Кино

Вихлюн
Ещё будучи школьником начальных классов, я все свои каникулы проводил в деревне. Просто мама от меня отдыхала, а я был таким наивным, что думал будто бабушка и дедушка всегда были в не себя от счастья, когда я приезжал к ним на вынужденный отдых. А все проблемы что у них случались, в тоже мгновение, отходили далеко на другой план, во всяком случае, так мне казалось. И не знаю точно, то ли бабушка и дедушка так хорошо притворялись в любви ко мне, на моих же глазах, то ли я слишком любил их, чтобы не замечать их проблем. Да и кому они вообще нужны чужие проблемы? А когда по-настоящему любят, весь негатив обычно проносится мимо глаз, это я знаю теперь наверняка.

И вот часто по вечерам от нечего делать, я обычно собирался со своим другом на очередной киносеанс. В то время, в сельском клубе, работал настоящий кинотеатр, по которому крутили все новые и не очень, советские фильмы прямо с киноплёночных бобин. Это только потом, вдруг неожиданно для всех жителей советского союза, объявили что коммунисты оказывается были плохими и не заботились о своём народе. Видимо именно в связи с этим кинотеатр решили закрыть, как говорится в знак протеста. Правда самих причин данного протеста, протестующие, до сих пор не в силах понять, ни тем более осмыслить, но как говорится прошлого не вернуть, как и самого кинотеатра.
Но тогда, мы ещё даже не догадывались о тех переменах, что ждут не только нашу страну, но и судьбы каждого из граждан бывшего и когда-то, не побоюсь этого слова,  великого СССР. А поэтому жили спокойно и счастливо, с уверенностью, что всё так и останется на завтрашний день. А если что-то и изменится, то конечно только к лучшему.

Перед тем как начинался очередной сеанс, мы с приятелем частенько заходили в операторскую деда Гриши, который жил недалеко от клуба, и наблюдали за тем как он ловко и умело заряжает плёнку, в этот сложный и малопонятный для нас агрегат, свет которого был сродни настоящему волшебству. Сначала в один проектор, потом другой, и так по очереди. А ещё, в обязанности деда Гриши, входило создание новых афиш, на которых ровным и красивым подчерком, с помощью специальных кистей и чернил, выводились новые названия фильмов.  Готовая афиша, всегда заранее вывешивалась на самое видное место, общей доски объявлений, которая в свою очередь располагалась прямо перед сельским клубом. Проезжающие мимо колхозники, возвращавшиеся после тяжёлого трудового дня, внимательно читали каждую из них словно передовицу, и решали, идти им в кино сегодня или нет. А так как по одному названию и общей тематике фильма, весьма трудно догадаться, о чём он, неизбежно наступали разочарования. Но и это не особо отпугивало, так как усиливалось ожидание  неизвестности, или лучше сказать сюрпризности той или иной картины. А нужно признать, что в силу своего малого возраста и недостатка жизненного опыта, я понимал далеко не все фильмы со скобочной характеристикой «комедия».

К слову сказать, фильмы случались разные, может быть именно поэтому мне до сих пор нравятся одни из самых странных лент СССР? Ведь их и тогда в принципе мало кто понимал, не говоря уже о сегодняшнем времени, а мне они всё равно нравятся. Да и само искусство кинематографа того времени, ничем по сути не ограничивалось, разве что цензурой и полётом мысли режиссёра. А раз прямым текстом ничего нельзя сказать, приходилось выкручиваться по средствам непонятки. С другой стороны, каким бы сейчас выглядел фильм «Кин-дза-дза», если бы его сняли в наше сегодняшнее свободолюбивое время? И вот сижу я в кино, и словно проваливаюсь в этот экран, глубоко переживая за каждого актёра, к тому же автоматически примеряя на себя его непростую судьбу.

