Еврейские жёны советской номенклатуры

Лев Израилевич
   
               
    Основоположники коммунизма считали, что древний еврейский народ исчерпал себя. И единственное, что ему осталось – раствориться в народах диаспоры. Иными словами - ассимилировать. К счастью, этого не случилось. Хотя исторические процессы часто двигались именно в данном направлении.

Евреев многократно депортировали из стран рассеяния. Загоняли в гетто. Они веками страдали от антисемитизма. Бытового и государственного. А в первой половине прошлого, XX века, впервые за всю почти 5-ти тысячелетнюю еврейскую историю с избранным народом случилась беспрецедентная  трагедия, названная Холокостом.

В этой небольшой статье у меня, разумеется, нет возможности изложить глубокий анализ причин бесконечно долгого существования этого невероятно запутанного еврейского вопроса. Да я и не обладаю потенцией для такого анализа. Даже для больших профессионалов эта проблема – твёрдый орешек.

Моя цель много скромней. Просто хочу сообщить читателям Прозы.ру некоторые, полагаю, малоизвестные факты. Вкратце рассказать о весьма странном, до сих пор внятно необъяснённом явлении, происходившем в среде российских профессиональных революционеров. А именно – о большом числе еврейско-русских браков среди них.

Возможно, большевики и коммунисты таким способом пытались воплотить в жизнь идеи своих вождей по части ассимиляции евреев. Может быть причина в любви, которой покорны не только все возрасты, но и профессии. Антисемиты наверняка скажут, что это козни мирового сионизма. Точно не знаю. Тут уж нужно будет Вам самим подумать, дорогие читатели.

Для начала я просто, как теперь говорят, выложу  несколько биографических фактов, касающихся еврейского происхождения жён профессиональных и заслуженных революционеров. Сразу предупреждаю, информация очень скромная. В недоброй памяти советские времена она была строго секретной. Иногда до такой степени, что её буквально уничтожали. Так что сегодня найти удаётся далеко не всё, что хотелось бы.

Начну с главного теоретика марксизма Г.В.Плеханова. Его еврейскую жену звали  Боград Розалия Марковна. Врач по профессии.

Член Политбюро ЦК ВКП(б), секретарь ленинградского обкома ВКБ(б) Киров С.М.

 Жена - Мария Львовна Маркус. О ней информации побольше. С.М.Киров познакомился со своей женой во Владикавказе. В редакции газеты «Терек», где они тогда оба работали. С.М. – журналистом, его будущая жена – кассиршей. Девушка из многодетной еврейской семьи мастера-часовщика была барышней «в теле», человеком добрым, отзывчивым. Мария отказалась принять православие, а потому её брак с С.М. был не венчанным. Иными словами незаконным.

Рыков А.И., нарком внутренних дел в первом советском правительстве.

Жена — Нина Семёновна Маршак. Работала начальником управления охраны здоровья матери и ребёнка Наркомздрава СССР. В 1937 году была арестована. 4 марта 1938 года - расстреляна по постановлению «тройки».

Генеральный комиссар госбезопасности Ежов Н.И.

Жена – Соламифь Соломоновна Хаютина. Незадолго до ареста Ежова 29 октября 1938 года в подмосковном санатории им.В.В.Воровского Хаютина покончила жизнь самоубийством (отравилась)

Каменев Лев Борисович. Настоящая фамилия Розенфельд. Заместитель Председателя СНК СССР в 1922-24 г.г. 

Жена – Ольга Давидовна Бронштейн, родная сестра Л. Д. Троцкого. Тут всё в порядке. Обычная еврейская семья.

Член Президиума ЦК КПСС Михаил Георгиевич Первухин.

Жена – Мальц Амалия Израйлевна. Других данных не нашёл. Зато докопался до не менее интересного факта.

В частности, узнал, что молодая эсерка Голда Горбман в отличие от жены Кирова согласилась принять православие, и выбрала имя Екатерина. В архангельской ссылке она  обвенчалась в церкви с рабочим парнем Климом Ворошиловым.

Правда, на родине Голду заочно по древним иудейским канонам подвергли проклятью. В присутствии всего населения местечка на еврейском кладбище соорудили небольшой холмик из земли. Символическую  могилку. Местный раввин прочитал проклятье, а несчастные опозоренные родители Голды помянули у могилки свою потерянную для иудаизма дочь.   

