Как я ездила на Кавказ. 2007

Тома Медова
В Азербайджане я была четырнадцать лет назад, весьма впечатлилась, и мне очень хотелось еще раз окунуться в эту самобытность. Да еще в прошлый раз я по бедности не смогла купить там сувенир, который очень понравился - металлический поднос с национальным орнаментом. Я с тех пор мечтала о нем. А тут как раз знакомые пригласили.

Поскольку на самолёт денег не было, оставалось ехать на поезде или на автобусе. Пока гадали, как лучше, уже билетов не осталось. Пришло компромиссное решение: доехать на поезде до Махачкалы, потом на автобусе до границы, дальше - на машине. И не жалею теперь об этом! Когда (14 лет назад) летала на самолёте, всего что от Москвы и до Кавказа так и не увидела и даже не подозревала, сколько там всего интересного!

Итак, поехали.
Кондиционеры в поезде не работали, хотя купейный.
 
Тамбов. В Тамбове - очень красивый вокзал. Ночь. Мой сынок упал с верхней полки. Без травм.
 
Следующее что запомнилось - село в приграничном  с Казахстаном районе. В селе живут казахи, причём такое впечатление, что все вымерли, и в большом селе мы увидели только пять живых человек и три лошади. Я так говорю, что живых, потому что вблизи села лохматились непонятные тёмные кучки, напоминающие падаль.

Дальше - Калмыцкая степь. Калмыцкая степь - это жесть!  Пока она нам мерещилась за окнами (жара, без кондиционеров, а в этой степи ветра клинически не было), весь поезд как будто вымер, и даже туалет стал свободен постоянно! Я тоже перестала есть и впала в забытьё, и только одна мысль посещала меня: вот если поезд сломается в ентой степи, то мы все умрём, потому что вода закончится, вертолёт высылать пожадобятся, а другим транспортом помощь опоздает, точняк. И ещё за отсутствием мыслей, воспалённый мозг посещали песни:

"Степь да степь кругом, путь далёк лежит
В той степи глухой умирал ямщик"

и ещё из Макаревича –

"И оба сошли где-то под Таганрогом,
Среди бескрайних степей
И каждый пошёл своею дорогой,
А поезд пошёл своей".


Астрахань. Астрахань - это красивые разливы реки и виды, открывающиеся с высокого и длинного железнодорожного моста плюс  вобла на станции.

Ночь. Мой сынок упал с верхней полки. Пробил ногу.


Махачкала. Тут уже всё другое - и люди, и одежды, и дома, и (о ужас!) транспорт. Автобус Махачкала - Баку, на котором нам предстояло ехать, был вытащен непонятно с какой свалки, окна не открывались, внутренности (какое-то оборудование типа вентиляторов и лампочек) всё пообломано, занавески затрёпаны, сиденья порваны, на полу непонятное кусковое покрытие. За проезд до таможни водитель запросил за двоих 500 р., но вспомнив наставления родственников, я заявила, что, дескать, еду одна с ребёнком и таких денег нет . В результате торговли стоимость проезда снизилась до 250 р.
Жара, духота, ветер в закрытые окна не залетает, треть пассажиров - дети от нуля и старше. Подъезжая к Дербенту, я вспомнила о боевых событиях некогда происходивших в этом регионе и о близости Чечни, и начала подумывать: не взорвут ли боевики наш автобус?
В этот момент раздался хлопок, автобус дёрнулся и захромал, а салон моментально наполнился едким дымом. Оказалось, лопнула шина. Дочапали до ближайшего автомагазина и чинили два часа; дети плакали, какали и играли, а мы (сами не местные) любовались пейзажем. Стоя.
      