Ещё мы очень ждали отечественных комедий, которые к моему глубокому сожалению показывали очень редко, а почему? Этого я не знаю до сих пор, а возможно что и не узнаю никогда. Но тогда уж, пришедшие на киносеанс зрители не просто смеялись, они ухахатывались и даже падали на пол, от казалось бы, простых и давно приевшимся нам шуток. Да и представить себе подобную реакцию на современные картины, сейчас практически невозможно. Редко за один сеанс по залу пронесётся больше трёх раскатов от взрывов хохота. А ведь во время немого кино, фильмы Чаплина и вовсе были пределом мечтаний. Кстати спасибо большое советскому телевидению, ведь именно благодаря ему я познакомился и с творчеством Чаплина, и неоспоримым талантом Бастера Китона. Это позволило вести довольно справедливый сравнительный анализ современных лент, и прейти к выводу, что современный юмор не так уж и далеко отошёл от фундамента основоположников данного жанра. А это значит, что современным режиссерам остаётся лишь два пути: либо снять новые идеи не уронив планки поставленной мастерами прошлого, либо пойти по пути деградации, что весьма заметно в большинстве картин снимающихся бурным потоком, смывающим на своём пути любые шедевры. Ну а главную строчку зрительских симпатий народного киночарта во времена моего детства, по законному и весьма обоснованному праву занимала легендарная картина Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Её мы ждали как манны небесной, и не важно в каком виде хоть по телевизору, хоть по телеэкрану.

Но, с другой стороны, если комедий долгое время не было, то можно было довольствоваться и Индийским фильмом. Двух-серийные картины, занимали большее количество времени по хронометражу, и билеты на них естественно стоили дороже. Обычно за вечер показывали две разные картины, или один индийский фильм, разбитый по частям. Это была своеобразная экономическая эротика для сельчан. Именно поэтому они были популярнее, чем Американские и Европейские картины, которые чудом показывали на экране, так они были редки. Ведь в Индийском кино всё просто: влюбились - тут же спели и сплясали, потом измена - снова стучат в бубен и дрыгаются, и так до тех пор, пока кто-нибудь не умрёт или наоборот родится. Были и боевики, но скажем для неизбалованного «видеосалонным Брюс-Ли» детского мозга, и Индийцы считались не хуже азиатов. Что только стоят одни их фамилии – Чакрапурти или Чакраборти? А бывало, что суровые сельские мужики не раз подмечали во время просмотра некоторые особенности местной жизни. Одно из таких замечаний звучало примерно так:
- Что гляди-ка, Индия дикая страна, касты и всё такое. За мужика из низшей касты, никогда не выйдет девушка из высшей, не то что у нас все равны друг перед другом. А между прочим дикари то дикари, но тем не менее ездили на отличных иномарках того времени. А у нас тогда, даже паршивой копейки не выпросишь у государства, все на очереди. И даже те, кто не собирался покупать. Но занять её ты был обязан, в крайнем случае место можно было продать либо выгодно обменять.

Это была мода своеобразная модная тенденция того времени, становится в очередь и ждать чего угодно, словно в рулетку играешь. Бах! Сегодня вам повезло, домой поедете с копчёной колбасой. А ты такой  - «Уррррааааааааа!!!!», у нас сегодня будет колбаса! А у Сидоровых то нет, во как!
А жена вместо того чтобы порадоваться за компанию, вдруг начинает тебя осаживать – А зато у Серёги жена импортные джинсы достала себе, а вот ты не смог? А муж глубоко вздыхая и отвечает:
- Так ведь где у нас тут в селе импортные джинсы продают?
А она – А вот хочу и всё! Достал же сын кузнеца Вакула, для Панночки новые черевички? И блин, ну почему они все говорят именно про это? Вот Достоевского она вряд ли читала, а эти ёб….е черевички везде встревают в разговор, где только можно и нельзя. И вот уже вечер наступил, и оба хмурые ложатся в общее супружеское ложе, и тут же у неё срочным образом просыпается неведомо откуда взявшаяся головная боль. А ты лежишь в темноте отвернувшись, а в голове у тебя только и мыслей о черевичках да о сегодняшней колбасе, которую так никто и не попробовал, потому что оставили до ближайших праздников.

