Число Люцифера

Юрий Шпилькин
Число Люцифера
 Дверь приоткрылась, и лаборантка соседней кафедры произнесла: - Иван Кузьмич нашелся. Он в реанимации в «Роще».
 -- Что она сказала? – не отрываясь от телефона, повернулся к двери заведующий кафедрой Лесхан, по прозвищу Коян.
  - Иван Кузьмич в реанимации – отозвался чей-то голос.
 - А почему нам не позвонили?
 - А у нас телефон свободным бывает? - вопросом на вопрос ответил тот же голос.
 - Надо бы навестить, профсоюз? – посмотрел Коян в сторону Каракоз – профорга кафедры.
 - Почему только я, всем надо сходить…

 Иван Кузьмич  открыл глаза и увидел капельницу. Понял, что находится в больнице. Как сюда попал он не знал. Последнее, что он отчетливо помнил – это немигающие глаза огромной жабы. «Все-таки паралич был» - произнес он. Где-то заскрипела кровать и откуда-то сверху раздался голос:
 - Инфаркт у тебя был, отец, и чуть было ты не окочурился.
 - Инфаркт, - безучастно повторил Иван Кузьмич, так словно это не его касалось и даже, напротив, случившееся с ним как бы радовало его, какое-то неясное теплое чувство согревало. Поначалу он не мог понять что, но потом вспомнил, что со своими проблемами он теперь не один. В ту ночь на даче он обрел близких ему людей – это Николай Степанович и Иван Ильич. Это они поддержали его и не дали умереть. И самое любопытное, ни там, на даче, ни здесь в больнице он ни разу не подумал о том, кто будет заменять его занятия. Он почувствовал себя свободным, и от занятий, и от аудитора, подкарауливающего опаздывающих преподавателей, чтобы доложить ректору, свободен от ректора, запрещающего поездку на научную конференцию, свободен от заведующего кафедрой Кояна, который был когда-то его студентом.

 Учился он неважно, но у него был какой то родственник, то ли дядя, то ли брат, работавший директором винзавода. С его помощью Коян защитил кандидатскую и даже докторскую и где – в московском институте эстетического воспитания. Косвенное отношение к философии позволило ему занять должность заведующего кафедры философии. Иван Кузьмич как-то по просьбе нового заведующего  написал предисловие к какой-то его брошюре. Но потом тот все чаще стал напрашиваться в соавторы. Иван Кузьмич отнекивался, ссылаясь на занятость, но ему просто было совестно перед коллегами за такого соавтора. Теперь Иван Кузьмич решил все, пошлю его подальше. Иван Кузьмич понял – это и есть экзистенциальное состояние в пограничных ситуациях (болезнь, страдание, смерть), о котором он пытался рассказать студентам. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, освобождение от зависимости  внешних факторов ограничения его свободы.

 Для Спинозы свобода – это осознанная необходимость, а для француза Альбера Камю свобода – это женщины. Всякое ограничение контактов с женщинами, как это было с его героем из «Постороннего», переживается сильнее даже угрозы предстоящей смерти. Младший брат прототипа толстовского Ивана Ильича, знаменитый ученый Илья Ильич Мечников  свидетельствует, что мысль о смерти долго страшила его старшего брата Ивана Ильича. «Но так как все мы должны умереть», то он кончил тем, что «примирился, говоря себе, что, в сущности, между смертью в 45 лет или позднее – лишь одна количественная разница». Человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания. Но это наблюдение естественника-позитивиста и что-то здесь не все верно, как ему показалось. Страх смерти он всегда есть. Вспомним, как страдал Иисус перед своей смертью, евангелисты это хорошо описали. От Матфея: «около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» До последнего мгновения, Иисус сомневался, правильно ли все то, что с ним происходит.

 Наинна Иосифовна на поминальном обеде сообщила, что Ельцин был в сознании до последних минут. Предчувствовал и боялся ли он приближение смерти? Скорее всего, да, поэтому поехал в Вифлеем. Пытался найти оправдание своим злодейским неправедным действиям по развалу Союза, в результате которого погибли сотни и тысячи людей. Вся беда в том, что Ельцин, как и Горбачев, плохо изучили, не знали элементарных законов социальной жизни. В свое время француз Роже Гароди выступил с резкой критикой извращений марксизма и социализма,  предложил концепцию «социализма с человеческим лицом», собственно предлагал то, что произошло в Швеции и других странах, где у власти  находятся социалисты, но его даже во Франции исключили из компартии как ревизиониста. Настоящих философов властители не любят, боятся их, стараются уничтожить. Как это было с Сократом, да и Платон, чуть было не попал на галеры, проданный тираном в рабство. Поэтому в своем «Государстве» Платон предлагает учить будущих правителей с детства, в том числе и философии. Вот почему монархические династии более ограждены от случайных полузнаек, которые приходят к власти на волне политических интриг и приводят с собой такую же, как принятой сейчас говорить, команду честолюбцев.

 На одной неделе с Ельциным ушли из жизни музыкант Мстислав Ростропович, актер Кирилл Лавров и патриот Дмитрий Ганин. Первых двух выдающихся людей проводили в последний путь с подобающим их таланту почетом. А вот про Дмитрия Ганина многие не знаю до сих пор. 20-летний гражданин России, живший в Эстонии, Дмитрий Ганин в ночь на пятницу 18 мая 2007 года вышел защищать от поругания Монумент воину Освободителю, который был поставлен над могилой 12-ти из 280 тысяч советских солдат, погибших при освобождении Эстонии от фашизма. Дмитрий погиб от ножа фашиствующего подонка. Безусловно, он знал, что такое может случиться, но иначе поступить он не мог. Погиб Патриот. Ему необходимо воздать самые высокие почести. Прав был Ж.П.Сартр, что «всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность».

