История одной вещи

Дмитрий Анатольевич Овчинников
…И все-таки есть польза в листании старой прессы. Так, в журнале «Знание-сила» № 6 аж за 1975 год меня заинтересовала статья «Чугун – материал художественный», в которой искусствовед Л. Кельман описала уникальную вещь из собрания известного московского архитектора, дизайнера, реставратора, историка архитектуры, публициста, коллекционера, профессора Владимира Александровича Резвина, выполненную в конце XIX века на Дубенском чугунолитейном заводе Тульской губернии: «В коллекции есть дверца (печная. – Д.О.) с изображением ручной заливки жидкого чугуна в изложницу – своего рода «автопортрет» производства. Это делает ее «неформальным» началом коллекции, хотя она и отлита уже в конце прошлого века. Великолепное качество литья позволяет хорошо прочесть все детали этой сюжетной миниатюры: фигуры литейщика с тяжелым ковшом в руках и его подручного, смахивающего пот со лба, блок на кронштейне, немногословный орнамент, завершающий композицию».

Когда я обратился за комментариями к В.А. Резвину, он мне сообщил, что свою коллекцию литых чугунных изделий еще в 1981 году передал в государственный Политехнический музей, который сейчас находится в Москве на Новой площади.

Сотрудница этого музея Светлана Зуева подтвердила – такая печная дверца в экспозиции действительно есть и датируется она как «не позднее 1880 года». Но искусствовед С. Зуева сообщила еще об одной интересной печной дверце (изготовления начала ХХ века) – без строгой сюжетной композиции, но с замысловатым орнаментом и вензелем по центру «Д.М.З.», что является прямым указанием на производство Дубенского Мосолова Завода. Это фирменное клеймо было хорошо известно не только в Центральной России, но и в азиатской части страны. Сейчас некоторые его неверно трактуют как "Демидовский Металлургический Завод", но в каталоге и материалах Московского горного правления "О клеймении заводских изделий" (XIX век) четко указывается на Дубенский масоловский завод.

В известном сочинении И.Ф. Афремова «Историческое обозрение Тульской губернии» (1850 года издания) находим: «Максим Перфильевич Мосолов (родоначальник дворян Мосоловых) 1728 года построил знаменитый Мышинский завод (против Алексина за Окой, на реке Мышенке, Тарусского уезда…) В следующем же 1729 году М.П. Мосолов построил свой Дубенский железный завод (выделено мной. – Д.О.), что на речке Дубне (Одоевского уезда…); завод этот принадлежит ныне одоевскому предводителю дворянства Петру Ивановичу Мосолову. Они же, гг. Мосоловы, 1762 года построили Тюшенский медный завод (Вятской губернии), Уфимский железный завод. В Туле каменный дом гг. Мосоловых был на левую сторону Никольской деревянной церкви (сейчас это место находится недалеко от Демидовского музея в Заречье. – Д.О.)…»

Известно, что отливались на Дубенском заводе в те времена немудреные предметы повседневного житейского обихода, которые реализовывались на знаменитой Нижегородской ярмарке, в городах Туле и Ельце: чугунные горшки, утятницы, сковородки, утюги, рукомойники, печные приборы… Но, оказывается, и на них присутствовали элементы художественного декора! Желание творчества жило в дубенских литейщиках!

В своих исследованиях 1980 года тульский искусствовед З. Афанасьева отмечает: «На печных дверцах, созданных в Дубне, встречаются рисунки, близкие по почерку, позволяющие предполагать одного автора. Вот, например, большая дверца с всадником и малая – с конькобежцем и санками. На первой тщательно выписаны палаш на боку всадника, детали конской сбруи и сама фигура лошади. Рисунок на второй дверце гораздо обобщеннее: коньки кавалера и муфта его дамы, сидящей в санках, - вот и все подробности. Но сходство композиции и особенно обрамляющего дверцы по краям растительного орнамента очевидно».

Однако творчество дубенских умельцев находило свое воплощение не только в рисунках, но и в художественном литье, которое, конечно же, уступало по мастерству уральскому Каслинскому, но в то же время имело свой неповторимый колорит…

Тот же И.Ф. Афремов так описывает результаты строительства «нового казенного Тульского оружейного завода», которое длилось около 8 лет и полностью завершилось в 1843 году: «Великолепный новый завод этот, с новыми плотинами, каменными шлюзами, цепным мостом (над верхним шлюзом Упы в 50 сажен длины, для пешего сообщения завода с Чулковской слободой) и всеми механическими мастерскими, чугунными решетками набережной, Красным и Кривым мостом, стал государству более двух миллионов рублей серебром. Прежняя железная решетка (ограды набережной и перил моста. – Д.О.) заменена чугунной, несравненно красивейшей формы, с фонарями на железных пьедесталах. Все чугунные материалы отливались… частью на наших тульских заводах: Одоевском, Дубенском П.И. Мосолова…»

 Мне довелось видеть такие старинные чугунные дубенские изделия: пепельница в виде сомкнутых кистей рук, фигура петуха в натуральную величину, кувшины кавказского типа… В доме заводовладельцев Мосоловых, что сохранился до сих пор в Дубне с 1828 года, можно встретить чугунные плиты полов, лестницы и перила со сложными орнаментами. Такие же были в их доме близлежащего села Протасова, который несколько лет назад полностью разрушился. Там же, по воспоминаниям старожилов, во времена Гражданской войны были сняты массивные чугунные львы местного производства, доставлены на завод и пущены в переплавку на военные нужды.

В 86-томном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, изданном в России на рубеже XIX-XX веков, можно найти такие сведения: "Дубна - село Тульской губернии, Одоевского уезда, при речке Дубне, в 30 вер. от уездного города. Жителей около 1000. Чугунолитейный и железоделательный завод с вододействующим колесом и паровой машиной. В 1890 г. выплавлено 136 тыс. пд. чугуна и отлито 28 тыс. пд. чугунных изделий. Рабочих 200".   

В советские времена Дубенский завод перешел на выпуск ребристых отопительных труб, которые, кстати, экспортировались и в некоторые соцстраны (например, Монголию). Но и тогда душа дубенских мастеров требовала творчества! Так появились на центральной площади Дубны ограда братской могилы воинов Великой Отечественной и Памятная плита к юбилею чугунолитейного завода, в замысловатые завитушки которых дубенцы старались вложить весь свой талант…

Сейчас Дубенский завод практически остановился… Оснастка чугунолитейного производства демонтирована… Заводское водохранилище – красивейший большой пруд – превратился в болото…
 
Когда-то, несколько лет назад, были предложения преобразовать Дубенский завод в музей действующего старинного литейного производства (уникальный музей под открытым небом!). Посчитали – нерентабельно. И вот… – дубенский чугунолитейный промысел, со своими художественными особенностями и трехвековыми традициями, остался лишь в экспонатах московского музея…

Октябрь 2011 г.