 Тем не менее для Климента Ефремовича Голда-Екатерина была не потерей, в замечательной находкой. Их по всем признакам счастливый полувековой брак оказался на редкость гармоничным. Своих детей у них не было. Зато они вырастили пятерых приемных. В том числе дочь и сына Михаила Фрунзе. Татьяну и Тимура.

В Бабьем Яре у Екатерины Давидовны погибла  родная сестра и ее дочь. Но об этом знал только очень узкий круг её друзей. Вообще, она была женщиной невероятной скромности, немногословной. Всегда оставалась в тени своего популярного супруга. Зафиксировано только одно её неосторожное высказывание при народе.

По нынешним временам ничего особенного супруга первого маршала, вроде бы, не сказала: «Вот теперь, когда возникло государство Израиль, и у евреев тоже есть родина». Но именно это высказывание чуть было не стоило Клименту Ефремовичу его блестящей политической карьеры.

Ещё один факт. Достаточно известный. В 1921 году на совещании в Москве В.М.Молотов приметил очень хорошенькую смышленую Полину Жемчужину из Запорожья. Домой девушка уже не вернулась. А вскоре стала женой Вячеслава Михайловича. Однако только роль жены аппаратчика ее не устраивала.

Полина Семеновна Жемчужина (настоящее имя – Перл Карповская) была умной, властной и очень энергичной женщиной. В разные годы она занимала высокие административные должности государственного масштаба. Одно время была даже наркомом пищевой и рыбной промышленности.

 В 1948 году на официальном   приеме в доме Молотовых присутствовала Голда Меир, посол только что возникшего  государства Израиль. В своей книге Меир вспоминает: – Ко мне подошла жена Молотова, Жемчужина, и сказала на идиш: «Я дочь еврейского народа». Мы довольно долго беседовали. Прощаясь, Полина Семеновна сказала: «Всего вам хорошего. Если у вас все будет хорошо, всё будет хорошо и у всех евреев в мире».

В 1947 году у Сталина случился очередной приступ паранойи. По его инициативе в СССР была развёрнута широкая антисемитская компания, носившая официальное название «Борьбы с безродными космополитами». Под космополитизмом понималась тогда некая идеология, которая от природы присуща исключительно евреям.

Считалось, что большая часть еврейского населения страны склонна отказаться от патриотических чувств по отношению к Советскому Союзу. Большевистские идеологи полагали, что большинство еврейских деятелей культуры призывают заменить традиции русской национальной культуры аналогичными общемировыми традициями. Что, в конечном счете, толкает евреев к темным связям с враждебными спецслужбами.

Как ни странно свою «борьбу» Вождь начал не с космополитов, а с космополиток. Он приказал арестовать всех еврейских жён своих ближайших соратников. В застенки МГБ была брошена жена члена Политбюро ЦК Андрея Андреева Дора Моисеевна Хазан. Даже своего личного  секретаря Поскребышева Сталин не помиловал. Его жену Брониславу Соломоновну отправил в ГУЛАГ, где она и сгинула.

Азиатский деспот не пощадил и вдову Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И Калинина Екатерину Ивановну Лорберг (видимо, ему показалась подозрительной эстонская фамилия вдовы покойного Калинина).

Таким дьявольским способом Сталин проверял лояльность и преданность своих вассалов. Жена Поскребышева была родственницей Троцкого. Подавая Сталину на подпись ордер на арест супруги, Поскребышев умолял простить ее. Сталин грубо отказал.

Правда, при этом успокоил своего секретаря: «Да не переживай ты так, найдем тебе бабу». Нашли Поскрёбышеву бабу или нет, точно не знаю. А вот его безвинную Брониславу Соломоновну после трёх лет ГУЛАГа  расстреляли.
 
Арестовали и жену министра иностранных дел Полину Жемчужину. Около пяти лет она  провела в ГУЛАГе. Рассказывают, что Молотов пару раз пытался вымолить у Сталина помилование для супруги, но безуспешно. А после ее смерти в одном из редких  интервью бесцветным голосом как-то заявил: «Мне выпало большое  счастье, что Полина была моей женой. И красивая, и умная, но главное – несгибаемый большевик».
 
В семью Сталина евреи тоже затесались. Точнее еврейка. Женой его сына Якова Джугашвили была танцовщица Юлия Мельцер. Когда Яков оказался в фашистском плену, Сталин отдал Берии распоряжение: «Эту одесскую еврейку срочно в Красноярский край. Пусть узнает, что есть ещё и сибирское солнце» Лаврентий Павлович толково добавил, что неплохо бы в одиночную камеру. А то того и гляди, разнесёт по тюрьме слухи о Якове. Сталин друга уважил. 