 Иван Кузьмич тогда же отправил обращение в несколько газет и Президенту:  «Уважаемый Владимир Владимирович,- писал он, - два дня на всем постсоветском пространстве мы с напряжением ждали, как власти России отреагируют на злодеяние совершенное в Эстонии – от руки фашиствующего подонка погиб российский Патриот, Гражданин России Дмитрий Ганин. Фашиствующие власти снесли памятник воину Освободителю, а теперь глумятся над останками павших воинов. Если у России осталось хоть грамм национальной гордости, она должна ответить по полной программе фашистам, которые должны понять, что всякой наглости есть предел. Необходимо разорвать дипломатические и другие отношения до тех пор, пока не будет найден и выдан российскому правосудию убийца Дмитрия Ганина, до тех пор, пока не будет восстановлен памятник воину Освободителю и власти накажут тех, кто санкционировал это святотатство, а народ Эстонии должен дать свою оценку этому злодеянию и покаяться.  Дмитрию Ганину необходимо воздать все подобающие почести как великому Патриоту России. Только тогда мы, родившиеся в России, и живущие за пределами нашей Родины поймем, что Россией управляют не пигмеи, а достойные уважения люди, которые понимают, что жизнь Человека, его честь и достоинство – это высшая ценность. Приношу искренние соболезнования семье Дмитрия Ганина».

 Президент, конечно, не ответил, и газеты письмо не напечатали. Не все в порядке было в датском королевстве.Взять ту же национальную идею. В своем Послании Президент  назвал поиск национальной идеи народной забавой. Думаю, что зря иронизирует, ошибается Президент – это не народная забава. Национальная идея – это лакмусовая лента, на которой фиксируются великие дела и их имитация. Современный философ С.Королев в работе «Национальная идея как инструмент политического манипулирования» всесторонне рассмотрел эволюцию национальной идеи» уже в период правления Путина. Президент, по словам исследователя, неоднократно пытался сформулировать национальную идею как: 1) патриотизм благосостояние, гарантированные государством; 2) социокультурные факторы социальной интеграции; 3) освоение территорий + повышение благосостояния народа + интеграция в цивилизованный мир; 4) удвоение ВВП, борьба с бедностью  и реформа армии; 5) конкурентоспособность во всем – человек, отрасль, население, страна.

 В администрации Президента шла дискуссия - как назвать их форму власти: «управляемая демократия» или «суверенная демократия». Платон назвал демократию в числе худших форм правления, имея в виду, современную ему афинскую демократию. Черчилль также не очень лестно отозвался о современной ему демократии, при этом добавил, что человечество ничего пока более совершенного не придумало. И свидетельство тому современная американская демократия, благодаря которой в число правителей попадают такие персонажи как актер Р. Рейган с нулевыми познаниями в географии или бывший советник по национальной безопасности К.Райс, которая, видимо, обладает познаниями только своей девственной безопасности. При всех недостатках, у американцам есть чему поучиться. Идеи конкурентоспособности, провозглашенные командами Путина и Назарбаева возникли в США, начиная с 1989 – 1990 гг., в частности, в 1988 г. Конгресс США принял закон о торговле и конкурентоспособности,  даже был создан Национальный совет по конкурентоспособности при президенте США.  Основной лозунг избирательной кампании Буша младшего — «Наша страна должна быть процветающей» был адресован, прежде всего, консервативным избирателям, носителям традиционных американских ценностей. Сам Буш назвал свою философию «сострадательным консерватизмом». Но его философия - имитация национальной идеи. Нельзя быть сострадательным даже к своим близким, если по твоему приказу  убиты и убивают тысячи афганцев, иракцев и готов к уничтожению иранцев и других, кого они с К. Райс и другими «ястребами» посчитают своими врагами. Поэтому и они не свободны в выборе своих действий.

 Иван Кузьмич закрыл глаза  и проснулся в другой палате.Он открыл глаза, голубоватый туман окутывал его. Где это я? – едва он успел подумать, как ему чей-то металлический голос ответил: «Вы находитесь в палате интенсивной терапии нанотехнологий». Он вспомнил, что недавно в телепередаче Глеба Павловского речь шла о том, что никто не понимает что такое нанотехнологии. Знали, что есть миниатюрные чипы, способные хранить миллионы миллиардов байтов информации и обрабатывать ее с мгновенной скоростью. Если их вживить в человека,  то возможен ежесекундный контроль над каждым человеком. В Откровении Иоанна Богослова в главе 13 есть пророчество о приходе духа в образе зверя: И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку или на чело их, и что ни кому нельзя будет ни покупать, ни продавать кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочтет число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

 В современном сатанизме Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения».Иван Кузьмич поднял перед собой руки и обнаружил на правой руке повязку. Пока в США и России готовятся к осуществлению глобального контроля, в Центральной Азии, по выражению Горбачева, этот процесс уже пошел. Иван Кузьмич подумал, что именно Горбачев еще в 1988 году одним из первых начал употреблять словосочетание «Новый мировой порядок» (НМП) и немало сделал по установлению его в России. Чью он волю выполнял? Не случайно, Иоанн Богослов предупреждал, что «всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку их или на чело их». «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».

 В США национальное агентство безопасности уже имеет сверхмощный компьютер, созданный специально для считывания информации с чипа, вживленного в руку каждого человека. То ли случайно, то ли осознанно этот проект имел кодовое название «LUCID»  и его тут же дотошные журналисты стали называть «Люцифер» (сатана). Президент США, выступая по телевидению, в соответствии с законом макиавеллизма (думаю одно, а говорю другое), расхваливал неисчислимые достоинства внедрения такого чипа - карты, напирая на то, что карта будет содержать полную медицинскую историю носителя чипа. Он красочно объяснял, что если носитель чипа попадает в аварию или с ним случится обморок на улице и, его без сознания привезут в госпиталь, то врачи, прочитав чип при помощи специального сканера, смогут оказать ему ту помощь, в которой он нуждается. Президент добавил, что карта может содержать и другие данные: семейные, финансовые, социальные и, наверное, политические  - всего предполагается иметь 18 позиций, разбитых на три группы, а номер карты будет состоять их 18 цифр, разбитых на три группы, (итак, получается «число его», как и пророчествовал Иоанн Богослов – 666).

