Прекрасный лик воинствующих дев

Лариса Кучерова
Время безжалостно ко всему. В его потоке бесследно исчезают целые народы, культуры, цивилизации. Но сквозь тьму тысячелетий дошел до нас образ прекрасной девы-воительницы. В гордом спокойствии она застыла на своем боевом коне. Величественная. Бесстрашная. Неприступная.
 
Ветер безжалостно хлещет по ее мужественному загорелому лицу.  Непокорные волосы разметались по плечам. Сильные руки сжимают тугой лук и боевое копье. Пристальный взгляд устремлен вдаль. В любой момент на горизонте может показаться враг.
И тогда стройные, мускулистые ноги пришпорят коня. Взметнется вверх рука с копьем, и вырвется из груди боевой крик. И понесется она, врезаясь во встречный поток воздуха. А враг застынет на миг, завороженный магической силой этого варварского зрелища. Еще мгновение,  и начнется кровавый пир, и жестокий Арес (бог войны у древних греков – Прим. Л.К.) получит свою страшную жертву…

Так будет… Но пока она пристально вглядывается  в даль, за гранью которой ее ждет вечность…

***

Не берусь судить, что послужило поводом для создания мифов об амазонках. Да и мифов ли? Предмет это за давностью лет темный, исследованию не подлежит. Или все-таки подлежит? Попробуем. Как никак эти воинственные дамы довольно основательно наследили в культурах многих народов, стран и континентов.

Принято считать, что слово «амазонка» переводится как « безгрудые». Считалось, что еще в детстве им вырезали правую грудь. Для чего?  Чтобы было удобнее стрелять из лука.Правда, кое-кто настаивает на том, что грудь выжигали. Есть и такие, кто решил совместить эти две версии. Мол, вначале вырезали, а затем прижигали, чтобы избежать заражения.
Хотя, вряд ли сей факт имел место в реальности. Ни на одном, дошедшем до нас с древнейших времен изображении амазонок, подобного надругательства над собственным телом не наблюдается. Посему, лично мне нравится версия академика Николая Марра – очень крупного специалиста в области древних языков. Так вот он считал, что слово «амазонка» означает «женская конница».

Что касается происхождения амазонок, то здесь не обошлось без мифотворчесва. Отцовство единогласно приписывается греческому богу войны кровавому Аресу. Кто бы сомневался?! Зато относительно материнства вновь имеются разночтения.
Одни считали, что столь прекрасные девы (а молва утверждала, что они были необыкновенно прекрасны) могли появиться только из божественного чрева Афродиты, ведавшей на Олимпе сердечными страстями и красотой.  Другие, менее амбициозные граждане, приписывали эту почетную миссию нимфе Гармонии.

***
Первоначально амазонки жили на берегах реки Танаис. Однако что-то там у них не заладилось. И легендарная царица Лисиппа повела своих соплеменниц вдоль берегов Понта Эвксинтского, более известнго широкой читательской аудитории как Черное море, в долину реки Фермодонт. Там-то и было основано амазонское царство  со столицей в Фемискире.
 
Некто Диодор Сицилийский довольно подробно описал жизнеустройство этого «бабьего» государства. Мужичкам там жилось не сладко. Ох, как не сладко! Дни свои они проводили в хлопотах по хозяйству, строго выполняя все женские указания: растили детей, готовили еду, стирали, убирали, заготовки там разные делали. Об участии в управлении государством или же о внесении своей скромной лепты в ход военных компаний даже не помышляли!  Упаси Боже! И замечу, по обоюдному согласию. Всех все устраивало.
Эх! Было же время! Да! Упустили что-то древние женщины… Упустили! Проворонили счастье-то!

Существует еще мнение, что женщины жили изолированно от мужчин. Так сказать, автономно. Представители сильного, в традиционном современном понимании, пола не имели права переступать границы этого дамского царства.. Стоить ли говорить, что и в столицу им тоже был путь заказан. Для продолжения рода амазонки раз в году, по весне, в специально разбитых по случаю походных шатрах, встречались с мужчинами из соседних племен. Вот так, без всяких там церемоний, сюсей-пусей, конфетно-букетных периодов и встречались. Конструктивно, по-деловому. Рожденные после этих встреч девочки оставались у матерей. Острые мечи и копья, тугие луки да звонкие стрелы были им игрушками. Сызмальства они бесстрашно скакали на лошадях по родным просторам. Лихо. По-молодецки. Мальчиков же, за ненадобностью, отдавали в племя отцов.
 
