Сценка

Светлана Данилина
Дверь кабинета осторожно приотворилась, и в образовавшийся проём просунулась голова.

– Тук-тук, – сказал несколько оробевший посетитель, – можно?

И, не слушая ответа, пошёл внутрь помпезного помещения к стулу для таких, как он, визитёров.

В свою очередь, лысоватая и блестящая голова хозяина кабинета неторопливо и нехотя поднялась от лежащей перед ним бумаги.

– Да, – подчёркнуто официально сказала хозяйская голова, – садитесь.

Визитёр уселся на стул и довольно быстро огляделся. После чего он посмотрел на вальяжного начальника и открыл рот для того, чтобы изложить в нескольких фразах свою проблему.

– Что вы хотели? – натянуто и вежливо помог ему хозяин.

– Да вот... – начал было посетитель.

Но тут хозяин кабинета, забыв о своей важности и напыщенности, подскочил в кресле и в несвойственной владельцам подобных кабинетов манере по-мальчишески заорал:

– Генка!

Посетитель вгляделся во влажное и красное, вдруг засверкавшее от восторга лицо, и обалдело пролепетал:

– Чемодан...

– Пашка, – поправился он через секунду, всё ещё не соображая, что сказать.

– Вот так встреча! Ты откуда? Как? Сто лет тебя не видел!

– Со школы, – не так бурно, но не менее радостно поддержал восторг Генка.

– Вон ты какой, – начал Пашка и принялся разглядывать одноклассника, с лёгким чувством зависти отмечая про себя хорошо сохранившуюся шевелюру и достаточно стройный вид.

– А ты какой, – парировал тот, смущённый столь откровенным и пристальным разглядыванием.

– Какой?

– Да я никогда бы не подумал, что ты таким станешь.

– Каким? – несколько озаботился Пашка.

Генка поискал подходящее слово и не нашёл ничего лучшего, чем по простоте и дружбе брякнуть:

– Толстым.

Пашка, как выяснилось, Чемодан не обиделся, а только захихикал и погладил свой живот, туго обтянутый белой рубашкой и выпиравший в большую щель расстёгнутого пиджака.

– Вот такой! Ничего не поделаешь! Я уже и к диетологу ходил. Ничего не помогает. Похудею и опять набираю.

– А был-то, был, – вспоминал между тем Генка, – как велосипед, кости гремели. Помнишь, как мы тебя в шкаф спрятали?

– Это когда девчонки класс к Новому году украшали?

– Ну да.

– Ага. А я там шуршал бумагами, как крыса, и дверцей скрипел. А потом – как выскочу!

– Визгу было! – поддержал восторг Генка.

Оба приятеля захохотали.

– А я всё время у тебя списывал, – продолжал воспоминания Пашка, – ты всегда давал. Вот Колька – тот вредный был.

И он попытался изобразить Кольку, чуть шепеляво произнеся: «Сам решай».

– А ты всегда по-простому.

– А чего мне, жалко, что ли, – ответил Генка.

– Да, хорошие времена были, – ностальгически протянул Пашка, – давай-ка мы с тобой по кофейку.

– Верочка, – нажал он на кнопку, – сделай нам по кофейку.

– Извини, брат, – обратился он опять к Генке, – это дело надо бы отметить, да не могу. В другой раз. У меня сегодня встреча важная. В высоких кругах. Расширяемся, понимаешь. Бизнес... – и он развёл руками.

И друзья погрузились в воспоминания. И выпили по кофейку, и ещё по кофейку.

– А я теперь большой человек, – горделиво и в то же время по-свойски похвалялся Пашка.

– Да уж вижу, – вторил ему Генка.

– Получилось так, брат, – как будто начал оправдываться Пашка, – вы все после школы в институты пошли. У тебя там что-то крутое было.

– А толку что от той крутизны? – вздохнул Генка. – Всё ж развалилось! Кому мой диплом и учёные регалии теперь нужны?

– А какие у тебя регалии?

– Да, если честно, я доктор наук.

