Мечта, испепеленная войной

Александр Севенко
       На фото - Виталий Таранко (в верхнем ряду в центре, под датой "39", смотрит в камеру) во время обучения в 3-й белорусской Новогрудской гимназии, 14 ноября 1939 г. (Фотокопия из архива автора).

Материал статьи с уникальными фото и документами можно просмотреть и скачать здесь:

       МЕЧТА, ИСПЕПЕЛЕННАЯ ВОЙНОЙ…

       В соответствии с Постановлением СНК БССР «О мероприятиях по организации народного образования в западных областях Белоруссии» № 209 от 22 февраля 1940 г. был образован Гродненский государственный учительский институт. Первым директором института был назначен С.Я. Раскин, специалист по истории и методике преподавания химии [1; с. 6]. На первый курс весной 1940 г. приняли чуть более ста студентов - очников, а всего в 1940 году в институт поступило 360 студентов, включая заочников. На двух отделениях — белорусского языка и литературы, русского языка и литературы и физико-математическом - с 7 марта 1940 г. началась подготовка учителей 5-7 классов неполной средней школы. Время обучения в институте составляло два года [1; с. 6].

       Среди тех, кто в 1940 году сел за институтские парты в старинном здании, где до революции располагалась женская Мариинская гимназия, а в межвоенные годы – польский педагогический лицей, был и Виталий Игнатьевич Таранко, 1922 [2], а, по сведениям книги "Память: Историко-докум. хроника Гродненского района", 1919 года рождения [3; с. 211]. Его отец – Игнатий Михайлович (1880 г.р.), и мать – Елизавета (1883 г.р.), были крестьянами хутора Крушники, который находился неподалеку от деревни Заберезино Озерского сельсовета Скидельского (ныне – Гродненского) района [4] Барановичской (сейчас - Гродненской) области БССР. Сын с детства рос смышленым парнем, ему нравилось учиться, и родители изо всех сил старались, чтобы он, что называется, "выбился в люди". Виталий после получения начального образования в местной сельской школе некоторое время обучался в Виленской белорусской гимназии, а осенью 1939 года пошел в восьмой класс 3-й белорусской Новогрудской гимназии [5]. Советская власть дала возможность выходцу из бедной белорусской семьи получить и институтское образование. Профессию педагога – учителя русского и белорусского языка и литературы - он выбрал не случайно, ведь его старший брат Семен Игнатьевич был сельским учителем [6; с. 156].

       Виталий был зачислен в институт 5 мая 1940 г. [2]. В Гродно юноша вместе с другими студентами – в подавляющем большинстве своем, как и он, выходцами из бедных крестьянских и рабочих семей, проживал в студенческом интернате. На выходные Виталий возвращался на родной хутор, где помогал родителям по хозяйству, делился своими успехами с братом Семеном. Семен, как опытный учитель, подсоблял младшему брату в учебе. Сохранилась зачетная книжка Виталия. Этот документ может многое рассказать нам как о личности самого юноши, так и об учительском институте, в том числе об организации учебного процесса и о преподавателях.

       К началу Великой Отечественной войны студенты еще оставались первокурсниками. С декабря 1940 года по июнь 1941 года включительно Виталий успел сдать 9 экзаменов и 6 зачетов, причем на всех экзаменах он отвечал только на «отлично» [7]. Вот так учились простые белорусские парни и девушки.

       В основном корпусе института, где обучался Виталий, находилось 6 больших аудиторий, 4 кабинета (литературы, марксизма-ленинизма, иностранных языков и военный), актовый и физкультурный зал, библиотека и студенческий читальный зал, а также квартиры четырех преподавателей [1; с. 7]. Судя по зачетной книжке, теорию литературы (35 ч.), фольклор (30 ч.) и древнюю литературу (40 ч.) студентам преподавал заместитель директора института – Мягченков, психологию (60 ч.) – Порошков, всеобщую историю (100 ч.) и историю СССР (100 ч.) – Дементий Петрович Кардаш (в августе 1940 г. сменил С.Я.Раскина на посту директора), введение в языкознание (80 ч.) и русский язык (морфология) (90 ч.), а также практический курс русского языка (140 ч.) – Лысенко, белорусский язык (курсы «синтаксис», «фонетика и морфология») – Савченко, старославянский язык (60 ч.) – И.Л.Рей, педагогику (80 ч.) – Масюкова, основы марксизма-ленинизма – Шнитман, военную подготовку (60 ч.) – Асинков (?), военное дело (80 ч.) – Алехнович. Обязанности секретаря исполняла Дзеконская. В зачетке сохранились росписи-автографы преподавателей и секретаря, засвидетельствовавшие успехи Виталия в овладении знаниями [7].