Правда, некоторые, особо кровожадные историки,  утверждали,  что для продолжения рода амазонки использовали мужчин, плененных во время военных походов, после чего убивали. Кстати, право стать матерью юная амазонка  получала, только после того, как убивала не менее трех врагов. Поговаривали, что и одного было достаточно. Новорожденных после подобного общения мальчиков, согласно этой версии развития событий,  ждала судьба отцов. Дно пропасти, острый меч или же просто губительное одиночество были их уделом.

Возможно, поэтому скифы называли их «эорпата», что означает – мужеубийцы. Тем же, кого суровые дамы решили  использовать  на хозяйстве (не самим же харчи варить, да полы мести?!), ломали руки и ноги, дабы крамольные мысли не лезли в голову. Не забалуешь!
Перебор? Согласна.  Но из песни слов не выбросишь. Стоит признать, что сострадание, справедливость и стыд не входили в число добродетелей этих необыкновенных женщин. Однако не исключено, что мужичка несколько приврали. 

***
До появления Геракла ничто не омрачало существования амазонок. Жили они в свое удовольствие. Горечи поражений они не знали. Все свободное время проводили в привычных  девичьих заботах: в походы, там,  разные, военные ходили, покоряли соседние племена, завоевывали новые земли, основывали новые города. Захватили большую часть Малой Азии, оттяпали некоторую долю Сирии... Именно им предания приписывают основание таких известных в древнем мире городов как Эфес, Смирну, Синоп и др.
 
Ни один полководец так и не смог хитростью ли,  силой ли победить отважных дев. Что не удивительно. На то были у них особые причины. Во-первых они одними из первых начали применять оружие, изготовленное из железа. Технологии, понимаешь!!! Во-вторых, именно они стали родоначальницами применения боевой кавалерии. А в-третьих, у них имелось еще одно секретное оружие невиданной силы – волшебный пояс, подаренный самим Аресом. На вид он был довольно невзрачен. Неказист. Зато приносил удачу в любом сражении. Потому амазонки берегли его как зеницу ока.

За ним-то Геракл и пожаловал в страну амазонок.
Вдаваться в подробности этого визита не буду. Естественно, что Геракл пояс добыл. Распоясанных дамочек победил, с чем его и поздравим!   Сей факт его биографии, был зачтен Гераклу, как подвиг. Один из двенадцати. Делов-то! Пояс у девушек отобрал! Геро-о-й!

Правда и здесь не обошлось без нестыковок. Согласно одним сказаниям счастливая обладательница волшебного талисмана  царица Ипполита, чье имя переводится как «неукротимая, необъезженная кобыла», просьбе добровольно расстаться со столь ценной реликвией не вняла.  Действительно, с чего бы вдруг? И за свою несговорчивость была повержена героем. С презрением отвергнув галантное предложение о пощаде, она предпочла умереть. Дело хозяйское.

В других говориться, что Ипполиту в столкновении убили случайно. Звучит не так красиво, но так же печально. Третьи бают – несмотря на то, что столкновения с амазонками, благодаря козням Геры, избежать не удалось, все закончилось довольно мирно. Ипполита отдала пояс в качестве выкупа за сестру – царицу Меланиппу, плененную, во время столкновения  с греками. Однако злого рока избежать ей не удалось. Она погибла во время охоты, случайно попав под копье, брошенное другой сестрой – «златокудрой», прекрасной Пентесилией.

Как бы там ни было, но, с этого момента «золотой век» женского воинства закончился. Начался период поражений, гонений и унижений.

***
Некто Квинт, живший в Смирне, утверждал, что Пентесилия сильно убивалась по погибшей сестре. Но кодекс чести амазонок, тем более амазонок царственных, не позволял лишать себя жизни добровольно. Вот  она и стала искать более благовидный повод для сведения счетов с жизнью. Случай не заставил себя долго ждать.  Здесь как нельзя кстати подвернулась Троянская война. Без лишних уговоров царица привела свое войско под стены Трои и выступила на стороне защитников города.

Под стенами этого легендарного полиса  она была убита самим Ахиллом. Мужество и бесстрашие Пентесилии не раз вовремя битвы повергало в ужас этого храброго воина. Рассмотрев поближе лицо поверженной девы, Ахилл сразу же влюбился в отважную красавицу – так она была прекрасна! Насколько сильны были чувства, уточнять не будем. Возмущенный этой противной природе человека страстью греческий воин Терсит, даже  пронзил копьем глаз павшей красавицы. За что был тут же сражен отважным героем. Правда, Ахилл и до этого недолюбливал Терсита. А здесь все так удачно сложилось. Погорячился. Не удержался.

Прости, товарищ, так получилось.

Эта несдержанность героя одобрения у греков не вызвала. Возмутившись они решили бросить тело прекрасной воительницы собакам. А нечего  «заниматься тем, что по природе не положено женщинам»! Несмотря на протесты Ахилла и его требования оказать погибшей последние почести, они отволокли тело прекрасной Пентесилии за ногу к ближайшей реке и бросили в воду. Однако, не то троянцы, не то сам Ахилл выловили его и совершили погребальный обряд, достойный ее мужества и красоты.