А ты в это время не отрываешься от экрана и словно проживаешь вторую жизнь вместе с героем в своём разуме. А кто из нас тогда не мечтал быть «фантомасом»? Крутые машины, погони, приключения? И это для того мальчишки, который обычную доску, может принять за наимощнейший пулемёт советского образца, настолько было развито воображение. Да и как ему быть не развитым, если альтернативы и вовсе не существовало, вот и приходилось взамен выдумывать и создавать что-то своё собственное. А что наши дети сейчас? Они не могут придумать какой подарок им купить на очередной день рождения, потому что в детском магазине продают оказывается совсем не интересные игрушки. Видите ли, «Лего» им по-барабану. А я за «Лего» будучи ребёнком наверно запросто на минное поле пошёл разминировать. И ещё неплохим бы минёром был, потому что энтузиазм пёр из всех щелей, и это без всякой психологической и мотивационной стимуляции. Проще говоря дурной силы было столько, что каждый день становился как праздник. Придумывалось столько новых игр и вещей, что сейчас такое сложно отыскать даже в самой интеллектуальной видеоигре. Нашей площадкой была вся окрестность посёлка, и если нужно было бегать, то мы бегали. Так что игра в казаки-разбойники, занимала иногда жуткое количество времени, и тех расстояний, которые тоже приходилось пробегать. А сидеть в доме можно было лишь по вечерам, когда на улице уже совсем темно или в самую плохую погоду. Да и то, терпения не хватало. Стоит лишь прекратить идти дождю, как выходишь на улицу в резиновых сапогах и давай глубину только что образовавшихся луж измерять. А измерив, начинаешь строить флотилии кораблей, да ещё соревнуешься  на предмет количества и оригинальности своего судна. А сделать самому корабль и вовсе не проблема. Нет бумаги? Не беда, тогда пойдут деревяшки, и так кто на что горазд. Ведь в кораблике что самое главное? Не только как он выглядит и из чего сделан, а главное то, как он поплывёт и сколько продержится на воде. А надоест с кораблями возится, всегда можно поупражняться в меткости метания камней. Вот и приходится переквалифицироваться из бывалого в лужных походах «морского волка», в меткого и бравого снайпера-артиллериста. 

Детство, это такое состояние, когда ты пока ещё не знаешь какой он этот взрослый мир. А в нём то всё конкретно, и поэтому пока ещё не окунулся в это болото с головой, всё интересно и во всё веришь, даже в собственные выдумки. И сны тебе пока снятся совсем не взрослые, а детские и добрые с лошадками и серым волком в кустах, чтобы не имел привычки расслабляться. Между прочим этот серый волк был у каждого ребёнка без исключений, только потом многие подыхали от недосмотра, а жаль. А сейчас? Ну вот что вам сейчас снится, а? Эх вы, что ж вы за люди такие, так безжалостно отсечь у себя с корнем, свою родную детскую доверчивость и непринуждённость. Если ребёнок говорит дай, то это значит что ему не просто нужно что-то для совершенно чего-то другого, а он реально это хочет. Потому что современный ребёнок, может запросто попросить у родителей купить роликовые коньки, только для того, чтобы обменять их, на настоящий сатанинский кинжал, который не продаётся просто так. Так ведь и ребёнок нормальный, просто увлекается готикой. А что тут такого? Как будто вы в детстве не болели всей этой чепухой с длинными волосами? Ну ничего, в армии то вас быстро вылечат.