       В субботу 21 июня 1941 года, в разгар второго учебного семестра первого курса, Виталий сдал очередной экзамен - по педагогике. Принимала экзамен преподаватель Масюкова. Она поставила Виталию оценку «отлично» [7]. А на следующий день в четыре часа утра началась война…

       Немецко-фашистские захватчики оккупировали город уже 23 июня, на второй день войны. В помещении института был организован германский военный госпиталь. Немецкие варвары уничтожили оборудование, наглядные пособия и учебные кабинеты, интернат, повредили здание института, сожгли 15-тысячный фонд библиотеки [1; с. 7]. Вместе с книгами в пепел превратились жизненные планы и мечты первых гродненских студентов…
 
       Сразу же после освобождения города Гродно, в июле 1944-го, началась подготовка к возрождению вуза. На основе распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР от 20 октября 1944 г. Гродненский учительский институт был преобразован в педагогический. Его директором был назначен Н.В. Власовец [1; с. 6]. Осенью этого года новое поколение студентов село за парты в том же старинном здании, где начинал учиться и Виталий Таранко. Но среди них уже не было ни Виталия, ни его сокурсников.

       Как же сложилась судьба этого юноши? Виталий вместе со старшим братом Семеном стал бойцом антифашистского сопротивления. Однажды по дороге из Острино в Гродно двигалась колонна советских военнопленных. Измученные голодом и жаждой, а многие и раненные, двигались они под конвоем на запад. Конвоир, который шел в хвосте колонны, увидел в дорожной пыли упавшего бойца и прошил его автоматной очередью. Подростки, которые прибежали посмотреть на пленных, сразу побежали на хутор Крушники, где жила семья Таранко, чтобы сообщить о русском военнопленном, который лежит на дороге и сильно стонет. Вскоре Семен и Виталий принесли к себе в дом тяжело раненного бойца. У него были прострелены ноги. Братья и их родители выхаживали солдата как родного, под угрозой смерти. Когда в окрестностях появлялись полицаи или каратели, они переносили раненого в лес и прятали в надежном месте, кормили, перевязывали раны. Как-то раз в лесу Семен Игнатьевич встретил трех красноармейцев, которые бежали из плена. Заботу об их обеспечении продуктами Таранко взяли на себя [6; с. 156].

       В августе 1941 года Семен и Виталий стали членами антифашистской группы, а в ноябре 1942 года – членами Скидельского районного антифашистского комитета [8; с. 156]. Они собирали в группы советских бойцов и офицеров, которые сбежали из плена, помогали им добывать оружие и боеприпасы, обеспечивали продуктами и одеждой, организовывали встречи этих групп и показывали надежные места для укрытия от оккупантов. Когда в окрестных лесах возле деревень Шченец и Шкленск разрозненные группы объединились в партизанский отряд, брат Семен стал ездить на задания в Гродно, Скидель, Острино. Оттуда привозил данные про вражеские гарнизоны, размещение складов с боеприпасами и горючим, сообщал партизанам сведения про собранные гитлеровцами продукты для отправки в Германию. Благодаря этому народные мстители постоянно срывали поставку продуктов питания в Германию [6; с. 157]. Во всех делах, чем мог, ему помогал брат Виталий.

       В июне 1942 г. партизаны под командованием председателя окружного антифашистского комитета Георгия Митрофановича Картухина захватили поселок Озеры. Народные мстители уничтожили вражеский гарнизон и открыли гетто, где находилось около 8 тысяч евреев. Как вспоминал партизан А.А.Потапов: «к сожалению, с нами пошло только 17 человек, а большинство людей не поверили, что будут уничтожены, и остались на месте. А через два месяца все население гетто было вывезено и уничтожено под Гродно. В Озерской операции особенно отличилась антифашистская группа под руководством Семена Таранко. Ее члены умело провели разведку, уничтожили связь, стали проводниками партизан» [8; с. 173].

