Лето 2011. Знак

Владим Филипп
***

- ВФ..Здравствуйте!.... Вы будете в ближайшее время в городе ?
- Привет!...Неееет… Я на даче… Зачем мне  город ?.... У меня холсты, кисти,  краски, мольберт и ….НИ –КО-ГО!!..... Только кот рядом….А в чём проблема?
- Мне бы очень нужно Вас увидеть!
- Не ,….в город я до 29 августа не собираюсь…Я от него в ста километрах на Карельском перешейке.
-А какой Ваш адрес?

Я назвал адрес.   « С чего вдруг я ей понадобился ?» - пронеслось в голове.

Звонила Ирина,  пресс-референт  Президента одного профессионального Союза Северо-Запада и Санкт-Петербурга по полиграфии.

Около года назад…от этого Союза мне  было предложено  создать проект Памятного Знака  в честь 300летия начала в Петербурге полиграфического, типографского и издательского дела.
Тема показалась интересной и я взялся.

В Петербурге на  Петроградской стороне, на стыке Каменоостровского ,  б.Кировского проспекта и Невы есть площадь, в окружении дома с 50 колоннами, простором Невы  и Петропавловской крепостью.
Сейчас он называется Троицкой.
Когда –то во времена Петра Первого стояла на ней деревянная Троицкая церковь- первая в  Санкт-Петербурге.
Отсюда и её название.
Троицкая площадь при застройке города была главной .
Центральной и единственной.
Рядом Домик Петра.
Петропавловка.
На этой же площади была поставлена и первая в городе типография   под присмотром и управлением первого типографа Петербурга Абраамова.

В ней и вышел первый в  северной столице газетный листок Санкт-Петербургских Ведомостей.
И в 2011 году исполнилось триста лет этому событию.

Разработал несколько предложений.
Но как всегда бывает с заказчиком, то смета изменилась и  денег не нашлось нужных, то вкусы с заказчиком не совпали в понимании решения.
Обычное дело для художника..
Время шло .
Проекты Знака предлагались.
Согласовывались в ГлавАПУ… показывались Архитектурному совету города….переделывались, ,  а об оплате как-то вопрос не прояснялся.
Появился и проект  ,который  показался наиболее интересным, простым в своём   изяществе  и логике.

Что для всех значит полиграфия?
Она рядом   с самого детства.
С «Колобка» и «Курочки-рябы.»
С книжек-раскрасок.
С учебников и Майн Рида или Джек Лондона, снова с учебниками уже вузовскими, газетами , статьями, уже собственными книгами, … и так до самого конца, до несколько печатных строчек некролога.
Издания всего печатного ….рядом и незаметны.
Естественны , как дыхание.
Так и Знак должен быть таким же.
Плоским , как лист  печатного листа.

Ага…плоский знак.
Из чего ?
Что должно быть на нём изображено?

Пётр Первый впервые ввёл понятие гражданского шрифта.
Так.
Первые наборы шли литерами.
Выпуклые.
Буквами в зеркальном изображении…
Есть.
Знак –это набор гражданского шрифта в зеркальном отражении.
Но народ будет каблуками задевать….Женщины спотыкаться …Каблуки ломать.
Так….
Буквы должны быть заподлицо…
Пусть они будут светлыми на тёмносером , а лучше на чёрном граните габбро….- словно покрытым слоем чёрной типографской краски.С буквами из белого мрамора.
А в середине набора доска….с текстом кому и чему посвящена эта знаковая выкладка на красном граните с чёрными буквами.

Ходит же народ в Голливуде по звёздам великих актёров…пусть и здесь ходят и под ноги смотрят и читают, и разгадывают отчего так и почему.
И думают.
Да и кроме того, площадка эта шрифтовая наборная на подходе к Петропавловской крепости…место изящное..в окружении 8 фонарей…
И освещена хорошо.
А они …..словно гренадеры на страже.
Так и сделал.

Но что главное для нашего брата- художника?
Правильно!
Уверенность в гонораре.

Но вот об этом как-то не было произнесено ни слова.
Хотя знал Заказчика давно и считал его порядочным человеком , но чем чёрт не шутит.
Время же многое меняет.
Людей тоже.
В итоге состоялся с ним разговор .
Резкий для обоих.
Цена с моей стороны была названа.
С его стороны встречена с возмущением.
Я послал далеко   и заказчика , и проект и прекратил тратить без денег на проект  своё время.
Как говорится - !» Порисовал и хватит!»

Но птичка –то, идея и образ  уже вылетел  .
И проектная разработка у Заказчика осталась.
Начинай и делай!
Что и как ….. по проекту-то  уже всё понятно.
Так как воробей стреляный…. то  подстраховался на всякий судебный случай в отстаивании своих авторских прав  у нотариуса .

Прошло время и о проекте забыл.
Другие идеи, люди, дипломы студентов, собственные планы, выставки,  другие  задачи..
Много чего.
А теперь вдруг этот звонок мобильника.

В один из дней рядом с дачей остановилась иномарка.
Это была Ирина.
- В.Ф….. Я вам пакет привезла ?
- Во дела!!...- я улыбнулся , - …Ириша, ты прямо как  дипкурьер….ООО!!!.. Так ты мамой стать собираешься…поздравляю…Давно пора..
- Да…Где-то в начале сентября…- она улыбнулась.
- А что за пакет ?- снова спросил я.
- Гонорар !..... За вашу идею и проект….Ведь всё по нему и выполнили…. Перед уходом все долги зачищаю…. Потому и визит к Вам….  И от Президента приглашение передаю , прибыть на открытие Знака в субботу в 11.45 …
А открытие будет под выстрел с Петропавловки в 12 часов в субботу.

В пакете было 120 000 рублей.
Моя установленная почти год назад стоимость гонорара.
Тютелька в тютельку.

Что было потом ?
Открытие!
И военный оркестр в парадной старой форме.
И телестудии, и репортёры, и шарики, и выстрел с бастиона Петропавловской крепости в 12 часов  пополудни, , и мои друзья с первого класса с которыми дружу вот уже 60 лет, которые меня поздравляли , узнав об открытии Знака из новостей  интернета.
И лёгкий фуршет.
***

Странно всё-таки устроена жизнь.
Мог ли я подумать, случайно оказавшись в свои 18 лет на первом курсе института Гражданской Авиации, что будет в моей жизни потом.
После того ,как стану авиационным инженером,  Мухинское и искусство.
Что за плечами окажется почти 90 выставок самого разного уровня.
Что главным в жизни окажется страсть и любовь к нему.
А самое главное….что в итоге будет на Государевом бастионе Петропавловской крепости объекте Федерального значения  стоять по моему проекту  Памятный скульптурный Знак в честь основания  моего родного города .
В городе ,в котором я уже в третьем поколение....из семьи прожившим в нём более ста лет.

Что почти в 500 метрах т Государева бастиона Петропавловки, напротив крепости,  на другом берегу Кронверского канала , на правительственной трассе и тоже в центре города,  будет  ещё установлен ещё один тоже посвящённый  300летию,и тоже мой ,  но уже полиграфическому, журналисткому и типографскому делу моего города.

А  в Музее Городской скульптуры Санкт-Петербурга в Александро-Невской Лавре, рядом с папочкой Доменико Трезини - первого архитектора Петербурга,рядом с папкой Фальконе,Шемякин..   …..строго по алфавиту будет  стоять  скромненько и моя,пусть тоненькая ,но рядом,  хотя сам в искусстве не скульптор,а график и занимаюсь совсем другим ...

* * *