– Ого, – присвистнул Пашка, – ты молодец. А я после школы – в армию. Отслужил. А потом вот пошёл в бизнес, – несколько туманно пояснил он. – Видишь, своя фирма, строим, ваяем. Дела идут.

И друзья принялись выкладывать друг другу факты своей биографии и личной жизни: жёны, дети, ещё жёны и ещё дети.

– Слушай, а как ты меня нашёл-то? – вдруг спохватился Пашка. – Интервью, что ли, в газете прочитал?

– А ты и интервью раздаёшь?

– Да вот... пришлось. Реклама нужна. Я им денег дал, они ко мне корреспондента и прислали. Я думал, ты читал, – немного разочарованно протянул Пашка.

– Нет, не попалось, – ответил Генка.

– Так как ты узнал-то про меня? – продолжал допытываться Чемодан.

– А я не знал, – просто сказал Генка.

– Что, просто так пришёл? – недоверчиво хмыкнул Пашка.

– Не поверишь. Я к тебе на работу наниматься пришёл.

– На работу? – протянул Пашка озадаченно.

– Ага.

– А кем ты хотел бы работать?

– Ну, кем? Рабочим, – со вздохом ответил Генка. – Говорят, ты платишь хорошо. И регулярно, – добавил он.

– Ладно, – протянул Чемодан, прикидывая, насколько уместно иметь школьного друга в подчинении и куда его вообще можно пристроить. Не в долю же брать, в самом деле.

– Строителем, – продолжал между тем Генка. – Профессия моя теперь никому не нужна. А руками я работать умею.

– Ну, давай, возьму тебя в бригаду, – задумчиво произнёс Пашка.

– Хорошо, – обрадовался Генка.

Тут в дверь заглянула Верочка.

– Павел Константинович, – выговаривая все буквы, пропела секретарша, – у вас в два часа встреча.

– Ах, да, – спохватился Чемодан.

– Ладно, Пашк, – начал было Генка, делая попытку приподняться.

Пашка вдруг внутренне дёрнулся и сделал каменное лицо.

Верочка вышла.

– Послушай, – сконфуженно произнёс Пашка, – на работу я тебя, конечно, возьму. Только вот что, – он замялся, – ты меня при посторонних Пашкой не называй.

– Ладно.

– Слышал, как она сказала? Павел Константинович. Так и зови. Ну, а между собой, когда с глазу на глаз, можешь, как хочешь.

– Хорошо, Павел Константинович, – заговорщически произнёс Генка.

– Да, – сделал паузу Павел Константинович, – и на людях ты ... того... как бы это сказать... поофициальнее держись. И не тыкай.

– Будет сделано, – в том же официальном тоне, но с фамильярными нотками продолжил Генка.

Но Пашка гнул свою линию.

– И не тыкай, – повторил он назидательным, менторским тоном, – когда посторонние рядом.

Лицо его несколько изменилось. Он покраснел и напыжился.

– И вот ещё что. Ты ... это ... как бы... не трепись, что мы с тобой... того... ну... знакомы с детства. Для всех – у нас чисто деловые отношения. Я хозяин, ты работник.

Он чуть-чуть сконфузился, но быстро принял важный вид и тут же нашёлся.

– Опаздываю, – Павел Константинович приподнялся со стула, – извини, брат, встреча важная. Времени нет. Пока доеду... Пробки... Зайди завтра. Часиков в 11. Всё решим.

Он окончательно поднялся со своего места, подошёл и в выжидательной позе остановился у стула, на котором сидел Генка.

– Пойдём-пойдём, завтра приходи.

Генка вскочил со своего места.

Хозяин кабинета взял со стола папку и пошёл вслед за посетителем к двери. Со стороны было похоже, что он подгоняет надоевшего визитёра статью и мощью своей фигуры.

Оказавшись в комнате секретарши, он и вовсе принял повелительный вид и с расстановкой произнёс:

– Извините, зайдите завтра.

– Хорошо, Павел Константинович, – робко, в соответствии с отведённой ему ролью, ответил посетитель и вышел из приёмной, вжав голову в плечи.



("Коллекция характеров". Рига, "Gvards", 2008.)