А ты смотришь на всё это в экран и думаешь, как приятно смотреть фантастику, словно в своё будущее заглядываешь. А что такого? Любой фантастический фильм имеет право на своё собственное индивидуальное будущее. И если не всё, то хотя бы кусочек. Помните как в одном из фильмов тех лет, когда о компьютерной графике и слыхом не слыхивали, показывали плоские экраны телевизоров? Так вот сейчас плоский экран это уже норма. И никто ведь из правительства не выдавал специальных указов, срочно менять все имеющиеся в наличии старые телевизоры, на новые. Да вот только теперь, кинескопный телевизор, выглядит как артефакт прошлой цивилизации. Большой, неотёсанный и тяжёлый.

А знаете почему все находки остатков от прошлых цивилизаций, заканчиваются примерно одной и той же датой? Спрашивается, а что же, выходит что примитивные ручные поделки предыдущих поколений вы так и не нашли? Нет, говорят мировые учёные-раскопщики, это и есть самые древние. А наши самые древние предки, между прочим, уже имели что-то типа украшений, в том числе и из раковин. В общем, все где угадывался ручной труд, осуществлённый интеллектуальным существом, считался своеобразным человеческим изделием, так как кошка вряд ли сможет выцарапать что-то подобное, да не было в этом необходимости, это у людей вечно свои причуды. И не догадываются наши современники, что поделки первобытных людей, могли быть только в виде больших и слегка отесанных камней, так как инструменты для обработки были ещё более примитивными. Да и те старались не особо обрабатывать свои камни, так как любили свою природу в первозданном своём виде, и восторгались её дарами, не меньше чем мы сейчас восторгаемся телевизорами с функцией 3-д изображения.

А тот, кто находил самый красивый камень, считался богачом и ему отдавались все самки в стаде. А были и такие, кто находил три и более красивых камней, и тогда уже становился властелином страны. Считалось, что дичь может завалить каждый дурак, а вот камень найти, да ещё красивый, только избранный. Мало того, людям нужно было во что-то верить, а под рукой ни и иконы ни креста, как сейчас например, а тут валуны, валяются на почётном месте подлецы, да ещё говорят о них, будто божественно красивы. Ну и начали в ноги камням кланяться. Так говорят в Шотландии и появились «стоунхеджи». А ведь большой камень нужно было ещё и перенести в хорошее место. Так кто же из них признается, что мучился во время такой транспортации зря?
В общем сначала как водится, кланялись камням просто ради признания в любви, как говорится по-старинке. Потом грамотную историю приплели, как раз уже и язык придумали и письменность подоспела, всё чин-чинарём. А тот кто против - отправится прямиком в ад. А в то время, они в отличии от нас продвинутых, во всё верили словно большие дети, такие вот были доверчивые идиоты. И пошла религия в плясовую. И камней разными именами обозвали, и жертвы начали приносить, в общем полная дичь невежд и недоучек. В современном обществе, как вы уже догадались, людей с подобным поведением называют сумасшедшими, и запирают куда нужно. Мало их сердечных, последователей тех времён осталось. А в те времена, подобное поведение считалось нормой, и не дай тебе бог быть умным, либо ещё как-то отличатся от других. В лучшем случае убьют быстро и безболезненно, а могут ведь и помучить во имя «каменной» справедливости.