 Структура организации Нового мирового порядка по сути дела повторяет организацию масонов и представляет собой тотальный контроль. Масонская метафизика и символика оказали большое влияние на культуру и искусство (опера Моцарта «Волшебная флейта», собор Святого Павла в Лондоне, некоторые церкви в Москве, дизайн долларов США и др.).
 В России получили распространение практически все масонские системы, которые были в ходу в Западной Европе. Это английская, шведско-берлинская, шведская, французская системы и, конечно же, розенкрейцерство. Помимо этого возникали и свои — «национальные» — системы, получившие названия по именам их создателей. Это, например, системы Салтыкова, Фесслера, иногда говорят о специальной масонской степени «духовного рыцаря» Лопухина, или особой системе Елагина. Для русских масонов Библия выступает одним из источников мистического вдохновения. Масонский взгляд принимает все, что родилось вне христианства, если оно, по их мнению, согласуется с их представлениями о христианстве. Вот почему, наверное, Ельцин, по наблюдению его духовника, будучи атеистом, сумел преодолеть себя и перекреститься. Верность свою НМП Ельцин подтвердил 16 февраля 1995 года. Выступая  в Думе (в присутствии патриарха Алексия II), он заявил: «Наше желание участвовать в создании мирового порядка в европейском и мировых масштабах остается неизменным». Был ли он, как и Горбачев или Буш, клонированным масоном, вряд ли об этом кто-нибудь узнает. Масоны умеют хранить свои тайны.

 Публичный человек не имеет права на проявление человеческих слабостей, а Ельцин позволял себе напиться как сапожник, разрушить дом, в котором провела последние дни семья последнего царя, начать войну в Чечне. Вот тогда и у патриарха появились какие-то серьезные разногласия с первым президентом России. Не изменили его отношение и приказ Ельцина о восстановлении храма Христа Спасителя, и перенос останков семьи последнего царя. В церемонии отпевания Ельцина патриарх не участвовал, сославшись на болезнь.
 Иван Кузьмич вдруг услышал стук в дверь. Входили ректор Орман, его заместитель с остроносым лисьим лицом, на котором поблескивали очки, зав. кафедрой Коян, смотрящий куда-то в сторону и еще кто-то неизвестный. У Ивана Кузьмич все похолодело внутри и словно оторвалось. Стук в дверь  повторился. Иван Кузьмич открыл глаза.

 Дверь приоткрылась и заглянула профорг Каракоз, из-за нее выглядывали Вера Васильевна и Аюбай.
 - Иван Кузьмич, нам сказали, что вы спите, вот мы, подумали, заглянем и уйдем, -  защебетала Черноглазая.
 - Салеметсиз бе, Иван Кузьмич, -  как-то боком продвигаясь к кровати, перекрестившись, поздоровалась Вера Васильевна, - Хал калай? Она всегда одновременно подчеркивала свою лояльность государственному языку и православной вере. Иван Кузьмич с одобрением относился к ее интернациональному браку, но не понимал ее подобострастной языковой толерантности. Она начинала работать со своим будущим  мужем на этой же кафедре, всем коллективом праздновали их свадьбу, а потом и свадьбу дочери. Во времена Колбина, когда повелась борьбу с семейственностью, муж был вынужден перейти в другой вуз. 
 - Ты, что, тамыр, решил отдохнуть? – широко улыбаясь, заговорил Аюбай,- а что это у тебя рука перевязана? – удерживая правую руку, спросил он. Аюбай, под стать своему имени, действительно походил на большого добродушного медведя. На полгода моложе Ивана Кузьмича, он называл его тамыр – ровесник, близкий друг.  Они когда-то жили по соседству. Его жена Манзира преподавала в младших классах, а когда родилась пятая дочь – Алмашка, то оставила работу.

 Иван Кузьмич посмотрел на руку и внутри у него, как во сне, опять все похолодело. Улыбка сползла с его лица. Аюбай не понял.
 - Что больно? А я трясу.
 - Нет, нет, - ответил Иван Кузьмич,- это, наверное, после капельницы. И стал разматывать бинт. Под ним было багровое пятно.
 Аюбай поставил на тумбочку большую кису с пловом.-  Манзура тебе передала, кушай, выздоравливай. 
 Сесть было не на что, посетители постояли, расспросили как это с ним все приключилось. Иван Кузьмич нехотя рассказал, что ехал домой, на остановке потерял сознание, его увезла скорая, но так как документов при нем не было, не знали куда позвонить. Несколько дней был в коме, не приходил в сознание, решили, что он умер и отвезли в морг, где его нашел сын и, обнаружив, что отец теплый, поднял шум. Ивана Кузьмича снова перевезли в реанимацию. И вот он лежит здесь.

 Но вдруг сообразил, что посетителей, в конечном счете, его проблемы и не интересуют. Кому, особенно, здоровым, интересны болячки других людей. Они не интересны и врачам. Это он понял по своей жене. Когда какой-нибудь больной звонит и начинает описывать свою хворь, жена тут же его перебивает и начинает собирать, как это говорят врачи, анамнез. Вскоре коллеги засобирались уходить. -Кош болыныз, Иван Кузьмич, корискенше, прощаясь, старательно выговаривала слова Вера Васильевна.

