Армейский Курс Ибис

Медведев Дмитрий
Меня сразу же перевели на новый курс при авиабазе "Пальмахим", назвав его "ашлама" (восполнение), хотя я лично относился к пехотному типу войск. Сперва я очень обрадовался, подумав, что все-таки удалось добиться более профессионального курса (чем какой-то "ховеш крави"), так как получил значок крылатого змея, свернувшегося вокруг английской буквы "V", приняв его за еще один вариант медицинского символа. Обычно значки присваивались лишь по окончании курсов, но они также могут являться знаком принадлежности к какому-то виду войск.

Еще порадовало новое обмундирование: красные сапоги, краповый берет, майки и дополнительные пары несносных носков (в смысле очень крепких), ведь у них работа самая тяжелая: весь день на ногах. А если у хозяина еще и насморк, то служить им вдвое больше. Получил еще одну карточку солдата с новым номером. Самая непонятная добавка, но дают – бери (а не дают – отбери), как гласит народная мудрость.

Однако оказалось, что я не отношусь к элитному подразделению "Маглан"* (собственно, до этого я о нем и не слышал), так как у них свой курс и своя подготовка. Однако, мне предоставляется возможность пройти спецкурс под тем же командованием или что-то вроде того. Словом, запутали все мозги, но когда нечего терять, можно рискнуть всем – я спокойно подписал все, что требовалось.
Это был странный месячный курс войск разведки, где, как я заметил, во всей символике так или иначе присутствовали крылья, хотя это, наверное, логично для авиавойск. Многие инструкторы носили значки черно-серебристого ворона со "звездой Давида" в центре. После мне объяснили, что это не ворон, а зимородок**. Какая, нафиг, разница! Что же меня действительно потрясло – это когда выданный мне "змей" на значке оказался птицей с очень длинным клювом – ибис*. Ну просто за-Ибис, как все сложно!

Начали проясняться примерные цели курса. Оказалось, что это спецподготовка узких специалистов, к прохождению которой допускается определенный психологический профиль (кроме медицинского профиля, есть еще и психологическая шкала). Это престижный экспериментальный курс, не гарантирующий реального действия – просто уникальная подготовка "на пробу". Что ж, я проучился в двух экспериментальных заведениях – вполне логично и в армии не нарушать эту традицию. А престижными в израильской армии называют практически все курсы.

Курсанты не были здоровяками из спецподразделений или очкариками-ботанами. Наоборот – сплошные серые личности. Нам не давали повышенные нагрузки или заумные тесты. Было очень много бесед, как групповых, так и личных на иврите и русском. Болтали о всякой ерунде, что жутко напоминало университетский курс "меамануёт бейн ишиёт"***. Каждый день утром и вечером были лекции, которые я окрестил "промывкой мозгов" по секретности информации. В курс входила всякая чепуха, типа, что говорить и не говорить родным и друзьям, как себя не вести и что не носить на гражданке. Разумеется, речь не шла о перевоспитании в пионеров – скорее, правила были интуитивно понятны: с друзьями общаться охотно и много, но не давать поводов подумать о дополнительной функции, или, увидев сослуживцев с курса на гражданке, относиться, как к незнакомому человеку. Разумеется, никогда и нигде не носить значков, которые мы получили или получим в будущем.

Надо отметить, что это работало, хотя в этом я не сознавался даже самому себе. По крайней мере, за весь последующий срок службы я даже званий не пришивал на рукава, за что мог схлопотать от армейской полиции – так и ходил "молодо-зелено", как сказал бы мастер Йода о себе в отрочестве. А из значков носил лишь медицинскую змею на красном фоне, как символ "ховеш крави" – не носить сей знак на гражданке было бы весьма странно, поскольку все "ховшим" (медики) его носят.
В плане общения проблем не было вовсе, поскольку я и так не был чрезмерно общительным в армии, а тут вообще замкнулся в себе по принципу: молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои. Примерно то же можно было сказать и об остальных: никто ни с кем не общался даже после отбоя. Было очень много репатриантов, почти половина с русскоязычной внешностью, а сколько на самом деле, оставалось догадываться по акценту. Но даже с ними я не общался, впрочем, как и они между собой – просто проходили курс и все, разговорчики лишь по делу и исключительно на иврите.

Люди на курсе менялись: одни пропадали, новые приходили. Складывалось ощущение, что у курса нет начала и конца, по крайней мере, для какой-то отдельной группы. Ничего, главное, что у меня есть я – МЫ справимся, да и в общем-то НАМ здесь нравилось. Особенно эти ощущения таинственности и недосказанности, которые даже не хотелось раскрывать. А главное – тут не было шмирот (дежурств), мытья посуды и уборки территории. Все-таки это была база ВВС, а не наша. Вообще эти курсы очень напоминали универ с общежитием на его территории, только друзей у меня здесь не было. В выходные мы уезжали домой, поскольку охрана базы предоставлялась людям в белом#, возвращались не на построение, а сразу на лекции. Как я понял, единственным наказанием на этом курсе являлось отчисление или перевод – перевоспитывать муштрой или дисциплиной никого не собирались – все должны быть самосознательны.

