Смертельный отбойник

Александр Ручко
     Серия жутких дорожно-транспортных происшествий случилась за последние пару лет в Украине;  связывают эти эпизоды вместе смертельные «встречи» с так называемыми «отбойниками». Причем эпизоды настолько характерны по своим последствиям, что впору задуматься о целесообразности этих самых  « противоударных демпфирующих систем» из листовой стальной ленты, которые являются самыми распространенными в Украине. Собственно, эти отбойники должны являться конструкциями, задача которых -минимизировать последствия дорожно-транспортных происшествий. Они должны препятствовать попаданию автотранспорта за линию проезжей части, выезду на встречную полосу. Но, к сожалению, при определенных условиях отбойники из систем пассивной безопасности почему-то превращаются в безжалостных убийц!
       Самая распространенная в данном случае авария со смертельным исходом выглядит примерно так - машина на высокой скорости съезжает со своей полосы и по касательной бьет в стальной отбойник. Прогнув металлическую ленту и сорвав ее с креплений, машина сама оголяет торец следующей металлической ленты отбойника, которая еще закреплена.  И вот она, как шпага нанизывает автомобиль через моторный отсек и салон, словно шампур, выходя через заднее стекло или багажник... Нередко прежде чем остановиться, автомобиль пропускает через себя десяток метров стальной ленты отбойника! Чаще всего в таких ситуациях без смертельных случаев не обходится.
     Убийца или спаситель?
     Мировая статистика настаивает, что установка барьерного ограждения на трассах, в особенностях там, где нужно разделить встречные потоки, сокращает смертность на дорогах на 40-45%. То есть почти вдвое. Значит, вся проблема не в самих «отбойниках» как таковых,  а в их конструкции?  Например, после закрытия реверсивной полосы и установки новейшего отбойника на Московском мосту в Киеве, тяжелые ДТП со смертельным исходом прекратились, а мост перестали называть «смертельным».  При этом  отбойник для столичного моста везли аж из Германии, ибо от  «ленточных» конструкций демпферных отбойников отказались как раз по причине их неэффективности – на мосту через Десенку, например, ленточный отбойник никак не помешал упасть в реку трактору с прицепом, отчего пришлось его тогда наращивать, да и конструктивно закрепить их посреди моста, причём достаточно надежно, не представлялось возможности. А установленная вместо отечественного отбойника немецкая демпферная конструкция типа «Vario-Guard» как раз не требовала для надежного крепления к поверхности рыть асфальт.
     Кстати, благодаря своей прочности и эластичности, эта конструкция не позволит не только пробить себя, но и разрушиться при ударе, нанося автомобилю серьезные повреждения, тогда как обычный ленточный отбойник при определенном угле удара часто распадается на отдельные опасные стальные полосы, на которые и напарываются автомобили.
     Конструкции отбойника «Vario-Guard» немецкой фирмы ”Джи Би Эм” привезли в Киев на грузовиках. Продукция этой фирмы давно уже устанавливается на дорогах Европы, и конечно, логичнее было произвести отбойник этой модели тут, на Украине… казалось, что тут сложного - но! Украинские частные предприятия отказались браться за его изготовление. Дескать, невыгодно. Если бы заказали хотя бы 100 км, то, может, «еще подумали бы». А так – им проще и, главное, выгоднее штамповать опасные конструкции, зато «дешево и сердито».
     Собственно, сама конструкция традиционных для наших дорог ленточных отбойников, кроме своей дешевизны, таит еще в себе заведомо серьезную угрозу, но по многим причинам, в том числе и коммерческим, ее продолжают выпускать и продавать…. По сути, любые силовые барьерные ограждения обязательно должны иметь заделку оголовков с плавным вхождением в обочину. К сожалению, очень часто отечественные отбойники не имеют такой заделки, а при столкновении болтовое, клепанное или сварное крепление между лентами, которое обязано оставаться целым при любых условиях, не выдерживает ни критики, не тем более сильного удара, и металлический профиль беспрепятственно входит в салон автомобиля, травмируя всех пассажиров.
     Многие автомобилисты уверены, что вся проблема заключается в том, что с чьей-то подачи «нахлест» ленты в стыках сделан против движения автомобилей. Поэтому при ударе под острым углом в ограждение, крепления в стыке срываются, и стальная лента уходит в сторону, беспрепятственно пропуская автомобиль, и он на полной скорости напарывается на встречный демпферный швеллер, торчащий как пика из строя средневековой пехоты.
     Однако, как показала практика, с какой бы стороны не был нахлест этих демпферных полос, в описываемой конструкции отбойника, он остается таким же опасным при тех же условиях столкновения, что и если бы лента была скреплена по ходу движения потока автотранспорта. Все дело в креплении между отдельными полосами ленты – которое не выдерживает удара… а ведь должно! В Европе краш-тесты специальные проводят, чтобы убедится в том, что лента не распадется, у нас же никто подобным вопросом не заморачивается. Но, видимо, отечественным дорожникам проще над этим вопросом не задумываться, а покупать самое дешевое из всего предлагаемого, превращая гениальную систему спасения в обычный опасный стальной забор вдоль дороги.
     Кстати, в Европе давно уже отказались от опасных противоударных демпфирующих систем именно «ленточной конструкции» старого образца, заменив тяжелые стальные профили  на лёгкие упругие. При этом уделив особое внимание стыкам, немецкие инженеры добились того, что даже если в подобный отбойник и влетает автомобиль, лента не рвется на стыках, а пружинит, и, смягчая удар, остается цельной. По сообщениям немецкой дорожной  полиции, после замены опасных конструкций на менее опасные демпферные системы, случаи, в которых бы отбойник стал причиной смерти водителя на территории Германии, за последние 8 лет не отмечены.  Кроме того, любые дорожные отбойники в Германии ярко светятся даже ночью. Как оказалось, отбойник в цивилизованных странах не только конструкция пассивного препятствования ДТП с тяжелыми последствиями, но и инструмент профилактики безопасности движения.