Наконец (Ура!) поехали, и тут меня постигло удивление. На каждом посту ДПС гаишники заходили в автобус и проверяли документы у пассажиров (а не у водителя), причём только  мужского пола. При этом поясняли, что ловят бандитов. Дальше - больше. ”Бандитами” оказались те мужчины, у которых не было регистрации в РФ или другие проблемы с документами. Вы поняли? Регистрацию в РФ требовали у людей, выезжающих из России, причём уже почти доехавших до границы! И это ещё не всё. Оказывается, можно всё уладить, заплатив по 200 р. c каждого "бандита". Наверное, изначально требовали больше, т.к. было видно, как идут дебаты между гаишниками и задержанными. Дети плачут - они торгуются. Это уже спустя пять часов как сели в автобус. После первого поста один из пассажиров предложил собрать со всего автобуса деньги, чтобы, когда  в следующий раз остановят, сразу отдать  и быстрей ехать дальше, но что-то не вышло, и дерьмо продолжалось. Видно, не зря называют "Золотым" древний полуразрушенный мост вблизи нынешней границы -похоже, местная традиция сбора дани золотой монетой с проезжающих путников имеет глубокие исторические корни. На одном из постов повезло - людям разрешили выйти из автобуса и постоять в тени, и пока продолжались торги, мы (сами не местные) опять любовались видами. Ах, как же там красиво! Даже пришла мысль, не купить ли дачку в живописном уголке у моря.

Лишь только прошли таможню, мы вдвоём с сыном оторвались от ненавистного автобуса и продолжали путь на машине. Уже после того как мы перекусили в кафе на тенистой улочке (шашлычки, помидорчики, местный сыр, минералка) и насладились гроздьями сладкой вишни, продающейся на проволоке специально для авто: вешаешь в салоне и отрываешь (кайф), и даже после того как полюбовались на святую гору, которую, по преданию, пророк разбил мечом на две части, и уже отъезжая оттуда, мы увидели этот кошмарный автобус подъезжающим к святому месту (так называемая санитарная остановка) и у нас синхронно возник вопрос: а что,  дети в этом автобусе - они ещё живы? Ведь прошло уже 8 -9 часов после посадки в эту жаркую, душную консервную банку.


По поводу мобильной связи. Проезжая через Дагестан можно было увидеть такую картину: самодельная хибара размером с туалет, на ней вывеска в виде рваной картонки (на таких попрошайки пишут фломастером "Памагите"), на которой кривыми буквами намалёвано: "БИЛАЙН, МЕГАФОН". А в Айзербайджане я прямo умилилась: сеть салонов связи называется "SIM-SIM".

Полуостров Апшерон. На Апшеронском полуострове мы провели дней восемь - десять (там как переводишь стрелки на местное время, оно сразу перестаёт существовать). За это время мы успели:

1) Побывать на двух свадьбах и одном дне рождения
2) Залезть на Девичью башню
3) Погулять на Бульваре (аттракционы, пароход)
4) В Сумгаите поучаствовать во встрече молодой мамочки с новорожденной дочкой из роддома и мне даже доверили внести ребёнка в дом!
5) Стать причиной кровной войны
6) Несколько раз искупаться в море
7) Оторваться от навязчивых провожатых и побродить по чужому городу с картой в руках!

Вывески. Проезжая к месту проживания, я вдоволь позабавилась чтением вывесок. Для начала обратила внимание, что очень много вывесок с надписью ”АРТЕК”, но написаны они разным цветом и разным шрифтом, что заставило сомневаться, что же это за сеть фирменных магазинов такая, названная в честь славного пионерского лагеря? Оказалось, что это читается нe ”артек”, а ”аптек”, буквы-то латинские!
Следующий прикол - часто встречаются вывески с надписью SEXI. Надо же, думаю, и тут есть интим-салоны?! Потом заметила вывеску "ТАХТА SEXI". Ого! - думаю - тут даже и услуги предоставляют, на тахте?! А когда увидела надпись "LEPCА SEXI", тут я засомневалась и, набравшись смелости, спросила у провожатых, что же это всё значит? Оказалось, что буква  ”х” читается как “х”, а вовсе не "кс", как я осмелилась подумать. "Сехи" - значит мастерская, "Тахта сехи" - мастерская по дереву, "Лепка сехи" - ремонтная мастерская.