       Оккупанты и их приспешники сбились с ног в поисках партизан и их связных. Несколько раз лесник Лисовский, который находился на службе у оккупантов, встречал Семена в лесу и каждый раз, как бы невзначай, выпытывал у Семена Игнатьевича о партизанах. «Не знаю, не встречал», обычно отвечал учитель. А однажды на хутор Крушники внезапно напали гитлеровцы и полицейские. Искали Семена, но не нашли и забрали заложниками отца, мать, и брата – Виталия Таранко. В доме была организована засада. Фашистам удалось взять живым Семена Таранко, когда он вернулся спустя день с очередного задания [6; с. 157]. Это было 3 января 1943 г. [8; с. 173]. Четыре дня длился допрос партизана, и каждый раз выносили его окровавленного, без сознания, вспоминала мать героя. На пятый день Семен с группой арестованных был отправлен на станцию. Учителя несли на руках, сам он уже не мог идти. От перенесенных бесчеловечных мучений и издевательств он умер в дороге [6; с. 157]. По сведениям партизана А.А.Потапова, Семен Таранко был замучен в Озерах во время допросов [8; с. 173].

       Виталий и его отец - Игнатий Михайлович, продолжили оказывать помощь народным мстителям, которые с лихвой отомстили за Семена. Отец дожил до конца войны, а вот Виталий - нет [9; с. 211]. Его арестовали в январе 1944 года и бросили в концлагерь Маутхаузен [3; с. 235], по другим сведениям (партизана А.А.Потапова), Виталия схватили летом 1943 г. и вывезли в Германию, где он был замучен в концлагере Освенцим [8; с. 173]. По сведениям Аржаевой Л.В. и Липило П.П., Виталий Таранко был расстрелян за связь с партизанами [9; с. 211]. Таким образом, точные обстоятельства гибели антифашиста пока не известны исследователям, но, бесспорно, он погиб как герой, отдав жизнь в борьбе с немецкими оккупантами.    

       Трагическая судьба Виталия Таранко как две капли воды похожа на судьбы его товарищей по институту. Многие преподаватели и студенты сражались на фронте, участвовали в партизанском движении, сложив свои головы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Показательно, что только один из 360 студентов, обучавшихся в учительском институте в предвоенное время, включая и девушек, вернулся в Гродненский педагогический институт, чтобы продолжить свое обучение. Мечты и жизни первых студентов Принеманья были испепелены этой страшной войной…


Использованные источники:

1. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Краткий исторический очерк // Преподаватели Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Библиографический справочник. - Гродно: ГрГУ, 1999. – 608 с.
2. Копия паспорта Виталия Игнатьевича Таранко I-МФ № 748122, выданного 1-м отделением РКП НКВД БССР, г. Гродно 2.07.1940 г.
3. Погибшие и пропавшие без вести участники подполья, партизаны, личности, которые активно содействовали партизанскому движению и подполью, члены их семей, мирные жители, подвергнувшиеся фашистскому террору // Память: Историко-докум. хроника Гродненского района. – Мн.: БелЭн, 1993. – 431 с.: ил.
4. Сведения по материалам фотографий Виталия Таранко из архива автора.
5. Пенсионное свидетельство № 231539 семьи военнослужащего Таранко Игнатия Михайловича на право получения пенсии, выданное Скидельским райотделом соцобеспечения Гродненской области 26.09.1952 г.
6. Галагуцкий А. Связной Семен Таранко // Память: Историко-докум. хроника Гродненского района. – Мн.: БелЭн, 1993. – 431 с.: ил.
7. Зачетная книжка № 87 Гродненского государственного учительского института, выданная Таранко Виталию Игнатьевичу.
8. Из воспоминаний А.А.Потапова // Память: Историко-докум. хроника Гродненского района. – Мн.: БелЭн, 1993. – 431 с.: ил.
9. Аржаева Л.В., Липило П.П. Антифашисты Скиделя // Память: Историко-докум. хроника Гродненского района. – Мн.: БелЭн, 1993. – 431 с.: ил.


Примечание: все фото, документы и их копии, использованные в качестве источников и иллюстраций – из архива автора, за исключением одного фото с сайта http://worldwars.do.am/news/wermaxt/2009-10-03-2 (правообладатель указан в тексте).