Кстати, привычка наказания в виде забивания жертвы камнями, до сих пор сохранилась у некоторых из мусульманских религиозных общин. Попадались конечно и ренегаты поумнее, они то собственно и находили нужные камни, и тут же объявляли их божественными самостоятельно, не дожидаясь пока за них это сделает кто-то другой. А так как все население уже досрочно вступило в «партию каменной веры», все и верили, причём абсолютно искренне. И настолько, что готовы были жизнь за неё отдать. Да и как не верить, если уже на основе этой веры сменилось несколько поколений, и дед твой верит и отец. Тут воле не волей поверишь во всё что хочешь, благо примеры перед глазами. А тех, кто знает с чего эта вера зародилась уже и в живых нет, а верить в правду уже и не захочется, так как по сути глупость весьма очевидна. Собственно за примерами далеко ходить не надо, и сейчас могут одновременно верить в то что бог сотворил землю, и в то что её породил огромный взрыв во вселенной. Кстати вы никогда не замечали, что глупые ошибки в истории наших предков очевидны даже первоклассникам, а в то время даже лучшие умы не замечали очевидного. Просто вера бывает не только сильной но и слепой. А тем временем камни то, точнее приближённые к ним служители культа, смекнули мол, неплохая идея. Раз вера имеет такую силу, то нужно быть совсем глупым, чтобы не воспользоваться сложившимся положением. Ну и конечно не обошлось без приписывания камням чудодейственных случаев, их божественного вмешательства в жизнь верующих и т.д. Пошёл к примеру дождь, благоприятствующий урожаю, это значит что камни решили задобрить своих прихожан, а нет, так значит плохо молился и усомнился в собственной вере. Вот и составили план по расширению сфер влияния. А потом, когда общая концепция была продуманна, собрали весь имеющийся боеспособный контингент на площади и сообщили: «Там вон чуваки, в километрах так ста от вас, верят не в камни а в деревья! Такие вот они отступники от истинной веры».
- Ах они негодяи! – вскричали возмущённые праведники, и давай на них священной войной идти.

Вот так обыкновенная природная выдумка, в совокупности с человеческой кашей в голове, стала причиной первой кровопролитной бойни. До этого ведь люди убивали только животных, но ни в коем случае не себя, за исключением случаев выживания, когда деваться было некуда. Мало того, даже если ты ненавидел кого-то из своих соплеменников, то и в этом случае должен был мирится с тем, что он был в первую очередь нужен для всего стада, простите общества, в целом как дополнительный охотник. И вот чем больше было охотников, тем больше становилась дичь, и конечно повышались шансы на выживания всей общины. И уже исключалась необходимость, по нескольку раз на день гонятся за мелкой добычей мелкими группами, достаточно просто завалить  одного мамонта всей ватагой. И ведь пришли постепенно к коллективному труду. Один шкуру сушит, другой шьет одежду, третий мясо заготавливает, четвертый кости отбирает. Ну а тот кто послабее, картины в честь великих воинов на скалах рисует. И не важно что через Н-ное количество лет, никто и не догадается узнать в непонятном рисунке великого воина племени Васю, главное что в то время эта ветвь творчества была актуальной. А добыча тем временем становилась крупнее и крупнее, прямо пропорционально текущему росту населения внутри общины.

Собственно любое время требует своих определённых и решительных действий, а движение это жизнь. Пока один ренегат не додумался своей учёной башкой о том, что можно не гонятся за буйволами или оленями постоянно, а вместо этого, учитывая их явно мирный поведенческий характер, поймать нескольких самцов и самок, сделать искусственную ограду и разводить. А что? Едят то они траву, а не людей, так что травы можно и нарвать самим. И напоить тоже. Так и появились первые сельхозугодия. Но тогда их специфика была строго мясо-молочной. Да и молоко верно не сразу попробовать решились. Но тем не менее время шло, ели мясо, кисломолочные продукты, такие как сыр и творог (так как свежее молоко быстро скисало, а холодильников ещё не было), да и фрукты всякие. В общем ели всё что вырастет.
Зато сейчас, зайди в любой супермаркет, а там тебе…. Стоп, стоп….мы отвлеклись. В общем была полная идиллия и в желудках и в мышечной массе, не говоря уже о величине….ну сами знаете чего. У всех были такииииие, что Роко Сифреди взглянув хотя бы на один, просто выбросился из окна в панике и слезах от собственной неполноценности. Поэтому и жёны наших далёких предков никогда не гуляли на сторону, да и зачем, если у всех были одинаково большие.

