событии. Я вобщем-то странствовать тоже всегда любил, только не со спиннингом, а с удочкой – я поплавочник. Попал я как-то в Полесье. Кто знает, это край лесов, болот, озер, край непуганой дичи, неловленой рыбы. Рассказали мне однажды про одно  лесное озеро…Опять озеро, видите, кое-что и совпадает. В озере этом, о котором мало кто знал, водились золотые караси, по слухам  здоровенные. Но поймать их будто бы не всем удавалось. Под страшной тайной – я поклялся никому место не выдавать! – мне рассказали, как добраться до озера. Сами понимаете, озеро лесное, весьма отдаленное, приходилось топать до него по лесам-долам, пока  добредешь – уже вечер. Где же ночевать? Так меня надоумили друзья—приятели,  Говорят, есть там невдалеке от того озера на опушке леса то ли хутор заброшенный, то ли кем-то давным-давно срубленная охотничья сторожка. Ты ее, говорят, отыщи, вот и переночуешь. Все-таки не под открытым небом ночевать. Дверь в той сторожке не запирается, как принято в Полесье, заходи, пользуйся, только после себя мусор не оставляй. Там же будто бы и колодец-криница есть с вкусной родниковой водой.

    Ну, хорошо, добрался я без приключений до того тайного озера, удочки размотал, место прикормил. Сижу, гляжу на поплавки…ни одной поклевки! Поплавки как завороженные, не шевелятся, бывает же такое! А рыба в озере есть, всплески раздаются там и тут, в глубине бронзовым блеском блестит чешуя тех самых карасей, о которых рассказывали. Есть рыба в озере, да не берет! Что будешь делать? Исхитряться надо как-то ту рыбу изловить. Ну, что поделать, думаю, надежда на утренний клев - утро вечера мудренее.  Смотал я свои удочки и отправился искать ту самую избушку. Действительно, набрел на избушку  уже в сумерках. Ограда из жердей, поленница дров. И что же я вижу?  Кто-то там уже хозяйничает, во дворе горит костер, подхожу ближе и вижу:  над костром подвешен чан и старушка горбоносая что-то в нем варит, помешивает. Я человек не робкого десятка, чего мне бояться, я даже обрадовался, что встретил живую душу. Вежливо поздоровался с бабулей, мол, разрешите к вашему огоньку и все такое. Оказалась старушка не очень разговорчивой. Ну да мне-то что, в душу к ней не лезть. Кое-что  все-таки  у нее удалось выведать. Была она, по ее словам знахаркой-травницей, собирала тут травы, ну и варила какое-то свое снадобье. Ну, о чем с ней говорить? Пожаловался ей на клев рыбы, вернее на его отсутствие.
   - Хочешь рыбу поймать в том озере? – спросила травница. – Если сильно хочешь, пошепчу-поворожу, а ты выпей вот этого отвара, и за мной повторяй приворотные слова.

    Я сразу сообразил, что бабуля та – колдунья, но виду не подал. В конце концов, мне-то что терять? Могу и выпить ее зелья вместо чая. Отведал ее зелья, горький такой отвар, да в общем-то ничего плохого, травы они и есть травы. Слова какие-то она мне сказала, я за ней повторил. А потом сам собой  не заметил, как уснул  тут же у костра. Видно, все-таки какая-то сила была в тех травах, а может  просто утомился. Просыпаюсь утром, гляжу, – а бабульки-то и след простыл! Ни ее самой, ни ее чана нигде нет. А угли в костре еще теплые, значит, все это мне не приснилось. Ну, меня  удивить трудно, чему мне удивляться, пошел я снова на озеро. Так что бы вы думали? Забросил – поклевка! Есть карась! Еще раз забросил – опять поклевка!  Вот это да! Видно, действует колдовское заклинание!  Так полный садок и натаскал, караси все отборные, как из бронзы отлитые. Видно, не простое то было заклинание! Только вот, о чем жалею, ни слова из того заклинания не запомнил…

