Всегда остается неизгладимый след в памяти, когда происходит встреча с великим и талантливым человеком. Судьба подарила мне уникальный шанс, дав возможность очень близко познакомиться с творчеством Владимира Высоцкого.
Высоцкий- артист обладал способностью универсального преображения в сценический образ. И в то же время, в любой роли он оставался самим собой, со своим миром, со своими неповторимыми чертами характера и душевной энергетикой, которую, не задумываясь, без остатка отдавал зрителям. В чем и пришлось мне когда-то убедиться, видя его замечательную игру на сцене.
...Это произошло в 1967 году. Мне было тогда 12 лет. Вместе с родителями я проживала в маленькой уральской деревне Черная, недалеко от города Краснокамска Пермской области. Однажды в поселении прошел слух, что в ближайшую соседнюю деревню Ново- Ивановку приехали московские артисты. Ребятишек из нашего села, желающих посмотреть спектакль, посадили в автобус и отправили на театральное представление. Таким образом сельские власти решили доставить детворе редкое по тем временам удовольствие и собрать к тому же аудиторию в клубе.
В старом дощатом здании, мало конечно похожем на культурное учреждение, собрались школьники с первого по восьмой класс. Шум, смех, шушуканье раздавались даже во время спектакля. Актеры играли нехотя, порой фальшивя и никак не вдохновлялись от явного равнодушия к ним со стороны зрительской публики.
Это была детская пьеса, название которой, к сожалению, уже не помню. Действие ее происходило в одной африканской стране, где правили белые колонизаторы. Народ восстал против своих хозяев, но силы были неравны. Одним таким борцом за свободу становится чернокожий мальчик, который случайно знакомится с дочерью колонизатора. Он попадает в тюрьму, а девочка пытается ему помочь: готовит побег. Но вмешивается ее отец...
Действие было незамысловатым. Как-то плохо верилось взрослой тете, играющей роль девочки, в ее непоколебимое желание отстоять своего друга. Из-под коротенького платьица героини выглядывали штанишки, что вызывало невольный смех зала. Контакт между зрителями и артистами никак не налаживался. Пока не вышел на сцену этот "главный" колонизатор.
И вдруг произошло что-то невероятное. Такая злоба, ненависть против чернокожих выплеснулась в тот миг на сцену, что зал замер. И установилась мертвая тишина.
Как же мы переживали за маленьких друзей, пытавшихся вырваться из неволи. И как трепетали наши души, когда в очередном действии, вновь появлялся гадкий и злой угнетатель беззащитных африканцев. Вмиг было забыто, что роли играют артисты, что все происходило не взаправду... Мы смотрели и испытывали самые сладостные чувства от великого чуда, что называлось искусством.
А через год я посмотрела в Перми премьеру фильма "Хозяин тайги" и вдруг узнала старого знакомого. Конечно же, это был Владимир Высоцкий. Какими ветрами занесло его тогда в наше захолустье, не знаю. Он играл в детском спектакле, хотя в те годы входил уже в труппу Ю.Любимова в театре на Таганке. Но до сих пор бесконечно благодарна ему за преданность своей актерской профессии, за его дар и за честную игру для нас маленьких, деревенских зрителей, в одно мгновение уяснивших тогда суть настоящего Искусства.