6. Чалбыш

Валентина Денисович
«…Царь-рыба попадается раз в жизни,
да и то  не всякому Якову…»
В.П. Астафьев, новелла «Царь-рыба»
(1976 год)

        Дело прошлое… все участники браконьерской рыбной ловли давно уже отошли в мир иной, поэтому поведаю об удивительной истории, произошедшей в начале осени 1983 года.
        Моего отца, Василия Васильевича, пригласил на рыбалку дядя, знающий рыбные места на границе Богучанского и Кежемского районов, в верхнем течении Ангары. Рыбачили поплавнем*,  в который попадались щука да таймень. В очередной раз, выбирая из воды поплавень, почуяли, что идет что-то тяжелое. В душе каждый рыбак надеется на хороший, добрый улов, но, как часто бывает, снасти могут зацепиться и за корягу.
        По мере приближения неведомого предмета к борту деревянной лодки, стало понятно, что это рыбина, огромная рыбина. Двум мужикам, которых природа–мать не обделила силушкой, удалось перевалить рыбину через борт, и, мой отец, скорее всего руководствуясь инстинктом, упал  на неё  всем телом, пытаясь удержать в лодке, которая от движений рыбины ходила ходуном, не ровен час – опрокинет лодку… На выручку пришел спарщик - опытный рыбак, который охотничьим ножом чиркнул по визиге (спинномозговому каналу) и обездвижил рыбину.
        Успокоившись, рыбаки поняли, что добыли огромного осетра, длина которого была поменьше роста моего отца, примерно  1,3 -1,4 м; вес, когда взвесили на безмене, находясь уже дома, составил 56 кг; а знаменитый деликатес, черная икра, поместилась в пяти-литровой банке. В первый раз мы ели икру ложками из мисок…
        Посмотреть на диковинную рыбину пришли самые ближайшие родственники. Мать моего отца, Матрёна Владимировна, глянув на рыбину, заявила, что в  молодости, ещё до революции, когда мужики добыли такую же рыбину, она слышала, что называли её «чалбышем». Но никто больше из родни  о  такой рыбине слыхом не слыхал,  появились сомнения, может, чего бабушка и напутала на девятом десятке жизни. Долго рассуждали и пришли к выводу, что рыбина пришла не иначе, как с батюшки Байкала, скатилась в Ангару, единственную реку, вытекающую из этого великого озера.
        Дед по материнской линии, Василий Семенович, молча посиживал за столом, в спор не вступал, хотя всю свою жизнь занимался рыбалкой и охотой, а вечером сказал своему удачливому зятю: «Знашь чё, Василий, эту рыбину-то Вы добыли мне на поминки…» Об этих словах вспомнили в декабре месяце, когда дед преставился в возрасте 86 лет.
        Начиная писать этот очерк, я воспользовалась современными информационными технологиями и нашла описание рыбины, о существовании которой утверждала моя бабушка. «Чалбыш»** - молодой, неполовозрелый сибирский осетр, местом обитания которого  является озеро Байкал. Осетровые рыбы – очень древние рыбы, в настоящее время занесенные в Красную книгу, могут достигать двух метров в длину и весить от 80 до 100 кг. Для промыслового вылова (до 1939 года) предназначались особи длинной не более 24 вершков (1,1 м).
        Перечитала ещё раз новеллу Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба», который наделил осетра диковинной силой и вложил в уста своего главного героя такие слова: «…В осетре ведра два черной икры, а может и поболе…»
        Дед, оценивающий свой уровень образования, как полкласса и коридор, не мог ничего слышать о «царь-рыбе», но, как и почему он связал добычу рыбины со своей кончиной, остается загадкой…

поплавень* – поплавной невод, высокая сеть, состоящая из крупных ячеек, в которые может «заичеиться» рыба больших размеров - http://seti-moskva.ru/wp-content/uploads/2008/06/7.htm

«чалбыш»** -  http://www.nordfish.ru/rib/c117/