Начались занятия по обращению с "воздушным змеем" – прямым передатчиком со "слухачом" или лазерным микрофоном удаленного действия, вся суть которого заключалась поймать четкий сигнал, а оператору нужно было лишь настраивать частоты. Но что интересно, сам оператор речи не слышал – лишь сигнал, делая подводку частот для увеличения четкости, а уже ведущий "летучего змея", принимая этот сигнал, расшифровывал его. Вроде как, таким образом система защищала сама себя: передающий сигнал не знал ни что он передает, ни куда. В свою очередь, принимающий знал, что передают, но не знал откуда и как. Между маяком и базой была лишь невидимая ниточка, державшая "воздушного змея". 

Самому "змею" требовалась постоянная смена частот в четкое время, пропустив интервал которого, все последующие действия теряли смысл. Поэтому, даже если аппаратура попадет в руки врага вместе с оператором, который расскажет, как ею пользоваться, упущение интервала не даст пустить "дезу" в эфир.

Поймать "змея" достаточно реально. И тут не было примерных сказок о "Мальчише-Кибальчише", который под пытками хранил страшную тайну Красной Армии, что она всех сильней. Зато было несколько легенд. Например, если ловят "змея" на территории без оборудования, то он – случайно забредший турист с паспортом другой страны, разумеется, без знания арабского – заподозрить его в шпионаже просто нелепо. Или, как вариант, если дурачка ловят за непотребным делом, и тут я имею в виду работу с дорогущим американским оборудованием, тогда отвечать на все вопросы без утайки: рассказывать все, о чем спрашивают, и постараться тем самым сохранить себе жизнь и здоровье. Все остальное дело ШАБАКа – активно действующий и более серьезный уровень спецслужб.

Учеба была как дневная, так и ночная – например, ночью учились ходить с "мышью" (прибор ночного видения) и настраивать аппаратуру в полной темноте. Впрочем, это как раз было несложно, поскольку все упрощено до идиотизма. И хотя полная упаковка брезента, где хранилось оборудование, занимала не меньше часа, все детали были достаточно крупные и интуитивно понятные для определенных ситуаций – что-то вроде объемного пазла. Но, будучи художником в душе, я не столько поражался техническому прогрессу, как красоте ночного неба, предстающего через "мышь" невообразимо прекрасным зрелищем с бесконечным количеством звезд, которые, словно росинки или алмазики, были раскиданы по черному полотну. Правда, после этих красот болели глаза и отказывались привыкать к темноте, требуя вернуть "мышь". Бегать в таком состоянии было просто невозможно, но, к счастью, ночных марафонцев из нас никто и не делал.

Проходили также курс "крав мага" у инструктора с нелепым значком железных крыльев с черным ромбом посередине и серебряным кулаком внутри. Сей беджик он цеплял на свою кепку. Однажды, потеряв свой инструкторский головной убор, он в наказание был обязан неделю носить панаму-тембель##, действительно создающую дебильный вид. Но прикалываться над инструктором по рукопашному бою могут разве что инструкторы по стрельбе. Собственно, с тех пор к шапкам такого типа я отношусь, как к наказанию, и предпочту получить солнечный удар, но не надеть это убожество.

Сам "Крав мага" мне понравился своей техникой – ничего лишнего, как в красивом капуэро или перенасыщенном национальным колоритом боевом гопаке, нет запретов бокса на удары ногами, нет ограничений карате и спортивного кикбоксинга. В отличие от айкидо, стиль вообще ориентирован на максимальный ущерб в наименьшее время для людей без особой техники, рельефных мускулов или боевой подготовки в прошлом, то есть подошло бы любой девушке. Запретных приемов нет вообще, много болевых, но, в отличие от джиу-джитсу, реально вести оборону против более чем одного противника и, опять же, не требует оттачивания техники. Нет, разумеется, были вещи, требующие качественной отработки, но месячный курс не сделал из нас спецназа, хотя давал основные понятия и принципы.

Для меня курс закончился как-то внезапно, также как и начался, поскольку никто не говорил, что он будет идти месяц или вроде того. Не было церемоний окончания или последнего слова. А просто в один день приехал автобус, набрал по списку народу с разных курсов и развез всех по остановкам, как мне показалось, в рандомальном порядке. Меня высадили на перекрестке Ихуда и объяснили, как добраться до станции поезда в Тель-Авиве. На все это я смотрел, словно со стороны, толком не понимая, что и зачем делается – просто делал, как говорили, без лишних вопросов.

Совершенно не ориентируясь в городах израильского центра, я, разумеется, заехал не туда, поэтому опоздал на поезд, и пришлось ехать автобусами. В тот же день мне позвонили и приказали явиться на Бакум для дальнейшего распределения. Только тогда я и понял, что курс для меня закончен, вот только удачно или нет, было совершенно непонятно.


* «Ибис» - подразделение "Маглан", собранное из Шальдага и ВДВ для выполнения спец операций за линией фронта (на фото значок)
** «Зимородок» - подразделение «Шальдаг», ВВС, Пальмахим. Официальная задача — осуществление операций коммандо с применением высоко-технологического оборудования.
*** Все студенты на мед.факультетах в Израиле почти каждый семестр проходят вариации курса "искусство общения с людьми"

# ВВС носят светлую форму, в отличие от пехотных войск в зеленом
## Тембель – дурак, дебил (ивр.). Панама-тембель – панама-грибок.

База под Иерусалимом: http://www.proza.ru/2011/10/23/763