Ум - концептуальный взгляд

Даная Дан
Хорошо быть умным? Кто бы спорил? Все хотят быть умными. Никто не желает быть дураком. Но есть один нюанс и он, такая сволочь, портит всю малину. Не все умные. А что скрывается под термином ум? Вот от этого и начнем плясать.

Ум - познавательные и аналитические способности человека. Вот оно что! Ларчик приоткрылся. Копаем глубже - разбираем следующее, а именно, - что такое «познавательные способности», а это свойства интеллекта, которые обнаруживают себя при решении проблем (задач), или, с точки зрения простой модели функционирования интеллекта (структуры) позволяющей систематизировать текущие знания об интеллекте, - это особенности (свойства) взаимодействия кратковременной памяти, долговременной памяти и сознания в процессе решения задачи. Далее, еще более интересно, так как ментальные структуры состоят не только из познавательных способностей. Существуют конвергентные и дивергентные способности. Что же, разбираем дальше.

Конвергентная способность - показатель правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа при разрешении проблемы (задачи, ситуации). Следовательно, конвергентная способность характеризует эффективность взаимодействия кратковременной  памяти и долговременной памяти. Выделяют три свойства конвергентных способностей:

1. Уровневые свойства интеллекта - достигнутый уровень развития познавательный функций, а значит уровень насыщенности долговременной памяти познавательными моделями.
2. Комбинаторные свойства интеллекта - способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. Это свойство относится к деятельности долговременной памяти и связано с управлением сознания - дается характеристика отдельных объектов, объединение их в группы, отнесение объекта к категории.
3. Процессуальные свойства интеллекта - характеристика процессов переработки информации. Следовательно, это способность сознания воспринять шаги решения задач, которые кратковременная память извлекает из долговременной памяти и размещает перед видимым полем сознания.

Дивергентные способности (креативность) - умение порождать множество оригинальных идей. Или, другими словами, - способность активировать познавательные модели. К креативности мышления относится: оригинальность (статистическая редкость), осмысленность, трансформация (степень преобразования исходного материала на основе преодоления конвенциональных ограничений), объединение (образование единства и связности элементов опыта, что позволяет выразить новую идею в концентрированной форме).

Чем дальше копаем, тем запутаннее становится. Не так прост оказался термин ум. Ларчик оказался с двойным дном, и это с учетом того, что мы не добрались до определения «аналитические способности» - что это такое и с чем его едят, узнаем - мы же любопытные - попробуем раскусить камушек и не набить оскомину. Рассуждаем дальше.

Аналитические способности - это способности выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации, строить целостный и дифференцированный образ проблемной ситуации. Вроде бы все просто. Ан, нет. Так как в основу этого термина ложится аналитическое мышление. А это штука посерьезнее, чем познавательная способность - является краеугольным камнем интеллекта или является критерием его. Ибо без аналитических способностей, нет и интеллектуальных способностей. Весь интеллект строится на базе аналитического мышления, И вот тут многие «сядут в лужу». Вникнуть в следующее - в предоставленную информацию - сможет лишь тот, кто обладает развитыми аналитическими способностями.

Аналитическое мышление - эмпирический конструкт, отражающий способность индивида к использованию логики в анализе информации и при принятии решений. Аналитическое мышление - компонент практического интеллекта - конструкта более высокого уровня в иерархии конструктов личности. Поведение индивида с выраженной способностью к аналитическому мышлению характеризуется следующими особенностями:

1. Склонность к разностороннему обсуждению теоретических концепций.
2. Готовность к разрешению сложных проблем.
3. Критичность, беспристрастность, следование логике в поведении.
4. Расчетливость, предусмотрительность и неторопливость в решениях и действиях.

Далее, если разбирать остальные понятия, как логика, анализ информации, теоретические концепции, придем к более удручающим заключениям. Но раз начали разбирать термин ум, разберем его до конца:

1, Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка, а также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, то и логика  может определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Поскольку логика, как наука, изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Из этого видим, что без логического мышления не может существовать и аналитическое мышление. Следуем далее и узнаем следующее, что логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

2. Анализ информации - это разложение (анализ) на составляющие и исследование сведений (информации) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом. Анализ - метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

3. Теоретические концепции - это системы взглядов на предмет. В познаниях концептуальной теории лежат знания множественных наук - как, с той или иной позиции (науки), одна теория рассматривается по разному.

Ларчик выпотрошен (может остались кой-какие закрома, но, как не представляющие для меня интереса, остались не просмотренными - не предложенной к вашему вниманию), и концептуальный взгляд на понятие, что такое ум, выложен. Определенный способ моего понимания (трактовки, восприятия) термина ум изложен в подробностях, без воды (лишней, ненужной информации), но, думаю, что концепция этого предмета для большинства останется непонятной. Ибо неумных куда больше, чем умных, а следовательно, только небольшая часть читателей сможет осмыслить всю изложенную информацию и прийти к такому же выводу, что и я: быть умным, это значит обладать развитым интеллектом, включающим в себя все перечисленные способности и свойства мышления. И разных электриков со средним образованием, с пеной у рта доказывающих, что такого понятия, как психическое здоровье, нет, а также баснописцев, способных только на сочинение «муры» про дур, дураков, ослов и ишаков, прошу не лезть в мое творчество. Оно выше вашего понимания. Ибо вы - неумны. Ваше творчество, в котором отсутствуют здравые мысли, и ваша неспособность логически рассуждать - дать логическое объяснение своим утверждениям, говорит о том, что ваши умственные способности ниже среднего. Это относится и к дамам, чье творчество (тонны макулатуры) относится к разряду усыпляющих (снотворных) текстов. Всем остальным - спасибо за внимание.


В статье использован материал (в мой обработке) взятый из энциклопедической литературы по философии и психологии.