А у Вас Йети есть?

Олег Вороной
А У ВАС ЙЕТИ ЕСТЬ?  (МОИ ЙЕТИ)

О Снежном Человеке писано-переписано, спорилось-переспорилось. Но я в Него верю! И всё тут. Какое-то подсознательное чувство, что должен Он быть непременно и где-то рядом. Ну не может человек выдумать того, чего не бывает! Самые, казалось бы, фантазийные фантасты чего только не придумывают, но в итоге, не проходит и сотня лет, как их фантазии – реальность! А легенды и сказания, это вообще устный документ, который передаётся из поколения в поколения. Но это всё как бы косвенное… А вот мои Йети…
Началось это в детстве. И совсем не с книг про Снежного Человека. Хотя их читал довольно много и с интересом. Но было недоверие. Как и ко всей фантастике. Что-то мне в ту пору воинствующего атеизма и пионерии-комсомола это всё казалось ненастоящим, хотя вулкан космической эры начал своё бесконечное извержение, сотрясая, озаряя и увлекая всё человечество. Пока не проговорился мой дед, Можаев Александр Кириллович. Однажды на охоте на белок. Сидели, отдыхали в тёплый ноябрьский день у костерка в Прямой Пади на вертолётной площадке (это специально вырубленная поляна, чтобы в случае лесного пожара на неё мог сесть  вертолёт и высадить пожарных). Я, под впечатлением недавно прочитанной книги, прямо и спросил: «Дедушка, а ты веришь в Снежного Человека?»
- Не верю, - был ответ. Я ждал именно такой ответ. А что ещё мог ответить первый комсомолец, кавалерист-будёновец, Сталинградский фронтовик-разведчик, настоящий коммунист? И вообще рассказывать дед не любил ни про кавалерию, ни про хунхузов, ни про войну, даже про корнёвку (поиски женьшеня) и охоту рассказывал очень коротко.
- Не верю, - повторил дед, - но необычного медведя видел. И рассказал, что в послевоенные голодные годы, каждый сентябрь, он с товарищем Зайцевым поднимался на хребет Сихотэ-Алинь в районе широко известного ныне Памятника Природы «Молодёжные столбы» (это гряда причудливых гранитных скал, одно из семи чудес Приморского края, между горами Сестра и Горелая на территории Национального парка «Зов тигра»), добывал медведя и, с ценной желчью, салом, мясом, возвращался домой.
Добыть медведя тогда было нетрудно, потому что медведи собирались на жировку на спелой бруснике и «паслись непугаными стадами, как коровы». Выбирали одного пожирнее и стреляли из винтовки.
А в тот год он ходил на бурого медведя один. Добыл, набил котомку мясом и стал спускаться вниз по тропе. И увидел пасущегося невдалеке… серого медведя…
- Я очень удивился, - сказал дед. Разных перевидал медведей: и чёрных, и коричневых, и желтоватых, и красноватых, но серого никогда не встречал. «Медведь» почувствовал, что я на него гляжу и поднял голову. И тут я удивился ещё больше: голова была круглая, без морды и без ушей. Я это хорошо рассмотрел, ведь до него было всего 50 метров. Поудивлялся, да и пошёл дальше.
Прошло 17 лет с этого дедова рассказа. 1992 год. Пять лет, как дедушка умер. Я активно осваивал разные охотничьи премудрости. Сделал весной на своём охотничьем участке у ключа Лифин солонец. Это очень просто: в большом пне выгреб трухлявую сердцевину и насыпал туда соли. Через месяц пошёл посмотреть: косули активно ходят, вокруг пня вытоптали целую поляну. И вот день 16 сентября. Я пошёл на рыбалку на этот самый ключ Лифин. Ну как не заглянуть на солонец? Надо глянуть. Подхожу, разглядываю следы. Опять множество следов косули и старых, и свежих, и совсем свежий человеческий след… Странно: кто в такую пору гуляет по лесу босиком? Или это след медвежий? И не то, и не другое. Внимательно вглядываюсь в отпечатки. Их, ясных и чётких, всего два. Остальные затоптаны косулями. Оба левой ноги. Первый отпечаток в 1 метре от пня, как будто бы след медведя. Но почему след не сужается к пятке? У медведей пятка узкая и стопа в виде треугольника.  А тут след почти не сужается к пятке, сама пятка отпечатана не вся, но явно она не узкая! Я всё аккуратно измеряю с помощью спичечного коробка. Ширина стопы у пальцев 16 сантиметров, возле пятки 14 сантиметров. Вся видимая длина отпечатка гораздо более 30 сантиметров. А пальцы?! Их пять, внутренний гораздо больше остальных! Глубина отпечатков пальцев около 5 сантиметров, чётко видны отметки шерстинок между пальцами. Но почему нет отпечатков когтей?! И, самое главное, у медведей пальцы отпечатываются почти перпендикулярно оси ступни, а тут угол, близкий к 45 градусам!!! Второй след у самого пня. Такое впечатление, что Кто-то встал на цыпочки, чтобы заглянуть внутрь высокого, полутораметрового пня. Глубина отпечатка 8 сантиметров, но и здесь нет следов когтей?!
Тем не менее решил, что до вечера ещё далеко, что успею и порыбачить, и сходить за фотоаппаратом, чтобы сфотографировать необычный след. Удачно порыбачил, сходил за фотоаппаратом. Довольный подхожу к пню, радуясь, что солнце ещё светит и могут получиться снимки даже без фотовспышки. Но! Косули приходили на солонец даже днём и затоптали все следы!!!
Как я себя ругал! Но ничего уже не поделаешь. Единственное, что смог, это записал об увиденном в свой дневник и по памяти зарисовал следы. Сообщил об этом учителю биологии и друзьям, но все они пытались меня убедить, что след скорее всего был медвежий. Да что я, медвежьих следов не знаю?!
А кто же мне тогда встретился за год перед этим на ручье Берёзовом, который впадает в реку Уссури в верхнем её течении 3 июля во время сбора ягод дикой жимолости? Когда я решил проверить, есть ли ягоды на другом берегу и перешёл ручей и вдруг почувствовал чей-то взгляд? Вглядываясь в чащу я ясно увидел на двухметровой высоте чью-то светло-серую шерсть, не далее, чем в 10 метрах от себя. Как будто кто-то огромный стоял в кустах и смотрел на меня. Я, несмотря на жутковатое состояние, попытался обойти сбоку, чтобы рассмотреть зверя получше. Почему-то сразу почувствовал, что это не тигр и не медведь, но Кто-то тихо отступил вглубь зарослей. Успел увидеть блеснувшие на более чем на двухметровой высоте чьи-то светло-жёлтые глаза, опять светло-серую шерсть в прогалинах и всё! Существо ушло! Но что это было, такое высокое, с серой шерстью? Никаких таких животных в приморской тайге нет, а те, которые могли быть такого размера, не имеют серой шерсти и жёлтых глаз. Вокруг были поломанные кусты жимолости, какие-то тропы в зарослях и большущие углубления чьих-то ног на мху и траве…
Живу и думаю: для чего это я спросил дедушку про Снежного Человека, зная, что он не верит ни в чёрта, ни в бога, а он рассказал про «серого медведя»? Зачем поехал за жимолостью, когда перед этим уже ездил и собрал достаточно? А для чего делал солонец, если ни разу им не пользовался? А-а, понял: чтобы Они, Йети, у меня были! Мои Йети… Звучит! А у Вас Йети есть?