Вторая экспедиция на Самро

Игорь Кондратьев
Вторую экспедицию на Самро я предпринял в начале сентября. Ехать пришлось одному. Целью второй экспедиции было уточнение высот местности на местах предполагаемого возведения плотины. Я заранее позаботился об оборудовании – навигаторе с функцией высотомера. Он пригодился мне на месте и для ориентации в лесу. В тот раз я решил зайти на открытый ранее проход в гряде с другой стороны, через д.Подлесье. Как выяснилось, поиск альтернативного подхода был вовсе не лишним. Изначально основным мотивом поиска новой дороги к уже открытому месту было желание обойтись без поездки по лесной дороге с глубокой колеёй, которая в отдельных местах была проблемой даже для «Нивы». Должен отметить, что колея выбранной во второй раз дороги оказалась ещё глубже и на намного более продолжительных участках. Проблема же заключалась в том, что к началу освоенной в прошлый раз лесной дороги можно было добраться, лишь объехав по просёлочным дорогам сорок километров, а тут оставалось около двух. Поэтому я решил попытать счастья здесь. В какой-то момент, забравшись уже далеко в лес, я понял, что шансы проехать между колей и не свалиться в них стали достаточно призрачными. Но и развернуться на этой дороге не было никакой возможности, а проехать между колей задним ходом было и вовсе не реально. На мою удачу, неподалёку обнаружились брошенные полусгнившие стволы когда-то спиленных деревьев. Я уложил ими самые опасные участки дороги и поехал дальше. Должен признаться, что без навигатора я вряд ли нашёл бы тот самый проход в гряде. Добравшись до него, я понял, что он не имеет ничего общего с открытым в прошлый раз местом. Никаких явно выраженных обрывов гряды не было. Был едва заметный уклон. Сам проход оказался напрочь заросшим молодой порослью деревьев, отчего стал практически непроходим. Пришлось искать подход в обход, по краю болота. Проблуждав по болоту, я вышел на искомый участок. Он оказался на редкость ровным, и его высота нигде не опускалась ниже 69 м. Т.о. если бы строители дамбы решили поднимать уровень озера не на 4,5 м., а на 3,5 м., то в этом месте и вовсе не пришлось бы ничего строить. Обследовав интересовавший меня участок, я решил возвращаться другим путём: сначала по гряде, затем - по болоту. При движении по гряде всё было замечательно. Дойдя же до места схода отрога гряды в болото, началось что-то странное. Сначала я увидел, что, согласно показаниям навигатора, почему-то иду в противоположном нужному мне направлению. Я развернулся и пошёл назад. Через короткое время навигатор показал мне, что я снова иду не туда. Я неоднократно менял направления, следуя показаниям навигатора, после чего у меня возникли сомнения в его исправности. Я достал обыкновенный компас, но и с ним ситуация повторилась. Продолжая блуждать, я обратил внимание на то, что всё время возвращаюсь к месту, где два отрога гряды сходят в болото. Между ними зияла странная чёрного цвета промоина диаметром метров в пять. Тогда я достал бумажную карту, сориентировался по ней, исходя из соображений здравого смысла, и пошёл, не глядя более ни на навигатор, ни на компас. Отойдя метров сто, я снова начал обращать внимание на показания навигатора. Как ни удивительно, но они вновь стали последовательными, и скоро я вышел к оставленной в лесу машине. Вероятно, эта промоина в болоте содержит железную руду, которая и путала навигатор. Возможно, это и есть та самая «пасть Хийси», в которую упал Ильмаринен, и где он поставил свою кузницу. К тому же в этом месте достаточно крутой спуск отрога гряды: и на текст рун похоже, и железная руда для развёртываемой им кузницы.
Выбравшись по этой жуткой лесной дороге на просёлочную, я решил обследовать и главное место предполагаемого древнего строительства – пересечение мостом реки Самры недалеко от её истока. Доехав до д. Поречье и свернув налево, я оказался на дороге, ведущей в д. Велетово. Дорога была на несколько метров поднята над уровнем окружающей местности. Добравшись до моста через р. Самру, я остановился и принялся изучать ландшафт. Уровень дороги на мосту через р. Самру был выше уреза воды в реке приблизительно на 2,5 м. От реки в сторону д. Велетово уровень дороги за первые 50 м. повысился на 1м., далее почти стабилизировавшись. Уровень лугов, расположенных в сторону озера Самро, был примерно на 1 м. ниже. Т.о. если бы строители дамбы решили ограничиться подъёмом уровня в озере Самро лишь на 2,5 м., то в сторону Велетово было бы достаточно свай на протяжении всего 50 м. Кратчайший вариант периметра для замыкания вод оз. Самро пролегал бы от нынешнего моста к д. Козья Гора. К сожалению, я не промерил высоты на этом участке возможной плотины. Но карта говорит о том, что через 300 м. от моста высота местности повышается до 70 м. Т.о. даже если высоты  местности повышаются резко, общая протяжённость вбиваемых свай для повышения уровня озера на 2,5 м. не превышала бы 350 м.
Примерно через 500 м. от моста в сторону д.Велетово высота лугов поднимается до уровня дороги. Т.е. там высота местности превышает нынешний уровень воды в озере примерно на 3,5 м. Следовательно, общая протяжённость осваивания, необходимого для подъёма уровня воды в озере Самро на 3,5 м. не превышала бы 800 м.
Т.о. у древних строителей плотины был выбор масштаба решения задачи, исходя из имеющихся возможностей.
Они могли поднять уровень озера на 4,5 м., что потребовало бы осваивания 2250 м. (вбивания 7500 свай), либо на 3,5 м, что потребовало бы осваивания 800 м. (вбивания 2667 свай), либо на 2,5 м, что потребовало бы осваивания 350 м. (вбивания 1167 свай).
Понемногу смеркалось, и я был вынужден прервать свои полевые исследования, оставив на долю будущих экспедиций новые открытия. Впереди были почти две сотни километров пути, а с утра – на работу.