Младотевтонский орден Юнгдо

Вольфганг Акунов
       REX LUPUS DEUS


       Lieb Vaterland, erwache neu,
       Auf dass Gott wieder mit uns sei! /1/

       Лозунг «Младотевтонского ордена»


       «Младотевтонский (Младонемецкий) орден» («Юнгдойчер орден», сокращенно «Юнгдо», «ЮнгДО», Jungdeutscher Orden, Jungdo, JungDO) Артура Марауна (см. фото в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры, на котором Артур Мараун похож на молодого Германа Геринга) возник на основе сражавшегося после Ноябрьской революции 1918 года в Германии с незаконными бандформированиями немецких большевиков-«спартаковцев» добровольческого корпуса под названием «Кассельская офицерская рота», переняв его эмблему – черный восьмиугольный мальтийский крест (отличавшийся по форме от прямого или уширенного черного креста «старого», основанного в раннем Средневековье, Тевтонского, или немецкого, духовно-рыцарского ордена), помещенный на белые знамена и белые щитовидные нагрудные знаки марауновцев. В русскоязычной литературе организация, учрежденная Марауном, часто неправильно именуется «Младогерманским орденом» - подобно тому, как Немецкий (Тевтонский) рыцарский орден порой неправильно именуется «Германским рыцарским орденом». Артур Мараун сознательно создал свой «младотевтонский» орден в подражание упомянутому выше «старому» рыцарскому Тевтонскому (Немецкому) ордену (к описываемому времени возвращенному революцией в Австрии в свое первоначальное состояние госпитальерского католического монашеского братства), став его «Верховным Магистром» (Гохмейстером, или, правильнее: Гохмайстером), имевшим в своем подчинении собственных «комтуров» (командоров) и «братьев-рыцарей» (а также «орденских сестер»).

       «Младотевтоны» Марауна носили полевую форму цвета «фельдграу» (френчи армейского образца поверх белых парадных или защитных повседневных рубашек с черными галстуками, армейской кожаной амуницией, брюки с ботинками или же бриджи, сапоги или ботинки с кожаными крагами или обмотками). На левом рукаве (выше локтевого сгиба) они носили нашивку в виде щитка с черным восьмиугольным мальтийским крестом на белом поле (или белую нарукавную повязку с черным мальтийским крестом ниже локтевого сгиба). Бляхи поясных ремней «младотевтонов» (как и имевшие форму полумесяца шейные знаки-горжеты знаменосцев «Юнгдо») также были украшены эмблемой их ордена - упомянутым выше мальтийским крестом. Поясные бляхи командного состава «младотевтонов» были медными, круглой формы, с обрамлявшей изображение мальтийского креста надписью «Трой дойч аллевеге» (Treu Deutsch Allewege), что, в переводе с немецкого означает «Верные (и) немецкие (тевтонские) навеки», с изображением пары дубовых листьев по бокам. На околыше фуражки «юнгдойчи» («младотевтоны») Марауна носили кокарду в форме щитка с черным мальтийским крестом на белом поле, на тулье - круглую «земельную» кокарду («ландескокарду», Landeskokarde) армейского образца.   

       Территориальные подразделения «Юнгдо» именовались «бальяжами» («баллеями», Balleien), местные группы - «братствами» («брудершафтами», Bruderschaften). Численность ордена временами достигала 200 000 человек.       
      
        «Орденские братья» марауновского «Юнгдо» носили с формой и гражданской одеждой значки в форме белого щитка с черным мальтийским крестом, а «орденские сестры» - такие же значки (но с трехлучевыми крестами).

        У «Юнгдо» имелась и собственная награда - «Крест Младотевтонского ордена», представлявшая собой металлический восьмиугольный мальтийский крест, покрытый черной эмалью (или черным лаком). Эта награда напоминала аналогичные по форме черные мальтийские кресты белой русско-немецкой Западной Добровольческой Армии князя П.М. Авалова (Бермондта) и отдельного добровольческого отряда фон Рандова, из-за чего их нередко путают (однако ласточкины хвосты на концах «младотевтонского» креста были несколько короче).

        Знамя «Юнгдо» представляло собой белое полотнище с черным мальтийским крестом. Возведя сам себя в сан Верховного магистра учрежденного им «Младотевтонского ордена», Артур Мараун пользовался внутри ордена непререкаемым авторитетом, опираясь на свои собственные капитул, баллеи и комтурства, скопированные с аналогичных структур «старого» («головного») Тевтонского ордена. Правой рукой Гохмейстера Марауна был канцлер «Младотевтонского ордена» Борнеман. Видную роль в «Юнгдо» играл также генерал в отставке Зальценберг. Особенно многочисленными были земельные организации «Младотевтонского ордена» в Тюрингии и Саксонии, а его упоминавшиеся выше мелкие филиалы - «брудершафты» (братства) - были разбросаны по всей территории межвоенной Германии.