А вот Климент Ефремович повёл себя героем. Когда дюжие ребята Берии заявились арестовывать Екатерину Давидовну, супругу маршала, Ворошилов, к её счастью, оказался рядом. Один из очевидцев инцидента потом написал в своих мемуарах: «Не успели мы войти в комнату, как герой гражданской войны достал револьвер и несколько раз пальнул в потолок. Бойцы растерялись. Запросили  Сталина. Тот долго сопел в трубку. Потом грубо выругался, и проронил: «А, черт с ней! Пусть живёт».

У «любимца партии» Николая Ивановича Бухарина было две жены. И надо же, обе еврейки. Первая - Эсфирь  Исаевна Гурвич. Вторая - дочь большевика с дореволюционным стажем Анна Лурье. Вождь и Учитель репрессировал обеих.

В 1949 году Эсвирь, гражданская жена Бухарина, получила десять лет, которые все и провела в ГУЛАГе». Законная жена Анна получила вдвое больше. 20 лет лагерей. При аресте у нее отняли годовалого сына. Мальчик вырос в детдоме под чужим именем, так никогда и не узнав, кто его родители.

Список еврейских жён пламенных революционеров можно продолжить. Назову ещё парочку.

Лилия Брик - жена героя Гражданской войны, легендарного комкора В.М.Примакова.
 
Фрума Ефимовна Хайкина – жена не менее легендарного Николая Щорса
            
 Надо сказать, что не только профессиональные революционеры, герои гражданской войны и прочая советская номенклатура самого высокого ранга почему-то связали свою жизнь с еврейками. Немало русских писателей и композиторов сделали такой же выбор. Вот только несколько известных имён.

Валентин Катаев, Леонид Андреев, Аркадий Гайдар, Владимир Тендряков. Владимир Набоков. Поэты Степан Щипачев, Алексей Сурков и многие другие.

Как-то в одном из интервью Алексей Александрович Сурков признался, что знаменитую песню "Землянка" он посвятил своей жене Софье Абрамовне Кревс. Именно к ней были обращены слова поэта:

                Ты сейчас далеко, далеко.
                Между нами снега и снега.
                До тебя мне дойти нелегко,
                А до смерти четыре шага.

 А вот что написал в своём дневнике Корней Иванович Чуковский сразу после смерти А.А.Фадеева: "13 мая 1956 года. Застрелился Фадеев. Я сейчас подумал об одной из его вдов, Маргарите Алигер. Как она его любила! К тому же у нее дочь от Фадеева”.

 Или возьмём, к примеру, композиторов. Еврейские жёны были у А.Н.Скрябина, А.Н. Серова, Тихона Хренникова и др.

Выдающийся советский актер Иннокентий Смоктуновский как-то сказал: "Жена у меня  еврейка. Ее зовут Шломит. Она родилась в Иерусалиме, недалеко от Стены Плача. В 30-м году ее маленькой мать увезла в Крым, где создавалась еврейская коммуна. Там их всех обобрали, половину пересажали. Остальные разбежались. В том числе и моя тёща с моей будущей женой".

На этом, пожалуй, закончу. В качестве резюме хочу высказать такую мысль. Конечно, смешанные русско-еврейские браки заключались в России и в царские времена. Но, как правило, в те времена один из молодых обращался в новую веру. Чаще всего - православие.

В начале XX века революционно настроенная молодёжь всерьёз восприняла большевистский лозунг о равенстве наций и народов. Поверила в постулат вождя пролетариата, гласивший, что религия есть опиум для народа.

 Молодёжь бросилась ломать вековые традиции и религиозные догмы. Вот тут-то Россию и накрыла мощная волна русско-еврейских браков. Более того, многие еврейские революционеры с головой окунулись в пучину ассимиляции.

Как ни странно это звучит, товарищ Сталин на корню задавил этот бурный еврейский почин. Хотя, казалось бы, следуя коммунистическим заветам вождей, должен был его поддержать.

Деспотичным, варварским  способом он, сам того не желая, здорово замедлил процесс растворения евреев в великом советском народе. Конечно, пролилось много крови. Большевикам почти до основания удалось уничтожить богатейшую идишистскую культуру. Из сознания нескольких поколений евреев были выхолощены еврейские корни. Но сам еврейский народ выжил, и назло всем его врагам продолжает жить!