Загадочная русская душа

Гулевский Серж
      Существует ли на самом деле такое понятие, как «загадочная русская душа» или это просто обывательские выдумки? С недавних пор мне стало казаться, что это не выдумки. Помните фильм "Любить по-русски"? Это как? Тут есть много места для фантазии. Любить по-немецки, по-японски, по-китайски? "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить.." и т.д. Если не душа, то русский менталитет точно существует. В подтверждение своих домыслов я приведу несколько примеров.
 
Удивительно, как любит заниматься самобичеванием русский человек. Этого вы не встретите ни в Америке, ни в Европе. Америка - это вообще совершенно отдельный мир, там всегда всё хорошо и всё самое лучшее. В это верит подавляющая часть населения не только России, но почти всё население земного шара. Реклама делает своё дело. Услышав слова «Кока-Кола» или «Макдональдс», подавляющее число американцев сразу начинают испытывать гордость за свою страну (среди россиян таких людей гораздо меньше), притом, что некоторые американские граждане иногда побаиваются пить и есть продукты этих компаний. Главное для них это то, что это американские продукты и одного этого им уже достаточно, чтобы начать испытывать патриотическое чувство.
 
Не так обстоят дела в России. Если сказать, что «КАМАЗ» это лучшая в мире марка машин, то многие россияне испытают скорее чувства недоумения. Как это? Такое разве может быть? Я подозреваю, что после таких слов некоторые граждане нашей страны могут попадать со стульев. Многие станут возмущаться и набрасываться на меня.   «Ну не может же наша машина быть лучшей в мире! Это же абсурд! Такого в принципе не может быть»; скажут они. Если вы приведёте им факты того, что КАМАЗы несколько лет подряд завоёвывают первые места в гонках "Ралли Париж-Дакар", они просто посмеются над вами. «Чудак человек»; возразят они; «это специальные машины, которые отлаживают опытные механики, возможно, некоторые агрегаты КАМАЗов вообще заменены на импортные». Приведут вам ещё десяток аргументов в пользу того, что наши машины не могут быть лучшими. Такая картина никак не вписывается в созданный в их головах миропорядок, и потому они будут стоять на своём: этого не может быть потому, что этого не может быть в принципе! В ход пойдут самые невероятные предположения. Когда все аргументы закончатся, они предоставят ещё кучу: это просто наши водители такие выдающиеся ребята, специальная сборка и т.д., но машина не самая лучшая!

Как хочется им верить, что в Германии или Франции дела обстоят совершенно другим образом. На минутку можно представить себе, как в этих странах с заводского конвейера выходит машина «Мерседес» или «Пежо», и обыкновенные заводские парни Ганс или Жан (у нас почему-то всё наоборот, в «КАМАЗ» садятся асы своего дела?), не заглядывая под капот, сразу садятся в автомобиль и отправляются на гонки «Ралли Париж-Дакар». Зачем им проверять машину, копаться в моторе:  это же «Мерседес», работает как часы! «Пежо» тоже должен работать как швейцарские часы, и всякие проверки будут излишними. Будучи в своём уме, может ли кто поверить в такие небылицы? А наши люди верят! Мало того, они ничего странного в этом не видят! Что по этому поводу можно сказать – загадочная русская душа?!
 
Один мой товарищ очень сильно восхищался электроникой фирмы «Сони». Он почти убедил меня в том, что в надёжности японской электронной аппаратуры может сомневаться лишь последний болван. После того, как у него через год сломался телевизор «Сони», он ничуть не разочаровался в качестве их товаров. «Это просто случайность. Тут нет ничего удивительного»; сказал он мне. Даже то, что у меня вскоре сломался фотоаппарат той же фирмы, ни на йоту не повлияло на его веру в эту фирму. Он убеждал меня в том, что, возможно, аппарат был сделан не в Японии?! Этот аргумент я даже не хочу расшифровывать, но для многих "экспертов" в этой области сей фактор имеет большое значение.

 Каким же крепким должно быть доверие российского гражданина к иностранным фирмам? С таким непререкаемым авторитетом можно из гнилой сосны делать эксклюзивную мебель и продавать по цене красного дерева. Наш человек этого даже не заметит. Каковы же должны быть шансы, что у моего приятеля через год сломается телевизор «Сони», а ещё через год сломается мой фотоаппарат той же марки? Я думаю, шансы должны быть очень маленькими, а по большому счёту просто мизерными. Или реклама всё врёт нам, или у меня уже не русская душа? Уж больно я стал недоверчивым.

А ещё мой приятель говорил, что где-то в Скандинавии существуют дороги с подогревом. Зимой они якобы нагреваются, и снег на них просто тает. Ну а летом, должно быть, эти дороги охлаждаются, чтобы такие раздолбаи как он бегали по ним босиком  и не обжигали своих пяток. Ну, в общем, вы поняли, что я хотел сказать. Всё как в той сказке: «И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».