***
Не менее трагична судьба царицы Антиоппы. Одни считают, что она, в качестве военного трофея досталась Тезею, принявшему участие в походе Геракла. Другие уверены в том, что Тезей прибыл в страну амазонок значительно позже и похитил ее, когда потерявшая бдительность Антиоппа, пришла приветствовать его с дарами на корабль.

Разгневанные этим вопиющим хамством амазонки тут же появились под стенами Афин, куда Тезей прибыл с похищенной красавицей. По одним источникам, Антиоппа, полюбила наглеца всем сердцем. В битве с амазонками сражалась на стороне афинян, плечом к плечу со своим любимым. Любовь зла! В бою пала. Гибель ее послужила окончанием четырехмесячного противостояния афинян и амазонок.

Согласно другим сведениям, несмотря на то, что Антиоппа родила Тезею сына, «под венец» коварный герой повел таки другую. Ох, уж, эти мужчины! Счастливой избранницей стала сестра критского царя Федра. Во время свадебного пира, возмущенная таким вероломством Антиоппа ворвалась во всеоружии в зал и пала в неравной схватке.
Грустно! А так красиво начинали!

***
Справедливости ради стоит заметить, что Судьба иногда все-таки улыбалась воительницам. Бывало то уже не так часто. Эпизодично. Да и масштабы были не те.
 В качестве примера  сошлюсь на отца истории Геродота. Именно он оставил нам описание преинтересного факта. Захваченных в плен под стенами Трои амазонок греки решили отправить к себе на трех кораблях. Наивные! Они забыли, с кем имели дело. Ведь сами говорили, что «победить их можно только убив всех до одной». Забыв, расслабились, за что и поплатились.

Амазонки, недолго думая, восстали, перебили охрану и команды кораблей и прибились к обжитым скифами берегам. Прихватив с собой оружие поверженных греков, они угнали пару скифских табунов и  вновь взялись за старое: начали грабить и гонять местный люд почем зря.

Поначалу скифы от такой наглости растерялись. Потом решили наказать  непрошенных гостей. Вступили в бой. Оказалось зря.  Поймав кураж, амазонки  без особых усилий одолели врага. А теперь представьте выражение лиц грозных скифских воинов, когда они разглядели, тела поверженных в битве врагов… Получить по шее от  дам они ожидали меньше всего. Поначалу им стало грустно. Затем они восхитились, и «ничтоже сумешися» тут же порешили заиметь от этих необыкновенных женщин потомство.
Не будем вдаваться в подробности, как там они договаривались, но Геродот утверждает, что именно от союза скифов и амазонок появились сарматы. 

***

Одной из цариц по имени  Фалестра история приписывает встречу с самим Александром Македонским.

– Я прибыла к тебе, чтобы подарить сына, – сказала она великому завоевателю. Дочь. Естественно, она намеревалась  оставить себе – Ибо нет женщины  выше меня по силе и храбрости. И нет мужчины славнее тебя.

Подтверждая свои добрые намерения, она предложила себя еще и в качестве военного союзника. Не знаю, насколько ее внешние данные соответствовали вкусам Александра, но союзником она была завидным. Сто двадцать тысяч вооруженных всадниц! К тому же все первоклассные воины! Какой полководец откажется?! Однако, чем именно закончился этот визит неизвестно. Говорят, что вскоре по возвращению домой царица умерла бездетной.
Но особо злые языки рассказывают, что когда в присутствии самого Македонского стали рассказывать эту историю, он удивленно спросил:
– Интересно, а где был я в это время?

***

Что было дальше? Дальше амазонки проникли на Кавказ, и стали обживать тамошние территории  вдоль реки Мармона. Раз в году, в назначенный день они встречались с мужчинами соседнего племени гаргарейцев на вершине горы, разделяющей их земли. Для чего? Ну, вы сами знаете. Все как всегда. Мальчики – отцам. Девочки матерям. Все по плану. Ничего не поменялось.

Прошли века. Канули в Лету тысячелетия. Куда только не забрасывала злодейка-Судьба этих прекрасных дочерей грозного бога?!  Следы амазонок встречались и на южноамериканском континенте, о чем свидетельствовал сам Христофор Колумб в своих заметках. И в Африке – на юге Бенина, в Ливии.  Все также неслись они на своих скакунах навстречу ошеломленному врагу. Все также крушили, побеждали, наводили мистический ужас. Пока их следы не растворялись в потоке времени.

Растворялись?
Не думаю.
Но это уже совсем другая история.