        «Юнгдо» издавал собственную газету «Младотевтон» (нем.: «Дер Юнгдойче»б Der Jungdeutsche) под девизом участников Первого Крестового похода (и рыцарей ордена Святого Гроба Господня) «Так хочет Бог!» (нем.: «Готт вилль эс!», Gott will es!, лат.: «Деус вульт», Deus vult).

        Первоначально орден Марауна/Борнемана являлся главным конкурентом право-консервативного союза фронтовиков - ветеранов мировой войны «Стальной шлем» (нем.: «Дер Штальгельм», Der Stahlhelm). Подобно «Штальгельму», «Юнгдо» преследовал цели военного характера, собирал и тайно хранил вооружение германской армии, подлежавшее сдаче комиссии Антанты по разоружению Германии. В 1923 году «Младотевтонский орден», как и «Стальной шлем», боролся за осуществление планов Главнокомандующего вооруженными силами послевоенной Германии (рейхсвера) генерала Ганса фон Секта, намеревавшегося организовать вооруженное сопротивление французским и бельгийским войскам, оккупировавшим  промышленную Рурскую область Германии. В 1925 году орден Марауна поддержал кандидатуру генерала фон Секта на пост президента Германии. Своей основной внутриполитической задачей «Юнгдо» провозгласил борьбу против красного террора внутри страны, своими основными внешнеполитическими задачами - освобождение Отечества от пут Версаля и возвращение германских колоний.

      В качестве дополнительного источника финансирования своей деятельности - строительства Нового Тевтонского (Немецкого) Дома - руководства и отдельные братства «Юнгдо» выпускали специальные боны - «бауштайны», Bausteine, т.е. «строительные камни» («камни, предназначенные для строительства Нового Тевтонского Дома»), распространявшиеся, в частности, на слетах и других мероприятиях ордена. В качестве примера мы дадим ниже описание несколько таких «младотевтонских»  бонов.

      2.Благотворительный бон, достоинством 5 марок, выпущенный Билефельдским «брудершафтом» (братством) «Юнгдо» в 1922 году, с портретом (на аверсе) основателя и  Гохмейстера Младотевтонского ордена Артура Марауна (в левом верхнем углу бона помещен герб Марауна - три красных стропила на белом поле, в правом углу помещен герб «Юнгдо» - черный мальтийский крест на белом поле)  и девизом: «Верность братьям! Верность магистрам! Кто больше даст, тот больше послужит Отечеству!»; на реверсе - изображение орденского замка со знаменем «Юнгдо» (черный мальтийский крест на белом полотнище) на фоне восходящего солнца и девизим: «Честь! Слава! Отечество!»

       3.Благотворительный бон, достоинством в 1 марку, выпущенный Финансовым комитетом руководства «Младотевтонского ордена». Аверс: спешенный «младотевтонский» рыцарь с гербом ордена (черным мальтийским крестом) на белом щите «норманнской» («варяжской») формы поражает копьем «змея розни между немцами»; надпись: «Змей розни должен пасть - для нас должен возникнуть Тевтонский (Немецкий) Дом!». На реверсе - портрет Гохмейстера Артура Марауна и надпись «Ты дашь один раз 1 марку - многие дадут помалу - и их вклад станет весомым»; «Тевтонский (Немецкий) Дом должен быть восстановлен - Ты дал на это 1 марку».

       4.Благотворительный бон «Младотевтонского ордена» достоинством в 2 марки, выпущенный Финансовым комитетом орденского руководства, с изображением на аверсе спешенного «младотевтонского» рыцаря-змееборца, а на реверсе -  восточнопрусского Мариенбургского замка «старого», основанного в Средние века, Тевтонского ордена и надписями: «Добрый Дом древнего Тевтонства, дай нам новые стимулы!», а также:  «Ты дашь один раз 2 марки - многие дадут помалу - и их вклад станет весомым».

       5.Рекламный бон («вербешайн», Werbeschein) «Младотевтонского ордена» достоинством 1,5 марки, выпущенный Кильским брудершафтом «Юнгдо» с изображением древних германских героев в рогатых шлемах, гербом ордена (черным мальтийским крестом на белом поле) и надписью «Младотевтонский (Младонемецкий) орден».

       Подобные благотворительные и рекламные боны «Юнгдо» были выпущены в немалом количестве.
 
