День учителя 1

Логика Железная
Посвящается учителям.


  Писать мемуары вроде бы рано. Но у каждого есть, что вспомнить из детства, юности, да и недавнего прошлого. Вот и Нине Сергеевне было что вспомнить. Не так уж она и солидна по возрасту, наша знакомая Нина Сергеевна, однако дело не в возрасте, а в профессии. Педагог, учитель – это с 19 лет имя отчество. 
В нашей стране,  в разные времена слово «учитель» звучало по разному…Когда –то быть учителем было очень почётно (слово престиж тогда ещё не употребляли),а Нине Сергеевне досталось другое время.
  Года два назад, возвращаясь со школы октябрьским солнечным деньком после праздничных торжеств по поводу Дня учителя, на вопрос кондуктора: «Отчего сегодня так много женщин с цветами?» Она тихонечко, скромно так, промямлила: «Сегодня праздник», а громогласная кондукторша на весь салон: « Да? Какой это?» Нина Сергеевна смутилась и совсем тихо: « День учителя»…Ей вдруг подумалось, что сейчас пол-автобуса подумают: «Неудачница. Бедная! Не нашла приличного места работы. Жить на такую нищенскую зарплату, это ж надо докатиться!» Может так никто и не подумал, а Нина Сергеевна загрустила, задумалась и кадр за кадром, перескакивая, понеслись воспоминания...
       Вот первое, самое первое запомнившееся, 1сентября. Она длинноногая худенькая девчушка идёт куда-то далеко-далеко – на ГЛАВНУЮ ПЛОЩАДЬ. Пара за парой идут первоклашки, взволнованные, важные.. Рядом ещё более взволнованные взрослые …Какая-то тётя отвела в сторону и шепотом проверяет выученные детьми стихи и они шепотом ей вторят,а Нинина мама делает ей отчаянные знаки – читай громко.
И вот трибуна, микрофоны и Нина, не узнавая своего голоса, кричит свой заученный текст:
По одной простой примете узнаём мы этот день.
По идущим в школу детям городов и деревень.
Директор школы гладит по голове, мама улыбается и знаками показывает «молодец!» и так отрадно на душе, так горделиво-приятно...
       Потом, первое сентября в педагогическом училище. Тут уже слушаешь в пол-уха, оглядываешься по сторонам – вот они новые подруги, кто из них в самом деле может стать подругой? Годы учёбы Нина проживала ровно. Сдавала всё исправно и почти всё на пятёрки…
     Запомнилась практика в пионерлагере. Достался Нине отряд, так отряд – десять детдомовских мальчишек, в придачу к двадцати домашним …Ох, и намаялась с ними Нина! То убегали, то отказывались есть, то воровали из пионерской комнаты фломастеры, то закапывались под землю ( землянку строили). Нина за ними бегала, уговаривала, привозила из дома краски и альбомы. В общем, и кнутом, и пряником. А они – не управляемые…Она уж думала – всё: никакой я не педагог! Пришла к себе хмурая, вымотанная- а на тумбочке земляника!  Спелаятакая, ягодка к ягодке! Нина заулыбалась, подумала девчонки "подлизываются", чтоб на дискотеке подольше поскакать разрешила. Пошла в комнату девочек, а они все как одна: "это не мы, это к вам мальчишки и называют самых отъявленных сорванцов, заходили".  Приехав домой, Нина бросила подальше на антресоли свою сумку и закрутилась в обычной городской суматохе и только года через три-четыре обнаружила в кармашке сумки десять адресов с именами и фамилиями тех детдомовских ребят…
    Вспоминается, как тряслась перед первым экзаменом в университете. Надо было 15 пьес сыграть на фо-но…Она решила их сыграть детям. Да, пианино в классе неудобно стояло. Надо сесть к детям спиной, каждая пьеска полминуты, но детям это трудно.. Трудно сосредоточиться, трудно пятнадцать пьес, не песен, а классических пьес выслушать.  От них отвернулся на минуту - потерял пол-урока. И Нина Сергеевна придумала: «Ребята, у меня скоро экзамен. Меня будут слушать профессора, это ответственно. Я, честно сказать, волнуюсь. Готовы вы мне помочь?» Класс дружно кричит «да».
- Тогда, сегодня, вы мои профессора. Вы будете слушать меня и оценивать каждую пьесу. Поставьте в столбик цифры и напротив каждой будете выставлять мне оценку. Она всё это говорит, а сама думает: «что я творю? Сейчас как понаставят тебе…где тогда будет твой учительский авторитет?! Как потом будешь работать?!» но дело сделано. Дети сосредоточились, вырвали из тетрадок листочки и… Нина играла, а сама всё возвращалась мысленно к вопросу о "педагогичности" такого эксперимента.. А в классе было удивительно тихо. Они оценивали, они прониклись ответственностью момента.. после двенадцатой пьесы даже захлопали – пьеса им понравилась. Нина Сергеевна оглянулась, а Алёшка, вихрастый смешливый пацанёнок, этакий плакат соорудил и красной ручкой написал: «Нина Сергеевна мы с Вами». Что это было? Кто больше «вошёл в роль» дети ли, Нина ли Сергеевна? только этот экзамен был сдан!
 Ох, сколько их разных эпизодов учительских будней, девчоночьих и мальчишеских характеров промелькнуло в памяти Нины Сергеевны! НЕТ, не НЕУДАЧНИЦА, когда в радиусе трёх кварталов от школы через каждые десять шагов слышишь детские голоса:" Здравствуйте, Нина Сергеевна!", а входя в магазин какой-нибудь интересный молодой человек придерживая перед ней дверь басит:"Здравствуйте, Нина Сергеевна!", а на праздники телефон пестрит незнакомыми номерами с поздравлениями от ребят.
       Это Удача – видеть детские незамутненные притворством глаза, их открытые души, их не управляемые, порой, характеры. Это счастье, слышать их смешные ответы и серьёзные размышления.
Не верите? А вы сами – попробуйте!