А если так, то что есть красота?..

Лариса Кучерова
Вот уж не знаю, кто первый додумался подвести под женскую красоту – понятие  размытое, акварельное, субъективное – твердую формулу эталона.  Уверена в одном – это была не женщина. Не наш почерк. Не наш. Ни одна из нас не стала бы заморачиваться  по этому поводу. Такая  основательность присуща именно сильной половине человечества. В этом они преуспели. Даже слишком. Именно они – наши драгоценные мужчины, определяли для нас, женщин, те самые критерии, в соответствии с которыми мы либо становились красавицами, либо низвергались с пьедестала.

Процесс этот их явно увлек. Понравился. Захватил. А  древние женщины, непонятно зачем, пошли на поводу их бурной фантазии. Стали потакать их прихотям.  Из кожи вон лезли, чтобы удовлетворить изощренный вкус. С каждым новым историческим витком, мужчины становились все более привередливыми и требовательными. Чем изощреннее были они, тем изобретательнее становились мы. Они развивали фантазию, мы  – смекалку.
Не верите?  Судите сами.

Самыми непритязательными были эстеты, обживавшие первобытные времена. Их формула красоты была проста и прямолинейна. Женщина – прежде всего, источник жизни. Так называемый  «сосуд плодородия». Посему, наиболее привлекательными,  с их точки зрения, были широкобедренные красавицы с очень большим бюстом. Остальное – мелочи. Глаза, ноги,  или же цвет волос их не волновали. Совсем.

Продолжим. В фокусе наших исследований Древняя Индия. Пока все чинно. В рамках традиционных мужских вкусов и предпочтений. Без фанатизма.  Массивные бедра, упругая грудь и глубокий пупок. Гурманы восхищаются женскими шеями с тремя ласкающими взор складочками.

Дальше больше. Древнеперсидские мужички подошли к процессу более изобретательно.  Титул «прекрасной пери» доставался лишь той…  Здесь я, вслед за известным российским сатириком, посоветовала бы набрать побольше воздуха в грудь. Так вот. В красавицы здесь определяли только ту женщину, у которой  четырежды повторяются десять основных качеств: круглых, широких, длинных, узких, больших, маленьких, тонких, белых, черных, красных. Итого: десять по четыре.  Намудрили мужички? Намудрили! Поясняю. Длинными должны быть волосы, шея ресницы и, почему-то, нос. Специфично, но из песни слов не выбросишь. Под округлостью подразумевались  покатость бедер, плеч, округлость кончиков пальцев и лодыжек. И так далее. А за особый шик почитались нежные ворсинки над верхней губой. Восток – дело тонкое!

По сравнению с фонтанирующими идеями персами арабы выглядят просто мальчишками в коротеньких штанишках. Их вкусы просты, ясны и лаконичны. Если глаза  – то чернее ночи, и обязательно с сонными, отяжеленными веками. Если лицо – то круглое, как полная луна. Если щеки – то уж румяные, ну хотя бы нарумяненные.  Скромненько, и  со вкусом. Не удивили. Хотя и здесь не обошлось без  нюанса. На щеке обязательно должна иметься родинка.  Без этого никак. Незачет!

Спрос тут же родил предложение. Родинку подавай?  Пожалте! Те, чью щечку Создатель обделил нюансом, имитировали родинки с помощью индиго, смешанного с растертыми в порошок драгоценными камнями. Получите, как говориться, распишитесь. И еще  – пальцы должны  непременно сужаться. А для завершения образа, красавицы  непременно красили ногти огненно-красной хной.

Так, что это у нас? Япония? Так точно. Сегуны, самураи, гейши. Вот уж где мужчины отличились, так отличились. Толстый слой белил на женских лицах был здесь в чести. Тамошние законодательницы мод, идя на встречу трудящихся и не очень, зубы зачерняли, а губы красили в темно зеленый цвет. Картинка, прямо скажу, не для слабонервных. Особенно спросонья. Однако спорить о вкусах не будем. Неблагодарное это дело. Да мы и не ставили перед собой подобной цели.

Что там у нас дальше? В поле зрения средневековая Европа. Повсюду горят костры инквизиции. Красивые женщины как вид обречены на вымирание. Искусственный отбор. Эволюция. Создается впечатление, что отважные рыцари несколько подрастерялись в своих желаниях и ощущения. Бросаются из одной крайности в другую, точно срикошетившие от стен пули. А мы, не от великого, между нами говоря,  ума, спешим удовлетворить их капризы.
То они видят в нас Богоматерь, то вместилище греха. То им подавай не в меру стройных, скорее тощих девиц. Да побледнее. Да чтобы руки и ноги подлиней. Этаких оглоблей в юбках.  То их восхищают выпуклые животики. Хотя с животиками, как раз, все понятно. Своеобразная дань уважения непорочному бремени Девы Марии. Как результат – дамы в положении  – наиболее красивы. Кто сего удовольствия лишен, тут же ответили новой придумкой. Стали подкладывать под платье небольшие подушечки. Не Бог весть что, но срабатывало. Тем более, что мужчин подобное лукавство не смущало. Они получали, то чего хотели. Техническая сторона вопроса их не волновала. Во всяком случае, до определенного момента.

