Родимый хаос

Нина Изюмова
Размышляли мы тут на Прозе с дорогой моему сердцу Еленой Яблонко о том, может ли одичать культурный человек, и пришлось признать, хоть нам этого очень не хотелось,  что еще как может.
У Борхеса есть рассказ, как люди, попав в оторванный от цивилизации край, постепенно разучиваются читать, а Библия превращается  в традиционно сакральный, но совершенно непонятный  предмет.
Но, к сожалению, одичание может наступить и без внешних видимых причин.  Начинает исподволь изменяться сознание, искажаясь до такой степени, что редуцирует к плохо организованному сознанию дикаря.
Ницше назвал культуру яблочной кожурой, натянутой над бездной. Как кожура  спасает от распада нежную мякоть яблока, так и культура отгораживает нас от бездны хаоса. Кожура, в отличие от хаоса, - достаточно организованная материя, со своей функцией, смыслом, с клетками, строение которых рассчитано на служение поставленной задаче.
А что же такое хаос? Это область абсолютной толерантности, все атомы обладают свободой, равенством… до братства, правда, дело не доходит, да и нет в нем нужды при тотальном равенстве и свободе. Заметим, что если нет функции, то свобода абсолютна.
И вот постепенно сознание, которое срывает с себя «путы»  принадлежности к определенному мировоззрению, вере, долгу, даже к полу, - все более приближается к состоянию хаоса, стремясь и вокруг породить так называемый «управляемый хаос».  И когда наступает смерть, переход в иное бытие, это сознание совершенно естественным образом попадает в «братские» объятия столь любимого им при жизни хаоса. А это и есть  полное обезличивание, «тьма внешняя».