Shelter Убежище 2010

Лилия Внукова
               
        Рецензия на фильм «Пристанище»

Shelter  "Пристанище" (в нашем кинопрокате назвали -- "Убежище") США
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Манс Марлинд, Бьёрн Стейн
Автор сценария: Майкл Куни
Премьера в мире: 5 февраля 2009
Премьера в России: 21 апреля 2011, «Парадиз»

В главных ролях Джулианна Мур (Кара Хардинг), Джонатан Рис-Майерс ( Дэвид -- Адам, Уэсли...), Джеффри ДеМун (доктор Хардинг)

Съёмки фильма проходили в Питтсбурге, начиная с марта 2008 года. Дата релиза в США была установлена на февраль 2011 года, релиз в Великобритании -- 9 апреля 2010 года.

Shelter – приют, кров, ПРИСТАНИЩЕ ; убежище. В контексте фильма правильнее перевести это название, как Приют или Пристанище. Для тех, кто заблудился, и БЕЗ дома... Что касается, принятого в нашем кинопрокате названия "Убежище", то, во-первых, такое название уже есть среди фильмов (какого-то там сериала), во-вторых, это слово, в первую очередь, ассоциируется с бомбоубежищем, имея внутреннюю сему "избегание опасности". Но в контексте фильма это именно ПОТЕРЯ  дома, жилища, обиталища -- в самом широком смысле этого слова.
 
При выходе в прокат фильм был сразу же и довольно резко раскритикован. Но, чем больше «Пристанище» отдаляется от официального кинопроката, и чем ближе становится к живой аудитории, тем больше положительных отзывов появляется на всех киносайтах. Фильм "не пришёлся ко двору", да и не мог прийтись -- по ряду совершенно понятных (после просмотра) причин. Слишком острые и полемичные вопросы в нём затронуты.

В основном критики говорят о том, что сценарий фильма плох, что он весь состоит из штампов, что его спасает лишь участие в фильме звёзд –Джонатана Рис-Майерса и Джулианы Мур. Но уже одно то, что в фильме совсем нет любовной линии, делает его НЕ попсовым.  Да, сюжет о докторе-психиатре и его пациенте обыгрывается не в одном фильме ужасов. В том числе в таких любимых мной, как «Книга Мёртвых», «Шестое чувство». Вообще сюжетов – не так уж много, и все они говорят либо о жизни (любви), либо о смерти. Весь смысл в том, как обыграть сюжет, какими наполнить деталями, на чём сделать акцент.

Да, в центре фильма «Пристанище» вопросы  эзотерические (и, можно сказать – религиозные), разумеется, это не ново для триллера жанра «ужасы».  Но самое главное в том, что в центре всех этих (самых разных) эзотерических вопросов находится КЕЛЬТСКОЕ  фольклорное мировоззрение. И Джонатан Рис-Майерс, который, разумеется, теперь уже может выбирать те фильмы, в которых он хочет – и не хочет сниматься (тем более в 2008 году, когда он был ещё занят в съёмках «Тюдоров»), заинтересовался этим сценарием. Это уже о многом говорит. Он ирландец, и он, конечно, лучше меня знает свою мифологию и свой народ, изучал эти мировоззрения не по книжкам в библиотеке. Так что само его участие в этом фильме, уже  в какой-то степени говорит, что такая точка зрения на Кельтику и неоязычество – его заинтересовала.

Сейчас в мире наблюдается большой интерес не то чтобы к истинной (научной, с опорой на археологию, лингвистику и т.п.) реставрации языческих знаний, но более лёгкий путь, неоязычества. Просто домысливания, фантазирования на тему – из каких-либо убеждений, или просто из творческой фантазии (чего, разумеется, никто запретить не может). Плохо то, что часто это домысливание выдают за серьёзные научные труды.

На днях (в сентябре 2011), в ирландской газете www.independent.ie/ я читала одну короткую заметку, о недавнем археологическом открытии. Нашли древние могилы (трёх человек) – двух мужчин, и мальчика. Рты покойных были заложены круглыми камнями величиной с бейсбольный шар. То есть как бы заперты, заткнуты. Открытие было сделано совсем недавно, ещё будет изучаться и, позже, освещаться подробнее.

Но получается, что «Пристанище» предвосхитил археологическое подтверждение некоей гипотезы, выдвинутой создателями фильма. Более глубокое и не попсовое знание кельтской мифологии и народных мировоззрений, привело создателей фильма к некоторым выводам (*о чём речь пойдёт в конце этой статьи). Но – обо всём по- порядку. 
 