 После ухода коллег Иван Кузьмич  стал рассматривать руку. На тыльной стороне чуть ниже локтя, он увидел, под тонким слоем кутикулы замысловатый рисунок, повернул руку и под каким-то углом увидел цифры – 666, каждая цифра состояла из шести точек. «Ну, вот, - подумал он, - я теперь под наблюдением Люцифера». «Да, - подтвердил все тот же металлический голос, - под наблюдением УЭМ«LUCID»- и добавил,- Вам надлежит принять лекарства по одной таблетке». Откуда-то возник поднос с ячейками как в столовых самообслуживания, в каждой ячейке были таблетки,  стоял стакан с водой какого-то зеленого цвета. «Когда таблетки закончатся – Вы будете здоровы» - произнес все-тот же скрипучий голос. «Такой голос, наверное, был у Николая Степановича» - подумал Иван Кузьмич, но голос ему тут же возразил: «У героя Чехова, тайного советника, заслуженного профессора Николая Степановича голос, по его собственному признанию, был «сух, резок и певуч, как у ханжи», а Вы слышите свой внутренний голос, контролируемый  УЭМ«LUCID» и который теперь будет сопровождать Вас до конца Ваших дней».

 - В советский период клонирование имело вульгарно-материалистическое эволюционное состояние. Как и рекомендовал  Платон, чиновников  воспитывали с детства. Происходил естественный отбор: сначала руководитель звездочки октябрят, потом звеньевой или председатель  пионерского отряда, комсорг и, наконец, секретарь комсомольской организации. Наиболее заметные секретари после окончания вуза становились инструкторами и секретарями райкомов комсомола и, вновь шел отбор, для пополнения партийной и профсоюзной номенклатуры. 

 На Западе тоже не дремали. В строго засекреченных условиях стали проводить опыты на животных по клонированию. В 1997 году были обнародованы результаты клонирования овечки Долли и должны были переходить к опытам на человеке. Необходимо было отобрать особей элитной породы. И вот в январе 1998 года случилось непредвиденное. Во время забора клономатериала у президента США Билла Клинтона, неопытная практикантка разлила этот ценный материал себе на платье. СМИ пронюхали про это и раззвонили по всему миру. Надо было как-то выходить из этого казуса. Президента обвинили в сексуальном домогательстве, и, чуть было, дело не дошло до импичмента. Но он то, в соответствии с законом двойной морали, оказывается, был не виноват, это она его спровоцировала. Выкручиваясь, Клинтон объявил, что готов бороться с Саддамом Хусейном, изготавливающего оружие массового поражения, но особенно бурно аплодировали ему стоя конгрессмены, после заявления о невиданном увеличении рабочих мест. Дело вскоре было закрыто и забыто.

 Правда, в мае 2007 г., когда королева Великобритании посетила США, Буш младший чуть было ни выдал тайну, сообщив, что королева еще 200 лет назад бывала в Штатах. Что это было – ошибка фрагментарного мышления или тайна клонирования. Как известно именно в Англии в 1996 г. впервые обнародовали факт клонирования. Ученые выявили, что Долли биологически на 6 лет старше своего реального возраста. В 1999 г. появилось сообщение, что телочки Домна, Дева и Дюна прожили дольше, чем обычные коровы, родив несколько телят каждая, в 2000 г. сообщили из Японии, что было осуществлено клонирование клонированного быка, который прожил положенную ему природой жизнь. В США от кота Диего в 2001 г. клонировали двух кошек Мадж и Кэти, которые через четыре года родили от него котят. Были сообщения и о неудачах. В 2000 г. в Японии не удалась попытка клонирования, пролежавшего многие века в вечной мерзлоте Сибири останков мамонта, а в Австралии не удалась попытка клонировать вымершего к 1936 году тасманского тигра. В США закончилось неудачей в том же 2000 г. клонирование примата. У высокоорганизованных животных при делении ДНК не передается надлежащим образом. В 2004 г. в Южной Корее попытались клонировать эмбрион человека – до младенца дело не дошло, но из 100-клеточного зародыша смогли извлечь стволовые клетки. Что в настоящее время происходит в области клонирования покрыто тайной. Клон – абсолютный двойник с такими же способностями, что и его «прародитель». Имеющие материальную возможность клонируют себя для того, чтобы получить органы для трансплантации. Возможно, попытка трансплантации была сделана Ельцину, но не совсем удачно. В Казахстане клонирование человека предполагается рассматривать как уголовное преступление."Клонирование человека наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового", - говорится в законопроекте.

 По заданию Магистров НМП «вольные каменщики» стали передавать собственность суверенных постсоветских стран в руки клонированных олигархов, которые вышли из рядов комсомольских вождей и не реализовавших себя в науке мнэсов, но обладающих мертвой хваткой того, что плохо лежало. Олигархи, в свою очередь, стали продавать энергоресурсы иностранным кампаниям, сколачивая невиданные капиталы, который они уводили в недосягаемые для прокуратуры страны и крутили на биржах, зарабатывая миллионный прирост капитала, не вкладывая в свои страны ни цента. Экономика стран приходила в упадок, собственность все больше попадала в руки криминальных структур и распределялась по криминальным понятиям. И чем хуже было в жизни, тем прекраснее она выглядела на экранах телевизоров. Различные кулики за расхваливание собственных болот получали ордена и, самодовольно пыжась, становились почетными гражданами. Но власть предержащим казалось, что не все еще приватизировано, оставалось еще будущее.

 Тогда был запущен пробный шар в виде статьи под названием «Национализация будущего», в которой обосновывалась идея «суверенной демократии». Эта теория, сопряженная с идеологией постмодернизма, отвечала основной концепции номадизма в западном ее понимании. Атомизация личности, а, следовательно, и капитала утверждалась как единственно возможный путь существования в условиях глобализации. В политологии стали преобладать методы управления, изложенные английским писателем Джорджем Оруэллом, который в романе-антиутопии «1984» изобразил будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью.