Но опять таки, любая идиллия рано или поздно заканчивается, и  снова появился какой-то ренегат, который подумал, «а что если пшеницу сеять»? То понимашь, мы её собираем по небольшому кустику за десятки километров, используем как дорогущий деликатес, а ведь можно посеять, и взойдёт намного больше. А посеем то что взошло, и будет в два раза больше прежнего. А это тебе и хлеб и другие хлебобулочные изделия. Представьте себе только муки первых мучных гениев. Например Коля Сидоров в своё время, первым изобрёл уникальный рецепт ватрушки, не побоявшись соединить несоединимое, тесто с творогом. А сейчас думаешь, тьфу ватрушка! И такую ерунду кто-то изобрёл? Потом любопытство пересиливает, кидаешься к «википедии» и набираешь заветный код в виде запроса – «кто изобрёл ватрушку»? И читая фамилию Коля Сидоров, ты тут же автоматически разочаровался в умственной способности данного изобретателя. А для него то это был прорыв? И вот началась реальная быстроуглеводная эпоха. Раньше то все были подкаченными, а теперь 80% дохляки. Да животы наедают, что тоже не годится для строевой. Не забываем, что вместе с сознательным прогрессом, и каменная вера эволюционировала до мужика с крестом. А те кто придерживались старой веры, и продолжали поклонятся камням по привычке, просто вымерли естественным способом, унося с собой в могилу весьма искажённую за много лет истину. Да и как поверить молодому поколению в старые предания, когда на вопрос «а что это дедушка делает?», Папа отвечал что дедушка старый и просто выжил из ума, а поэтому не стоит обращать внимание на его сказки, а нужно верить в мужика на кресте, который в отличии от камней способен наблюдать за тобой круглосуточно, и наказать в случае провинности. И понятно теперь что эти камни сейчас просто не замечают, а след веры то…..воооооон какой длинный.

И когда сеанс заканчивается и гаснет свет проектора, ты встаёшь с места, идёшь из темноты к светлому выходу, и щуришься от яркого света. И вот уже появляется какая-то сонливость. И ты выходишь из клуба, весело обсуждая с другом как всё было классно (а сидели вы то тихо, потому что уважали взрослых и боялись) в этом фильме, и вот на переулке кричишь ему пока, а сам ехидно провожаешь его глазами, удаляющемуся в страшную темноту. Ведь ты боишься темноты также как и он. А потом бах и будто вспышка озаряет. А ведь мне тоже в эту самую темноту рано или поздно зайти придётся. И идя мимо жёлтых пятен фонарей по щебёночной дороге, ты будто согреваешься их добротой и приветливостью. А потом приходится снова наступать в темноту, пока снова не вынырнешь в очередное светлое пространство. И наконец дойдя до самого дома, ты зажмурив глаза бросаешься в калитку, и бежишь на ощупь к крыльцу и стучишь в дом. А вдруг там за забором страшный гном или злая колдунья? Ну в наше время всё больше в чертей и домовых верили. Но я уже был из того рода молодёжи, что продвинул свои страхи на уровень выше, старых поверий. И вот бабушка открывает дверь, и ты понимаешь, что успел спастись от тьмы раньше, чем она бы тебя настигла своими когтистыми лапами. Но неожиданно взглянув на миллиарды ярких звёзд в небе, я вдруг забывал обо всём, и стоял словно завороженный от этого прекрасного зрелища. Такая это была неземная красота. А ведь за пределами нашей планеты есть огромноё чёрное пространство, в котором наверняка есть такие же планеты как и у нас, и местные гуманоиды должно быть точно также с восторгом смотрят на звёзды как и я сейчас. А потом засыпал, и мне снились сны с лошадками, и серым волком.

Сейчас мне тоже снятся сны, и каким-то чудом в них остаются все мои старые персонажи. Правда на лошадках сейчас скачут какие-то весьма развратные девы с большим размером груди, облачённые в латексные доспехи, а серый волк почему то вместо того чтобы рычать в углу, вдруг взял и пригласил меня на белый танец. А кинотеатра то больше не вернуть, и дед Гриша давно уже умер. А я то сам жив? Или остался в том времени навсегда? Тогда кто же остался вместо меня?