Фильм «Пристанище» -- это  триллер о женщине-психиатре, специализирующейся на случаях с раздвоением личности. Именно о таком пациенте идёт речь -- бродяге, подобранном на улице (он называет себя Адам), но с яркой и совершенно не стандартной  шизофренией (актёр Джонатан Рис-Майерс). Доктор Кара Хардинг (Джулиана Мур)  пытается найти объяснение его болезни, в желании вылечить. В личной жизни доктора Кары не всё гладко -- её мужа трагически убили неизвестные хулиганы, она воспитывает дочь. Но главное, что Кара, после этих событий в своей семье, потеряла веру -- в Бога и в человечность... Основываясь на её психологической экспертизе, людям выносят смертельные приговоры -- а доктор Кара утверждает, что раздвоения личности -- не существует... И вот, именно в этот момент её жизни отец Кары, так же психиатр, показывает ей случай Адама... Кара пытается докопаться до причин болезни своего подопечного, продолжая настаивать на своей теории.

Да, для героини фильма важен этот вопрос – Бога в душе, который, в традиции Европейской философской мысли, задаётся ещё с 17-18 века. Да и в других фильмах ужасов ( да хоть бы в признанном шедевре Тарантино «Ночь мертвецов») – везде этот вопрос присутствует. Другое дело, что это вопрос, скорее, риторический.

В поисках ответа на свои вопросы (и на вопрос о Божьем милосердии и Божьей воле тоже) – человек научных, рациональных знаний доктор Кара сталкивается с иррациональным фольклорным мышлением, с язычеством. Однако она не просто читает книжки где-нибудь в мягком кресле, за уютными дверями современной библиотеки, -- она видит ЖИВЫЕ примеры язычества и неоязычества. И картины эти ужасны.

Я интересовалась историей Кельтики, и знаю, что Ирландия – одна из самых верующих католических стран. Святой Патрик, изгнавший страшных языческих духов с этой земли, буквально, национальный герой.
 
Но вот – доктор Кара (по крайней мере, на тюркском «кара» значит «чёрный», забавная параллель!) – она ирландка и католичка, но светский и образованный человек. К тому же её вера пошатнулась из-за страшного события в семье.  Но когда она ВИДИТ примеры язычества и неоязычества, она НЕВОЛЬНО ищет в чём-то опору. Хотя бы в чём-то!
Доктор Кара приезжает в эти глухие дома и деревни, на полузаброшенные фермы. Сами осенние пейзажи – безрадостны и голы… Она видит этот древний языческий знак, который ей напоминает в первую очередь крест… Она видит импровизированное Дерево Повешенных (*из кельтск.мифологии) – столб электропередачи на котором болтаются на ветру, словно ветряные колокольчики, куклы… И ветер разносит весть о жертвах, они звучат, они говорят безмолвно. Так же как звучит безмолвно потерянная музыка Адама – в тот день, когда Кара видит нотные листы, вывешенные для просушки матерью молодого человека.
 
Сюжет закручивается всё острее, зрителя не оставляет мысль – так КТО же он, этот Дэвид-Адам, её странный пациент, то вызывающий к себе сочувствие, то ужас. Дьявол? (как это традиционно бывает во многих ужастиках).
 
И только концовка фильма открывает правду. Нет. Он не дьявол.  Потому что в Кельтской мифологии НЕ БЫЛО разделения на тёмный и светлый потусторонний мир (*читаете Йетса). Дэвид-Адам, как условно можно назвать этого героя, просто ПУСТОТА.  Полый сосуд – ПРИСТАНИЩЕ – для НЕ ушедших к Богу душ, потерянных. Он пустота, он приют, вынужденный поглощать всё новые и новые души. И в последних сценах фильма поясняется, откуда появилось это бродящее по миру Ничто. Показан сам языческий обряд – как ведунья достаёт душу из тела человека, и ( в данном случае) отпускает её в эфир. А рот зомби (ибо это тело становится именно зомби) – забивают ГРЯЗЬЮ. Как в тех, уже археологических, раскопках, -- у трупов рот забит камнями. Потому что именно через рот «вытягивается» душа, и, конечно, как бы проглатывается, как пища.

Избитая ли это трактовка?... Пусть скажут те, кто, поверхностно просмотрев фильм, писали в рецензиях – «сценарист Майкл Куни сделал упор на звёзд, поместив  их в унылую и тупую атмосферу своего фильма»  ( * из Англ. Вики),  «через год-два об это фильме забудут», «просто бездарность» (* наш  Кинопоиск). Просто невежество и нежелание заинтересоваться чем-то серьёзно (и отсутствие знаний).