     Правда, не так давно на дорогах Украины и столицы начали появляться отбойники из тонкой оцинкованной стали со светоотражателями, но и тут не все так хорошо – крепления конструкции опять оказались слабые, легкая тонкая лена отбойника оказалась еще эффективнее, но не в деле безопасности, а в деле нанизывания на себя автотранспорта. Последний трагический случай при столкновении с подобной конструкцией произошёл в Киеве в прошлом году, причина та же – автомобиль был нанизан на отбойник, водитель погиб. Никто особо не вдавался в подробности – как это могло случиться с современным «отбойником», который должен был выдержать и не такой удар… но, как оказалось дорожные службы плохо следили за состоянием демпферной ленты на этом участке дороги и не уделяли должного внимания восстановлению оной после столкновений, которые происходят там чуть ли не еженедельно. Собственно, именно это послужило причиной страшного ДТП, в котором погиб водитель – однако никто ответственности за халатность не понес! Кстати, на том же отрезке столичной дороги по-прежнему никто не следит за состоянием отбойника и либо вообще не ремонтирует их после столкновений, либо «латают» его, хотя обязаны менять весь пролет. Такое впечатление, что дорожные службы столицы специально расставляют на киевских дорогах смертельные ловушки!
     Невидимые во тьме и ржавые внутри…
     В свою очередь хочу отметить, что ночью большую часть украинских отбойников не видно даже в свете фар! Мало того, что наши «дорожники» их красят не светоотражающей, а обычной краской, да еще, если честно, очень похабненько. Чаще всего это делается белым и чёрным цветом, который вскоре покрывается пылью и становится серым. Естественно, за ними нужно следить – мыть, подкрашивать, однако чаще всего, долгое время ни того ни другого не делается, а потом просто по ржавчине наносится очередной слой краски, от этого при различных углах обзора, проблемы с определением визуального расстояния до отбойника могут возникнуть даже днём. При этом на большинстве отбойников на второстепенных трассах и крупных городах Украины, нет светоотражателей, и ночью вообще становится очень сложно разглядеть обочину.
          Еще один опасный фактор, о котором я уже упоминал выше – коррозия. Под воздействием выхлопных газов автотранспорта отбойники быстро коррозируют (банально ржавеют), теряя первоначальные конструкционные качества. Ржавые, изношенные отбойники в том же Киеве нуждаются в частой перекраске. Толстый, многослойный слой краски, скорее, скрывает, чем существенно замедляет, неизбежный процесс старения и износа металлических конструкций. В Европе же лента отбойника покрывается алюминиевым напылением, которое не только гарантирует прочность ленты, как минимум, на десятилетие, но и придает дорогам достойный вид. Но даже в столице Украины “Київавтошляхміст” - организация, отвечающая за состояние дорожных конструкций - ежегодно закупает тонны и тонны краски для “освежения” отбойников. И опять о светоотражающих свойствах краски даже речь не ведется! Но главное: изъеденный коррозией металл меняет свои первоначальные характеристики не в лучшую сторону. И безопасность такие отбойники уже не гарантируют.
          Что делать, и как с этим бороться?
     Законодателями мод и лидерами в области средств пассивной безопасности дорог в мире безоговорочно считаются США. В Америке нет ни одной крупной автотрассы, которая не была бы оборудована разделительными ограждениями. Причём видов таких конструкций встречается масса. Это могут быть металлические ограждения, барьеры из бетона, широкие разделительные полосы, приподнятые над уровнем дороги, изгороди из густого кустарника. Многие американские разработки прижились и в Украине. Так, например, запатентованный в США бетонный отбойник типа «Нью-Джерси» сегодня разделяет потоки на некоторых скоростных магистралях столицы Украины. Отбойник «нью-джерси» так сконструирован, что при столкновении с ним автомобиль подскакивает на «подножке» отбойника и в заграждение попадает сначала колесами, и если не изменит направление движения, то уже потом бортом.Сами железно-бетонные блоки полые и не плотно закреплены между собой, при контакте они немного сдвигаются, смягчая удар.
     Одним из самых эффективных американских ноу-хау в области пассивной дорожной безопасности стали так называемые останавливающие заграждения. Их устанавливают перед опорами мостов, парапетами мостов и прочими препятствиями на дорогах. Фактически это обычные бочки, заполненные песком или незамерзающей жидкостью. Но, несмотря на их простоту, они уже спасли немало человеческих жизней. Так, в США в 2007 году из 242 случаев наезда на такие ограждения только четыре человека получили ранения и лишь девять автомобилей не смогли продолжить движение.
     В любом случае, и в Европе и в США к вопросам безопасности на дорогах подходят очень серьезно, чего не скажешь об Украине. И сколько еще понадобится «надетых на отбойник» легковушек, для  того чтобы господам «дорожникам» таки удалось осознать  необходимость совершенствования систем пассивной дорожной безопасности на дорогах Украины, на которой всегда умудрялись экономить во все времена, неизвестно никому.  Кроме того, обидно другое – на носу ЕВРО 2012, а у нас, как всегда две проблемы, одна из которых - состояние дорог….   Другая - их безопасность!  «Прогремим» на всю Европу не в лучшем смысле этого слова….!