       С 1924 года разгорелось соперничество между «Младотевтонским орденом» и «Стальным шлемом», главную роль в котором играли связи обеих организаций в министерстве рейхсвера, а также сугубо местнические интересы. Как говорил в рейхстаге в 1923 году министр рейхсвера Гесслер, между офицерами рейхсвера разгорелся спор о том, какой из двух союзов лучше служит отечеству. В конце 1925 года имперский комиссар по охране общественного порядка передал министерству рейхсвера данные об установлении контактов между «Младотевтонским орденом» и союзом «Рейхсбаннер» («Имперский стяг») – полувоенной организацией, созданной Социал-Демократической Партией Германии (СДПГ), наподобие штурмовых отрядов (СА) гитлеровской Национал-Социалистической Германской Рабочей партии (НСДАП) или боевых отрядов «Союза Красных Фронтовиков» («Ротер Фронткемпфербунд», сокращенно: «Ротфронт») Коммунистической Партии Германии (КПГ) Эрнста Тельмана. Конфликт «Юнгдо» со «Стальным шлемом» и контакты Марауна с «Рейхсбаннером» стали причиной разрыва между министерством рейхсвера и «Младотевтонским орденом». Во второй половине 20-х гг. орден Марауна/Борнемана в значительной степени утратил свое прежнее влияние, число его членов и сторонников резко уменьшилось.
 
        В 1928 году «Юнгдо» совместно с Христианскими профсоюзами основал «Народное Немецкое Имперское Объединение» (ННИО), а в 1930 году объединился с Немецкой (Германской) Демократической Партией в Немецкую (Германскую) Государственную Партию и участвовал в парламентских выборах. Вследствие враждебности «Юнгдо» гитлеровскому национал-социализму, орден Артура Марауна был запрещен после прихода Гитлера к власти в 1933 году, а сам Мараун - арестован. В «Младотевтонском ордене» состоял, между прочим, и советский разведчик, офицер германских военно-воздушных сил Харро (Гарро) фон Шульце-Бойзен, внучатый племянник адмирала Альфреда фон Тирпица и член подпольной антинацистской организации «Красная капелла» («Красный оркестр»), казненный национал-социалистами.

        Поскольку экстремистские политические организации, преследующие сходные цели, наиболее яростно борются не с главным, идеологическим врагом, а друг с другом (как это происходило до недавних пор и в нашем многострадальном Отечестве), гитлеровская партия НСДАП и «Младотевтонский орден» друг друга на дух не выносили, но, тем не менее, сходство между ними было во многом разительным, как, впрочем, и сходство с коммунистами. Не зря ведь большевицкий вождь товарищ Лев Давидович Троцкий представлял партию как некий «коммунистический орден самураев», другой большевицкий вождь - товарищ Иосиф Виссарионович Сталин говорил о своей Коммунистической партии, как об «ордене меченосцев», а рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер о своей «черной гвардии» - как о военном «ордене нордических мужей» (с его легкой руки СС и стали называть «Черным орденом»). Поэтому представляется вполне логичным, что после прихода Гитлера к власти «Младотевтонский орден» был распущен, а сам Артур Мараун арестован и заключен в концентрационный лагерь (где лишился глаза).

         Наряду с «Младотевтонским орденом» Артура Марауна и «старым» католическим военно-монашеским Тевтонским (Немецким) орденом, в Германии и Австрии описываемой эпохи существовали также полусекретный националистический союз «Дойчер Орден» (Deutscher Orden, «Немецкий орден», одноименный со «старым») и более глубоко засекреченный «Германен-Орден» (Germanenorden, «Германский орден» или «Орден германцев»), для членов которого было характерно увлечение древнегерманскими рунами и неоязычеством в духе ариософа Г(в)идо фон Листа. На разных этапах своего существования «Германский орден» (эмблемой которого служила вращающаяся «солнечная» косовидная свастика-«зензенкройц», наложенная первоначально на равносторонний крест, а позднее – на четырехлучевую звезду) включал в свой состав организации различной ориентации – например, баварское ариософское «Общество Туле» (Thulegesellschaft), прусский монархический «Союз прямодушных» («Бунд дер Ауфрехтен», Bund der Aufrechten) и даже Германскую Национал-Социалистическую Рабочую партию (НСДАП). В силу сходства названий вышеперечисленных «орденов» современники и особенно позднейшие авторы нередко путали (и продолжают путать!) их друг с другом и со «старым» католическим духовно-рыцарским Тевтонским (Немецким) орденом Пресвятой Девы Марии.

          Здесь конец и Господу нашему слава!

          ПРИМЕЧАНИЕ

          /1/ Любезное отечество, пробудись снова,
              Дабы Бог всегда был с нами!

          В лозунге «Юнгдо» содержится намек на девиз Прусского королевства и довоенной Германской империи (Второго рейха) под скипетром Гогенцоллернов «С нами Бог» (Готт мит унс»). В то же время он напоминает лозунг гитлеровской НСДАП «Пробудись, Германия!», или «Германия, проснись!» («Дойчланд эрвахе!»).