Фильм  НЕ попсов, и потому он не мог заинтересовать ШИРОКУЮ  публику, привыкшую к «ширпотребу от магии». Но фильм основан НЕ на домыслах, что, надеюсь, я сумела доказать.
Великолепная игра актёров делает этот фильм ещё ярче, ещё убедительнее.  У Джонатана Рис-Майерса очень сложная роль, с которой он справился на все сто! Ещё раз подтверждая силу своего актёрского таланта прекрасной пластикой перевоплощений. И, в кои-то веки!,  я увидела в роли доктора-психиатра не затянутую в "боди" красотку с акульим маникюром, а живую  и обаятельную в  естественной красоте женщину. Именно женщину -- не девушку, и не секс-символ с гламурной обложки. В лёгкой усталости, и в своей погружённости в заботы о дочери и в науку (когда как-то и в голову не приходит следить каждый день за укладкой волос, или маникюром-от-кутюр...), и в свои заблуждения, и в стремление по-настоящему помочь больному человеку -- Кара Хардинг прекрасна. Джулиана Мур по-настоящему рыжая  (иногда на теле заметны веснушки), хотя волосы актрисы немного подкрашены. Действие фильма происходит в Ирландии, потому, конечно, рыжий цвет волос главной героини выбран не просто так.
 
Впрочем, вопрос о неоязычестве, как это ни странно, очень острый и полемичный вопрос нашего времени.  Оттого, вероятно, фильм и пролежал два года «на полке» -- никак не решались выпустить его в прокат.
 
Фильм очень хорош тем, что не даёт конкретного, окончательного ответа. Он просто задаёт вопросы  – И  ВСЁ. Никакой пропаганды в данном случае нет. Доктор Кара не обращается в фанатичную католичку. Да и образ Ведуньи в фильме далеко не однозначен (не отрицательный, в итоге), и совсем не похож на устоявшийся  штамп  ведьм-из-Голливуда, этаких красавиц. 
Но – вопросы  поставлены – о вере, о язычестве, о выборе... И каждый волен ответить на них так, как ближе его душе – внутри себя, и только для себя. Не для всеобщего обозрения.

//////////////////////////////////

Из наших разговоров о фильме ( с переводчиком видео-интервью,Zara, см. ссылку ниже, в комментариях)

 Zara -- Lily, "Убежище" все-таки дошло до уровня обобщения, или изначально работало именно на это.От частного - к общему, и наоборот. В этом фильме это есть. Скорее, методы и средства повествования носили некий этнический характер.Так то никак не умаляет его достоинств. И ничему не противоречит.

Lily --Zara, да, обобщение — страха, как такового.... Самое удивительное то, что Джон в этой роли сумел сыграть великое НИЧТО, то есть бесконечную пустоту , поглощающую души... Мне кажется, его образ — даже затрудняюсь: как назвать этого героя? — и был таким обобщением.

Zara --Lily, да, огромное ничто,я бы всё определила,как ВЕЛИКОЕ ЗЛО, со множеством лиц, ему удалось.Работа должна была быть адской для его души.

Lily --Zara, такой интересный взгляд на великое зло, что это просто чёрная, бездонная дыра... бр... самое страшное... О том, что он пронёс через себя, играя эту роль, и думать не хочется (((( Особенно в сцене разговора с мамой, я рыдала... В общем просто катарсис, как и в той сцене. Но если бы мне пришлось сыграть такую сцену через год после смерти мамы, я бы, вероятно, сошла с ума.... Или, может быть, наоборот — пережила бы катарсис, и... облегчила своё горе (??)

Zara --Lily, ну и говоря об обобщении,я все же имею в виду некую общетеологическую мысль о смертоносной силе безверия и о постоянной борьбе добра и зла за каждую отдельно взятую душу...

Lily -- Zara, за вопрос веры на этот фильм много нападок было. А между тем — разделять чёрное и белое, добро и зло — это европейская философия. И мы как-то отучились от этого! На мой взгляд, не правильно отучились. Потому что ЕСТЬ Добро, и есть Зло. Прямо вот так. И если есть абсолютное Зло — значит есть и абсолютное Добро.

Zara --Lily, вот ты зришь в корень,как всегда, ведь я потому и про церковь написала...Абсолютное Добро и абсолютное Зло -- две вечные составляющие мироздания. Одной без другой просто не существует.На примерном равенстве сил держится мир...Так что есть зло и есть добро, даже если кто-то не замечает их существования. И фильм,пусть по-своему, своим способом, но сказал об этом. И о том, что материи эти вечны и непрерывны...

Lily -- Zara, понимаешь а кто-то хочет хочет чтобы мы забыли, что есть Добро — и Зло... Чтобы перестали это разделять и различать.... не знаю, кто. Просто — фильм не вписался в эту политику. Но истинное искусство, как всегда выше политики, и служит исключительно Истине ))) Потому фильм смотрят, и будут смотреть всё больше )))

Zara -- Lily, в таком случае, я тебе логично отвечу( исходя из себя), что вот это самое Зло и хочет,чтобы помнили о нем,и не помнили о Добре... Но ведь всегда найдется Джонатан и те,кто поймет его работу и оценит,и встанет мысленно на сторону Добра, и мир устоит,и жизнь продолжится... ))