 Иван Кузьмич принялся рассматривать свой синяк, тщетно пытаясь найти пресловутые шестерки. Тем более очки, остались где-то в одежде. Зашла медсестра, он попросил ее взглянуть на синяк:
 - Вы ничего не видите?». Она поняла его по-своему.
 - Вижу, а что я могла сделать, если у Вас все вены слиплись.
 - Нет, я понимаю. Но там никаких цифр Вы не видите? 
 Она, молча на него, посмотрела и, попятившись, выскочила из палаты. Через некоторое время пришел врач. Смерил давление, посмотрел глаза и строго сказал: - Покажите язык. - Зачем ему мой язык, - подумал Иван Кузьмич, но тут же осекся. - Быть может как раз-то у меня  цифры на языке? Врач, вероятно, ничего предосудительно не обнаружив, успокоил: - Пройдет, -  и добавил,-  Может быть, у Вас сотрясение было.
 - Может быть,- согласился Иван Кузьмич.
 - Отец, а что ты всю ночь твердил: «Мы пороли, мы пороли», раздался их угла знакомый уже голос.
 - Mi parolis per esperanta.
 - Вот, вот, аспирантку,- обрадовался голос.
 - Я говорю на эсперанто, это язык искусственный такой есть.
 - Ну вот, - разочарованно произнес голос и замолк.

 Иван Кузьмич стал припоминать свой сон, который теперь таковым ему не казался. Надо попросить, чтобы очки принесли. До него только сейчас дошло, что он не видел уже столько дней ни жены, ни сыновей. И стало совестно, почему он о них ни разу не вспомнил, может быть и они обо мне забыли, как-то отстраненно подумал он. После смерти родителей и братьев у него никого не осталось на этом свете, кому бы он мог пожаловаться, поплакаться на жизненные невзгоды. Жене его Татьяне Михайловне, после того как она занялась коммерцией – распространением БАДов - биологически активных добавок не до него, она и ему эти добавки продает по клиентской, а не дистрибьютерской цене. И каждый вечер по телефону идут переговоры с клиентами. Она и Ивана Кузьмича постепенно стала рассматривать как клиента, который должен платить за все сполна и с коэффициентом и все чаще стала говорить о разводе и применять манеру одной из героинь романа Достоевского «Бесы», который, конечно, не читала. Пифагор для своих учеников придумал испытание молчанием в течение пяти лет. Наивный человек, молчать самому проще простого, вот когда с тобой не говорят - это изощренная пытка.

 Манера Юлии Михайловны, жены губернатора состояла в презрительном молчании, на час, на два, на сутки, и чуть ли не на трое суток, - в молчании во что бы ни стало, что бы он там ни говорил, что бы ни делал, даже если бы полез в окошко броситься из третьего этажа, - манера нестерпимая для чувствительного человека!
 Иван Кузьмич был уверен, что человечество так и не нашло более или менее действенного рецепта семейных отношений. Достоевский, Толстой, Чехов только констатировали неблагополучие в семьях своих героев, но указать причины так и не смогли. Человек научился выстраивать отношения в трудовых коллективах и даже в межгосударственных отношениях, но только не в семье. А ведь начало напастей, депрессий, трагедий в семье, в неумении построить отношения между мужчиной и  женщиной.

 Благополучие семьи зависит от женщины как хранительницы домашнего очага. Об этом все знают, но не у всех это получается. И дело вовсе не в величине ее мозга как некоторые думают. Дело в подсознательных навыках. Если девочка с детских лет видит уважительное отношение к отцу со стороны матери, то будет воспринимать это как должное. Но если мать рассматривает отношения с мужем как товарно-денежные отношения, то в подсознании так и отложится этот стереотип: «Я была такая юная, свежая, а ты как замшелый пятак или арбуз с засыхающим корешком и поэтому за все, вплоть до секса теперь должен платить и ничего не  получать в замен». Еще хуже, когда будущая жена выросла в семье, где отец выпивает или по каким-то другим причинам утрачивает свою роль главы семьи. Здесь будет наглядный пример, как об него вытирают ноги. И даже если время от времени он вспоминает о своем мужском достоинстве, буйствует, а потом все опять становится на свои места и жена сполна восполнить свое временное отступление. Но самый худший вариант иметь жену из неполной семьи, когда девочка выросла рядом с разведенной матерью. Воспоминания о нем как о подлеце – самый лучший вариант. Женщины, выросшие в неблагополучных семьях охотнее идут на скандалы и разводы.  Понимание своей роли  в семье всегда будет ущербным, если еще в школе на уроках культуры и этики семейных отношений ребенку не объяснят требуемые ролевые обязанности в процессе его взросления.

 Младший сын, например, неплохо учится, занимается спортом и даже стал чемпионом универсиады, но после тренировок, он часами  говорит по телефону и ему нет дела  до семейных проблем. Рядом у него лежит «сотка», по которой он узнает, кто звонит и для нужного человека может прервать разговор. Иван  сразу же не взлюбил «сотки», которые распространяются с неимоверной скоростью, самое страшное, что большая часть разговоров бестолково не нужные. По улицам ходят люди, что-то постоянно говорящие. Его особенно раздражает, когда во время лекции раздается трезвон и студентка начинает доказывать, что ей жизненно необходимо поговорить именно сейчас. Исследователи утверждают, что молодежь компьютерного-сотового поколения имеет фрагментарное мышление и совершенно не владеет письменной речью, сленг состоит из набора русско-английских полуслов, скорее междометий.
 Старший сын постоянно занят в Интернете. Окончил он университет по новой специальности «биотехнология», но оказалось, что бакалавры биотехнологии ни одному предприятию не нужны. Сын хорошо знал компьютер и занялся дизайном  под названием рендеринг – украшает здания, создавая иллюзию реальности. Но проблема возникла там, где ее никто не ждал. Многочасовое ежедневное пребывание в Интернете, общение с неведомыми виртуальными людьми явилось причиной какой-то неведомой ранее потребности в виртуальном общении, которое завсегдатаи Интернета называют  Вавилонским  чатом (трепом).

