Как строили главный храм Волынской губернии

Борис Дубман
       Спасо-Преображенский кафедральный собор в Житомире построили рядом с местом, где была униатская церковь XVIII века. Она находилась в промежутке между нынешней улицей Победы и нынешним собором. Сама церковь была каменная, а колокольня деревянная. В 1794 церковь стала православной. Назвали ее «Соборная церковь Преображенiя Господня». В 1844 году Император Николай I утвердил план реконструкции этой церкви с надстройкой пяти куполов в византийском стиле и пристройкой колокольни. Реконструкцию начали в 1851 году, а 13 июня 1853 года в два часа ночи новая колокольня внезапно рухнула, частично разрушив стены церкви. От реконструкции пришлось отказаться, и руины старой церкви разобрали.

       Проект нового собора разработал академик архитектуры Карл Карлович Рахау и профессор архитектуры Эрнест Иванович Жибер с участием известного петербургского архитектора Владимира Шаламова. Собор запроектировали трехнефным, пятикупольным с шатрообразными завершениями в византийском стиле с характерными чертами древнерусской архитектуры. В плане храм решен в форме креста с двойными внутри храма рядами гранитных колонн, обложенных у основания шлифованными плитами из лабрадорита и такими же поясками и карнизом. Высота колокольни 59,8 метра. В соборе три престола: Преображения Господня, Святого равноапостольного князя Владимира и Святого великого князя Александра Невского. Собор рассчитан на 3000 богомольцев. Стены из кирпича. Под полом три обогревательные печи Кролевской системы. Большое внимание было уделено решению интерьеров, в которых заложена идея показа минеральных богатств Житомирщины: граниты из карьеров сел Крошня и Тригорье, а лабрадорит из местечка Горошки.

       17 апреля1866 года произошло торжественная закладка первого камня фундамента будущего собора. Главным подрядчиком на строительстве кафедрального собора был житомирский купец первой гильдии Киприян Авраамович Ляшков. На его заводах изготовлялся кирпич высокого качества для кладки стен. За успешное завершение строительства собора ему указом императора будет присвоен личный статус дворянина, а также он будет избран житомирским городским головой, и пребудет на этой должности с 1876 до 1883 года.

       На этот раз в строительстве принимали участие специалисты, которые строили Исаакиевский соборе в Санкт-Петербурге  и храм Христа-Спасителя в Москве. Авторский надзор в период строительства вели авторы проекта Карл Рахау и Эрнест Жибер. По инициативе волынского губернатора в 1866 году была создана специальная комиссия для технического контроля за ходом строительства собора и обследования состояния его конструкций во главе с инженер-полковником Оттобальдом Андреевичем Глазером (дедушка известного поэта и художника Максимилиана Волошина). В состав комиссии вошли также инженеры Грошев, Авринский и Людвиг. Комиссия пришла к выводу о необходимости заглубления фундамента собора на один аршин (около 0,7 метра) для выравнивания глубины заложения нового фундамента с примыкающим старым, что и было сделано.

       9 октября 1869 года закончили кладку стен собора. На четырехъярусной колокольне 26 сентября 1871 года повесили колокола. Главный колокол весил 515 пудов и 8 фунтов (8 тонн 449 кг), а все девять колоколов с языками весили 1017 пудов. Их звон был слышен на расстоянии до двадцати километров. Эти колокола не сохранились. Их скинули большевики в начале 1930-х годов. Теперь новый главный колокол весит 46 пудов (около 750 кг). Кресты на колокольне и куполах собора установил в мае 1873 года почетный гражданин Житомира и потомственный строитель Александр Никитич Король (жил он в переулке Короля – ныне Красный переулок в районе Хмельников). Иконостас сделал из дуба мастер А. Мурашко по эскизам архитектора Шаламова. Художественное настенное оформление и иконы принадлежат кисти академика художеств Михаила Васильева.

       Преподаватель Волынской духовной семинарии Николай Иванович Теодорович в книге "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии", изданной в 1888 году, описал как происходило освящение собора: «30 августа 1874 г. совершено покойнымъ ныне архiепископомъ Волынскимъ Агафангеломъ освященiе главнаго престола въ честь Преображенiя Господня, въ присутствiи местнаго Генералъ-Губернатора кн. Дондукова-Корсакова, губернатора Грессера, профес. архит. Жибера, архит. Шаламова. На другой день имъ же освященъ правый приделъ. А освященiе леваго придела совершилъ 1 сентября того же года б. еп. Острожскiй, викарiй Волынскiй Iустинъ».

       Еще во время строительства собора, в 1867 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади для создания вокруг строящегося собора городского сада. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Сад был заложен в 1886 году житомирским полицмейстером Титом Иовлевичем Вержбицким. Завершили благоустройство территории собора в 1877 году устройством железной решетчатой ограды.

       Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор – один из крупнейших православных храмов на Украине, памятник архитектуры государственного значения и один из символов города Житомира.

Борис Дубман
Сентябрь 2011

P.S. Из книги "Житомирський Спасо-Преображенський кафедральний собор", изданной в 2013 году: «За спргадами вже покійного Павла Евгановича Галаневича, сина священика, 1921 року народження, "коли скидали дзвони, була зима, стояв мороз. Та сотні віруючих стояли навколішки довкола собору, оплакуючи кожний звін, що падав у кучугури снігу"».


Иллюстрации:
Первая слева — Строящийся Преображенский собор. Фотография 1871 года, автор неизвестен.
Вторая — Преображенский кафедральный собор. Фотография на почтовой открытке начала ХХ века.
Третья — Современный вид собора. Фото 2010 года, автор– Анна Голтвянская.