Девичья башня (Гыз галасы). Это такая душещипательная история! Красавица, дочь местного царя, влюбилась в хорошего парня.  А отец хотел её выдать за другого. Она упёрлась, и ни в какую. Хочу, говорит, за любимого! И даже хотела сбежать с ним. За это тиран запер девушку в башне. Навсегда. Девушка не выдержала такого несчастья и выбросилась с башни. Особо романтичные особы говорят, что и её возлюбленный тоже потом сбросился, но это точно неизвестно. Точно известно лишь одно: когда башню построили в XII веке, она стояла прямо у моря, а теперь море отступило и до него ещё метров  500 -600 топать.

Каспийское море. Слегка мутноватое почему-то,  после обеда - тёплое. За неимением с собой купальника и с учётом местного менталитета, купалась прямо в платье. Что было прикольно и вовсе не мешало - одежда высыхала в течение 15-20 минут после выхода из воды.

Аттракционы. Копейки! Я позволила себе такие вещи, которые всю жизнь тихо хотела и не могла:

1. Катание на катере (или пароходе, не разбираюсь) - 40 рублей
2. Машинки (такие в вольерчике, потолок - сетка рабица, через которую ток пропускают) - одна машинка 13 рублей на 3 минуты (в Москве 80)
3. Колесо обозрения - 7 рублей
4. Примитивное подобие американских горок (карусель) - 13 рублей
Мой сыночек катался на машинках семь сеансов (просто на большее уже времени не хватило).

Свадьбы.  Свадьбы в летнее время играют по нескольку раз в неделю. Только не подумайте, что количество свадеб соответствует количеству женитьб, нет. Свадеб в три раза больше. Потому как свадьбы бывают мужские и женские, а также по случаю обрезания мальчиков (иногда женщины и это отмечают отдельно). Собираются на свадьбу по сто - по семьсот человек (я видела две по семьсот). Это всё родственники разных степеней и их соседи и друзья (тоже зачастую родственники родственников). Разумеется, ни один нормальный ресторан такого количества народa не вместит, да и зачем на него деньги тратить, когда на улице тепло? Сооружают огромный сборный шатёр (заметьте, без подпорок в середине), крыша - брезентовая, стены - из ковров. Бывает, что один такой шатёр - для танцев, другой - для угощения (длинные столы и лавки).

Конечно - бозбаш, долма, плов, белый сыр (не брынза, не знаю как называется), зелень, мясо, пахлава, шикяр-бура, м-м-м-м… Только не подумайте, что в Москве можно поесть такого же (кроме зелени и мяса)! То, что у нас под такими названиями продаётся - самое настоящее дерьмо! Если пловом здесь называют просто рисовую кашу, в принципе съедобную, то пахлавой - такую гадость! Я как-то купила по наивности, так всю собаке отдали.

Так вот, свадьбы в Азербайджане - это туса. Туса имеет долгосрочную цель: всех переженить. Это вообще глобальная национальная маниакальная идея – ”Bсех переженить”! Девочек выдают замуж с 16 лет. Если до 22 лет девушка замуж не выйдет, то быть ей замужем за мужчиной постарше, разведённым уже.

А как все танцуют! Поскольку дети таскаются хронически по свадьбам вместе с родителями, то и танцевать они начинают как ходить. Никогда на свадьбах не играют европейскую музыку, только свою национальную. Боже, как эти дети танцуют! Мне даже кажется, что лучше взрослых: они ещё не так закомплексованы и потрясающе чувствуют музыку, очень органичны; девочки не стесняются крутить бёдрами, в отличие от взрослых. Ритмы очень сложные, но танцуют все!

