Девочка и война. 4. Последние известия

Людмила Москвич
     Всю войну мы провели в Уральске.  В отличие от местного населения  нас называли эвакуированными, очевидно мы отличались от коренных жителей, были не так одеты, не так говорили, наверное,  в наших глазах читалась тоска по покинутому дому. А наш дом остался в г.Белая Церковь  недалеко от Киева.  Вывозили нас из города на военных машинах, когда уже немцы были в Киеве. Взять с собой разрешалось лишь минимум одежды. Все остальное оставалось в квартирах.  Мне шел шестой год, и я все отлично помню. Ключи от квартиры мама оставила соседям. Они обещали присматривать за квартирой, поливать цветы, изредка проветривать. Это была многодетная еврейская семья. С их дочкой Фридой, моей одногодкой, мы дружили. А отец Фриды был сапожник, инвалид без одной ноги. Там были еще две девочки погодки, на год старше Фриды и два мальчика- близнеца лет  трех-четырех. С  такой  оравой малолеток выехать было практически не возможно. Но дядя Миша был уверен, что их немцы не тронут. Кому нужен инвалид и куча малышей, какой от них вред Германии? Да и все мы были уверены, что война скоро окончится, ну до осени, не больше.

     Но осень нас застала, когда мы еще не доехали  до Уральска, и впереди нас ждали тяжкие испытания. Еще в дороге мы узнали, что немцы заняли наш любимый город. И теперь мы каждый день с трепетом ждали известий о его освобождении. Но проходило время, уже минул 41год, потом 42, потом 43, а фашисты все еще хозяйничали там. Каждое утро начиналось с прослушивания последних известий. И наконец , 4 января  1944года  мы услышали радостную весть- г.Белая Церковь освобожден!!!  Мы кричали, плакали от радости, смеялись и готовы были немедленно ехать в наш милый город.  Но, немного погодя, здравый смысл подсказал нам, что это еще не конец войны, никто нас там не ждет, в разоренном, разгромленном городе. Надо было ждать конца войны. И взрослые и дети, все с вниманием слушали радио. Последние известия… Это был единственный источник информации, мы огорчались, когда немцам сдавались наши города, бурно радовались, когда города освобождались.
     Конца войны мы дождались. Но в Белую Церковь нам вернуться не пришлось.  Мы жили в Ворошиловграде, жили в Батайске, в Морозовске,  Зеленогорске,  Ленинграде, Ростове, Ижевске, долго все перечислять. Но, в Белой Церкве, не были никогда. Хотелось узнать, что стало с нашими соседями. И вот на днях я прочла в интернете, что  21 августа 1941 года немцы расстреляли там  90 еврейских  малышей. Вернее их расстреляли украинские полицаи. Немецкое начальство пожалело психику своих солдат. А у полицаев с психикой и совестью было все в порядке. Среди этих детей,  скорее всего,  были и дядя Мишины пятеро ребят, а среди них  и моя подружка Фрида.

     Светлая память всем погибшим в той страшной войне. Память о них в наших сердцах.


На фото памятник погибшим в г.Белая Церковь. Из интернета.