Мухаммад ал-Йараги - Верховный муршид Чечни, Дагес

Али Албанви
Мухаммад ал-Йараги — Верховный муршид Чечни, Дагестана, Лезгистана и Ширвана


Крупнейший идеолог накшбандийского тариката, верховный муршид Мухаммад-эфенди ал-Йараги.


В 1821/22 году Мухаммад ал-Йараги через своего ученика Хас-Мухаммада аш-Ширвани, обучавшегося у него в течение семи лет, получает приглашение от муршида ал-Хаджжи Исма’ил-эфенди ал-Курдамири аш-Ширвани посетить его в Кюрдамире. Будучи наслышан о кюрдамирском проповеднике, Мухаммад ал-Йараги с радостью откликнулся на приглашение. Как пишет М. Махмудбеков, они «рассуждали об истинном смысле многих мест Корана, об упадке их религии, о средствах её восстановления и о последней и главной цели - поднятия оружия против неверных».


Мухаммад-эфенди родился в 1771 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа (ныне урочище в Магарамкентском районе Дагестана) в бедной семье местного муллы Исма’ил-эфенди. Дагестанские историки Х.Х. и А.Х. Рамазановы совершенно необоснованно пишут, что «Мухаммад Ярагский – агулец по происхождению, лезгин по языку». По сообщению М-Г.М. Садыки, известно, что прадед Мухаммада ал-Йараги, Нюзюр ал-Йараги ал-Курали, т. е. из селения Йараг Кюринского округа, со своей семьей несколько лет жил в агульском селении Квардал (ныне село в Курахском районе Дагестана).


По сведениям исламоведа М.А. Абдурахманова, никто из семейства Нюзюра ал-Йараги ал-Курали, в том числе он сам, дед Мухаммада ал-Йараги – Ших-Камал, его отец – Исма’ил-эфенди, не были женаты на агулках. После нескольких лет проживания в сел. Квардал, прадед Мухаммада ал-Йараги переселился в сел. Вини-Яраг и жил там. Там же родились Исма’ил-эфенди и его сын Мухаммад. Так что никакого родственного отношения Мухаммад-эфенди ал-Йараги к агулам не имеет. Да и сам Мухаммад ал-Йараги пишет, что «его отец – сын муллы Ших-Камала, а он – Нюзюра ал-Йараги ал-Курали». Обратите внимание на то, что он пишет о своем прадеде «Нюзюр ал-Яраги», т. е. Нюзюр из Йарага, а не «Нюзюр ал-Квардали» — Нюзюр из Квардала.


Основам мусульманского образования Мухаммад-эфенди учился в родном селении. Он совершенствовал свои знания у алимов в селениях Согратль и Араканы. Его учителями были известные в Дагестане алимы Саид ал-Аракани и тесть Мухаммада-эфенди — Мухаррам-эфенди ал-Ахти. После учёбы Мухаммад-эфенди вернулся к себе в Йараг, где открыл медресе и преподавал грамматику арабского языка, теологию, логику и риторику. У него учились выходцы не только с Южного Дагестана, но и также второй шайх накшбандийского тариката в Дагестане Джама ад-дин из Кази-Кумуха, будущие имамы Гази-Мухаммад и Шамиль из Гимры, Хас-Мухаммад из Ширвана и др.


Как пишет внук Мухаммад-эфенди, ал-Хасан ал-Алкадари, шайх «был весьма глубоким учёным, и у него много произведений. Причем в арабском стихосложении он бесподобен». Книга Мухаммада-эфенди ал-Йараги «Асар» издана в 1910 г. на арабском языке в типографии М. Мавраева. Книга состоит из трех введений, двух поэм и прозаической части, посвященной описанию автором своего жизненного пути и воспроизведению своих взглядов на мир, земную жизнь человека, на роль религии в обществе и на события в Дагестане. Во вводных частях излагается религиозно-философское кредо шейха. Как пишет исследователь его творчества А.Г. Агаев, «обращает на себя внимание его осведомленность в истории мусульманской религии и в творениях арабо-мусульманских мыслителей различных стран.


В книге содержатся поэмы, «большая» и «малая» касыды, рифмующиеся на «Т», переписка о его встречах с другими шейхами, отрывки из писем в стихах, мелкие записки. В цикле стихов Мухаммад-эфенди описывает свою деятельность, по распространению тариката. Сохранилось внешнее описание Мухаммада-эфенди ал-Йараги:


«Мулла Магомед был весьма замечательной наружности. Высокого роста, худощав, имел выразительное лицо, умные глаза, хотя опухшие от частых ночных бдений, совершенно белые волосы и короткую седую бороду, окаймляющую смуглое лицо его».


Автор: ‘Али Албанви

На фото (современная реконструкция): Портрет Мухаммад ал-Йараги.


Литература

1. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Духовный вождь дагестанского освободительного движения XIX века. — Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГУ, 1996. — 212 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/32avot, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.10.2011). — Яз. рус.