Свадьба по поводу обрезания - это особый случай. За каждого мальчика в жертву приносится барашек. На той свадьбе, которую мы видели, зарезали сразу двух барашков: мальчиков - виновников торжеств было двое. Перед тем, как зарезать, барашков наряжают в яркие разноцветные платочки (навязывают на пряди шерсти), а потом, под весёлую живую музычку, на глазах у детворы, приканчивают животных; мужчины задорно танцуют. Всё это снимается на видеокамеру. Никто даже и не догадывается о жестокости зрелища и влиянии на детскую психику! Через пару часов барашков уже съедят и забудут о них, будто и не было. Потом будут танцы до пяти утра. Гости дарят мальчикам манаты, ”в рублях” они набрали по восемь тысяч каждый.

Кровная война. Причиной для начала ”кровной войны” всегда служит некрасивая история. Началось с того, что две семьи начали спорить за право поселить нас у себя (!), потом слово - за слово, уже без нашего участия, разразился скандал с угрозами автоматного расстрела вообще всех. Я ещё не видела, чтобы так ругались. Пытаясь уладить конфликт, нас переселяли три раза, но экстрим мне понравился: ведь в каждом новом доме мы знакомились с новыми людьми. Чем там у них война закончилась, мы так и не узнали, потому что уехали.

Побег. Каждый день из того дома, где мы жили, нам выделяли провожатого. Обычно почётную роль гида (ни слова по-русски непонимающего) исполняли мальчики, для которых, видимо, наградой служили оказанная честь, а также вода, развлечения и закусон за наш счёт.  Наконец они мне все надоели, я купила карту города и в последний день мы сбежали утром  без предупреждения и наслаждались ароматом adventures. В поселковом автобусе по-русски не понимают (по крайней мере водитель).  А, например, в метро неловко насчитываем нужное количество манатных монеток, просим две поездки, а наши две поездки сажают на проездную карту постороннего мужчины и велят ему, чтобы он нас со своей карты провёл через турникет! Потом задача - доехать до нужной станции. Таращим уши изо всех сил и слышим вместо "двери закрываются" "Гаплар баглары. Следщ станция Бакы Советы".  Хихикаем и замечаем, что мы тут вообще-то единственные русские, и становится немного не по себе. Дальнейшие наблюдения показали, что в Азербайджане вообще намного меньше русских, чем у нас - нерусских.

Прогулялись по историческому центру, зашли в Макдональдс, услышали вместо "свободная касса" какую-то белиберду. Вышли на улицу Новый Арбат, накупили сувениров. Повстречали много англоговорящих туристов. Даже до конфуза дошло: я у женщины спрашиваю: "Вы не знаете, где здесь Девичья башня?", а она мне: "I dont speak!".

Обратно выехали в пять утра. На просёлочной дороге в свете фар дорогу перебежала лиса. А когда рассвело, на обожжённых солнцем долинах и взгорьях стало видно пасущихся (и работающих) осликов, лошадей, овец, коз, коров и даже буйволов, одного дохлого жеребёнка, а также нефтяные вышки и много-много мусора, а вдоль дороги висели освежёванные туши зарезанных поутру животных.

И вот, покачиваясь на заднем сиденье и поглядывая на дорогу, сделала я выводы о некоторых особенностях Азербайджана:

1. В этой бедной стране, где в некоторых районах нет даже электричества -  полиция ездит на BMW.
2. Сланцы (шлёпки) - это обувь. В них можно ходить везде, а если они украшены цветочками или блестят, то даже и на свадьбу можно в них прийти и танцевать и, представьте себе, никто не удивится.
3. За последние 8 лет, когда Россия потеряла несколько миллионов человек, в Азербайджане численность населения увеличилась вдвое (!).
4. Гаишники не вымогают взяток.
5. Повсюду висят портреты Алиева-страшего и Алиева-младшего в глубокомысленных позах, а также композиции на тему "счастливый народ", прямо как в СССР!
6. Но что больше всего меня удивило - в aзербайджанском транспорте уступают места женскому полу, железно! Не только женщинам, но и девочкам. Да ещё и уговаривать будут, если не садишься. Ну скажите, в какой ещё стране мира есть такой обычай?! 