 - Я знаю, о каком заклинании речь! – сказал Третий рассказчик. -  Не уверен, что это именно то заклинание, но знаю, что такое есть. Древний заговор на ловлю рыбы. Помогает стопроцентно при полном отсутствии клева. Можете сами попробовать!
   Ну, тут все заинтересовались, зашумели.
 - И можешь нам его сказать?
  - Почему бы и нет, скажу, только все по порядку. Наберитесь терпения! Вот слушайте! Есть у нас во дворе один занятный старичок. Ходит в белом картузе, безбородый. Я его еще раньше заметил, какой-то он нездешний, отрешенный, не такой как все. Другие в беседке козла забивают, а этот – идет к себе в гараж и что-то там мудрует. Иногда видел я его и с удочками. Куда-то он ездит за рыбой. Я давно хотел к нему подойти, но тут меня надоумила тетя Зоя. Она по утрам кормит всех дворовых кошек, целый день на лавочке сидит, все про всех  во дворе знает. Так вот, она мне  и посоветовала подойти к Даниловичу. Говорит, он никогда не возвращается без рыбы, а почему, спрашивается, - знает какое-то слово! Я еще посмеялся, мол, что это за слово такое - петушиное? Но когда встретил Даниловича, заговорил с ним об этом полушутя-полусерьезно. Он и пригласил меня в свой гараж.

    Захожу я в гараж, а гараж не совсем обычный, по стенам на полках какие-то колбы, бутыли,  книжки старые потрепанные.  Словом не гараж, а обитель современного чернокнижника. Стоит там и его драндулет, но на драндулете своем он уже  давно не ездит. Поговорили с ним о том, о сем, я его подвожу к теме рыбалки, что мол за слово такое он знает?  А Данилович достает с полки книжку, говорит: вот тут все рассказано, только читать  при мне, на руки эту книгу не дам. Открыл я книжечку, -  да! называется она «Черная и белая магия», автор – доктор Папюс. Занятная книжонка!  Говорится там на первых страницах, что это переиздание с какого-то что ли 1900-го года, Папюс этот француз, а жил в России, занимался практической магией, издал много книг по  хиромантии, магии, оккультизму.  В книге собраны всевозможные сведения по магии, Черной и Белой, по магии симпатической, ритуальной и заговорной. Я полистал книженцию, и вскоре натолкнулся на то, что  может быть интересно для нашего брата-рыболова – «Ворожба на ловлю  рыбы и птиц». Был там  и текст заговора на ловлю рыбы, я его выписал себе в записную книжечку, а потом запомнил. «Сделать шарики из крови черной козы, дрожжей, душистого вина и ячменного теста.  При насадке крючка говорить: РЫБА СВЕЖА, НАЖИВА СИЛЬНА, КЛЮНЬ ДА ПОДЕРНИ, НА ДНО ПОТЯНИ». Впрочем, дальше там сказано, что  не обязательны именно эти слова, можно прекрасно обходиться и без готовых текстов, мол-де главное иметь сильное желание, а ваш бессмертный дух сам подскажет вам нужные выражения. В народе испокон веков использовались для охоты и для ловли рыбы  ворожба и заговоры,  в них можно верить, можно – не верить, но чем больше будет уверенность в успехе – тем он вернее. Так что важно верить! Главное, как говорит Папюс, проявить свою волю,  ведь практическая магия – это «способ воздействия человеческой волей на эволюцию живых сил природы». Наши деды веками пользовались заклинаниями, ворожбой, так что не стоит над этим смеяться. А сколько рыбы  ловили! Вот отец моего деда на Кубани по три чувала (мешка)  рыбы всегда  приносил, а ведь рыба не переводилась!

   …Мы сидели у костра, на котором кипел котелок, вылетали и гасли  в пространстве искры. Внезапно из темноты влетела большая ночная бабочка, стала совершать пируэты вокруг огня, потом вдруг взяла и упала прямо в котелок! Был ли это какой-то знак? И что он означал? Возможно, какое-то предзнаменование на завтрашнюю рыбалку? Кто знает, гадали мы, а бабочку из кипятка выловили, чай все равно выпили.
   Над нами в кронах деревьев низко-низко нависали-сияли звезды. А в траве по-прежнему светились таинственными самоцветами холодные огоньки светляков. Природа магически прекрасна. Она может сделать злого добрым, слабого – сильным, ни во что не верующего – верующим в ее силу и тайны. Под звездным небом всегда чувствуешь себя  один на один перед непознанными силами природы. Да что я вам рассказываю, каждый, кто сидел у костра, об этом знает. В природе всегда есть место необъяснимому, загадочному, и кому, как не рыболовам об этом  знать!
 
20.07.2010