 И действительно, в Гайдпарке мало, кто друг друга понимает. Разница в возрасте, в образовании, в культуре, в знании языков – все перемешалось, вот-вот рухнет башня, но это не башня – это скорее какая-то гигантская воронка засасывающая, а затем выбрасывающая опустошенного, ничего уже не понимающего и не интересующегося реальной жизнью человека. Его снова и снова, как наркомана, тянет подслушать чей-то разговор, посмеяться над плоскими шутками и скабрезными анекдотами. Как-то сын вечером вышел погулять с собакой и пришел весь измазанный землей, травой и  кровью. Где-то запнулся  и упал в  канаву, потерял очки. Теперь не любит выходить по вечерам с собакой. Ему спокойнее в виртуальном мире. Да и исправность компьютера его волнует больше, чем состояние здоровья родителей и брата.

 Иван Кузьмич спохватился, что не спросил о том, кто проводит его занятия и чем кончилась тяжба старшего диспетчера с начальником компьютерной службы. Дина, дочь старшего диспетчера сдавала экзамен по философии компьютеру. Девушка особыми способностями не отличается и оказалась среди троечников. Дина рыдала, якобы оператор неверно ей сказала, что после ввода ответа следует нажимать на клавишу «штифт», а не «ентер», поэтому она мало набрала баллов. Иван Кузьмич понимал, но помочь ничем не мог, так как начальник еще до конца экзамена уехал на поминки (поминки – это святое). Вечером диспетчер позвонила Ивану Кузьмичу, который лежал в постели с горчичником на груди и разразилась обвинительной тирадой в адрес оператора, который недоучка, в адрес начальника, которому поминки важнее работы. Досталось и Ивану Кузьмичу, почему они преподаватели молчат о безобразиях в компьютерном отделе. Иван Кузьмич порывался объяснить, но напрасно, его не слышали на том конце провода. Он хотел сказать, что не менее бестолковые работники и у нее в отделе. Не так давно ее диспетчер поставила в расписание занятия, пришедших с практики студентов, а Ивана Кузьмич не предупредила. И как раз на его первое занятие выпала проверка  и «мент» зафиксировал срыв, хотя после телефонного звонка Иван Кузьмич успел прибежать и провести эту лекцию третьей парой, но выговор за срыв так и остался в приказе по университету.

 Иван Кузьмич удивился, что его абсолютно не волнуют ни занятия, ни выговор, ни многое другое, что еще недавно казалось важным и необходимым. Может это и есть чувство абсурдности, о котором писал Камю, что оно поджидает на каждом углу, неуловимое в своей скорбной наготе, в тусклом свете бытовой атмосферы. А внимания заслуживает вот эта самая неуловимость бытия, отсутствие  метафизической свободы, о которой собственно ни у кого нет ясного представления. Человек религиозный не свободен, потому, что его свобода воли зависит от могущественного бога, а если человек свободен и несет ответственность за свои поступки, то бог не всемогущ. Остается только такое понятие свободы, которым располагает узник или индивид-атеист в системе государства.

 Камю, как и Гегель, ограничивает проблему свободы сферой сознания: «Единственно доступная моему познанию свобода есть свобода ума и действия». Он приходит к выводу, что если смерть является единственной реальностью, то свободы без вечности в полном смысле слова быть не может. Свободным, по Камю, может быть только человек абсурдный, который является противоположностью человека смиренного. Вселенная абсурдного человека – это вселенная льда и пламени, столь же прозрачная, сколь и ограниченная, где нет ничего возможного, но все дано. В конце его ждет крушение и небытие. Решиться жить в такой вселенной может только осознавший тщетность бытия и не сумевший покончить жизнь самоубийством. Из этой решимости он черпает силы, отсюда его отказ от надежды и упорство в жизни без утешения. Но что значит жить в такой вселенной? Камю отвечает: Ничего, кроме безразличия к будущему и желание исчерпать все, что дано. Если вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение, то вера в абсурд, по определению, учит прямо противоположному. Экзистенциальная свобода образа жизни имеет не аксиологический, а только количественный критерий. Например, вера в абсурд заменяет качество переживаний их количеством.

 Абсурдный человек живет без бога, но готов принять навязанную ему свыше мораль. Поэтому  моральные учения и  имморализм служат только для оправдания других, так как самому ему не в чем оправдываться. Тем не менее, предположение Ивана Карамазова, что «все дозволено, если бога нет» не его принцип. «Все дозволено» не означает, что ничто не запрещено. Для него существует ответственность, но не существует вины.
 Иван Кузьмич подумал, когда Ельцин в Казани заявил: «Возьмите суверенитета столько, сколько проглотите», он проявил себя как типичный  абсурдный человек. Его пример подтверждается вывод Камю, что единственная истина, которая могла бы показаться поучительной, не имеет формального характера: она воплощается и раскрывается в конкретных людях. Другое дело, если бы эту фразу сказал охранник Ельцина, а не президент, то она бы не имела таких последствий во времени. В свое время Гете прозорливо заметил: «Поле моей деятельности – это время».

 Ивана Кузьмича поразила догадка тождественности разных во времени людей: Ельцин и Кириллов, герой романа Достоевского «Бесы» - сторонник логического самоубийства. В школьные годы, да и студенческие, будущий инженер Ельцин романа «Бесы» Ф.М.Достоевского, конечно, не читал, отдельные места романа пришлось прочитать, когда стал секретарем обкома партии, но в первый же день третьего тысячелетия от рождения Иисуса Христа обнаружил, что некуда девать свободное время. Решил, что будет читать. В книжном шкафу на глаза попалось собрание сочинений Достоевского.