Азербайджанскую таможню покинули без приключений, а вот на российской пришлось простоять час в искусственно созданной пробке, после чего подошедший таможенник c выразительной фамилией Надоев заявил без конспирации: плати двести рублей, или будешь дальше стоять. Тут у нашего водителя включился какой-то неведомый науке механизм, и его рука стала ритмично двигаться по траектории "бумажник-взятка, бумажник-взятка, бумажник-взятка", и так двигалась на протяжении нескольких сот километров! На автомате он даже заплатил двести рублей за то, чтобы не досматривали багаж, хотя и можно было бы. Вы представляете?! Оказывается, всего за двести рублей в Россию можно провезти (вывезти) всё, что угодно! Лично я провезла сувенирный кинжал, так и не узнав - а можно ли было? И вообще, даже и без взятки наш багаж не просвечивали ни когда туда ехали, ни когда обратно.

Дагестан проезжали по местам боевой славы: Дербент, Махачкала, Буйнакский район, река Терек (Помните у Лермонтова? "По камням струится Терек, катит грозный вал, злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал"), Хаса-вюрт. Запомнился дорожный указатель:  "Грозный 129 км; Кизляр 5 км". Сейчас там на первый взгляд всё тихо и спокойно но, видно, неспроста поворот на Грозный закрыт огромными бетонными плитами с узеньким проездом и военными, блокпостом, короче. По рассказам местных жителей,  в Чечне продолжают пропадать люди и процветает религиозный фанатизм. К примеру, никто и гроша ломаного не даст за безопасность женщины (неважно - здешней или приезжей), разгуливающей в европейской одежде да без сопровождающего, вместо того, чтобы благоразумно облачившись в платок и всё-скрывающий-балахон, робко семенить за своим повелителем.

И опять эта бескрайняя степь, опять эта жесть!  Проезжая её, вы постоянно видите одно и то же: безлюдная равнина, выжженная солнцем, и лишь изредка - стада коров, овец или небольшoй табун лошадей. Калмыцкая степь - это если машина сломается, то никакой помощи вы вообще не дождётесь и превратитесь в  ”лохматые придорожные кучки” и груду железа, потому что радиопокрытия там нет на сотни  километров!

Друг степей калмык вообще оказался весьма немногочисленным. За сутки я этого брата насчитала всего семь человек: два на КПП при въезде, три на КПП при выезде (и тем и другим пришлось платить) и ещё двое ломились к нам ночью в окна машины, требуя заплатить за право спать в своей машине на их шоссе, а не то… Что будет если не заплатим, мы так и не успели расслышать, поскольку быстро завёлся мотор.

Правда, повстречались ещё три небольших деревушки, в которых, судя по количеству домов, должно бы жить человек по пятнадцать - двадцать пять,  но никого не было видно.

На Дону накупили у казаков вяленой рыбы. Видeли пару придорожных деревень с типичными русскими домами, где коренного населения осталось по три престарелых алкоголика, а остальные дома занимает молодёжь из кавказских республик. И нечего тут на зеркало пенять.


P.S. Кто-то сморщит носик и скажет: "Hашла куда ехать". Но:

1. По зарплате и расходы. Поездка на двоих обошлась в восемь тысяч рублей:  четыре тысячи за билеты и четыре - на прогулки и сувениры;  остальное - по знакомству.
2. Существует такое понятие, как "этнический туризм".
3. Недавно появилось ещё и такое понятие, как "экстремальный туризм". То есть люди едут не только тягаться с крокодилами в притоках Нила, но и в горячие точки даже - например,  в Афганистан, в Ирак! Дёшево и сердито. Я их теперь очень даже понимаю, но для женского пола там уж чересчур экстремально!

А поднос  я так и не купила. Представляете, не нашла его в продаже! До последнего оставляла валюту на случай что увижу эту штуку...  Так и осталось у меня 18 манат, по-нашему 550 рублей. И что теперь делать с ними - не знаю!




2007
_________________________________________
Фото автора