МЕДЬ как свидетель древней истории

Георгий Тележко
Данные о происхождении слова "медь", найденные в словарях М. Фасмера и И.А. Леенсона, вызвали у меня некоторое сомнение. Привожу цитаты - см. тексты на иллюстрации - из следующих источников:
http://wsyachina.narod.ru/chemistry/elements_names1.html


Мне не понравилось, что славянское наименование одного из металлов, меди, производится от немецкого обобщающего названия металла "smida" при том, что название железа у славян самобытное. Получается, что железо славяне открыли сами, а давно известную в Европе медь (медный век был много раньше железного) - через немецких посредников-смитов, причём тогда, когда германцы уже знали и медь, и бронзу, и железо, раз уж у них было в ходу обобщение "металл".
Кроме того, названия цветов обычно образуются от предметов, обладающих этими цветами: бирюзовый, фиолетовый, оранжевый, коричневый. Поэтому хеттское слово "miti" со значением "красный" не обязательно является предком слова медь, оно может само означать "медного цвета".

Гипотеза о мидийском происхождении славянских слов, родственных слову "медь", оригинальна, но почему тогда этим словом пользуются только славяне - жители северных лесов Европы, жившие далеко-далеко от Мидии? А соседи - носители языков иранской группы - называют медь "mis". Что-то тут не так.
Начнём самостоятельное расследование.

Цитата из http://ru.wikipedia.org/wiki/ :
"Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново."

Починить - значит исправить дефект, а дефект на латинском будет называться "mendum", а от него потом произойдёт английское "to mend" ("чинить"). Есть соблазн увязать эти дефекты и починки со словом "медь".

Цитата из http://riga-tur.ru/page.php?20 :
"Необычные для современного русского языка звуки "кь" (близко также к "ть") и "дь" (близко к "гь") представляют ещё одну трудность для изучения. А ведь лет 800 назад такие звуки были по крайней мере в новгородском диалекте русского языка и даже отражались на письме в виде чередования кь и ть (в летописях того времени "полки руссКИе" писали как "полки русТИи"). В современных славянских языках эти кь и ть тоже встречаются - например, в македонском языке."
В новгородском и псковском диалектах древнерусского "дожДЬ" звучал, как "дъжГЬ" (Фасмер).
Аналогичное чередование связывает, например, и литовское KEturi с греческим TEtores - это слова со значением "четыре".

"Мягкий" по-польски – "mi(en)kki", наряду с лужицкими и полабским языком, польский язык сохранил много архаичных звуков и является одним из наиболее близких языков к древнему праславянскому языку. Самородная медь была первым "мягким камнем", который можно было ковать – "мять". Поэтому логично думать, что слово "медь" (изначально что-нибудь вроде "*mi(en)gь" в праславянском) произошло от мягкости меди (с чередованием "гь-дь": "*mi(en)gь", далее -> "*mendь" -> "mendum" в латинском и -> "медь" в славянских). Архаичный звук, промежуточный между "гь" и "дь", сохранился в венгерском языке, он обозначается буквами "gy".
Аналогичное происхождение имеют слова "металл", "медаль": по-латински "мягкий" – "mitis", а по-валлийски (по-кимрски) – "meddal", то есть и "металл" значит "мягкий", т.е. "ковкий". Далее идут все вышеперечисленные "кузнецы-смиты", занимающиеся "смяткой металлов". Приставка "s" уже наблюдалась нами в некотором количестве английских слов: skate, snake, stick и т.д. –не вызывет удивления её наличие и в слове smith.