 Он наугад протянул руку к седьмому тому. Эпиграф романа – стихи Пушкина ему показались знакомыми: «В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам». Он полистал книгу, вдруг взгляд запнулся о жгучие слова Шатова, словно обращенные к нему:
 - Вы атеист? Теперь атеист?
 - Да.
 - А тогда?
 - Точно так же, как и тогда. Это был  диалог Шатова и Ставрогина.
 - Вы помните выражение ваше: «Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестает быть русским», помните это?
 - Да? – как бы переспросил Николай Всеволодович.
 - Вы спрашиваете? Вы забыли? А между тем это одно из самых точнейших указаний на одну из самых главнейших особенностей  русского духа, вами угаданную. Не могли вы этого забыть?
 Ельцин вспомнил, что сюжет романа «Бесы» Достоевского связан с реальными событиями, когда организатор тайного общества «Народная расправа» Нечаев в 1869 году в Москве убил по подозрению в предательстве студента Иванова – прообраз Шатова и скрылся за границей.
 - Я напомню вам больше, - вы сказали тогда же: «Не православный не может быть русским».
 - Я полагаю, что это славянофильская мысль.
 - Нет; нынешние славянофилы от нее откажутся. Нынче народ поумнел. Но вы еще дальше шли: вы веровали, что римский католицизм уже не есть христианство; вы утверждали, что Рим провозгласил Христа, поддавшегося на третье дьявольское искушение, и что, возвестив всему свету, что Христос без царства земного на земле устоять не может, католичество тем самым провозгласило антихриста и тем погубило весь западный мир. Вы именно указывали, что если мучается Франция, то единственно по вине католичества, ибо отвергла смрадного бога римского, а нового не сыскала.
 - Если б я веровал, то, без сомнения, повторил бы это и теперь; я не лгал, говоря как верующий.
 - Если бы веровали? – вскричал Шатов. – Но не вы ли говорили мне, что если бы математически доказали вам, что истина вне Христа, то вы бы согласились лучше остаться со Христом, нежели с истиной?

 Бывший инженер Ельцин в театре абсурда как и инженер Кириллов принимает рассуждение Достоевского из «Дневника писателя» о том, что он чувствует – бог необходим, а потому должен быть. Но он знает, что его нет и быть не может. «Неужели ты не понимаешь, - восклицает Кириллов, - что из-за этого только одного можно застрелить себя?» Камю бесстрастно констатирует, что такая установка влечет за собой несколько абсурдных следствий. Ельцин с безразличием понимал, его смерть будет использована в целях, которые он презирает: «Я определил в эту ночь, что мне все равно». Он готовился к своему уходу со смешанным чувством бунта и свободы. Я ухожу «чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою». Ельцин, видимо, и сам понимал, что и уход с поста президента, и уход из жизни – это проявление бунта. Но бунта с глубоким подтекстом абсурдной логики возомнившего себя человекобогом. Так же как Кириллов, Ельцин занимается зарядкой, поддерживает здоровье. Он ребячлив и гневлив, страстен, методичен и чувствителен. Камю отмечает, что у Кириллова от сверхчеловека у него только логика, только навязчивая идея; от человека – весь остальной набор чувств. Однако он спокойно говорит о своей божественности.

 В конце концов, Ельцину, как инженеру Кириллову и Ницше, стало ясно, что убить бога, значит, самому стать богом, для того чтобы на этой земле реализовать жизнь вечную. Со строительством коммунистического  рая, в который он, безусловно, своим абсурдным чувством веровал, не получилось. Он мог бы повторить вслед за Кирилловым: «Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего – Своеволие!» Поездка в Вифлеем еще более его укрепила в мессианской избранности его конца. Родина Иисуса Христа находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит в плодородной местности, на двух холмах, склоны которых изобилуют виноградниками, а у подошвы тянутся хорошо обрабатываемые хлебные поля. От этого плодородия, вероятно, происходит и самое его название, означающее по-еврейски «дом хлеба», теперь называется Бейт-Лахм (дом мяса). В пещере, в которой родился Иисус, в пол вделана серебряная звезда; кругом звезды латинская надпись гласит: Hie de Virgine Maria Jesus Christus natus est («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»).

 Ельцин понимал, что именно Кириллов помогает ему Ельцину лучше себя понять. Можно даже подумать, будто он озабочен тем, чтобы провести различие между собой и Христом. Но на деле речь идет о присвоении роли Христа. Кириллов вообразил, что после смерти Иисус не обрел рая.
 - Я обязан неверие заявить, - шагал по комнате Кириллов. – Для меня нет выше идеи, что бога нет. За меня человеческая история. Человек только и делал, что выдумывал бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор. Я один во всемирной истории не захотел первый раз выдумывать бога. Пусть узнают раз и навсегда.
 - Кому узнавать –то?
 - Всем узнавать; все узнают. Ничего нет тайного, что бы не сделалось явным. Вот Он сказал.
 - В Него-то, стало быть, все еще веруете и лампадку зажгли; уж не на «всякий ли случай»? Ельцин подумал: «А я ведь тоже свечки ставлю, а Наинна заставляет еще и креститься».
 - В кого? В Него? Слушай, - остановился Кириллов, неподвижным, исступленным взглядом смотря пред собой. – Слушай большую идею: был на земле один день, и в средине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: «Будешь сегодня со мною в раю». Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: этот человек  был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека – одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Ему такого же, и никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого же никогда. А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое не пожалели, а заставили и его жить среди лжи и умереть за ложь, то стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?

 До конца своих дней Ельцин слово в слово помнил, что он говорил в последние минуты своего президентства: «Я хочу попросить прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного, тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее». Он знал, что муки Иисуса на кресте оказались бесполезными. «Законы природы заставили и его жить среди лжи и умереть за ложь». Подобно Иисусу, каждый может быть распят и обманут и, в какой-то мере это происходит с каждым. Злая судьба показала ему рожу с высунутым языком. Все, что он затевал, получалось наоборот. Он хотел сделать богатыми всех, а обогатил немногих прохиндеев. Он думал, что поручил экономику молодым реформаторам, а это были прожженные махинаторы. Он думал, что дает свободу, а выпустил джина разнузданной вседозволенности и беспредела. Из него не получился Мессия. Люди, окружавшие его, оказались не апостолами, а исполнителями дьявольской миссии. Они жадно и торопливо занимались личной карьерой и обогащением. Он надеялся обмануть судьбу, но прав был Кьеркегор, который писал, что «грех – есть обморок свободы». Праведность греховными действиями не установишь. Грех порождает грех.

