В дороге

Владимир Майоров
         16-ти часовым рейсом возвращался в Ухту.
         Автобус полупустой, я устроился сразу на двух свободных местах с закатной стороны, прикрыв окно занавеской, и вскоре заснул, утомленный дневной беготней по улочкам региональной столицы.

         Заметно потемнело, когда открыл глаза, разбуженный мелкой тряской автобуса, преодолевающего разбитый участок дороги. Устроился поудобнее, отдернул занавеску и уставился на вечереющее безоблачное небо.

         На севере низко над горизонтом протянулась пологая белесая арка северного сияния, под сводом которой словно пролетал распластанный на небесной сфере Лебедь.

         Сумерки сменились ночью, дуга посветлела, оставаясь размытой в восточной половине, под молодым месяцем, словно разбавленная и придавленная к земле лунным светом; на западе в ней иногда появлялись линзовидные призрачные перламутровые утолщения. Корпускулов летело мало, и до сполохов дело не дошло.

         Любимым развлечением для меня в часы безделья - выискивать спутники в ночном небе. Во-первых, они забавным образом меняют привычный вид созвездий, медленно пересекая их (представьте себе лишнюю альфу или бету  в большом или малом медвежьем ковше, например). Во-вторых, в этом я давно убедился, на выходе из земной тени они иногда ярко вспыхивают в лучах невидимого солнца, подобно самолетам, и в закатном небе на один - два момента превращаются в ослепительно сверкающие цилиндрики.

         Вот и на этот раз очередной сателлит,появившийся в небесах над Вегой из ниоткуда в обычном своем облике,преобразовался в лучистую звезду, яркую настолько, что на пару мгновений от деревьев наискосок к лунным легли вторые тени.

         Много звездных величин разделяют Венеру в максимуме блеска, и уж тем более Юпитер, тоже не последний фонарь на небесах, от рукотворного отражателя в полной силе его сияния.

         Потом на месте быстро угасшего света проявилась бледная точка, неторопливо катящаяся к горизонту и пропавшая, словно ее и не было.

         Подумал - вот уж повезло увидеть скоротечную модель звездной вспышки. Возможно, так же выглядела сверхновая 1054 года, которая, согласно китайским хроникам, была видна днем, по ночам давала тень, а через полгода напрочь исчезла из вида, оставив на память о себе расширяющуюся Крабовидную туманность.

         Через час приехали. На ДПС под фонарями стояли люди с горизонтальными взглядами, в городе светильники  застили звезды, они поблекли и ушли в телеэкран.
Урбанистический мир вытеснил зениты и прочие надиры.
 
         Зато не надо шеей вертеть, чтобы охватить взглядом много вертикального. Иди себе да под ноги смотри, чтоб не наступить куда.