К рассвету Ренессанса европейские  мужички наконец-то пришли, что называется, к единому знаменателю. Определились таки. Лучше бы не определялись. Потому, как формула, выведенная ими, оказалась довольно сложной. Мудреной. Заковыристой.

 Внимание! Как там у нас с воздухом в груди? Нормально? Тогда продолжаю.
Речь идет о каноне « тридцати трех троек».  Согласно этому апогею человеческой мысли  женщина считалась красивой  только в том случае, если у нее были красными губы, щеки и ногти. Привет персам! Белыми – кожа, зубы, руки. Что-то там длинное, что-то короткое, что-то маленькое, что-то большое. И так тридцать три раза.
 
И вновь мы сломя голову несемся навстречу мужским пожеланиям. Не успели  они подумать, что им нравятся высокие лбы, как прекрасные дамы, дабы считаться таковыми, бросились  выбривать себе челки, а заодно и брови, чтобы не нарушать чистоту линии.
Ну как? Впечатляет? По-моему, явный перебор. Но это мое субъективное мнение.

Однако продолжим. XVIII век. Рококо. Мадам Помпадур. Проказник Буше. Франция уже законодательница мод.  Галантные кавалеры  впечатляются от пухленьких щечек и широких бровей. «Не вопрос», – говорим мы и начинаем закладывать за щеки шарики из пробки и носить накладные брови из кусочков мышиных шкурок. Мужчины в восторге. Мы некоторое время почиваем на лаврах. Отдыхаем, набираемся сил перед штурмом новых эталонов. Мы начеку. Все говорит о том, что передышка будет не долгой.

Предчувствия нас не обманули.
Заглянем в XIX век. Господство романтизма. Поиск новых идеалов, новых кумиров. Мужчины обратили свой взор в высшие материи. Теперь им подавай женщину загадку, окутанную таинственным, дымчатым флером. Полузагадка, полувидение, полумираж. Для полноты образа – застывшая в глазах печаль, росинка слезы, дрожащая на длинной реснице, томик душещипательных стихов в полупрозрачных, бледных руках, отрешенный взгляд… Иметь вид земной не приличествует  званию красавицы. Ее удел –возвышенный и чистый мир, не опошленный насущными заботами мир грез.

Формула определена. Мужчины замерли в ожидании. Команда «на старт» прозвучала. И мы, женщины,  вновь несемся вслед неиссякаемым мужским фантазиям. Закатываем «под образа» печальные в слезах глаза, худеем, доводим себя до изнеможения и все для того, чтобы  остатками угасающего сознания услышать, над своим, рухнувшим в обморок телом восхищенное: «Хороша! Чертовски хороша, господа!».

Однако, что это мы все по заграницам, да по заграницам. Пора бы обратить свой взор в родную сторонку. Да не в какие-то там города. А поближе к народу. В деревню. Что там нашим мужикам нравится? Вот кто не мудрствовует лукаво. Для них красавица – это и работница, и хозяйка, и мать многочисленного потомства. Удобно. Практично.  Покойно.

Одной красотой сыт не будешь – логика железная. А посему – где здоровье , там и красота. Чем пышнее и телеснее,  тем глазу приятнее. Неудивительно, что девушки на выданье, дабы приобрести лишние бонусы в мужицких глазах надевали на себя до дюжины юбок. А ежели, не дай Бог, дочка спадала с лица, заботливая мамашка укладывала ее на несколько дней в постель и потчевала медом, сдобой, да… хлебной водкой. Прямо откорм какой-то!

Так, что там у нас дальше? Ого! XX век на дворе! Интересно. Но здесь я умокаю. За меня все скажет Александр Блок. Именно его прекрасная Незнакомка стала символом  красоты земной и неземной одновременно. Маэстро, изобразите:
…«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…»

Дальше что-то там  про темную вуаль, очарованную даль, и очи синие бездонные, цветущие на дальнем берегу… Ну, в общем, вы поняли. Серебряный век.  Вновь в чести загадка, тайна, и туман. И мы вновь соответствуем. Стараемся. Стремимся. Зачем? Вопрос третий. Это уже совсем другая история.

«Так это все когда было!» – возразит мне въедливый читатель. – «сегодня подобными глупостями никто не страдает..

Возможно и так. Только не все так просто и в наше время. Кок-то на досуге один немецкий ученый по фамилии Штрац, вычислил… Древние персы и представители славного Ренессанса нервно курят в стороне! Так вот. Этот самый Штрац вычислил, что идеальная женщина должна иметь рост равный  8 длин головы, 9 длин кисти руки и 10 длин лица. А ширина плеч должна равняться двойной длине головы….

После этого формула  90x60x90  покажется нам банальным примерчиком для подготовительного класса. Брызги шампанского. Так сказать, для поддержания тонуса.
Справедливости ради стоит заметить, что все это было в прошлом столетии. Более того – в прошлом тысячелетии. Быть может кто-то и сейчас пытается вывести формулу женской красоты. Кто знает. Однако на глаза и на слух пока ничего не попадало. Может у мужчин иссякла фантазия. А может у них, наконец-то, хватило мудрости воспринимать нас такими, какие мы есть на самом деле.