 Пронзительный по своей трагичности образ Эдипа у Софокла произносит священные для каждого человека слова: «Я думаю, что все хорошо». Но нельзя забывать, что древнегреческий бог света, упоминающийся в Энеиде – Люцифер. Эти слова раздаются всякий раз в суровой и конечной вселенной человека. Они учат, что это не все, еще не все исчерпано. Всякий раз они ставят человека перед выбором. Свобода или цензура, гордыня или познание. Античная мудрость соединяется Достоевским с современным героизмом абсурдной победы в образе Кириллова, который твердит, что страх есть проклятие человека: «Но я заявляю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей».

 Каким спасителем оказался Ельцин? Патриарх Алексий II отказался участвовать в его отпевании, сославшись на состояние своего здоровья. Надгробным памятником Ельцину будут ценности, которые воспроизводят его единомышленники. Б.Немцов: «Он считал, что свобода лучше цензуры, он считал, что частная инициатива лучше, чем замшелая бюрократия»; Е.Гайдар: «Он был поразительно талантливым политиком и он конвертировал этот политический талант не в то, чтобы установить режим семьи Ельцина на всю жизнь»; Г.Сатаров: «У него было свое представление о миссии, и власть он рассматривал как инструмент для выполнения этой миссии». Как пишет его бывший пресс-секретарь В.Костиков: «У него не было собственной идеологии. Свою идеологию он заимствовал у друзей-демократов».

 Проницательный А.Солженицын отметил, что на рубеже третьего тысячелетия Россия избрала самый тяжелый, самый искривленный путь обновления. И человек, который повел страну по этому пути, не имел ни путеводной звезды, ни ясного плана. Судьба Эдипа предрешена богами, судьба Кириллова предрешена его абсурдным чувством. «Но если необходимость подобной судьбы, - пишет Камю, -  доказывается в нашей повседневной жизни, в рамках общества, государства, знакомых нам человеческих чувств, то ужас становится священным».  Думал ли об этом Ельцин, вряд ли кто узнает, но зачем-то в Вифлеем он ездил. Сакрализация собственного миропонимания или попытка мифологизации своей персоны, или какая-то еще уловка, но до последних дней его не покидала надежда на иной исход, у него был выбор, но он остался одинок и нет ему оправдания.

 Иван Кузьмич пытался понять если «существование человека», как утверждают экзистенциалисты, «предшествует сущности», то почему у них все заканчивается квиентизмом отчаяния. Основатель квиентизма испанский священник Молинос утверждал, что душа, примирившаяся со всеми страданиями отрешившись от мира, полностью погружается в божественную любовь.  Квиентизм – это синоним пассивности, безразличия к добру и злу, к раю и аду, а Сартр, напротив, утверждает, что человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Правда, такая установка может показаться жестокой для тех, кто не преуспел в жизни. Всякие мечтания, прожекты и надежды – это только обманчивый сон. Есть только субъективная реальность тебя самого. Быть может, прав был студент Шатов у Достоевского в «Бесах», утверждавший, что разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли роль второстепенную; так и будут исполнять до конца веков. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро. Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы и тогда само различие между злом и добром начинают стираться и исчезать.

 …Истинный великий народ никогда не может примириться  со второстепенной ролью… Но истина одна, а стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного… Единый народ-«богоносец» - это русский народ…
 Теория Шатова - Достоевского не нашла явной поддержки у современников писателя. Особенно резко об этой теории отозвался один из редакторов «Отечественных записок», народник Н.К.Михайловский, который обвинил Достоевского в шовинизме и бескрайнем нигилизме. Особенно решительно критик выступил против концепции единственного народа «богоносца». Свою статью Михайловский заканчивает обращением к писателю: «В вашем романе нет беса национального богатства, беса самого распространенного и менее всякого другого знающего границы добра и зла. Вы не за тех бесов ухватились. Бес служения народу – пусть он будет действительно бес, изгнанный из больного тела России,- жаждет в той или иной форме искупления, в этом именно его суть. Обойдите его лучше совсем, если вам бросаются в глаза только патологические его формы. Рисуйте действительно нераскаянных грешников, рисуйте фанатиков собственной персоны, фанатиков мысли для мысли, свободы для свободы, богатства для богатства».

 Почти во всем можно согласиться с критиком, но обвинять Достоевского в шовинизме - проповеди национального превосходства, по меньшей мере, не справедливо. Зная его, например, отношение к Чокану Валиханову. «Валиханов, - писал Достоевский, - премилый и презамечательный человек. Я его очень люблю и очень им интересуюсь». В своем письме к Валиханову Федор Михайлович писал: «Вы пишите так приветливо и ласково, что я как будто увидел вас снова перед собою. Вы пишите мне, что меня любите. А я вам объявляю без церемоний, что я в вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая и родного брата, не чувствовал такого влечения, как к вам». Мухтар Ауэзов  статью о Достоевском и Валиханове завершает словами: «Эта дружба – одно из прекрасных свидетельств исторической дружбы русского и казахского народов».

 Таблетки закончились, и Иван Кузьмич был отпущен домой с напутствием помалкивать о своем внутреннем голосе. В противном случае он будет лишен этой привилегии приобщения с вытекающими последствиями. Все вокруг вели себя так, словно ничего не случилось. Жена успела напомнить, что надо платить за обучение сына и сообщила, что ей совершенно не в чем ходить. А когда пришел в университет увидел у дверей того же аудитора, бывшего мента, как его все называли. Иван Кузьмич проскользнул в аудиторию, привычным жестом достал из внутреннего кармана вдвое сложенную ученическую тетрадь и произнес: - Записываем тему лекции, и тут что-то случилось, вдруг внутренний голос подсказал: Говори: «Философия клонирования в условиях становления идеологии оруэллизма». Иван Кузьмич послушно произносил слова, которые никогда не писал себе в конспект.