Навсегда

Евгений Плахов
Небольшое предисловие.
Знаю, что тема избитая и многим, тем не менее, непонятная. И, наверное, никогда и не будет понята до конца никем. Кусочки мозаики этого понимания складываются из множества историй и рассказов. Из воспоминаний тех, кто ещё живёт. Или тех, кто продолжает существовать в чьих-то головах. Почувствовать то, что происходило с ними - надеюсь, никому не придётся.
Очень весело и прикольно просматривать героическо-патриотические фильмы, или слушать разнородные байки стариков. О деле говорят немногие. Очень немногие...

 Итак.
   Мой дед служил в СМЕРШе. В начале войны в танке наводчиком начинал - первые 2 года с небольшим. Горел один раз внутри. Рядом был другой танк с кончающимся боезапасом. По приказу командира того танка снаряды выхватывал из пламени - руки обгорели по локоть. Как у сожженого кислотой были до самой смерти, если так понятней. Но, мышцы, суставы и связки работали, как часы. В госпитале не говорил, сколько пролежал. Подозреваю, что всего пару недель, пока кожа не зажила и мясо начало только нарастать.
 Потом разведчиком в роте, состав которой сменился за оставшееся время 6 раз. К сожалению, я не знаю всех подробностей. Я не военный. И не историк. И дед в основном молчал, либо поучал. Но, до сих пор помню его руки. Ладони больше моих в два раза. Кривые, узловатые пальцы. Несходящие мозоли и следы швов на предплечьях и тыльных сторонах кистей.
 Один раз он при мне годовалого бычка схватил за рог и в одну секунду накормил землёй. В другой раз в сарае передал 60-ти литровую флягу с мёдом одной рукой. Отец говорил, когда он посмел начать курить в школе - дед ему так врезал, что тот несколько метров пролетел по школьному коридору. Отец не курит до сих пор.



   Но, однажды, по пьяни - а пил он страшно и неуёмно, рассказал мне одну историю.
Под конец войны, когда его направили в СМЕРШ, в одной из первых разработок с ним приключился случай, заставивший его потом получить педагогическое образование и стать учителем на всю оставшуюся жизнь. Дорасти до директора школы.
   Чтобы понимать, что тогда творилось в Карпатах - он там добивал остатки фашистов и мародёров. "Чтобы понимать" - неправильные слова какие-то...
   Я хотел бы, чтобы каждый это смог понять и прочувстовать всем сердцем, и телом. И душой, чтоли. Мне тоже не понять и не почувствовать. Ответственность перед другими заставляла всегда беречь себя от невзгод. Кто семейный - поймёт меня, надеюсь.
   Ладно, просто передам его слова.
   Ещё надо представить себе глухие леса, разорённые и голодные города, деревни и... Хоть раз в жизни поголодать одну неделю, месяц, полгода. Только ягоды, жуки, собаки, кошки, крысы, случайные обозы и кухни. Ещё холод и жара. Когда патронов нет. Когда дети и старики работают на фашистов и банды мародёрствующих односельчан за страх смерти. Когда ты вынужден отбирать еду у изголодавшихся селян и горожан. Когда все против Тебя и Ты не знаешь кому верить. А Ты дал клятву и служишь.
   В общем,
   Надо было связаться с одним из фашистов-офицеров, который пытался сдаться и говорил об этом с каким-то горожанином. Обещал выдать месторасположение ещё нескольких офицеров и возможно, даже отрядов. Горожанин пошёл сразу в местный орган управления и всё рассказал. Его долго допрашивали, "верю-не верю" "игра" была. Но, он стоял на своём доносе на фашиста твёрдо и непреклонно. Ему поверили. В результате...
   Группу деда (120 человек) отправили в леса. С ними было несколько молодых и неопытных солдат в основной группе. Нарвались по дороге на засаду. Свои же - украинцы, (бывшие полицаи и соглядатаи фашистов) били по ним из автоматов и пулемёта. Убили 12 человек и ранили ещё нескольких. Лечить было нечем - лес, ближайший госпиталь в сотне километров с лишним. А приказ есть такой: в течение недели найти и допросить на предмет других скрывающихся. У санитаров минимум перевязочных и медикаментов. Несколько раненых (не знаю сколько точно, дед молчал про это) скончались по дороге.
   Когда добрались до сдающегося фашиста, сразу после допроса один из молодых офицеров забил того прикладом автомата насмерть. Все тогда думали, что этот самый офицер засаду готовил. Дед на офицерчика при мне ругался, что оружие испортил и хвалил, мол: "Хорошо, что хоть патронов не потратил".
   Отряды и офицеров выловили и казнили на месте обнаружения без суда и следствия.
   Все оголодали, обросли бородами, мылись в ручьях, озерцах и болотах (процеживали воду через сетки какие-то, я не знаю точно). Грызни не было - офицеры делились с солдатами последними "кусками" и трофейным провиантом.
   Вот. В общем, возвращаются они в тот городок, а там разведчики (другие, не они сами) доложили, что группу деда сдала дочь того самого горожанина. Оказывается, она была любимой одного из засады. Подслушала его встречу с разведчиком и передала всё своему возлюбленному. Сами разведчики выяснили эту информацию через однокашницу это самой дочки, которой та проговорилась. "Возлюбленный" полицай организовал засаду, связь в городе, они "вели" всю группу СМЕРШа от самого города. И рации у них были, вооружение и боеприпасы, и провиант.   
  Дед с коммандованием поехал к тому горожанину на квартиру - там не было ни его, ни предательницы. У соседей выяснили, что те уехали в недалёкое село. Взяли с собой однокашницу и поехали туда вчетвером. Никого не стали звать ещё. Это была самоволка фактически.
  Приезжают в это село и там по 6 домам прошлись и нашли обоих.
  Так вот, когда сказали ему всё...
  Горожанин схватил лопату и на глазах у всех (там всё село собралось) зарубил собственную дочь. Говорил дед, что кровь даже на окружающих попала.
  А ей было 15 лет.

Не знаю сам, какие выводы, какие впечатления...
  Своего ребёнка хочу научить преданности. Всем идеалам и достоинству. Если вообще ребёнок будет когда-нибудь.

З.Ы. Ни имён, ни дат. Ничего не могу рассказать точно.