Где же могло возникнуть самобытное славянское название меди? Славянское - потому что балтские названия меди (в литовском медь "varis", в латышском - сходно) не родственны слову "медь", хотя наименования железа в балтославянских языках родственны друг другу.
Идём по ссылке http://www.kondopoga.ru/_dostopr/?D10.php и обнаруживаем, что, оказывается, уже в конце 4 тысячелетия до нашей эры в Заонежье находили самородную медь и занимались её обработкой! Особенно этому процессу помогло катастрофическое землетрясение 2200 г. до н.э. Может, это и объясняет самостоятельный термин для меди в славянских языках – ведь именно в это время происходила экспансия культуры Шнуровой Керамики (Боевых Топоров) на севере Европы. Ищем подтверждения роли меди в этой культурной общности.

http://mrunar.narod.ru/history/eu_3/eu3_3.htm, В.С. Титов:
"Во многих регионах Европы начало металлообработки и металлургии меди связано с культурами шнуровой керамики. Естественно, что в тех культурах шнуровой керамики, которые пережили рубеж III и II тыс., металлургия и металлообработка более развиты и масштабны. Так, в наиболее восточных культурах - фатьяновской и среднеднепровской - найдено довольно много медных украшений, в том числе шейные гривны, очковидные подвески, браслеты, перстни, а также оружие - вислообушные топоры и наконечники копий."

Итак, медь широко применялась "шнуровиками" в конце 3 тысячелетия до н.э.! А термины для обозначения меди у германцев и кельтов не родственны славянским. То же мы увидим с названиями железа: у балтославян – одна группа родственных наименований, у кельтов и германцев – другая. Современные кельты и англичане пользуются латинским наименованием меди, восходящим к топониму Кипр (так пишут в http://wsyachina.narod.ru/chemistry/elements_names1.html), а железо называют словом, восходящим к древнегреческому слову со значением "сильный" (ср. англ. iron, др.-ирл. iarn, кимр. haiarn "железо" и др.-греч. (h)ieros "сильный"). Немецкое Eisen ближе к санскритскому isirah "энергичный, сильный". Данные о названиях железа в языках германской группы и их родственных связях - из Online Etymology Dictionary. Однако наличие в санскрите слова isirah со значением "сильный" другимри словарями не подтверждается. Англо-санскритский словарь даёт санскритское слово, ещё более близкое к немецкому наименованию железа - ayasah.; санскритско-французский словарь даёт для слова ayas значения медь, бронза, металл вообще, а с 13 в. до н.э. - железо. В ряде источников пишут, что слова iron и Eisen кельтского происхождения: от isara - "крепкий, сильный" (http://www.chem.msu.su/rus/history/element/Fe.html), что тоже не подтвердилось доступными словарями, но вполне соответствует истории: начало железного века в Западной Европе связано с кельтами.

Таким образом, медь (и железо тоже!) предоставила нам ещё одно свидетельство непричастности предков германцев и кельтов к культуре Шнуровой Керамики, вопреки распространённому мнению. Вопрос о том, почему названия меди не родственны друг другу у балтов и славян (равно как у балтов и прочих народов), несмотря на сопричастность одной и той же культурной общности в 3 тысячелетии до н.э., я пока не исследовал. Возможно, балты были в большей степени связаны с культурой Шаровидных Амфор, интенсивно мигрировавшей на юг и юго-восток Европы в 3 тысячелетии до н.э. и бедной медными украшениями (см. выше ссылку на обзорную работу В.С. Титова):
"Хотя баденская культура и культура шаровидных амфор имеют разное происхождение, они обладают некоторыми общими чертами (разнообразие погребального обряда, ритуальные захоронения крупного рогатого скота, бедность медными изделиями и др.). Возможно, эти черты присущи всей эпохе III тыс."
В пользу прабалтской атрибуции культуры Шаровидных амфор косвенно свидетельствует и Ю.К. Кузьменко, он пишет: "Вполне вероятно, что именно так германцы называли тех западных балтов, следы пребывания которых (топонимы и гидронимы) сохранились до сих пор в областях к западу от Одера, см. выше."  (монография "Ранние германцы и их соседи", с. 171). Эта территория совпадает с занимаемой когда-то носителями культуры Шаровидных амфор.

Продвижение носителей культуры Шаровидных Амфор на юг, если они были прабалтами, могло бы объяснить, в частности, родство литовских слов со значениями "бык", "поросёнок", "мужчина", "соты", "поле", "серый" и ряда других соответствующим словам южных народов.